Классный час на тему Береги и люби природу! (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Береги и люби природу!»

Цель: формирование ответственного отношения к природе, воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств

Задачи:

  1. способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры;

  2. познакомить с правилами поведения на природе;

  3. познакомить детей с Красной книгой, некоторыми животными, внесенные в нее.

Оборудование: круги (желтые, красные, зеленые) для игры «Экологический светофор», картины животных и растений красной книги, карточки с пословицами.
Оформление на доске: 1) Эпиграф:

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Е. Евтушенко.


Ход классного часа


I. Психологический настрой. У.: Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки. II. Постановка цели классного часа. У.: Тема нашего классного часа будет такова … Сейчас отгадайте загадки и тогда я думаю, поймете. 1) Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут. Что это? (дождь) 2) Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, и не пекарь, а печет? (солнце) У: Ребята, что это все? ( Природа) У.: Да, это природа
Мы любим лес в любое время года. Мы слышим речек медленную речь. Все это называется природа. Давайте же всегда ее беречь! В лугах ромашки солнечного света Такие, что светлей на свете жить. Природой называется все это, Давайте же с природою дружить. Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым. Все это называется природа. Давайте же сердца ей отдадим. Прощальный вальс танцует с ветром лето.

Дрожит в окне вечерняя звезда. Природой называется все это, Давайте же любить ее всегда!
У.: Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего классного часа? («Береги и люби природу»)

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

(Дети читают стихи)

  1. - На нашем шаре на земном,
    Где мы родились и живем,
    Где в травах летняя роса
    И голубые небеса,
    Где море, горы, степи, лес -
    Полно таинственных чудес.

  2. - По лесу бродит серый волк,
    И ландыш тоненький цветет,
    В степи ковыль, как нежный шелк,
    Расчесывает ветерок.
    Гремит на скалах водопад,
    И брызги радугой летят.

  3. А в синем море синий кит -
    Большой, как дом, на волнах спит.
    Не разрушайте этот мир,
    Девчонки и мальчишки,
    Иначе эти чудеса
    Останутся лишь в книжке.

  4. - Чтоб был в источниках нарзан,
    С полянки - земляника,
    Будь осторожен, как Тарзан,
    Дружи с природой дикой!
    - Ты тоже часть ее чудес,
    И для тебя темнеет лес,
    И речка светлая течет,
    И все весною зацветет.
    И надо постараться
    Нам с этим не расстаться!

Продолжим наш урок в виде игр, будут несколько туров. Будем работать парами.

Тур "Сложи пословицу"

Каждой паре выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей и прочитать.

Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Рощи да леса - // родного края краса.

Тур "Красная книга"

- Сегодня мы с вами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем ?

Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал "Комиссию службы выживания", которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной?

Красный цвет - сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета.

В 1963 году впервые появился список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, который получил название "Красная книга фактов". Это книга тревоги, книга - предупреждение, в которой названы те животные и растения, их на Земле осталось очень мало.

Красный цвет книги - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красный цвет - это сигнал опасности.

Познакомимся немного с содержанием Красной книги.

- Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.

- Сокращающиеся, или уязвимые виды - виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.

Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.

- На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.

- Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.

- На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.

(учащиеся читают стихотворения про Красную книгу)

Красная книга - Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Если что-то попало в Красную книгу!
- Охраняйся Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
- Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!

- Сейчас каждой команде дается задание выбрать из карточек то растение или животное, о котором пойдет речь. (каждой паре по 3 карточки)



  • Кувшинка

  • Ветреница

  • Лебедь

  • Журавль-красавица

  • Бобр

  • Баран-аргали

  1. Растет в стоячих и медленно текущих водах. Это растение еще называют "Лотосом Севера".

  2. Редкий вид растения, части этого растения ядовиты. Время цветения - конец апреля - начало мая, совпадает с ветреной погодой.

  3. Гнездящаяся на земле птица степного пояса с украшением на голове.

  4. Водоплавающая птица необычайной красоты, которая в народе является символом верности.

  5. Животное, строящее свой дом под водой, делающий плотины на реках, ценящееся у людей за свой ценный мех.

  6. Животное - обитатель высокогорного пояса, очень пугливого характера.

Игра «Экологический светофор» (класс разбит на 2 группы, у каждого ученика кружки 3 цветов: зеленый, желтый, красный). У.: Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей части дороги. Красный свет - природе вред! Нельзя это делать! Желтый - осторожно! Свет зеленый - как красиво! Правильно! Скажет лес тебе «спасибо!» Итак, красный свет - показываете тогда, когда поступки человека приносят вред природе. Желтый свет - чтобы мы соблюдали определенные правила поведения. Зеленый свет - это, когда мы для природы делаем добрые дела.

1.В лесу надо стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву - от этого погибают многие растения и насекомые.
2. Подходить близко к гнездам птиц.

3.Заботиться о птицах.
4.Прикасаться к гнездам, когда родители птенцов улетели за кормом.
5.Шумить в лесу. Отпугивать животных, мешать им.

6.Ходить по тропинкам и говорить тихо.

7.Помогать взрослым ухаживать за цветами, деревьями.
8.Разорять птичьи гнезда.
9.Рвать в лесу цветы! Помните, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
10.Ломать ветки деревьев и кустарников.

11.Ловить диких животных и уносить их домой.

12. Раскапывать норы и тревожить зверей.

13. Разводить костер в лесу.

14. Отдохнув в лесу, оставлять после себя мусор.


Следующий тур «Разные ситуации». Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора. Мальчик взял: * Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (желтый свет) * Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (красный свет)

* Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный свет) * Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (красный свет) * Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз по краю оврага. (зеленый свет) * Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет) * Сачок для ловли бабочек. (красный свет) * Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (желтый свет)
У.: Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес чтобы не навредить природе!

Тур "Отгадай загадки"

  1. Ищет целый день он крошки,
    Ест букашек, червяков.
    Зимовать не улетает
    Под карнизом обитает. (Воробей)

  2. Он прилетает каждый год
    Туда, где домик его ждет,
    Чужие песни петь умеет,
    А все же голос свой имеет. (Скворец)

  3. Вертится, стрекочет,
    Весь день хохочет. (Сорока)

  4. Ей в ночь глухую не до сна.
    Промысел ведет она. (Сова)

  5. Эти дружные ребята
    На пеньке растут в лесу. (Опята)

  6. Серенькие шапки, рябенькие ножки.
    Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики)

  7. У него невзрачный вид, учти - он очень ядовит!
    Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка)

  8. А этот красавец на беленькой ножке.
    Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор)

  9. Гляну в окошко,
    Идет тоненький Антошка. (Дождь)

  10. Лечу - кручу, на весь мир ворчу. (Метель)

  11. Весной веселит, летом холодит,
    Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево)

  12. Над рекой, над долиной
    повисла белая холстина. (Туман)

  13. Луна зацветает,
    Рожь поспевает,
    Когда это бывает? (Летом)

  14. Что не сеяно родится? (Трава)

Ребята наш урок подошел к концу. Надеюсь вам понравилось и вы узнали для себя много полезного и интересного. Вручается памятные открытки об охране природы.



© 2010-2022