- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час на тему Береги и люби природу! (4 класс)
Классный час на тему Береги и люби природу! (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аупенова С.А. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Береги и люби природу!»
Цель: формирование ответственного отношения к природе, воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств
Задачи:
-
способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры;
-
познакомить с правилами поведения на природе;
-
познакомить детей с Красной книгой, некоторыми животными, внесенные в нее.
Оформление на доске: 1) Эпиграф:
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко.
Ход классного часа
I. Психологический настрой. У.: Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки. II. Постановка цели классного часа. У.: Тема нашего классного часа будет такова … Сейчас отгадайте загадки и тогда я думаю, поймете. 1) Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут. Что это? (дождь) 2) Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, и не пекарь, а печет? (солнце) У: Ребята, что это все? ( Природа) У.: Да, это природа
Мы любим лес в любое время года. Мы слышим речек медленную речь. Все это называется природа. Давайте же всегда ее беречь! В лугах ромашки солнечного света Такие, что светлей на свете жить. Природой называется все это, Давайте же с природою дружить. Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым. Все это называется природа. Давайте же сердца ей отдадим. Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда. Природой называется все это, Давайте же любить ее всегда!
У.: Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего классного часа? («Береги и люби природу»)
Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.
(Дети читают стихи)
-
- На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес -
Полно таинственных чудес. -
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят. -
А в синем море синий кит -
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке. -
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки - земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Продолжим наш урок в виде игр, будут несколько туров. Будем работать парами.
Тур "Сложи пословицу"
Каждой паре выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей и прочитать.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Рощи да леса - // родного края краса.
Тур "Красная книга"
- Сегодня мы с вами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем ?
Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал "Комиссию службы выживания", которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной?
Красный цвет - сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета.
В 1963 году впервые появился список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, который получил название "Красная книга фактов". Это книга тревоги, книга - предупреждение, в которой названы те животные и растения, их на Земле осталось очень мало.
Красный цвет книги - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красный цвет - это сигнал опасности.
Познакомимся немного с содержанием Красной книги.
- Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.
- Сокращающиеся, или уязвимые виды - виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.
Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.
- На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.
- Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.
- На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.
(учащиеся читают стихотворения про Красную книгу)
Красная книга - Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Если что-то попало в Красную книгу!
- Охраняйся Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
- Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
- Сейчас каждой команде дается задание выбрать из карточек то растение или животное, о котором пойдет речь. (каждой паре по 3 карточки)
-
Кувшинка
-
Ветреница
-
Лебедь
-
Журавль-красавица
-
Бобр
-
Баран-аргали
-
Растет в стоячих и медленно текущих водах. Это растение еще называют "Лотосом Севера".
-
Редкий вид растения, части этого растения ядовиты. Время цветения - конец апреля - начало мая, совпадает с ветреной погодой.
-
Гнездящаяся на земле птица степного пояса с украшением на голове.
-
Водоплавающая птица необычайной красоты, которая в народе является символом верности.
-
Животное, строящее свой дом под водой, делающий плотины на реках, ценящееся у людей за свой ценный мех.
-
Животное - обитатель высокогорного пояса, очень пугливого характера.
1.В лесу надо стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву - от этого погибают многие растения и насекомые.
2. Подходить близко к гнездам птиц.
3.Заботиться о птицах.
4.Прикасаться к гнездам, когда родители птенцов улетели за кормом.
5.Шумить в лесу. Отпугивать животных, мешать им.
6.Ходить по тропинкам и говорить тихо.
7.Помогать взрослым ухаживать за цветами, деревьями.
8.Разорять птичьи гнезда.
9.Рвать в лесу цветы! Помните, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
10.Ломать ветки деревьев и кустарников.
11.Ловить диких животных и уносить их домой.
12. Раскапывать норы и тревожить зверей.
13. Разводить костер в лесу.
14. Отдохнув в лесу, оставлять после себя мусор.
Следующий тур «Разные ситуации». Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора. Мальчик взял: * Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (желтый свет) * Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (красный свет)
* Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный свет) * Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (красный свет) * Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз по краю оврага. (зеленый свет) * Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет) * Сачок для ловли бабочек. (красный свет) * Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (желтый свет)
У.: Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес чтобы не навредить природе!
Тур "Отгадай загадки"
-
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червяков.
Зимовать не улетает
Под карнизом обитает. (Воробей) -
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец) -
Вертится, стрекочет,
Весь день хохочет. (Сорока) -
Ей в ночь глухую не до сна.
Промысел ведет она. (Сова) -
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу. (Опята) -
Серенькие шапки, рябенькие ножки.
Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики) -
У него невзрачный вид, учти - он очень ядовит!
Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка) -
А этот красавец на беленькой ножке.
Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор) -
Гляну в окошко,
Идет тоненький Антошка. (Дождь) -
Лечу - кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
-
Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево) -
Над рекой, над долиной
повисла белая холстина. (Туман) -
Луна зацветает,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом) -
Что не сеяно родится? (Трава)
Ребята наш урок подошел к концу. Надеюсь вам понравилось и вы узнали для себя много полезного и интересного. Вручается памятные открытки об охране природы.