Программа дополнительного образования школьников «Художественное слово » ( для учащихся 7 – 10 лет)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство Образования Российской Федерации

Восточное Окружное Управление Образования г. Москвы

Государственное Образовательное Учреждение

Центр Образования № 1852

Утверждено

на заседании НМС

ЦО № 1852.

Протокол №

от___________ 2013 года

Программа дополнительного образования школьников

« Художественное слово »

( для учащихся 7 - 10 лет)









Педагог дополнительного образования Хрусталёва Е. С.







МОСКВА 2013

Пояснительная записка.


В стремительный век высоких технологий и скоростей у учащихся заметно ослабевает интерес к чтению. Но, как известно, без выработки навыков правильного смыслового чтения обучение грамотному письму затруднительно. В то же время, человеку, умеющему грамотно и красиво выражать свои мысли, легче добиваться успеха в любых сферах деятельности. Жизнь предъявляет к нам всё новые требования - это и умение вести переговоры, убеждать оппонентов, и работа с персоналом, и многое другое. Курс «Художественное слово» оказывает учащимся неоценимую помощь в снятии зажатости и закрепощённости в общении. Заметно возрастает интерес к чтению.

Задача курса - научить ребёнка свободно и осмысленно читать, ибо при затруднённом чтении не только плохо, но и вовсе не усваивается информация, а то и становится невозможным овладение письменной речью. Воспитание природной языковой интуиции, чувство родного языка, формирование лингвистического мышления, т.е. осознания языка как предмета наблюдения, мышления, анализа и использования, невозможно без осознанного чтения.

Курс состоит из 2-х уровней, на каждом из которых решаются определённые задачи. Каждый уровень равен 18 занятиям по 1 академическому часу.

1 уровень: «Художественное слово и логическое чтение ».

Предназначен для устранения проблем с чтением и грамотностью. На занятиях формируются основы речевого дыхания и дикции. В программу включены этапы освоения логического анализа текста, знаков препинания, основы интонации. Активно развивается артикуляционный аппарат. Вырабатываются навыки осмысленного чтения, способствующие грамотному письму.

2 уровень: « Художественное чтение и актёрское мастерство ».

В ходе занятий на образцах русской поэзии и прозы учащиеся развивают устную речь, формируют её монологическую форму, осваивают элементы актёрского мастерства. В ходе занятий снимается зажатость, закрепощённость в общении. Занятия помогают раскрыть творческий потенциал, который заложен в ребёнке от природы.

Занятия проводятся в игровой форме с элементами речевой и двигательной активности.

Тематический план:


№ п/п

Тема занятий:

Всего:

Теория:

Практика:

1.

Введение. Постановка голосового аппарата (дыхание, произношение, артикуляционная гимнастика)

4 ч.

1ч.

3ч.

2.

Развитие дикции (напевно-речевая форма произношения текста, интонация). Дыхание и голос.

3ч.

1ч.

2ч.

3.

«Делу время - потехе час» (урок-игра)

1ч.

-----

1ч.

4.

Игры со словами для гимнастики ума - добрые слова.

-----

1ч.

5.

Разбор художественного и литературного материала

(определение жанра, нахождение темы)

3ч.

1ч.

2ч.

6.

«Делу время - потехе час» (урок-игра)

1ч.

------

1ч.

7.

Игры со словами для гимнастики ума - слово или не слово?

1ч.

-------

1ч.

8.

Техника речи (дыхание, голос, дикция).

3ч.

1ч.

2ч.

9.

Скороговорки.

1ч.

-----

1ч.

10.

Контрольный срез

1ч.

------

1ч.

11.

Дикция (напевно-речевая форма произношения текста).

2ч.

1ч.

1ч.

12.

Работа над текстом

(стихотворение, басня).

3ч.

1ч.

2ч.

13.

Упражнения для развития голосообразования

1ч.

------

1ч.

14.

Работа над текстом (рассказ, сказка)

2ч.

1ч.

1ч.

15.

Логика чтения (логические паузы, ударение, темп, логическая мелодия).

2ч.

1ч.

1ч.

16.

Развитие дикции и интонации сценической речи.

2ч.

1ч.

1ч.

17.

Художественные паузы

(межстиховые паузы, психологические паузы, начальная пауза)

2ч.

1ч.

1ч.

18.

Умение ясно и приятно говорить на сцене.

2ч.

____

2ч.

19.

Контрольный срез.

1ч.

------

1ч.

Всего: 36часов 10 часов 26 часов





























После изучения данного курса

учащиеся должны:


- свободно и осмысленно читать;

- уметь воссоздавать художественный текст, выполняя требования декламационного искусства;

- уметь работать с диалогом, монологом, стихотворением, басней;

- увеличение словарного запаса;

- расширение кругозора;

- развитие памяти, внимания, умение сосредоточиться;





Список литературы:


  1. Принципы и технология анализа художественного текста

на уроках литературного чтения в начальной школе.

В. А. Лазарева, М., Дом педагогики, 2006г.


  1. Технологии анализа художественного текста

В. А. Лазарева, М., ОНИКС, 2006 г.


  1. Литературные викторины в начальной школе

И. Г. Сухин, АЙРИС ПРЕСС, М., 2005 г.


  1. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах

Н. Н. Ушаков, М., Просвещение, 2005 г.


  1. Путь к слову

В. А. Синицин, АО «СТОЛЕТИЕ», 2007 г.


  1. Пословицы, поговорки и афоризмы на уроках литературы

С. А. Леонов, Р. П. Мазуревская, М., 2007 г.

© 2010-2022