- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Россия -наш общий дом. Моя Якутия. 1 класс
Рабочая программа Россия -наш общий дом. Моя Якутия. 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Павлова В.Я. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Наш общий дом Россия.Моя Якутия.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Программа "Я - гражданин России" составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа "Я - гражданин России" является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа "Я - гражданин России" предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов - афганцев в целях сохранения преемственности "славных боевых и трудовых традиций"; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: - создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников; - формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; - утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; - развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования; - воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда; - повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно - музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в селе, городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
1. "Мы гордимся своей Родиной " - формирование гражданского отношения к Отечеству. Задачи: - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн. - воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. Предполагаемый результат деятельности: обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. 2. " Мы -школьники, учимся и взрослеем. " - формирование гражданского отношения к школе. Задачи: - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии; - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; - вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; - воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу. 3. Избегаем опасности, бережем здоровье- для хороших дел. Задачи -формирование здорового образа жизни. -воспитание ответственности за свое здоровье Предполагаемый результат деятельности: Осознание учеником ответственности за свое здоровье,соблюдение правил безопасного поведения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ценностные установки и планируемые результаты Ценностные установки: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; родная земля, заповедная природа, планета Земля; красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество. Планируемые результаты: Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Содержание программы
1. Мы гордимся своей Родиной
Россия -моя Родина.Москва- столица России.
Республика Саха(Якутия)- в истории России.
Современная Республика Саха(Якутия).
Якутск- столица Республики Саха(Якутия).
Люди разных национальностей -земля и история общая.
Города России и Якутии.
Природные сокровища Якутии.
Лес -красота и богатство.
Животный мир.
Реки и озера.
Государственные праздники России.
Государственные и национальные праздники Якутии.
Народные герои -добрые и храбрые.
Трудовые достижения.
Поэты, писатели, художники, прославившие родную землю.
2. Мы -школьники, учимся и взрослеем.
Моя семья- моя опора.
Хорошо учиться -моя обязанность.
Поведение в школе.
Поведение на уроке.
Поведение на перемене.
3.Избегаем опасности, бережем здоровье- для хороших дел
Безопасная дорога в школу.
Опасность на улице и во дворе.
На водоеме зимой.
Сильные морозы, будь осторожным.
Безопасность в быту. Как избежать пожара.
Безопасное использование компьютера и телевизора.
Международные игры «Дети Азии»_ праздник здоровья и дружбы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список дополнительной литературы
1.Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.
2.Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.: Генезис, 2004.
3.Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] -Режим доступа: konf // ipkps.bsu.edu.ru.
4.Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. - 2009. - №17. - 9 - 13с.
5.Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с.
6.Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников[Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.
7.Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.
8.О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.
9.Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. - Белово, 2010. - 48-49с.
10.Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191., 204с.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Основное содержание
час
дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
21
22
23
24
25
26
1 четверть (9часов)
Мы гордимся своей Родиной (17часов)
Россия -моя Родина.
Москва- столица России.
Республика Саха(Якутия)- в истории России.
Современная
Республика Саха(Якутия).
Якутск- столица Республики Саха(Якутия).
Люди разных национальностей -земля и история общая.
Города России и Якутии.
Природные сокровища Якутии.
Лес -красота и богатство.
2 четверть ( 7 часов)
Животный мир.
Реки и озера.
Государственные праздники России.
Государственные и национальные праздники Якутии.
Народные герои -добрые и храбрые.
Трудовые достижения.
Поэты, писатели, художники, прославившие родную землю.
3 четверть(10 часов)
Мы -школьники, учимся и взрослеем. (10ч)
Моя семья- моя опора.
Хорошо учиться -моя обязанность.
Поведение в школе.
Поведение на уроке.
Поведение на перемене.
4 четверть((8 часов)
Избегаем опасности, бережем здоровье- для хороших дел.(8ч)
Безопасная дорога в школу.
Опасность на улице и во дворе.
На водоеме зимой.
Сильные морозы, будь осторожным.
Безопасность в быту. Как избежать пожара.(2ч)
Безопасное использование компьютера и телевизора.
Международные игры «Дети Азии»_ праздник здоровья и дружбы.
Республика Саха (Якутия) находится на территории России. Мы -жители России. Наше государство защищает своих жителей. Конституция Российской Федерации.
Столица -главный город в стране. Музеи, театры, университет, памятники архитектуры.
Президент РФ- глава нашего государства.
Коренные народы Республики Саха(Якутия). Народ Саха. Из истории Якутии.
Конституция Республики Саха(Якутия).Президент Республики Саха(Якутия). Государственный герб, флаг Республики Саха(Якутия).
Столица Республики Саха(Якутия).Герб Якутска. Река Лена.
Государственный язык в Якутии.
Дружба народов.
На просторах России. Россия -великая и огромная страна.34 улуса Республики. Крупные города Якутии.
Якутские алмазы. Добыча золота, нефти ,газа.
Заповедники и национальные парки Якутии.
Богатый мир флоры и фауны Якутии. Охота- важный промысел коренных жителей. Красная книга Якутии.
Царство рек и озер. Рыболовство в Якутии. Крупнейшие электростанции.
23 февраля, 8 марта, 1 мая9 мая12 июня, 4 ноября- государственные праздники.
27 апреля- День Республики Саха.21 июня- национальный праздник Ыьыах.
Олонхо- эпос. Герой -богатырь Ньургун Боотур.
Героический труд якутян в условиях вечной мерзлоты.
Народные писатели и художники Якутии.
Уважение к старшим, любовь к Родине, родному дому, честность и доброта, трудолюбие- лучшие традиции всех народов, живущих в нашей республике.
Республика заботится о детях. Почему нужно хорошо учиться?
Интересные профессии.
Правила поведения в школе.
Правила поведения на уроке.
Правила поведения на перемене.
Правила пешехода. Общественный транспорт.
Правила поведения на улице и во дворе. 03 030
Правила поведения на водоеме зимой. Служба спасения 112
Правила поведения в сильные морозы.
Правила безопасности в быту. Правила пожарной безопасности. 01 112 с моби
Правила безопасного использования компьютера и телевизора.
Международные игры «Дети Азии»- олимпиада для школьников. Национальные виды спорта. Занятие спортом- залог здоровья.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
2
1
1