Урок литературного чтения на тему М. Ю. Лермонтов «Утёс». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Технологическая карта урока


Выполнила: Пишкина Наталья Викторовна, учитель ГБОУ гимназии г. Москвы № 1748 «Вертикаль»








Сценарий урока


Предмет__литературное чтение_______________________Класс___2____________________________________

УМК: «Перспективная начальная школа», ( 2 класс), М., 2012 год, под редакцией Н. А. Чураковой

Тема урока: М.Ю. Лермонтов « Утёс». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Н.Рериха « Стражи ночи».

Целеполагающие задачи:

  • предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «эпитеты», «олицетворение», «утёс», «иллюстрация», и выявлять отличия между людьми и литературными героями.
  • метапредметные: обучающиеся смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с информацией, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в паре.
  • личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания.

№ п/п

Этапы работы

Содержание этапа


1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)


Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты Организует самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику урока:

  • извлечение готовых знаний из представленного литературного текста;
  • самостоятельное конструирование темы урока.

Включаются в самостоятельную деятельность:
  • исследуют предложенное учителем стихотворение;
  • анализируют и делают вывод о то, зачем учитель прочитал им это стихотворение;
  • на основе сделанного вывода конструируют тему урока.


Обучающиеся выявляют общую информацию, представленную в стихотворении, находят ключевые слова в тексте, делают на основе личного опыта вывод и конструируют тему урока.
Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме « М.Ю. Лермонтов « Утёс». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Н. Рериха « Стражники ночи». Задачи: 1) научить обучающихся работать с информацией, выявлять ключевые слова и делать выводы; 2) научить формулировать тему урока. Цель: обучающиеся смогут, исследуя стихотворение, выявить общее и на основе сделанных выводов сконструировать тему урока. Методы, применяемые на данном этапе урока:
  • исследовательский метод;
  • метод работы с текстом;
  • метод самостоятельного конструирования темы.

Содержание урока

Время ОРГМОМЕНТ Учитель: Разделение детей на пары. Обучающиеся работают в парах. На столах лежит раздаточный материал: карточки со словами эпитетами по теме урока, облачка синего и белого цвета для рефлексии.

Упражнение: Ребята, послушайте внимательно стихотворение. Понравилось ли оно вам? Как вы думаете, зачем я его вам прочитала? О чём мы сегодня будем говорить? Обоснуйте ответ. Обучающиеся делают вывод: о людях, об отношениях Обучающиеся формулируют тему урока. Учитель подводит итог: Да, мы живём среди людей. окружающие нас люди… О чём они думают, чем живут? Каждый человек- загадка. сегодня на уроке мы начнём знакомиться с жизнью и творчеством одного великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. После его смерти люди рассказывали о нём совершенно противоположные вещи: одни говорили, что он был весельчак, другие утверждали, что он был угрюм. некоторые отмечали что поэт был добрым и отзывчивым. Кто из них прав? Обучающиеся аргументировать свой ответ затрудняются. Учитель: Ребята, дать ответ на этот вопрос мог бы сам поэт, но он жил много лет назад. Учитель: Я предлагаю вам сегодня найти ответ на этот вопрос о поэте. А в конце урока мы вернемся к вашим ожиданиям и проверим, все ли ожидания будут реализованы. 1 мин.


2 мин..










Всего: 3мин.

2.

Актуализация опорных знаний, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса.


Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты Организует деятельность обучающихся по проверке качества усвоенных ими знаний. Проверяет и оценивает знания обучающихся:

  • извлечение из полученной от учителя информации по теме и знаний из личного опыта;
  • самостоятельные выполнения эвристического задания.
Выявляют качество знаний по изучаемой теме собственных и партнеров:
  • выполняют эвристическое задание предложенное учителем;
  • осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку;
  • оценивают свои знания и знания обучающихся.
Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения. Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения успеха, самореализация в учебной деятельности и сотрудничества с другими обучающимися; осознание необходимости получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению знаний по теме «М.Ю.. Лермонтов « Утёс» Поход в Музейный дом. Иллюстрация Н. Рериха « Стражи ночи». Задачи:
  1. научить обучающихся пользоваться полученной от учителя информацией при исследовании стихотворения;
  2. побудить обучающихся к активным действиям в паре.
Цель: обучающиеся смогут самостоятельно исследовать объект. Методы, применяемые на данном этапе урока:
  • исследовательский метод;
  • практический метод (упражнение);
  • метод контроля.

Содержание урока

Время Учитель рассказывает: Его отца звали Юрий Петрович. Лермонтов. Мать - Мария Михайловна Лермонтова. Михаила Юрьевича не случайно называют грустным поэтом. У него рано умирает мама и воспитывает его потом бабушка: Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она даёт ему хорошее образование. Но в жизни ему было очень одиноко .И в его стихах мы это слышим. М.Ю. Лермонтов - разносторонне развитый человек, талантлив во всём. Он и поэт, прозаик, драматург, художник. Он много путешествовал. Неоднократно приезжал на Кавказ. Написал множество произведений о Кавказе. Учитель: На уроке мы познакомимся с одним стихотворением Лермонтова, но с таким, которое поможет нам понять , почему люди были о нём таких разных мнений. чтобы понять мысли поэта. нужно быть вдумчивыми чтецами, обращающими внимание на каждое его слово. Сегодня мы прочитаем стихотворение М.Ю. Лермонтова « Утёс». Упражнение: А что такое утёс? Дайте точное определение этому слову.

Обучающиеся: Находят определение слова « утёс» в толковом словаре и зачитывают его.

Утёс- большой, естественный камень, синоним слова « скала.»

Задание: Ребята, я предлагаю вам послушать это стихотворение в исполнении мастера слова Бориса Ветрова. Обучающиеся: Слушают стихотворение Учитель: Понравилось? Какие чувства оно у вас вызвало? Откройте учебники на стр. 124. Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте определить, от чьего лица оно написано: автора или рассказчика? Обучающиеся: Делают предположение, что стихотворение написано то лица автора.


2 мин.







30 сек
30 сек



3- 4 мин. Всего: 6- 7мин.

3.

Исследовательская деятельность. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний, соответственно разработанному плану, их получения (По извлечению готовых знаний из текста учебника. По самостоятельному созданию знаний путем исследовательской деятельности):

  • извлечение знаний из текста учебника;
  • самостоятельное приобретение знаний в процессе исследовательской работы.
Включение в самостоятельную деятельность по анализу текста учебника, алгоритмизации полученной информации и созданию новых знаний путем поисковой деятельности в паре. Формирование навыка работы с информацией и организацией исследования. Извлечение нужной информации для выполнения конкретного задания.
Цель: создать условия для самостоятельного получения знаний из текста учебника. Задачи:
  1. научить обучающихся работать с текстом и делать выводы.
Цель: обучающиеся смогут выявить признаки эпитетов, научаться их находить в тексте стихотворения и сравнивать и на основе сделанных выводов выполнят задание по закреплению полученной информации. Методы, применяемые на данном этапе урока:
  • метод работы с тестом;
  • практический метод.

Содержание урока

Время

Упражнение: Работа в парах (раздаточный материал: карточки с эпитетами к стихотворению; учебник, С. 124)

Учитель: Я предлагаю вам поработать в парах. Прочитайте первый столбик ( строфу стихотворения). Обсудите в паре и ответьте на вопрос О каком герое идёт речь? Охарактеризуйте его, какой он? Подберите к этому герою как можно больше эпитетов

Обучающиеся дают ответы.( говорится о тучке, она: золотая, красивая, легкомысленная, молодая, весёлая, игривая)

Учитель: прочитайте 2 столбик ( строфу) стихотворения. О ком здесь идёт речь? Охарактеризуйте его.

Обучающиеся: говорится об утёсе. Он старый, морщинистый, грустный, задумчивый, неподвижный одинокий, великан.

Учитель: Ребята, давайте обобщим и слова- эпитеты с нашими героями.

Обучающиеся: работают на интерактивной доске, двигают, соотносят эпитеты

с героями.

Физминутка

Учитель: А теперь прочитаем размышления Маши и Миши на стр. 128

Обучающиеся: читают рассуждения « сквозных» героев в парах, подтверждают их высказывания, подбирают слова- эпитеты, противоположные по значению, указывающие на возраст героев и на их характеры.( на партах лежат карточки со словами эпитетами для работы в парах)

Учитель: Ребята, а кому присущи эти качества? Можно ли сказать, что тучка и утёс для поэта живые?

Обучающиеся: людям, да, для поэта они живые

Учитель: В литературе есть приём, который называется олицетворение.

Поэты выражают свои чувства, наблюдения, переживания в стихах, а художники пишут картины .Перед вами иллюстрация Н. Рериха « Стражи ночи».

Как вы думаете, что общего у стихотворения Лермонтова и картины Н Рериха?

Обучающиеся: и там и там есть горы

Учитель: Кто же они, стражи ночи? Какие объекты природы одушевляет художник?

Охарактеризуйте горы, какие они.

Обучающиеся: неподвижные, молчаливые

Учитель: С помощью каких видов искусства человек выражает свои чувства?

Обучающиеся: литературы, живописи и музыки

Упражнение: Словесное рисование( какую картину бы вы нарисовали, иллюстрируя стихотворение

Учитель :Вернёмся к стихотворению Лермонтова « Утёс». Прочитайте стихотворение целиком и задумайтесь, о чём это произведение, какие чувства испытывал сам автор, когда его писал?

Обучающиеся: читают вслух 1 раз

Учитель: Лермонтов был сильный, храбрый, военный человек, но чувствительный ,ранимый и очень одинокий. Теперь, когда мы поняли основную мысль, которой с нами хотел поделиться автор, мы прочитаем это стихотворение ещё раз. попробуем прочитать его шёпотом , постарайтесь передать голосом те чувства, о которых писал автор.

Обучающиеся: читают вслух 1 раз


4-5 мин.



2 мин

3 мин


3 мин

2 мин Всего: 15 мин.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала;

описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал.










Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению ими новых знаний, организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний:

  • извлечение новых знаний;
  • применение знаний и в новых или измененных условиях.
Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе исследования) новые знания; выполнять деятельность по применению новых знаний:
  • анализируют предложенные учителем задания;

  • делают выводы

Обучающиеся определяют умения оперировать знаниями в требуемой форме, умение проверять и оценивать свою деятельность. Цель: создать условия для самостоятельной деятельности обучающихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь. Задача: 1) научить обучающихся анализировать стихотворение и иллюстрацию; 2) проверить первичное усвоение материала по теме. Цель: обучающиеся смогут исследовать предложенное им стихотворение и иллюстрацию, называть их общие признаки, проанализировать и выбрать наиболее рациональный подход к закреплению полученных знаний и применять их в новых условиях. Методы, применяемые на данном этапе урока:
  • метод сравнения;
  • практический метод (упражнения);
  • метод контроля (облачка из бумаги белого и синего цвета)

Содержание урока

Время

Закрепление изученного материала

Учитель:

  1. Что Вы узнали нового? Чему научились? Каким же был поэт? Как вы поняли его произведение?

Обучающиеся: Отвечают на вопросы. Дополняют ответы друг друга.

Учитель: Вам понравился урок? Если да, то поднимите белую тучку, не всё понравилось- синюю тучку.

Давайте ребята, прикрепим свои тучки к утёсу, чтобы ему не было одиноко в этом мире.

Обучающиеся: подходят к доске и прикрепляют тучки. 2мин.







Всего: 2мин

5. Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

определение и разъяснение обучающимся критериев успешного выполнения домашнего задания.



Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты Организует деятельность обучающихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому нужно выполнить индивидуально дома:

  • закрепление полученных знаний по теме;
  • закрепление навыка в применении новых знаний.
Включаются в самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению итогового качества собственных знаний:
  • разрабатывают план своих действий.
Обучающиеся разрабатывают или намечают план индивидуальных действий. Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов. Задачи: 1) научить обучающихся определять уровень знаний и собственных достижений, 2) сформировать компетенцию выявления причин ошибок и определения пути их устранения. Цель: обучающиеся смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению.

На данном этапе урока применяется:

  • метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (решение творческих задач).

Содержание урока

Время

Учитель: Вам понравился урок? Если да, то поднимите белую тучку, не всё понравилось- синюю тучку.

Давайте ребята, прикрепим свои тучки к утёсу, чтобы ему не было одиноко в этом мире.

Обучающиеся: подходят к доске и прикрепляют тучки

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М. Лермонтова « Утёс»

Учитель: В школьной программе вы часто будете встречаться с творчеством М.Лермонтова. А закончим мы урок ещё одним произведением. положенным на музыку. Пусть оно прозвучит для вас как награда поэта за ваше понимание и отзывчивость.

Обучающиеся: слушают романс « Выхожу один я на дорогу.»
2 мин.

Всего: 1 мин.

Итого: мин.



© 2010-2022