Конспект занятия Осторожно, огонь!

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Осторожно , огонь!»

Цели:

  • Пополнить знания учащихся о правилах пожарной безопасности
  • Учить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, в случае возникновения пожара дома или в школе, прививать практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами
  • Заранее порекомендовать школьникам прочитать книги С.Я.Маршака "Кошкин дом", "Пожар", "Рассказ о неизвестном герое", Л.Н.Толстого "Пожар", "Пожарные собаки", Б.Житкова "Пожар в море"
  • Организовать выставку рисунков на тему "Осторожно, огонь!", Оборудование:
  • Детские рисунки на тему "Осторожно, огонь!".
  • Выставка детских книг: Б. Житков «Пожар в море», Л.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»,С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К.И.Чуковский «Путаница», Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»
  • Телефон 2 шт., ведро детское 2 шт., кегли, картинки с изображением пожарной машины, островки 6 шт., шарики
  • Мультимедийный проектор, презентация «Пожарная безопасность».

Ход мероприятия Учитель: Здравствуйте. Ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте их поприветствуем. (Выбегают две лисички со спичками в руках). Учитель. А вы кто и откуда пришли к нам? Лисички 1.Мы две хитрые сестрички, Мы две хитрые лисички, Лисичка 2. Мы из дома взяли спички, К морю синему пошли, Море синее зажгли. Лисичка 1. Привет, ребята! Вы нас узнали? Лисичка 2. Из какого мы стихотворения к вам пришли? И кто его написал? Лисичка 1. Ребята! Мы вам спички принесли. Давайте поиграем! Лисичка 2. Знаете, как здорово горит! Учитель. Да вы что, лисички! Разве спичками играть можно? Вот и ребята вам скажут, что от маленькой спички может возникнуть большой пожар. Правда, ребята? Лисичка 1. Какой пожар из-за одной спички?

Ученик 1. Не скажите!

Спичка - ростом невеличка,

Не смотрите, что мала,

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шалить нельзя!

Ученик 2. То, что спичка не игрушка

Знает каждый, знают все.

Не давайте спички детям,

А то быть большой беде.

Лисичка 1. Ух ты! Мы и не знали, что эта спичка такая хулиганка... Учитель. Поэтому, лисички, сядьте и послушайте вместе с нами, как это опасно - играть с огнем!

Учитель. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь и с тех пор огонь был спутником человека, верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и будни. Он нужен всюду в домах и школах, на заводах и фабриках, в городах и селах. Многое стало возможным благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня. Учитель. - Дети, в каждом доме есть огонь. Где его можно взять? (спички, зажигалки, электрические лампочки и т. д.) - А каким огонь бывает? - Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный. Учитель. Огонь во многом облегчает человеку жизнь. Он человека согревает, дает возможность приготовить пищу. 1 ученик. Без огня невозможна жизнь на Земле. Огонь дал возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Он нужен всюду. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полёты реактивных лайнеров стали возможны благодаря применению могучей силе огня. 2 ученик. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Огонь, зажжённый от лучей солнца в далёкой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены. Учитель. Ребята, но огонь может быть не только другом, но и врагом. Врагом, которого не победишь, если он разбушуется и войдет в силу. Огонь - не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего. Он таится во многих нужных человеку в быту предметах и вещах, а при неосторожном их использовании, или использовании в неисправном состоянии огонь вырывается наружу. И тогда может случиться беда. (Выступления детей, в руках иллюстрации предметов, таящих в себе огонь) Ученик 1

  1. В зажигалке или спичке
Огонёчек-невеличка Просит: «Поиграй со мной, Я ведь робкий и ручной» Но плохая он игрушка: Подожжёт диван, подушку, Книжки, стол, ковёр, обои И большой пожар устроит. - Что запомнить мы должны? СПИЧКИ ДЕТЯМ НЕ НУЖНЫ! Ученик 2 Мишке любимому девочка Мила Погладить штанишки однажды решила. Утюг незаметно от мамы включила И вскоре о нём совершенно забыла. Нагрелся утюг, загорелись штанишки, Пожар уничтожил игрушки и книжки. - Помните, дети: ПОЖАРЫ БЫВАЮТ, КОГДА ПРО ВКЛЮЧЁННЫЙ УТЮГ ЗАБЫВАЮТ! Ученик 3 Скучно маму ждать с работы, Очень хочется компоту, В кухню Юленька вошла, Под кастрюлей газ зажгла. Час прошёл - кипит кастрюля, Испугалась наша Юля. Мало сделалось воды, Так недолго до беды… САМ К ПЛИТЕ НЕ ПРИКАСАЙСЯ, ЛУЧШЕ ВЗРОСЛЫХ ДОЖИДАЙСЯ! Ученик 4 Предложил однажды Рома Фейерверк устроить дома Из двенадцати ракет, Пока папы с мамой нет. Рома взял ракеты в руки, Я поджёг четыре штуки. Не пришлось повеселиться - Оба мы лежим в больнице. Обожги носы и щёки. С ФЕЙЕРВЕРКОМ ШУТКИ ПЛОХИ! Ученица 5 Жарко вспыхнула квартира, Плачет маленькая Ира. Ваня - старший брат- кричит: «Убегаем, дом горит!» Ире боязно бежать: «Лучше спрячусь под кровать» А Иван не оробел И сестру спасти успел. - Теперь малышка точно знает: С ПОЖАРОМ В ПРЯТКИ НЕ ИГРАЮТ! Ученик 6 У костра играли дети. Куртка вспыхнула на Пете. Заметался он с испугу, Но помог Никита другу: Петю на бок повалил И водой его облил. Забросать землёй пришлось, Чтобы пламя унялось. В ГОРЯЩЕЙ ОДЕЖДЕ БЕЖАТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ - ОТ ВЕТРА СИЛЬНЕЕ ОГОНЬ ЗАГОРАЕТСЯ! 3 ученик. Тысячи сел и городов исчезли в гигантских языках пламени. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар. - Ребята, а что такое пожар? Учитель: Пожар - неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей. Учитель. Есть люди, которые помогают справиться с огнём, которые спасают пострадавших людей. Это пожарные, а в старину их называли огнеборцы.

Ученик 1

Охраняя землю от пожара,

Край родной от дыма и огня,

служба есть одна у нас такая-

на посту пожарные всегда!

Они придут на помощь к нам,

Рискуя жизнью, нас спасут-

Такой у них опасный труд. Пожарные машины красного цвета. Выезжая по вызову, они имеют преимущество проезда и могут ехать на красный сигнал светофора. При этом включаются сирены и мигалки. Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Ежедневно выступая по тревоге, они не знают, с какими трудностями им придётся столкнуться. Пожарные были героями во все времена. Их всегда отличали любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь. Учитель. А сейчас попробуем сами побыть немного пожарными. Я предлагаю пройти учение - смотр пожарных команд, вы согласны? Дети: Да! Учитель: Прежде чем мы примем участие в учениях, скажите, какими качествами должен обладать человек этой профессии (Выбери подходящие слова: смелый, робкий, отважный, решительный, медлительный, быстрый, выносливый, бесстрашный, сильный, геройский, ленивый ) Учитель: Что необходимо делать, чтобы стать пожарным? Дети: Заниматься спортом, знать способы спасения людей… Учитель: Теперь мы знаем, каким должен быть пожарный. Учитель: Приступаем к учениям. Учитель: Ребята, какой номер нужно набрать, чтобы вызвать пожарных? Что нужно сообщить?

Учитель: Если вдруг увидишь дым.

Что-то загорается,

Позвони по 01.

Сразу все уладится.

Лисичка 2. Какой интересный и простой номер. Учитель. Совершенно верно... Во время пожара дорога каждая секунда, огонь не ждет. Поэтому и номер телефона самый короткий, всего две цифры - можно набрать быстро даже в темноте. -Ребята, слушайте задание.

  1. Эстафета «Вызов пожарных» (6 участников)
Прыгая по островкам, добраться до телефона, поднять трубку, вызвать пожарных: крикнуть «01», имя и адрес. Обратно бег по прямой, передаем эстафету следующему по плечу.
  1. Конкурс «Сборы пожарной команды на вызов» (4 участника, на сцене 4 стула. На них висит пиджак, вывернутый на изнанку)
- Ребята, вы наверное все знаете, что у пожарных имеется специальная одежда. Она защищает их от огня. Представьте себе, что вы пожарная команда. Вам нужно быстро одеть спецодежду (в данном случае это будет пиджак). По моей команде подбегаете к стулу, выворачиваете пиджак, надеваете на себя и застегиваете все пуговицы, громко говорите «Готово!». (Звучит сигнал тревоги, дети выполняют задание, фоном звучит музыка) Учитель. Все понятно без вопросов, Все вопросы впереди, Эстафета водоносов, Водоносы, выходи! Следующее задание «Тушение пожара»
  1. Эстафета «01 спешит на помощь» (6 участников)
Учитель: Сейчас вы будете носить воду на воображаемый пожар, и заливать огонь. Взять ведро (детское); бег «змейкой» между кеглями. «Вылить воду» - «потушить огонь»; обратно - бежать по прямой, передать ведро следующему участнику. Учитель. Все мы силы приложили, И пожар мы потушили. Было трудно, тяжело, Но умение и ловкость Нас от бедствия спасло. Пожарные - внимание! Есть для вас еще одно Весёлое задание! Учитель. Следующее задание для команд называется
  1. «Пожарные - люди сильные»
Сейчас мы проверим силу ваших легких. Болельщики считают вслух, а Вы надувайте шары. Когда счет закончится (до 8), жюри проверит, у кого они больше. Учитель: итог Учитель. Вы, наверное, обратили внимание на выставку книг детских писателей. В этих произведениях авторы тоже пишут о пожарах и о том, как люди героически борются с ними. - Попробуйте отгадать, из каких произведений взяты следующие строки. «Море пламенем горит, Выбежал из моря кит, «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!» (К. Чуковский «Путаница»)
«С треском, щёлканьем и громом Встал огонь над новым домом. Озирается кругом, Машет красным рукавом. Вернулся кот Василий И кошка вслед за ним И вдруг заголосили: «Пожар! Горим! Горим!» (С.Я. Маршак «Кошкин дом»)
«Что за дым над головой? Что за гром над мостовой? Дом пылает за углом. Что за мрак стоит кругом? Ставит лестницы команда, От огня спасает дом» (С. Михалков «Дядя Степа»)
С дымом мешается Облако пыли, Мчатся пожарные Автомобили, Щелкают звонко, Тревожно свистят. Медные каски Рядами блестят. Миг - и рассыпались Медные каски. Лестницы выросли Быстро, как в сказке. Люди в брезенте - Один за другим - Лезут По лестницам В пламя и дым... (С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»). Учитель: Вы услышали, как писатели рассказывают о пожарах и о том, как герои произведений борются с ними. А вы знаете правила поведения при пожаре? Часто пожары возникают по вине школьников. Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками. Эти игры представляют собой большую опасность. Очень опасна шалость с легко воспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лак. Подобные вещества грозят взрывами, а значит, тяжелыми ожогами. В школе каждый знает, что три подряд школьных звонка - это сигнал тревоги. Также в школе установлена пожарная сигнализация, и если она сработает, то также необходимо срочно эвакуироваться из школы. Вспомним еще раз правила поведения при пожаре:

Ученик 1

1.Но пожар случиться может, пусть не наша в том вина,

На тот случай знаем тоже, как должны вести себя:

Если в двери выйти можно, так и сделаем - уйдём,

Из квартиры всех животных за собою уведём.

Ученик 2

2.Если дверь у нас закрыта, и сидим мы под замком,

А у нас вдруг загорелось, - нам поможет телефон.

Позвоним соседу, другу, озадачим, что горим,

Тёте, маминой подруге, чтоб звонили "ноль один".

Благо, список всех знакомых на виду висит у нас -

На стене у телефона - пригодится он как раз. Ученик 3 3. Главное - позвать на помощь тех, кто борется с огнём. Мы их очень уважаем и пожарными зовём! Ученик 4

4. Если нету телефона - мы к балкону поспешим,

За собою дверь балкона поплотнее притворим.

Если нет у нас балкона - станем в окна мы кричать:

О пожаре всем прохожим - громко будем сообщать. Ученик 5 5. Дым идет от возгоранья, если что-то вдруг горит, Этот дым по содержанию едуч, и ядовит. Под кровать мы не забьёмся и не спрячемся в шкафу - До балкона доберёмся, хоть ползком в сплошном дыму. Ученик 6 6. Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня), На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя. Если снять одежду сложно, мы на землю упадём - По земле кататься будем - так мы справимся с огнём. Ученик 7 7.Вспыхнет вдруг одежда сильно на товарище у нас - Мы с себя одежду снимем и накроем пламя в раз. Доступ воздуха закроем - и огонь умрёт тот час. Друга тут же успокоим и проводим до врача.

Ученики вместе:

Правила пожарные без запинки знайте,

Правила пожарные строго соблюдайте! Учитель: А сейчас я проверю, как вы усвоили правила пожарной безопасности. Будьте внимательны! Лисички-сестрички, я предлагаю вам вместе с ребятами поиграть в игру. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «Это я, это я, это все мои друзья» или «Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья». -Кто задорный и весёлый, верность правилам храня, Бережёт родную школу от огня? (Это я, это я, это все мои друзья). -Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор? А сгорел гараж знакомых и строительный забор. (Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья). -Кто соседской детворе объясняет во дворе, Что игра с огнём недаром завершается пожаром? (Это я, это я, это все мои друзья). -Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке? Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл. (Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья).

-Кто почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре?

-Кто из вас заметив дым,

Говорит: «Пожар! Горим!»

-Кто из вас шалит с огнем

Утром, вечером и днем?

-Кто от маленькой сестрички

Прячет, дети, дома спички?

-Кто костры не поджигает

И другим не разрешает?

-Признавайтесь же мне в том,

Кто из вас шалит с огнем? -Кто пожарным помогает, Правила не нарушает? Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила пожарной безопасности! Учитель:
- Лисички, подойдите сюда. Теперь вы поняли, почему опасна игра с огнем? Лисичка 1. Да, мы все поняли. Простите нас, пожалуйста. Лисичка 2. Вот забирайте наши спички, мы больше так не будем. Учитель. Конечно, мы вас простим. Ребята, чтобы вы всегда помнили правила пожарной безопасности, о которых мы с вами сегодня говорили, я вручаю вам памятки «Как вести себя при пожаре?», чтобы с вами никогда не произошло беды, а лисички мне в этом помогут. Памятка для детей. «Что делать в случае пожара» Пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. Поэтому к нему надо быть подготовленным. Мы предлагаем тебе запомнить простейшие правила, которые помогут спастись от огня и дыма.

  • Главное, что нужно запомнить - спички и зажигалки служат для хозяйственных дел, но никак не для игры. Даже маленькая искра может привести к большой беде.
  • Если пожар случится в твоей квартире - немедленно убегай подальше: на улицу или к соседям.
  • Помни, если нет возможности выйти через дверь, спасайся на балконе или возле открытого окна.
  • Ни в коем случае не прячься от пожара под кроватью или в шкафу - пожарным будет трудно тебя найти.
  • Тушить огонь дело взрослых, но вызывать пожарных ты можешь сам.
  • Если на тебе вспыхнула одежда - остановись и падай на землю и катайся, пока не собьешь пламя.
  • Телефон пожарной службы запомнить очень легко - «01». Назови свое имя и адрес. Если не дозвонился сам, попроси об этом старших.
Учитель. Сегодня, ребята, мы повторили правила пожарной безопасности, вспомнили, как нужно себя вести при возникновении пожара, узнали о причинах его возникновения. И в заключении я хочу вам сказать:

Желаю вам во всем удачи

И прошу каждого из вас

О самом главном - об одном

«Быть осторожными с огнем!»




© 2010-2022