Рабочая программа по окружающему миру УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

городского поселения « Рабочий посёлок Чегдомын»

Верхнебуреинского района

Хабаровского края.

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на ШМО РИМЦ директор МБОУ СОШ№6

протокол №__ Улискова Л.С. НИКОНОВА Е.А.

от «___»______2011г. от «___»______2011г. от «___»______2011г.

Рабочая программа по предметной линии:

окружающий мир.

УМК «Гармония».

Выполнил: ЛОБОВА О.К.

2011-2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

ЦЕЛЬ:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

ЗАДАЧИ:

- продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении, развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;

- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания - для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов биологии, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;

- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

- искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

- человечество как многообразие народов, культур, религий;

- международное сотрудничество как основа мира на Земле;

- патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

- социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

- гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира;

- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

- труд и творчество как отличительные черты духовного и нравственного развития личности;

- традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества;

- здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и к окружающим людям.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Согласно базисному (общеобразовательному) плану на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе 66 часов (33 учебные недели), во 2, 3, 4 классах по 68 часов ( 34 учебные недели).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты:

- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение е природы;

- осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности в мире природы и социуме;

- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметные результаты:

- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной изобретательности, этики и этикета;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;

- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

- умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

- понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Предметные результаты выпускника начальной школы.

Раздел «Человек и природа»

Выпускник научится:

  • различать(узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы , выделять их основные существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы ;

  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты , используя простейшие лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации , ответов на вопросы , объяснений , создания собственных устных или письменных высказываний ;

  • использовать различные справочные издания ( словарь по естествознанию , определитель растений и животных на основе иллюстраций , атлас карт ) для поиска необходимой информации ;

  • использовать готовые модели ( глобус , карта, план ) для объяснения явлений или выявления свойств объектов ;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой , взаимосвязи в живой природе , использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе ;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой , находить примеры влияния этих отношений на природные объекты , на здоровье и безопасность человека ;

  • понимать необходимость здорового образа жизни , соблюдения правил безопасного поведения ; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья .

Выпускник получит возможность научиться ;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение , соблюдать правила экологического поведения в быту ( раздельный сбор мусора , экономия воды и электроэнергии ) и в природе ;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья , осознанно выполнять режим дня , правила рационального питания и личной гигиены ;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе , оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях .

Раздел «Человек и общество»

Выпускник научится :

  • различать государственную символику Российской Федерации ; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию , Москву - столицу России , свой регион и его главный город ;

  • различать прошлое , настоящее, будущее ; соотносить основные (изученные) исторические события с датами , конкретную дату с веком ; находить место изученных событий на «ленте времени» ;

  • используя дополнительные источники информации , находить факты , относящиеся к образу жизни , обычаям и верованиям наших предков ; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов ;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах ( семья, общество сверстников и т.д.);

  • использовать различные справочные издания ( словари , энциклопедии ) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации , ответов на вопросы , объяснений , для создания собственных устных или письменных высказываний ;

  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих , понимать необходимость здорового образа жизни .

Выпускник получит возможность научиться :

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами ;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего ; оценивать их возможное влияние на будущее , приобретая тем самым чувство исторической перспективы ;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи , в интересах школы, профессионального сообщества страны ;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила , в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы .

Система достижений планируемых результатов.

- Оценка достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов по предмету «Окружающий мир» осуществляется на основании накопительной оценки и оценки за итоговую работу .

- Оценка проводится в соответствии с планируемыми результатами . На итоговую работу выносится только та часть , которая представлена в блоке «Выпускник научится» .

- Оценка достижения учащимися планируемых результатов по окружающему миру имеет ряд особенностей , отличающих её от традиционных форм текущего , тематического и итогового контроля .
- Накопительная оценка должна отражать динамику освоения учащимися планируемых результатов при продвижении от темы к теме .

- При планировании текущего и тематического контроля следует выделить приоритетные планируемые результаты для данной темы. Их целесообразно выносить на тематический контроль . Для остальных запланировать промежуточное оценивание в рамках текущего контроля.

- Оценивание может быть только критериальным . Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения . При этом нормы и критерии оценивания , алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам , и учащимся . Они могут вырабатываться ими совместно .

- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования , но не личные качества ребёнка . Оценивать можно то , чему учат .

- Система оценивания выстраивается таким образом , чтобы учащиеся включились в контрольно - оценочную деятельность , приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке .

- В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса . В частности , при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения заданий повышенной трудности .

- Задания базового уровня сложности проверяют освоение основополагающих знаний и умений по предмету . Учащимся предлагаются стандартные задания .

- Задания повышенного уровня сложности проверяют способность действовать в ситуациях , в которых нет явного указания на способ выполнения , учащийся сам должен выбрать способ из набора известных , либо сконструировать способ решения , комбинируя известные ему способы .

Рабочая программа предполагает следующую систему учёта знаний :

- диагностические работы ;

- самостоятельные работы ;

- проверочные работы ;

- итоговые работы .

Формы в парах :

- работа в парах ;
- работа в группах ;

- дифференцированный подход к учащимся ;

- учебные занятия ;

- консультационные занятия ;

- переходы между разными образовательными пространствами ;
- построение учебных диалогов .

Основные формы и виды организации образовательного процесса :

- урок - место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач ;

- урок - диагностика - место для проведения проверочной и диагностической работы ;

- урок - проектирование - место для решения проектных задач ;

- учебное занятие (практики ) - место для индивидуальной работы учащихся над своими проблемами ;

- групповая консультация - место , где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу ;

Самостоятельная работа учащихся имеет следующие линии :

- задания по коррекции знаний и умений после проведённых диагностических и проверочных работ ;

- задания по освоению ведущих тем курса на трёх уровнях ;

- задания на отработку навыков .

Материально техническое обеспечение учебного предмета.


  1. Технические средства обучения :

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц , постеров и картинок ;

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок ;

- телевизор (по возможности );

- видеомагнитофон \ видеоплеер ( по возможности);

- аудиоцентр \магнитофон ;

- мультимедийный проектор ( по возможности );

- компьютер (по возможности );

- сканер (по возможности );

- принтер (по возможности );

- видеокамера цифровая (по возможности );


  1. Экранно- звуковые пособия :

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения ;

- видеофильмы , соответствующие тематике программы по окружающему миру ( по возможности );

- слайды ( диапозитивы), соответствующие тематике программы по окружающему миру (по возможности ) ;

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы , соответствующие тематике программы по окружающему миру;


  1. Оборудование класса :

- ученические столы с комплектом стульев ; стол учительский; шкафы для хранения наглядности ; настенные доски для вывешивания иллюстративного материала ; подставки для книг , держатели для схем и таблиц и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ( 270 ч.)

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА ( 108 ч.)

1 класс (27 ч.)

2 класс ( 27 ч.)

3 класс ( 27 ч.)

4 класс ( 27 ч.)



Природа вокруг нас.

Понятие «природа». Природные объекты и предметы, созданные человеком. Растения - живые организмы. Животные - живые организмы. Дикие и одомашненные растения и животные. Правила поведения в природе. Бережное отношение к окружающему миру.

Природа живая и неживая.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери и их различия. особенности питания разных животных. Роль животных в природе и в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).Условия, необходимые для жизни растений.

Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.













Природа живая и неживая.

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Живая и неживая природа, сделано руками человека.

Явления природы. Приметы явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток. Рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).





Человек - часть природы.

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу ( в том числе на примере окружающей местности).

Правила поведения в природе.

Охрана природных богатств: воды, воздуха, растительного и животного мира.

Красная книга России, ее значение. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.



Наша страна на карте и глобусе.

Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета; общее представление о формах и размерах Земли.

Материки и океаны, их названия (общее представление).

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги ( общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Времена года.

Осень. Признаки осени. Примеры явлений природы. Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

Зима. Признаки зимы. Погода зимой.

Весна. Признаки весны. Погода весной.

Лето. Летние месяцы. Признаки лета.

Экскурсия «Времена года в нашем крае».



Природа живая и неживая.

Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Вода. Свойства воды. Состояние воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Круговорот воды в природе.

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Почва - кормилица.

Тело и вещество. Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.

Разнообразие веществ. Три состояния веществ ( твердое, жидкое, газообразное).

Размножение разных групп животных.

Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных.

Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к животным. Животные родного края. Краткая характеристика на основе наблюдений.







Тело человека.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов и их роль в жизнедеятельности организма.

Гигиена систем органов.

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями.







Природа живая и неживая.

Полезные ископаемые и их значение в хозяйстве. Бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.







Единство живого и неживого.

Лес, луг, водоем - единство живой и неживой природы.

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.









Наша страна на карте и глобусе.

Земля - планета. Солнце и звезды. Глобус - модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Россия на географической карте.

Ориентирование на местности. Компас.

Природные зоны России: общее представление. Основные природные зоны ( климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО ( 108 ч.)

( 27 ч.) ( 27 ч.) ( 27 ч.) ( 27 ч.)

Я - школьник.

Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.

Экскурсия по школе.

Моя Родина.

Семья и семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.





Родной край - частица Родины.

Родной регион (край) и его местонахождения.



















Правила безопасной жизнедеятельности.

Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе, как условие сохранения и укрепления здоровья.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.

Человек - член общества.

Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнедеятельности общества.

Человек - член общества. Отличие человека от животного. Взаимоотношения между людьми. Культура общения. Человек - создатель и носитель культуры. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира.

Многообразие видов деятельности людей.

Моя Родина.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых - долг каждого человека. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Родной край - частица Родины.

Родной регион, край. Местонахождение на карте. Название административного центра. Народы, населяющие регион (по выбору). Некоторые особенности быта (2-3) и обычаи.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с некоторыми особенностями быта народов региона (по выбору).

Значение труда для человека и общества.

Значение труда для жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правило пользования транспортом.

Средства связи: телеграф, телефон, почта, Интернет. Телефоны экстренной помощи.

Наша Родина - Россия - Российская Федерация.

Наша Родина - Россия - Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - основной закон РФ. Права ребенка. Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное благополучие граждан.

Праздники в жизни общества, как средство укрепления общественной солидарности и упрочение духовно- нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда. День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Москва - столица России. Расположение Москвы на карте России. Некоторые достопримечательности Москвы: Большой театр, стадион Лужники, Кремль, московский метрополитен и др. Города России. Санкт-Петербург и его достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру 1 - медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Правила безопасной жизнедеятельности.

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность человека за укрепление своего здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, ожог, порез), обморожение, перегрев.

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с электричеством, водой.





Страницы истории Отечества.

Что такое история. Природа в жизни наших предков. Важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды.

Картина быта. Труда, традиций людей в разные исторические времена(жилища, одежда, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда).

Личная ответственность человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Учение на Руси. Торговое дело на Руси.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традициями и культурой своего края.

Родной край- частица Родины.

Название административного центра региона.

Некоторые обычаи и особенности быта народов.

Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена.

Экскурсия в краеведческий музей.





Страницы истории Отечества.

Исторические источники. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская федерация.

Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Понятие «честь страны».

Родной край - частица Родины.

Некоторые события из истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с особенностями быта народов региона.





Страны и народы мира.

Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.









Резерв: 54 часа.

1 класс - 12 ч. 2 класс - 14 ч. 3 класс - 14 ч. 4 класс - 14 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ


1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Личностные универсальные учебные действия


- положительное отношение к школе, к изучению окружающего мира;

- интерес к учебному материалу;

- представление о причинах успеха в учебе;

- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;

- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира;

- интерес к различным видам

учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

- ориентация на понимание

предложений и оценок учителей и одноклассников;

- понимание причин успеха в учебе;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

- внутренняя позиция школьника

на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира, к школе;

- интерес к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- осознание личной ответственности за свое здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;

- понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;

- этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира,

к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области изучаемого предмета;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности;

- эстетические и ценностно - смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения,

жизненного оптимизма;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников

и собственных поступков;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России на основе исторического материала.


Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные

учителем ориентиры

действия в учебном материале;

- адекватно воспринимать предложения учителя;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

- принимать учебную задачу и

следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в

соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- выполнять действия в устной

форме;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия

в учебном материале;

- в сотрудничестве с учителем

находить несколько вариантов

решения учебной задачи,

представленной на наглядно-образном уровне;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе

принятых правил;

- выполнять учебные действия

в устной и письменной речи;

- принимать установленные

правила в планировании и

контроле способа решения;

- осуществлять пошаговый

контроль под руководством

учителя в доступных видах

учебно-познавательной деятельности.

- постановка и принятие учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая

способ и результат собственных

действий;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

- выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;

- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;

- осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;

- принимать участие в групповой работе;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

-- постановка и принятие учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- планировать учебные (исследовательские) действия;

- наблюдать природные и социальные объекты, готовить о них сообщения;

-выполнять опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- различать способы и результат действия;

- принимать активное участие в групповой и коллективной работе;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя и самостоятельно.


Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;

- использовать рисуночные и простые символические варианты записи;

- читать простое схематическое изображение;

- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);

- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки;

- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить

разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

- под руководством учителя проводить аналогию;

- понимать отношения

между понятиями (родовидовые, причинно-следственные).

- осуществлять поиск нужной

информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

- использовать рисуночные и

символические варианты учебной записи;

- строить небольшие сообщения в устной форме (до 4-5 предложений);

- кодировать и декодировать информацию о состоянии погоды;

- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе

сравнения;

- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

- проводить аналогию и на ее

основе строить выводы;

- в сотрудничестве с учителем

проводить классификацию

изучаемых объектов;

- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках (атлас, карт), в т.ч.

под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернета;

- кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты);

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, прошлыми и настоящими событиями;

- проводить сравнение последовательно по нескольким основаниям; (наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);

- осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);

- проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

- выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;

- проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;

-проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств и явлений), фиксировать результаты наблюдений в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме;

- с помощью педагога устанавливать

отношения между понятиями (родо- видовые, причинно-следственные).

- осуществлять поиск необходимой информации

для решения учебных и поисковых задач в учебнике, справочной литературе, в т.ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);

- кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты);

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, прошлыми и настоящими событиями, между живыми существами в природных сообществах;

- проводить сравнение по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;

- осуществлять разносторонний анализ объекта;

- проводить классификацию объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации,

проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию), самостоятельно строить выводы на основе классификации;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- устанавливать аналогии;

- представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).

- самостоятельно выполнять эмпирические обобщения и простейшие теоретические обобщения на основе существенного анализа изучаемых единичных объектов;

- проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;

- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;

- обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной в словесную и наоборот).


Коммуникативные универсальные учебные действий


- принимать участие в

работе парами и группами;

- воспринимать различные точки зрения;

- воспринимать мнение

других людей о природных явлениях;

- понимать необходимость использования

правил вежливости;

- использовать простые речевые средства;

- контролировать свои действия в классе;

- понимать задаваемые вопросы.


- принимать активное участие

в работе парами и группами,

используя речевые коммуникативные средства;

- допускать существование

различных точек зрения;

- стремиться к координации

различных мнений о природных явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости;

- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.


- принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;

- координировать различные мнения о природных явлениях в сотрудничестве; приходить к общему решению в спорных вопросах;

- использовать правила вежливости в различных ситуациях;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении окружающего мира;

- контролировать свои действия

в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения

(от каждого в группе зависит общий результат);

- задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

стремиться к пониманию позиции другого человека.

- принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические

высказывания (в т.ч. с сопровождением аудиовизуальных средств), владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение;

- координировать различные мнения о природных явлениях в сотрудничестве и делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях;

- свободно владеть правилами вежливости в различных ситуациях;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении окружающего мира и других предметов;

- активно проявлять себя в коллективной работе,

понимая важность своих действий для конечного результата;

- задавать вопросы для организации собственной

деятельности и координирования ее с деятельностью партнеров;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека.

Предметные результаты

Человек и природа.

Характеризовать признаки живой и неживой природы.

Группировать, классифицировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам, приводить примеры живой и неживой природы, изделий человека.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности диких и домашних животных (на примере своей местности).

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке, на озере).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Различать животных, использовать информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края.

Определять части цветкового растения.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни человека.

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.

Оценивать результат своих наблюдений о природе родного края.

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать материки и океаны, равнины и горы.

Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года.

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).

Сравнивать и различать разные формы водоемов.

Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия.

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемы своей местности.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребность эмоционально-эстетического характера. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Различать правильные и неправильные формы поведения в природе.

Оценивать личную роль в охране воды, растительного и животного мира.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Проводить наблюдения во время экскурсий «Времена года в нашем крае».

Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определенное время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.

Характеризовать свойства воздуха.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе.

Оценивать чистоту воды в водоемах и в системе водоснабжения своего края.

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе.

Оценивать плодородие почв своего края.

Проводить простейшие практические работы с веществами.

Характеризовать способы размножения разных групп животных.

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, свое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Знать причины смены дня и ночи, сезонов, длительности дня и ночи, длительность промежутков времени (сутки, неделя, год, век, тысячелетие)

Различать условные линии глобуса.

Знать название и расположение на глобусе и карте: океанов и материков, крупных рек и озер России, равнин, горных систем, морей, омывающих Россию.

Ориентироваться на местности по компасу, солнцу, местным признакам, читать план и карту, пользоваться масштабом.

Знать расположение природных зон на территории России, характерные растения и животные природных зон и их приспособляемость к природным условиям.

Знать природную зону своего края, экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека в природных зонах, меры по охране природы своего края.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

Различать изученные полезные ископаемые, описывать их применение в хозяйстве. Обсуждать в группах и составлять рассказ о бережном отношении к полезным ископаемым родного края.

Обсуждать взаимосвязь растений и животных в природных сообществах, экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, меры по охране природы своего края.

Характеризовать природные сообщества, выявлять признаки приспособления живых организмов к среде обитания, причинно-следственные связи в неживой и живой природе.

Составлять цепи питания в природных сообществах.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Оценивать личную роль в охране природы.

Человек и общество.

Знакомиться с учителем, одноклассниками, с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах.

Составлять режим дня школьника.

Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Анализировать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, на водоемах, в школе.

Составлять вместе со старшими родственниками рассказы о традициях в семье.

Знакомиться по словарям личных имен и фамилий со значениями имен и фамилий своей семьи (рода).

Осознавать, что край, в котором они живут - их малая родина, которую надо беречь и любить.

Обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Приводить примеры и демонстрировать образцы культуры общения во взаимоотношениях людей.

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности.

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Оценивать свои личные качества и их проявления в семье.

Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословного древа семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье.

Объяснять, что такое родной край. Приводить примеры народов населяющих родной край, их обычаи и некоторые особенности быта.

Осознавать, что край, в котором они живут - их малая родина, которую надо беречь и любить.

Осознавать, что все профессии важны и нужны.

Приводить примеры общественного транспорта, называть их отличительные особенности.

Знать средства связи, записывать телефоны экстренной помощи.

Моделировать ситуации вызовов экстренной помощи по телефону.

Находить и показывать территорию России, ее границы на физической карте России.

Знакомиться с особенностями государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран).

Осмысливать значение понятий: малая Родина, Родина, Отечество, Отчизна.

Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран.

Описывать элементы герба Москвы.

Проявлять уважение к праздникам связанным с религиозными верованиями.

Участвовать в праздновании дня поселка.

Оценивать личный вклад в подготовку и проведение общественного праздника, свои впечатления от участия в нем.

Показывать местонахождение Москвы и других городов (2-3 города) на карте России.

Соотносить иллюстрации, видеокадры достопримечательностей и святынь Москвы, Санкт-Петербурга со словесными описаниями их особенностей.

Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать важнейшие изученные события из истории Руси.

Практические работы с картой (показывать места исторических событий).

Осмысливать значение понятий: малая Родина, Родина, Отечество, Отчизна.

Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края.

Знать основные события из истории родного края.

Соотносить и определять римские и арабские цифры, век по дате исторического события.

Упорядочивать исторические события во времени.

Осознавать, что наше Отечество имеет более чем тысячелетнюю историю.

Описывать важнейшие изученные события из истории Отечества.

Представлять образ одного из выдающихся соотечественников как возможный вариант для подражания. Оценивать значимость его жизни и деятельности для себя лично.

Знать основные события из истории родного региона.

Знакомство с бытом и жизнью региона в разные исторические времена.

Знакомство с памятниками истории и культуры региона.

Знать основные события из истории родного региона.

Знакомство с бытом и жизнью региона в разные исторические времена.

Знакомство с памятниками истории и культуры региона.



© 2010-2022