- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа дополнительного образования школьников «Художественное слово » ( для учащихся 7 – 10 лет)
Программа дополнительного образования школьников «Художественное слово » ( для учащихся 7 – 10 лет)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хрусталева Е.С. |
Дата | 29.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство Образования Российской Федерации
Восточное Окружное Управление Образования г. Москвы
Государственное Образовательное Учреждение
Центр Образования № 1852
Утверждено
на заседании НМС
ЦО № 1852.
Протокол №
от___________ 2013 года
Программа дополнительного образования школьников
« Художественное слово »
( для учащихся 7 - 10 лет)
Педагог дополнительного образования Хрусталёва Е. С.
МОСКВА 2013
Пояснительная записка.
В стремительный век высоких технологий и скоростей у учащихся заметно ослабевает интерес к чтению. Но, как известно, без выработки навыков правильного смыслового чтения обучение грамотному письму затруднительно. В то же время, человеку, умеющему грамотно и красиво выражать свои мысли, легче добиваться успеха в любых сферах деятельности. Жизнь предъявляет к нам всё новые требования - это и умение вести переговоры, убеждать оппонентов, и работа с персоналом, и многое другое. Курс «Художественное слово» оказывает учащимся неоценимую помощь в снятии зажатости и закрепощённости в общении. Заметно возрастает интерес к чтению.
Задача курса - научить ребёнка свободно и осмысленно читать, ибо при затруднённом чтении не только плохо, но и вовсе не усваивается информация, а то и становится невозможным овладение письменной речью. Воспитание природной языковой интуиции, чувство родного языка, формирование лингвистического мышления, т.е. осознания языка как предмета наблюдения, мышления, анализа и использования, невозможно без осознанного чтения.
Курс состоит из 2-х уровней, на каждом из которых решаются определённые задачи. Каждый уровень равен 18 занятиям по 1 академическому часу.
1 уровень: «Художественное слово и логическое чтение ».
Предназначен для устранения проблем с чтением и грамотностью. На занятиях формируются основы речевого дыхания и дикции. В программу включены этапы освоения логического анализа текста, знаков препинания, основы интонации. Активно развивается артикуляционный аппарат. Вырабатываются навыки осмысленного чтения, способствующие грамотному письму.
2 уровень: « Художественное чтение и актёрское мастерство ».
В ходе занятий на образцах русской поэзии и прозы учащиеся развивают устную речь, формируют её монологическую форму, осваивают элементы актёрского мастерства. В ходе занятий снимается зажатость, закрепощённость в общении. Занятия помогают раскрыть творческий потенциал, который заложен в ребёнке от природы.
Занятия проводятся в игровой форме с элементами речевой и двигательной активности.
Тематический план:
№ п/п
Тема занятий:
Всего:
Теория:
Практика:
1.
Введение. Постановка голосового аппарата (дыхание, произношение, артикуляционная гимнастика)
4 ч.
1ч.
3ч.
2.
Развитие дикции (напевно-речевая форма произношения текста, интонация). Дыхание и голос.
3ч.
1ч.
2ч.
3.
«Делу время - потехе час» (урок-игра)
1ч.
-----
1ч.
4.
Игры со словами для гимнастики ума - добрые слова.
1ч
-----
1ч.
5.
Разбор художественного и литературного материала
(определение жанра, нахождение темы)
3ч.
1ч.
2ч.
6.
«Делу время - потехе час» (урок-игра)
1ч.
------
1ч.
7.
Игры со словами для гимнастики ума - слово или не слово?
1ч.
-------
1ч.
8.
Техника речи (дыхание, голос, дикция).
3ч.
1ч.
2ч.
9.
Скороговорки.
1ч.
-----
1ч.
10.
Контрольный срез
1ч.
------
1ч.
11.
Дикция (напевно-речевая форма произношения текста).
2ч.
1ч.
1ч.
12.
Работа над текстом
(стихотворение, басня).
3ч.
1ч.
2ч.
13.
Упражнения для развития голосообразования
1ч.
------
1ч.
14.
Работа над текстом (рассказ, сказка)
2ч.
1ч.
1ч.
15.
Логика чтения (логические паузы, ударение, темп, логическая мелодия).
2ч.
1ч.
1ч.
16.
Развитие дикции и интонации сценической речи.
2ч.
1ч.
1ч.
17.
Художественные паузы
(межстиховые паузы, психологические паузы, начальная пауза)
2ч.
1ч.
1ч.
18.
Умение ясно и приятно говорить на сцене.
2ч.
____
2ч.
19.
Контрольный срез.
1ч.
------
1ч.
Всего: 36часов 10 часов 26 часов
После изучения данного курса
учащиеся должны:
- свободно и осмысленно читать;
- уметь воссоздавать художественный текст, выполняя требования декламационного искусства;
- уметь работать с диалогом, монологом, стихотворением, басней;
- увеличение словарного запаса;
- расширение кругозора;
- развитие памяти, внимания, умение сосредоточиться;
Список литературы:
-
Принципы и технология анализа художественного текста
на уроках литературного чтения в начальной школе.
В. А. Лазарева, М., Дом педагогики, 2006г.
-
Технологии анализа художественного текста
В. А. Лазарева, М., ОНИКС, 2006 г.
-
Литературные викторины в начальной школе
И. Г. Сухин, АЙРИС ПРЕСС, М., 2005 г.
-
Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах
Н. Н. Ушаков, М., Просвещение, 2005 г.
-
Путь к слову
В. А. Синицин, АО «СТОЛЕТИЕ», 2007 г.
-
Пословицы, поговорки и афоризмы на уроках литературы
С. А. Леонов, Р. П. Мазуревская, М., 2007 г.