- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему тему Правописание мягкого знака после шипящей на конце существительных
Конспект урока по русскому языку на тему тему Правописание мягкого знака после шипящей на конце существительных
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никулина Е.Ф. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Правописание мягкого знака после шипящей на конце существительных.
Цель:
Изучить правописание Ь после шипящей на конце имен существительных.
Задачи:
1. Учить формулировать тему урока и ставить перед собой учебную задачу, планировать работу, делать выводы.
2. Через исследование группы существительных с шипящей на конце вывести правило правописания «ь» знака у существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.
3. Уметь слушать соседей по группе, анализировать ответ соседа, сдерживать эмоции, сотрудничать.
Оборудование: таблицы для групповой работы, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
Повторение. Что мы знаем об имени существительном?
Род, падеж, склонение, постоянные и непостоянные признаки
II. III. Этап сравнения существительных с ь и без ь
У: Что интересного в первом столбике?
IV.Этап разрыва между знанием и незнанием
Д: У одних существительных есть ь, у других нет.
У: Почему?
У: Что нам предстоит узнать на уроке?
Д: Почему одни существительные с шипящей на конце пишутся с ь, а другие без ь? V.Этап формулирования темы урока
У: Сформулируйте правильно тему урока
Д: - Написание ь знака после шипящих у существительных.
-Правописание ь после шипящих на конце существительных
(Открываю тему на доске)
VI. Этап целеполагания
У: А какая перед нами стоит задача?
Д: Узнать, когда у существительных с шипящей на конце надо писать мягкий знак.
VII.Этап исследовательской деятельности
У: Проведем наблюдение над группой существительных.
Исследуйте слова первого столбика.
Работа в группах(3 группы по 4 человека,1-ый определяет род, 2-ой число, 3-ий склонение, 4-ый есть ли ь, формулируют вывод, выбирают одного представителя )
У: заполните таблицу, найдите закономерность и сделайте вывод.
VIII. Этап открытия нового
Существительное
РОД
Склонение
Есть ли ь
камыш
чушь
помощь
скрипач
печь
После работы в группах:
Существительное
РОД
Склонение
Есть ли ь
камыш
муж
2
-
чушь
жен
3
+
помощь
жен
3
+
скрипач
муж
2
-
печь
жен
3
+
( От каждой группы выходит представитель выставляют таблицу, читают по очереди слова, называют закономерность. Делают вывод)
Д: Если существительное с шипящей на конце относится к женскому роду, то ь пишется, а если к мужскому роду, то ь не пишется.).
У: Откройте учебник на стр. 4, прочитайте правило. Совпало правило с нашим выводом?
Д: Да
-Как будем действовать, чтобы правильно написать данную орфограмму в слове?
IX. Этап составления алгоритма.
1. Читаю слово.
2. Это существительное? (да)
3. С шипящей на конце? (да)
4. Женского рода? (да- пишу ь, нет- не пишу)
ФИЗМИНУТКА.
Если называю слово с «ь»- выполняется приседание.,
Если слово без «ь» - хлопок в ладоши.
( Калач, печь, тишь, меч, товарищ, борщ, мышь, еж, вещь, и т.д.)
X. Этап первичного закрепления.
Работая по алгоритму запишем слова из упр 177.
Клич_ (м.р.), рож_ (…), полноч_(…), сыч_(…), пустош_(…)-
У: Узнай значения слова пустошь, обратись к толковому словарю.
(Работа со словарём)
XI. Самостоятельная работа, с последующей самопроверкой.
У: Послушайте предложения, найдите существительные с шипящей на конце, если есть ь, то ставь +, если нет ь, то ставь -. 1. «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь». (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…») 2. «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». ( С.Я. Маршак «Багаж») 3. «Дремлет чуткий камыш, тишь, безлюдье вокруг». (И. Никитин «Осень») У: Отрывки из каких произведений взяты, и кто их автор? XII. Самопроверка с доски:
+ + - - - +
Встаньте, у кого получилось так. Проверяем ошибки.
XIII. Рефлексия.
У: Игра «Котомка»
Каждый должен «положить» в котомку слово существительное с шипящей на конце и передать её другому.
У: (показывая наполненный мешочек) Котомка полна. Результат налицо.
XIV. Итог урока:
У: Что нового узнали?
Чему научились на уроке?
Когда надо писать ь у существительных с шипящей на конце?
Запись домашнего задания.