- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока на тему Звук [ш], буквы Ш, ш
Конспект урока на тему Звук [ш], буквы Ш, ш
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Редикульцева Е.С. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет | Литература (обучение чтению) |
Тема | Звук [ш], буквы Ш,ш. |
Класс УМК | 1 класс Школа России |
| |
Цель урока | Сформировать умение слышать звук [ш] и обозначать его буквами Шш, давать характеристику звуку [ш] и анализировать слова с новым звуком. |
Задачи урока |
|
Тип урока | ОНЗ |
Оборудование | Для учителя - демонстрационный материал, учебник, карточки, презентация Для учащихся - учебник, тетрадь, письменные принадлежности |
Формируем УУД: | |
| Познавательные УУД
|
| Коммуникативные УУД
|
| Регулятивные УУД
|
| Личностные УУД
|
Ход урока
Технология проведения
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
УУД 1. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
- Посмотрите, как работают ребята? Посмотрите на лица детей, кто из ребят сидит и скучает на уроке? А кто из ребят злится. Ребята работают все вместе, девиз на уроке «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» Сегодня мы с вами будем работать в команде! Улыбнитесь друг другу! Л способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цели: - организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. 1. (РАБОТА В ГРУППАХ, Игра «Допиши букву») - Вспомним правила работы в группе. - У вас на столах лежат карточки. Дождём смыло половину букв. Посовещайтесь, и отгадайте, какие буквы спрятались, допишите буквы. Дайте характеристику соответствующим звукам. Не забывайте, что в группе работает каждый. (Приложение 1.) - Рефлексия «Светофор». Если вам было трудно узнать все буквы или вы совсем не справились с заданием, то покажите красный круг. Если иногда затруднялись, то покажите желтый цвет. Если с заданием справились быстро и без затруднений, то покажите зеленый круг.
- Проверим, как выполнили задание. (Представитель от команды выходит к доске, называет буквы и дает им характеристику). П умение ориентироваться в своей системе знаний К умение слушать и понимать других К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку Л способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 3. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения - В каком месте возникло затруднение? (У каждой команды на карточках буква Ш, одни команды справились, другие затруднились) - Почему возникло затруднение?
К умение оформлять свои мысли в устной форме П умение выявлять сущность, особенности объектов П умение ориентироваться в своей системе знаний 4. Сообщение темы и цели урока
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства Попробуйте сформулировать тему урока.(Какая одинаковая буква встретилась у всех команд, и вызвала затруднение?) - Проверим себя. Откройте учебники, на какой странице будем сегодня работать? Прочитайте тему урока. - Какую цель для себя ставим сегодня на уроке? Р умение определять цель деятельности на уроке К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
К умение оформлять свои мысли в устной форме 5. Совместное «открытие» новых знаний
Цели:
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока - С. 17 Посмотрите на картинки справа в красной рамке. Назовите слово. Разделите слово «шкаф» на слоги. Поставьте ударение. Рассмотрите схему этого слова. Выделите первый звук. Дайте характеристику звуку [ш]. (характеристика звука на доске составляется детьми в виде кластера, вместо слов используют схемы). - Посмотрите на картинку ниже. Назовите слово. Разделите слово «карандаш» на слоги. Поставьте ударение. Рассмотрите схему этого слова. Выделите последний звук. Дайте характеристику звуку [ш]. (характеристика звука на доске составляется детьми в виде кластера, вместо слов используют схемы). - Придумайте слово, в котором звук [ш] будет мягким. ВЫВОД: учащиеся формулируют самостоятельно: звук [ш] согласный, глухой, всегда твердый, никогда не бывает мягким. - Может кто-то уже знает, какой буквой обозначается этот звук? (учитель или учащиеся дополняют кластер буквой Ш) - Почему 4 буквы Ш? - Посмотрите, как печатаем букву Ш. - На что похожа буква? (просмотр презентации, чтение стихотворений про букву). - С помощью карандашей или счетных палочек, выложите букву Ш. (ВЗАИМОПРОВЕРКА В ГРУППАХ) - Прочитаем слоги (на доске, хором) - Прочитаем слоги радостно, печально, с удивлением, с испугом, страшным голосом. - А теперь вы учителя, я читаю, вы меня исправляете, если я прочитаю с ошибкой. - Оцените свою работу на этом этапе. Рефлексия «Светофор». П умение представлять информацию в виде схемы П умение на основе анализа объектов делать выводы П умение делать выводы в результате совместной работы К умение слушать и понимать других К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р умение принимать и сохранять учебную цель и задачу П умение обобщать
ФИЗМИНУТКА
(я буду говорить слова, если в слове есть звук [ш], то прыгаем и ловим его, если в слове нет звука [ш], то приседаем и прячемся от него в домике) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 17. Как вы думаете, о чем мы сейчас прочитаем текст?
- Прочитаем текст на странице 17. Выберите каждый часть круга. Посмотрите, какую работу вы будете выполнять в группе.
(Один читает текст, другой читает вопросы, третий после совещания подчеркивает ответ, четвертый будет проверять и исправлять).
Задания для работы:
- Какое время года наступило? Подчеркните это предложение зеленым карандашом.
- Что собирали ребята в лесу? Подчеркните это предложение синим карандашом.
- Подумайте, как бы вы озаглавили текст?
(ПРОВЕРКА: группы меняются листами и по образцу проверяют друг друга. Оценка «Смайлик»).
- Как озаглавили текст?
- Как вы понимаете слово «горели»? (алели, краснели)
- В тексте сказано «кисть рябины». Как можно сказать по-другому? (гроздь рябины, когда много ягод как бы связаны воедино).
-Вспомните, какие значения имеет слово кисти? - Где можем посмотреть значение этого слова?
К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию П умение обобщать 7. Самостоятельная работа с самопроверкой Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать взаимопроверку, взаимооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. - Раскрасьте квадраты под теми картинками, в названиях которых есть звук [ш]. Если звук твердый - синим цветом, мягкий - зеленым цветом. - Почему вы не закрасили ни одного квадрата зеленым цветом? Обобщение: звук [ш] всегда только твердый, он не бывает мягким, поэтому только синим цветом закрасили.
Р умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Р умение осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
ФИЗМИНУТКА для глаз 8. Включение в систему знаний
Цели:
- организовать включение нового знания в систему знаний;
- развитие умения анализировать математические задачи - Слоги рассыпались, каждой группе надо собрать одно слово (малыши, камыши, машина, ландыши). - Выберите ученика, который будет представлять вашу команду. Представитель говорит слово, находит соответствующую картинку. - Посмотрите, после буквы Ш стоит какая буква? А какой звук слышим? Почему написали букву И? Правило: ШИ пиши с буквой И. - Послушайте сказку о том, как Буквы Ш и Ы поссорились. - оцените свою работу. Светофор. П умение представлять информацию в виде схемы П умение на основе анализа объектов делать выводы К умение слушать и понимать других К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение принимать и сохранять учебную цель и задачу Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Кто запомнил букву, которую сегодня изучали? - Найдите и зачеркните все буквы Шш. - Прочитайте оставшиеся буквы. Какое слово получилось?
Ш М ш Ш О ш Л ш О Ш ш Д Ш Ц Ш ш Ы
- Какую цель вы ставили перед собой на уроке? - Удалось ли достичь цели? - Рефлексия «Дерево». Если вы запомнили букву, с которой мы сегодня познакомились, находите соответствующий звук в словах, научились читать слоги и слова с этой буквой, то шишку нужно повесить на ель. Если не запомнили букву и не смогли прочитать слоги и слова с этой буквой, то шишку положите в корзинку. К умение слушать и понимать других К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Р умение принимать и сохранять учебную цель и задачу П умение ориентироваться в своей системе знаний П умение обобщать Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию