Программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Культура добрососедства»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии:

  • С Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373).
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2015 г.» (постановление Правительства РФ от 5.10. 2010 г. № 795).
  • Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (от 12 мая 2011г. № 03-296).
  • Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.
  • Устав МБОУ «СОШ № 3».
  • В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ№ 3»
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран.На современном этапе развития общества в Автономной Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
  • воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
  • формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
  • формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;
  • приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» - интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа ивоспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении. Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал. Программа составлена она с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию. Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей. Учебно-воспитательные цели курса:
  • воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю - Крыму;
  • формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
  • воспитание толерантности как основного принципа демократии;
  • развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
Практические цели курса:
  • формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
  • знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
  • формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
  • приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
  • формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа. Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются: 1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий. 2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса. 3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона. 4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства. 5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках). 6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству. 7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры. 8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести. Особенностями данного курса являются:
  • его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
  • особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
  • адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
  • рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
  • изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
  • привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
  • приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
  • возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподаваниякурса «Культура добрососедства»:
  • единство изучения России и Крыма как субъекта России;
  • приоритетность воспитательных задач;
  • единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
  • опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
  • максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
  • использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
  • использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
Наполняемость группы - 15-20 человек. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.
  1. Общая характеристика курса «Культура добрососедства».
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы. Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы. Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями - носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом. При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. Содной стороны - раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой - показывается общность этих культур. Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни. Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации. В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим - мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность - помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие - это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья. В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения. Описание места предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Культура добрососедства» изучается с 1 по 4 класс по 1 академическому часу - 35-40 мин (33-34 ч. в год). Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 33-34 учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы.

Формы организации внеурочной деятельности В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный. В первом классе имеет место лишь вербальное оценивание. Формы его могут быть разнообразные. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте. Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации. Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых: - включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких, - переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному, - преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).
  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся должны знать:
  • названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
  • как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
  • 5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
  • 5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
  • 5-6 названий национальных блюд;
  • несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
  • «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
должны иметь представление:
  • об экологии, о роли природы в жизни человека;
  • об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
  • о ремеслах, мастерах Крыма;
  • о национальной одежде и кухне народов Крыма;
  • о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
  • о семейных святынях;
  • о ценностях, которые объединяют все народы;
должны уметь:
  • рассказать, как готовится его любимое блюдо;
  • одеть куклу в элементы национального костюма;
  • вести диалог с товарищами;
  • сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
  • с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
  • использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».

Тематическое планирование 3 класс

«Трудимся, учимся и отдыхаем»


Тема занятия

Содержание занятия

Требования к уровню подготовки

Кол-во

часов

Дата


Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем»

1

03.09

Географическая среда (6 часов)

Особенности климата и ландшафта Крыма. Основные факторы, определяющие климат Крыма: географическое положение, рельеф, море. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия своего региона. Иметь представление о климате своего региона и его влиянии на виды хозяйственной деятельности человека

1

10.09

Крымский ландшафт Своеобразие крымского ландшафта: степь, равнина, предгорье, море, горы - и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в своем регионе Иметь представление о ландшафте Крыма своего региона

1

17.09

Охрана природы Крыма Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным.

1

01.10 5-6 Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.). Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека

2

08.1015.10

7 Целебный воздух гор. Горные туристические маршруты. Заочное путешествие по Черному и Азовскому морям, по горным туристическим маршрутам Знать значение минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека.

1

22.10

История (4 часов) 8 Тренинги: «Автобиография по эпохам». «Представь себя другим». «Воспоминания детства» Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры Иметь представление о народах, живущих в Крыму. Самые многочисленные этносы Крыма: армяне, азербайджанцы, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки, русские, татары, украинцы.

1

05.11 9 Профессии наших родителей. Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение Знать и уметь рассказать о том, где работают наши родители.

1

12.11

10

11 Как раньше учились дети в Крыму. Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители

2

19.11

26.11

Традиционная и современная культура (12 часов) 12 Традиционные занятия населения региона. Земледелие. Занятия населения региона в старину: земледелие (в т.ч. выращивание овощей, садоводство, виноградарство, табаководство, льноводство), шелководство, пчеловодство, животноводство (разведение коз, коров, свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и т.д. Иметь представление о различных ремеслах распространенных в Крыму.

1

03.12 13 Традиционные занятия населения региона. Ремесленные специальности. Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др. Иметь представление о различных ремесленных специальностях.

1

10.12 14 Традиционные занятия населения региона. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг. Знать современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района, когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают

1

17.12 15 Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня. Распределение обязан-ностей в семье в старину. Зачем приобщали детей к труду? Какую работу выполняли дети. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять Знать свои обязанности в семье, уметь рассказать о том, какую работы ты можешь выполнять.

1

24.12 16 Традиции соседской взаимопомощи Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. Значение слов «талаха» - «толока». Понимать необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ. Испытывать радость от совместного труда и его результатов.

1

14.01 17 Великие учителя и великие книги человечества. История появления и общая характеристика книг: Библии, Ветхого Завета, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и другие исторические личности Знать несколько великих учителей и великих книг человечества.

1

21.01 18 Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину. Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек Знать и уметь играть в несколько игр наших бабушек и дедушек.

1

28.01 19 Праздники, которые мы отмечаем вместе. История возникновения праздников. Традиции твоей семьи, связанные с празднованиями Нового года, 8 Марта и др. Меню праздничного стола. Подарки. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа Знать основные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников

1

04.02 20 Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала.
События, на которые приглашают, и события, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю. Знать правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Варианты приветствия (поздравления, соболезнования) на родном языке и на языке соседа. Знать основные правила поведения во время религиозного ритуала. Особенности застольного этикета. Уметь правильно попрощаться и уйти.

1

11.02 21 Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа. Какие бывают праздники. Праздники, на которые приглашают, и праздники, на которые можно прийти без приглашения. Одежда и подарки, которые соответствуют празднику. Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Формула поздравления с праздником на родном языке и на языке соседа. Особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольный этикет. Прощание и уход

1

18.02 22 Делаем сами подарки к праздникам. Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них Знать методику изготовления некоторых подарков своими руками.

1

25.02 23 Традиции отдыха в наших семьях Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье Понимать необходимость отдыха для человека. Уметь рассказать как отдыхают в твоей семье.

1

03.03

Язык соседа (2 часов) 24 Способы передачи информации. Жесты и взгляды - немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов». Танец - понятный всем язык, который нас объединяет Знать несколько способов передачи информации. Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий.

1

10.03 25 Мои любимые песни. Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о труде, об учении на языке своих соседей.

1

17.03

Аксиология (5 часов) 26 27 Всех ли мы называем друзьями? Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Обсуждение пословицы: «Раздели радость с другим - она станет вдвое больше. Раздели горе с другим - оно станет вдвое меньше». Знать и понимать какие качества ценны для человека, которого называю своим другом. Роль дружбы в жизни человека.

2

24.03

07.04 28 29 Ценности, которые объединяют всех. Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам

2

14.0421.04 30 Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию. Нужны ли они в жизни современного человека. Как моя семья и мои соседи относятся к знающим, образованным и трудолюбивым людям. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании Знать что такое «знание», «грамотность», «трудолюбие» и «прилежание». Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен народов Крыма о трудолюбии и прилежании.

1

28.04

Конфликтология (4 часов) 31 32 Что такое «любовь»? Почему она нужна людям «Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не оппонент, а «союзник». Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом

2

05.05

12.05 33 34 Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен. Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций

2

19.05

26.05







13

© 2010-2022