- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения на тему М. Ю. Лермонтов «Утёс». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи»
Урок литературного чтения на тему М. Ю. Лермонтов «Утёс». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пишкина Н.В. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Выполнила: Пишкина Наталья Викторовна, учитель ГБОУ гимназии г. Москвы № 1748 «Вертикаль»
Сценарий урока
Предмет__литературное чтение_______________________Класс___2____________________________________
УМК: «Перспективная начальная школа», ( 2 класс), М., 2012 год, под редакцией Н. А. Чураковой
Тема урока: М.Ю. Лермонтов « Утёс». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Н.Рериха « Стражи ночи».
Целеполагающие задачи:
- предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «эпитеты», «олицетворение», «утёс», «иллюстрация», и выявлять отличия между людьми и литературными героями.
- метапредметные: обучающиеся смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с информацией, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в паре.
- личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания.
№ п/п
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент, включающий:
-
постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
-
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
-
описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы
Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы
Ожидаемые результаты Организует самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику урока:
- извлечение готовых знаний из представленного литературного текста;
- самостоятельное конструирование темы урока.
Включаются в самостоятельную деятельность:
- исследуют предложенное учителем стихотворение;
- анализируют и делают вывод о то, зачем учитель прочитал им это стихотворение;
- на основе сделанного вывода конструируют тему урока.
Обучающиеся выявляют общую информацию, представленную в стихотворении, находят ключевые слова в тексте, делают на основе личного опыта вывод и конструируют тему урока.
Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме « М.Ю. Лермонтов « Утёс». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Н. Рериха « Стражники ночи». Задачи: 1) научить обучающихся работать с информацией, выявлять ключевые слова и делать выводы; 2) научить формулировать тему урока. Цель: обучающиеся смогут, исследуя стихотворение, выявить общее и на основе сделанных выводов сконструировать тему урока. Методы, применяемые на данном этапе урока:
- исследовательский метод;
- метод работы с текстом;
- метод самостоятельного конструирования темы.
Содержание урока
Время ОРГМОМЕНТ Учитель: Разделение детей на пары. Обучающиеся работают в парах. На столах лежит раздаточный материал: карточки со словами эпитетами по теме урока, облачка синего и белого цвета для рефлексии.
Упражнение: Ребята, послушайте внимательно стихотворение. Понравилось ли оно вам? Как вы думаете, зачем я его вам прочитала? О чём мы сегодня будем говорить? Обоснуйте ответ. Обучающиеся делают вывод: о людях, об отношениях Обучающиеся формулируют тему урока. Учитель подводит итог: Да, мы живём среди людей. окружающие нас люди… О чём они думают, чем живут? Каждый человек- загадка. сегодня на уроке мы начнём знакомиться с жизнью и творчеством одного великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. После его смерти люди рассказывали о нём совершенно противоположные вещи: одни говорили, что он был весельчак, другие утверждали, что он был угрюм. некоторые отмечали что поэт был добрым и отзывчивым. Кто из них прав? Обучающиеся аргументировать свой ответ затрудняются. Учитель: Ребята, дать ответ на этот вопрос мог бы сам поэт, но он жил много лет назад. Учитель: Я предлагаю вам сегодня найти ответ на этот вопрос о поэте. А в конце урока мы вернемся к вашим ожиданиям и проверим, все ли ожидания будут реализованы. 1 мин.
2 мин..
Всего: 3мин.
2.
Актуализация опорных знаний, включающий:
-
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися);
-
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
-
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
-
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
-
определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей;
-
описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
-
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса;
-
описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса.
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы
Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы
Ожидаемые результаты Организует деятельность обучающихся по проверке качества усвоенных ими знаний. Проверяет и оценивает знания обучающихся:
- извлечение из полученной от учителя информации по теме и знаний из личного опыта;
- самостоятельные выполнения эвристического задания.
- выполняют эвристическое задание предложенное учителем;
- осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку;
- оценивают свои знания и знания обучающихся.
- научить обучающихся пользоваться полученной от учителя информацией при исследовании стихотворения;
- побудить обучающихся к активным действиям в паре.
- исследовательский метод;
- практический метод (упражнение);
- метод контроля.
Содержание урока
Время Учитель рассказывает: Его отца звали Юрий Петрович. Лермонтов. Мать - Мария Михайловна Лермонтова. Михаила Юрьевича не случайно называют грустным поэтом. У него рано умирает мама и воспитывает его потом бабушка: Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она даёт ему хорошее образование. Но в жизни ему было очень одиноко .И в его стихах мы это слышим. М.Ю. Лермонтов - разносторонне развитый человек, талантлив во всём. Он и поэт, прозаик, драматург, художник. Он много путешествовал. Неоднократно приезжал на Кавказ. Написал множество произведений о Кавказе. Учитель: На уроке мы познакомимся с одним стихотворением Лермонтова, но с таким, которое поможет нам понять , почему люди были о нём таких разных мнений. чтобы понять мысли поэта. нужно быть вдумчивыми чтецами, обращающими внимание на каждое его слово. Сегодня мы прочитаем стихотворение М.Ю. Лермонтова « Утёс». Упражнение: А что такое утёс? Дайте точное определение этому слову.
Обучающиеся: Находят определение слова « утёс» в толковом словаре и зачитывают его.
Утёс- большой, естественный камень, синоним слова « скала.»
Задание: Ребята, я предлагаю вам послушать это стихотворение в исполнении мастера слова Бориса Ветрова. Обучающиеся: Слушают стихотворение Учитель: Понравилось? Какие чувства оно у вас вызвало? Откройте учебники на стр. 124. Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте определить, от чьего лица оно написано: автора или рассказчика? Обучающиеся: Делают предположение, что стихотворение написано то лица автора.
2 мин.
30 сек
30 сек
3- 4 мин. Всего: 6- 7мин.
3.
Исследовательская деятельность. Данный этап предполагает:
-
постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);
-
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
-
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
-
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
-
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
-
описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы
Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы
Ожидаемые результаты Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний, соответственно разработанному плану, их получения (По извлечению готовых знаний из текста учебника. По самостоятельному созданию знаний путем исследовательской деятельности):
- извлечение знаний из текста учебника;
- самостоятельное приобретение знаний в процессе исследовательской работы.
Цель: создать условия для самостоятельного получения знаний из текста учебника. Задачи:
- научить обучающихся работать с текстом и делать выводы.
- метод работы с тестом;
- практический метод.
Содержание урока
Время
Упражнение: Работа в парах (раздаточный материал: карточки с эпитетами к стихотворению; учебник, С. 124)
Учитель: Я предлагаю вам поработать в парах. Прочитайте первый столбик ( строфу стихотворения). Обсудите в паре и ответьте на вопрос О каком герое идёт речь? Охарактеризуйте его, какой он? Подберите к этому герою как можно больше эпитетов
Обучающиеся дают ответы.( говорится о тучке, она: золотая, красивая, легкомысленная, молодая, весёлая, игривая)
Учитель: прочитайте 2 столбик ( строфу) стихотворения. О ком здесь идёт речь? Охарактеризуйте его.
Обучающиеся: говорится об утёсе. Он старый, морщинистый, грустный, задумчивый, неподвижный одинокий, великан.
Учитель: Ребята, давайте обобщим и слова- эпитеты с нашими героями.
Обучающиеся: работают на интерактивной доске, двигают, соотносят эпитеты
с героями.
Физминутка
Учитель: А теперь прочитаем размышления Маши и Миши на стр. 128
Обучающиеся: читают рассуждения « сквозных» героев в парах, подтверждают их высказывания, подбирают слова- эпитеты, противоположные по значению, указывающие на возраст героев и на их характеры.( на партах лежат карточки со словами эпитетами для работы в парах)
Учитель: Ребята, а кому присущи эти качества? Можно ли сказать, что тучка и утёс для поэта живые?
Обучающиеся: людям, да, для поэта они живые
Учитель: В литературе есть приём, который называется олицетворение.
Поэты выражают свои чувства, наблюдения, переживания в стихах, а художники пишут картины .Перед вами иллюстрация Н. Рериха « Стражи ночи».
Как вы думаете, что общего у стихотворения Лермонтова и картины Н Рериха?
Обучающиеся: и там и там есть горы
Учитель: Кто же они, стражи ночи? Какие объекты природы одушевляет художник?
Охарактеризуйте горы, какие они.
Обучающиеся: неподвижные, молчаливые
Учитель: С помощью каких видов искусства человек выражает свои чувства?
Обучающиеся: литературы, живописи и музыки
Упражнение: Словесное рисование( какую картину бы вы нарисовали, иллюстрируя стихотворение
Учитель :Вернёмся к стихотворению Лермонтова « Утёс». Прочитайте стихотворение целиком и задумайтесь, о чём это произведение, какие чувства испытывал сам автор, когда его писал?
Обучающиеся: читают вслух 1 раз
Учитель: Лермонтов был сильный, храбрый, военный человек, но чувствительный ,ранимый и очень одинокий. Теперь, когда мы поняли основную мысль, которой с нами хотел поделиться автор, мы прочитаем это стихотворение ещё раз. попробуем прочитать его шёпотом , постарайтесь передать голосом те чувства, о которых писал автор.
Обучающиеся: читают вслух 1 раз
4-5 мин.
2 мин
3 мин
3 мин
2 мин Всего: 15 мин.
4.
Закрепление учебного материала, предполагающее:
-
постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);
-
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
-
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог.
-
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала;
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы
Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы
Ожидаемые результаты Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению ими новых знаний, организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний:
- извлечение новых знаний;
- применение знаний и в новых или измененных условиях.
-
анализируют предложенные учителем задания;
-
делают выводы
- метод сравнения;
- практический метод (упражнения);
- метод контроля (облачка из бумаги белого и синего цвета)
Содержание урока
Время
Закрепление изученного материала
Учитель:
-
Что Вы узнали нового? Чему научились? Каким же был поэт? Как вы поняли его произведение?
Обучающиеся: Отвечают на вопросы. Дополняют ответы друг друга.
Учитель: Вам понравился урок? Если да, то поднимите белую тучку, не всё понравилось- синюю тучку.
Давайте ребята, прикрепим свои тучки к утёсу, чтобы ему не было одиноко в этом мире.
Обучающиеся: подходят к доске и прикрепляют тучки. 2мин.
Всего: 2мин
5. Задание на дом, включающее:
-
постановку целей самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания);
-
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение обучающимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы
Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы
Ожидаемые результаты Организует деятельность обучающихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому нужно выполнить индивидуально дома:
- закрепление полученных знаний по теме;
- закрепление навыка в применении новых знаний.
- разрабатывают план своих действий.
На данном этапе урока применяется:
- метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (решение творческих задач).
Содержание урока
Время
Учитель: Вам понравился урок? Если да, то поднимите белую тучку, не всё понравилось- синюю тучку.
Давайте ребята, прикрепим свои тучки к утёсу, чтобы ему не было одиноко в этом мире.
Обучающиеся: подходят к доске и прикрепляют тучки
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М. Лермонтова « Утёс»
Учитель: В школьной программе вы часто будете встречаться с творчеством М.Лермонтова. А закончим мы урок ещё одним произведением. положенным на музыку. Пусть оно прозвучит для вас как награда поэта за ваше понимание и отзывчивость.
Обучающиеся: слушают романс « Выхожу один я на дорогу.»
2 мин.
Всего: 1 мин.
Итого: мин.