Разработка для начальных классов: «Урок благотворительности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ступникова Ирина Викторовна

Самарская область, Кинельский район, ГБОУ СОШ села Георгиевка.

Урок благотворительности.

Цель:

  1. Познакомить с понятиями «благотворительность», «меценатство», «спонсорство». Выявить их сходство и отличия.

  2. Формировать навыки проектной деятельности.

  3. Развивать умения публичного выступления.

  4. Пробудить желание делать добро.

Возраст учащихся: 10 лет.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Предварительная подготовка:

  1. Встреча с предпринимателями Уточкиной Л.И. и Рудой Г.В. с целью приглашения их на урок.

  2. Подготовка сообщений учащимися о Гай Цильний Меценате и выдающимся меценате П.М.Третьякове.(Электронная версия).

  3. Подготовка сообщения о благотворителе Самарской области

К.П. Головкине (электронная версия).

4. Доска расчерчена на кирпичики, в последствии будет называться

«стена».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Класс разделен на две группы. Представление гостей.

  1. Вступительное слово учителя.

Создание благоприятного эмоционального настроя.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим о таких замечательных понятиях, как благотворительность, меценатство, спонсорство.

(слова вывешиваются на стену)

- Знаете ли , что означают эти слова?

- Сегодня на уроке мы узнаем суть этих слов.

Эпиграф нашего урока:

Жизнь дана на добрые дела. (Плакат заранее прикреплен на стене)

- Как вы понимаете эти слова?

Послушайте два стихотворения.

Нищий.
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

- Ребята, что вы можете сказать об этом человеке?

Какое человеческое качество присуще этому старику?

Собираем гнездышко слов со светлым сердечком

(доброта, отзывчивость, милосердие, бескорыстие, благотворительность).

(Слова вывешиваются под светлым сердечком)



- А сейчас послушайте еще одно стихотворение.



НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов

- Какое чувство вызывает это стихотворение?

(Безразличие, жестокость, злоба, коварство, жадность, черствость души)

Слова вывешиваются под черным сердечком.

Такие люди, к сожалению, есть, но наша задача быть другими.

А как быть с этими пороками, если они есть?

Дети: их нужно уничтожать, бороться с ними.

- Ребята, давайте эти слова порвем и выбросим .Им не место на нашей стене.

(Ребята рвут и выбрасывают негатив)

Сегодня мы поговорим о добрых словах (перечисляются слова на стене).

Вы, ребята разделились на 2 команды. Одна команда будет называться «Благотворители», а вторая «Меценаты», каждая команда должна оправдать свое название. (В каждой команде по одному родителю с целью оказания помощи - консультант). 3 команда - «Спонсоры», она состоит из наших гостей и родителей.

- Ребята, расскажите нам, что означает слово меценат.

(электронная презентация) В Древнем Риме жил богач по имени Гай Цильний Меценат, который покровительствовал художникам и поэтам. С давних пор меценатами стали называть тех, кто бескорыстно помогает людям искусства. Россия славится огромным количеством меценатов. Такими людьми, безусловно, нужно гордиться. Широко известна фамилия Третьяковых. Первые упоминания о Третьяковых относятся к 18 в. Третьяковы занимались торговым и промышленным делом. Михаилу Захаровичу Третьякову (1801-1850), а затем его сыновьям Павлу и Сергею принадлежала в Костроме льноткацкая и льнопрядильная фабрика. Павел Михайлович Третьяков, русский художественный деятель, основатель Третьяковской галереи, действительный член (с 1893) петербургской Академии Художеств, разделял идеи русских просветителей. С 1856 начал собирать произведения русского искусства. Рассматривал свою деятельность как национальное дело. В 1892 передал своё собрание в дар г. Москве. Стал знаменитым на всю Европу. Положил начало общественного, всем доступного хранилища искусства. Не имел никакого художественного образования, но мог распознавать талантливых художников.

Сергей Михайлович Третьяков - собиратель живописи, деятель городского самоуправления, в 1877-81 московский городской глава. Был активным деятелем Московского художественного общества, Московского училища живописи, Русского музыкального общества. Своё собрание западноевропейской живописи завещал в 1892 через брата Москве. Первоначально оно находилось в Третьяковской галерее, в 1925 было передано в Музей новой западной живописи, ныне - в Эрмитаже (Санкт Петербурге) и Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

- А теперь расскажите, чем занимаются благотворители?

Благотворительность - это безвозмездная помощь нуждающимся. Благотворительная деятельность в России имеет давнюю историю. Великий князь Ярослав Владимирович на личные средства основал училище для детей - сирот. Царь Иван Грозный издал законы о помощи нуждающимся, Петр I уделял большое внимание устройству больниц и приютов, императрица Екатерина II поддерживала частную благотворительность, а в 19 веке в стране введено звание «Почётный благотворитель». Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Морозовы, Щукины, и другие. Головкин Константин Павлович , наш земляк, один из таких благотворителей. Он передал Городской думе 600 000 рублей на постройку художественного музея, с условием пожизненно и бесплатно занимать должность хранителя в этом музее. Он с детства мечтал посвятить себя рисованию. Мальчик вырос, стал крупным торговцем и известным самарским художником-любителем. Свою детскую мечту он воплотил в жизнь. Его картины и сегодня украшают экспозицию Самарского художественного музея. Современники отмечали, что работы эти "заключали много настроения и любви к волжской природе", называли его "певцом Волги". Константин Павлович был активным участником ежегодных выставок самарских художников и жертвователем своих произведений в фонд музея, страстным коллекционером, чьи коллекции частично были переданы в дар Археологическому музею, авторе "Проекта постройки и устройства оборудования и организации провинциального музея". Это все об одном нашем земляке - Константине Павловиче Головкине, который, несмотря на скромное происхождение (в анкете он указывает - "из мещан"), на отсутствие высшего образования, был настоящим русским интеллигентом. В 1918 К.П. Головкин уехал из Самары с семьей в Иркутск. В 1918 - 1919 годах совершил поездку в Манчжурию и Японию, где собирал произведения искусства для самарского музея, которому передал свою коллекцию безвозмездно. 3 команда расскажет нам, кто такие спонсоры и чем отличаются от благотворителей и меценатов.

Итак, сделаем вывод: Благотворитель помогает человеку потому, что он беден; Меценат - ради его таланта. Наши гости часто выступают, как спонсоры. Спонсорская помощь безвозмездна, но накладывает на получателя обязательства. Например, прорекламировать деятельность. Будут ли какие вопросы? Если все ясно, то попрошу составить по каждому направлению синквейн. (Синквейны вывешиваются на доску, анализируем) Вывод: Существительные, прилагательные и глаголы являются антонимами, значит, все эти понятия очень похожи и служат одному делу, делу милосердия. - А сейчас главное задание нашего урока. Определите для себя проектную задачу по вашему направлению и пути её решения. Определите, кто будет её озвучивать. Гости присоединяются к работе. Презентация проекта по пунктам:

  1. Тема; 5. Основное содержание
  2. Цель; 6. Способы реализации
  3. Актуальность проблемы 7. Ожидаемые результаты
  4. Задачи


(Под руководством взрослого проводится мозговой штурм. Определяется проблема, выдвигаются идеи) (Выступления учащихся и гостей). Вывод: Мы не располагаем финансами, у нас нет денег, но мы можем благо творить, помогать своими делами нуждающимся, быть милосердными, внимательными к окружающим. Сейчас таких молодых людей называют волонтеры. Итог урока. - Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, о чем он заставил вас задуматься? Давайте обратимся к нашей стене. Посмотрите, сколько добрых слов на ней. Но, хотелось бы чтобы эти слова не оставались на стене, а были вашей частичкой. (Ребята снимают и забирают эти слова себе). Давайте хором прочитаем пословицу, с которой мы начали урок: Жизнь дана на добрые дела.





























© 2010-2022