- Преподавателю
- Начальные классы
- Хлеб да каша - пища наша
Хлеб да каша - пища наша
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дусакова А.Г. |
Дата | 11.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Разработка занятия по правильному питанию
Цель: расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;
сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов,
получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;
расширить представление детей о традиционных народных блюдах,
приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием;
способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов. Ход занятия:
- Вхождение в урок.
(На слайде изображение пшеничного поля, дети стоят возле) - Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу). - Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия. (Дети садятся) - Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? Оно как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.
- Выведение темы и цели занятия.
ПОВТОРИТЬ…(какие бывают
хлебобулочные продукты, виды каш…) ПОМНИТЬ! (о том, что нужно бережно относиться к хлебу) Что хотели бы узнать, что необходимо повторить, о чём нужно помнить.
- Работа по теме урока.
Страничка «Хлеб - всему голова».
- Актуализация знаний.
- Аукцион «Хлебобулочные изделия».
Исполнение песни «Каравай - каравай» 6. Изготовление символа благополучия - «Хлебного дерева». В наши дни лепка из солёного теста стала очень популярным занятием. И это неудивительно. Лепить из солёного теста - большое удовольствие и радость. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме,- символ богатства и благополучия. И хлеб с солью всегда будут на столе. Я предлагаю изготовить «Хлебное дерево» - символ благополучия, ваша задача - вылепить всевозможные хлебобулочные изделия. // Пусть же это дерево каждому принесёт добро, радость и благополучие. 7. Микрообобщение. - Как нужно относиться к хлебу? - Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других. Ученица: Каравай земли и неба На твоём столе - Ничего сильнее хлеба Нету на земле. В каждом маленьком кусочке Хлебные поля, А на каждом колосочке Держится земля. В малом зёрнышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И растёт под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина, бессмертный Хлебный колосок!
Страничка «Праматерь хлеба».
- Рассказ учителя.
- Сценка «Каша из топора».
(Входят Солдат и Старуха.) Ведущий: Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке… Солдат: Здравствуй, Божья старушка! Дай мне чего-нибудь поесть. Старуха: Вон там на гвоздике повесь. Солдат: Аль ты совсем глуха, что не чуешь? Старуха: Где хошь, там и заночуешь. Солдат: Глухая! Подавай на стол! Старуха: Да нечего, родимый! Солдат: Свари кашицу! Старуха: Да не из чего, родимый! Солдат: Давай топор, я из топора сварю. (Старуха несёт топор. Дальше Солдат и старуха делают всё, о чём говорит ведущий.) Ведущий: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует… Солдат: Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать. (Старуха, вздыхая, достаёт крупу, даёт Солдату.) Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует. Старуха: Готова ли? Солдат: Совсем готова была, да только маслом сдобрить. (Старуха, поколебавшись, достаёт масло, подаёт его Солдату.) Солдат: Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки неси - станем кашицу есть! (Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка.) Старуха (смакуя кашу): Служивый, а когда ж топор будет есть? Солдат: Да вишь, не уварился он ещё, потом доварю да позавтракаю. (Встаёт.) Ну, будь здорова, хозяйка. (Берёт топор, кланяется Старухе, уходит.) (Старуха встаёт вслед за Солдатом, провожает его, качая головой.) Ведущий: Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унёс. - А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором? (Ребята называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара: перловая, рисовая, гороховая). Любую кашу можно сварить на воде. - Какие каши ещё известны? - Самые «старшие» среди каш - пшеничная, перловая и овсяная, человек ест их уже 9 тысяч лет. Рисовую кашу - 5 тысяч лет; гречневую кашу - 4 тысячи лет. 3. Групповая работа. - Названия каш вы знаете. А сможете ли назвать - какая каша из зёрен каких растений готовится? (Учитель показывает культурное растение, дети собирают пирамидку из кубиков в следующей последовательности: крупа, продукты, используемые для приготовления каши, название каши и добавки к каше) - Проверим, что у вас получилось. 4. Любимая каша. - Кто из вас любит кашу? Как показали результаты анкетирования, в нашем классе кашу не любит только 1 человек, самые любимые каши: рисовая - 6 человек, гречневая - 7 человек и манная - 11 человек. - Как кашу можно сделать вкусной? Какие добавки можно положить в кашу? - Без добавок любят кашу - 3 человека, а любимые добавки - масло, варенье, сахар и сухофрукты. - В какой приём пищи лучше употреблять каши? (На завтрак, т.к. они содержат необходимое количество питательных веществ. Каши легко усваиваются.) Кашу любят все. Любимой кашей Петра I была ячневая каша. А вы знаете, что это за каша? (Ячменная каша) Все мы с детства помним сказку Пушкина, в которой поп кормил своего работника Балду варёной полбой. Что же это такое? (Полбой на Руси называли особый вид пшеницы - с ломким колосом. Это каша их зёрен такой пшеницы.) - Кто из вас слышал о Гурьевской каше?
Гурьевская каша Казалось бы, что может быть проще манной каши. Достаточно вскипятить молоко, посолить, подсластить его, аккуратно засыпать манную крупу, и через несколько минут блюдо готово. Фантазия же и мастерство русских кулинаров позволили превратить это прозаичное кушанье в подлинный шедевр. Название каши связывают с именем графа Гурьва. Однажды графа Гурьева пригласили отобедать в гости. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав её, граф был настолько удивлён и растроган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр ещё никогда не ел. Граф выкупил крепостного повара и изобретатели каши Захара Кузьмина. Кого только не потчевал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей неподдельной восхищение. Постепенно эту кашу научились готовить за пределами России, и везде она называлась кашей гурьевской, имя же действительного её изобретателя, повара Захара Кузьмина, как это часто случается, забылось.
Рецепт гурьевской каши. ½ стакана манной крупы 2 стакана молока ½ ст. измельчённых грецких орехов 2 стол. ложки сахара 2 ст. ложки сливочного масла 2 яйца соль, ванилин по вкусу
Суворовская каша. -Кто из вас знает, кто такой Александр Васильевич Суворов? (Фельдмаршал, великий полководец) - 60 сражений провёл великий полководец и ни разу не потерпел поражения. - Как вы думаете, как связано имя этого выдающегося человека с темой сегодняшнего урока? - Прочитайте об этом на карточках и приготовьте ответ. - После одного из тяжёлых сражений, переходя Альпы - высочайшие и красивейшие горы Италии, у солдат его войска не оставалось сил и в довершении ко всему закончилось пропитание и старик командующий - а Суворову тогда исполнилось 70 лет - всю ночь не сомкнул глаз и принял решение: отобрать у солдат их собственные запасы, сложить все продукты в котлы и сварить кашу, какой чудной она бы не показалась. Каша получилась на удивление вкусной, и в народе её прозвали Суворовской. - Какую информацию узнали?
Рецепт Суворовской каши: лук репчатый - 6 шт. морковь - 2 шт. пшено - 4 ст. ложки перловая крупа - 4 ст. ложки горох - 4 ст. ложки растительное масло - 2 ст. ложки вода - 2 стакана соль - по вкусу 5. Игра «Продолжи пословицу». - Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе и каше. На красных карточках записано начало пословицы, на зелёных - продолжение. Одна группа читает начало пословицы, продолжение должна выбрать одна из оставшихся групп. Без хлеба - не будет и обеда. Если про кашу не забудешь - здоровым будешь. Гречневая каша - матушка наша. Без печки холодно - без хлеба голодно. Ржаной хлебушко - калачу дедушка. Хлеб ногами топтать - народу голодать. Покуда есть хлеб да вода - всё не беда. Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит. - Замечательно справились с заданием, а какие ещё знаете пословицы либо поговорки? Кашу маслом не испортишь. Плох обед, коли хлеба нет. Нет хлеба - нет обеда. Много снега - много хлеба. Хлеб на стол - и стол престол. Хлеб - всему голова. Всё приедается, а хлеб - нет. Сам кашу заварил, сам её и расхлёбывай. С ним каши не сваришь. Просо не посеешь, блин не испечёшь. 6. Итог занятия. - Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль:
- Я понял(а), что…..
- Я узнал(а), что…..
- Мне было интересно …..
- Теперь я буду …….
- К сожалению ……
- Я буду ……