Урок окружающего мира для младших школьников Будь природе другом

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ №10 «Кадетский корпус юных спасателей»













Урок окружающего мира в 4 классе

в режиме технологии проектного обучения.

Тема: « Будь природе другом»















Автор: Антипова Любовь Максимовна

Учитель начальных классов





Рубцовск 2014

Обобщающий урок по теме «Леса России» построен в режиме технологии проектного обучения, в ходе которого у детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки:

  1. Рефлексивные умения: ребята осмысливают задачу, отвечают на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»

  2. Поисковые умения: самостоятельно изучают информацию, находят варианты решения проблемы, устанавливают причинно-следственные связи.

  3. Менеджерские умения и навыки: принимают решения и прогнозируют их последствия, анализируют собственную деятельность.

  4. Коммуникативные умения: вступают в диалог, задают вопросы, осуществляют взаимопомощь в группе в решении общих задач.

  5. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, использование различных средств наглядности при выступлении.

В ходе урока учитель стимулирует творческий поиск детей, фиксирует поэтапное выполнение работы. Во время игры используется метод мозговой атаки. Одни ребята предлагают место для размещения завода, другие выбирают наиболее подходящий вариант по заданию. Такая работа не только развивает творческое воображение, но и учит прислушиваться к мнению своих товарищей.

Цель:

Закрепить знания учащихся о взаимосвязи компонентов живой природы леса и человека, составить «Свод законов о природопользовании»

Задачи:

- создать условия для осмысления учебной информации, используя прием проектного обучения и игровой деятельности;

- создать условия для выявления взаимосвязей между растениями, животными и человеком;

- способствовать формированию умений: выдвигать гипотезу и обосновывать ее в процессе анализа учебной информации, оформлять результаты работы, рецензировать творческую работу одноклассника;

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле.

Оборудование:

Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс, А.А. Плешаков;

Волшебный сундучок с заданиями для групп;

Карточки с дополнительной информацией;

Модели: завода, лесополосы, домов, стрелки;

Таблички с названиями отделов;

Инструкции каждой группе;

Картинка с изображением сороки.

Презентация «Леса России»

Ход урока

I Запуск проекта:

Парты в классе расставлены так, чтобы всех учащихся удобно было разделить на 3 группы.

На партах стоят таблички: «Отдел охраны зверей», «Отдел охраны птиц», «Отдел охраны растений».

Дети рассаживаются по желанию, формируя команды.

- Ребята, в какой большой зоне мы побывали на последних уроках? (Леса России)

- Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в этом разделе.

-А сейчас мы побываем с вами в лесу и встретимся с его обитателями.

Презентация «Леса России»

- Прочитайте тему урока с доски: «Будь природе другом».

- Когда человека можно назвать настоящим другом природы?

- Зачем человеку нужно охранять природу?

- Сегодня вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» каждой группе по своему отделу и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.

II Планирование работы:

- Работать будем в группах. Выберите лидера группы……..

Распределение ролей участников проекта будет происходить не по группам, а внутри каждой группы. В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учетом нового распределения на группы.

На доске план:

Действия в группе

  1. Обсуждение задания (коллективно)

  2. Выполнение практического задания (экспериментаторы)

  3. Оформление задания (иллюстраторы)

  4. Формулирование выводов (аналитики)

  5. Выступление (выбирают сами дети)

- К нам на урок прилетела помощница, угадайте, как ее зовут:

Как снег бела, Урок окружающего мира для младших школьников Будь природе другом

Как сажа черна,

Вертлява, как бес,

Повертелась - и в лес. (Сорока)

На доске появляется картинка с изображением сороки.

- Сорока из леса принесла волшебный сундучок. Что в нем?

(Учитель открывает сундучок)

- Здесь задания для каждой группы. Лидеры, получите задания и инструкцию по их выполнению.

Задание № 1

Задание № 2 (в конвертах) (Приложение 1)

Задание № 3

- Ребята, сможете ли сразу выполнить задания?

- Что вам понадобиться для этого?

(учитель раздает альбомные листы, ножницы, фломастеры).

- А еще помощница - сорока принесла дополнительную информацию каждой группе. Открываем сундучок…

Информация для групп № 1, № 2, № 3. (Приложение 2)

- Внимательно рассмотрите, прочитайте информацию. Сколько времени вам

понадобиться? (15 минут)

III Определение уровня готовности к поисковой работе.

- Дети, прочитайте еще внимательнее ваше задание.

Учитель подходит к каждой группе.

Учащиеся вместе с учителем определяют конечный результат деятельности.

Учитель знакомит учащихся с инструкциями по выполнению заданий.

IV Выполнение проекта:

Дети знакомятся с источником информации, отбирают главное содержание, анализируют информацию, формируют гипотезы, предлагают варианты решения проблемы.

Учитель координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

V Игра « Где разместить завод? »

На доске модели завода, лесополосы, домов, стрелка с направлением ветра.

Задание: выйти к доске и правильно поместить завод, чтобы в атмосфере города как можно меньше было загрязняющих веществ.

VI Оформление результатов работы.

Дети в группах проговаривают правила защиты, готовят отвечающего, рисуют знак или знаки.

Учитель оказывает помощь.

VII Защита проекта.

Дети защищают свой проект, вывешивают знаки.

Сорока их внимательно слушает и помогает рецензировать работу.

Она благодарит все и дарит на прощание стихотворение:

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Я. Аким

VII Итог. Рефлексия.

- Ребята, посмотрите еще раз на знаки и скажите, какое решение вы приняли для себя по отношению к растениям и животным?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему каждый из вас научился сегодня?

- Какое главное дело вы сделали?

Учитель читает стихотворение «Жил на свете человек».

Жил на свете один человечек,
И пошел человечек гулять,
И нашел он двенадцать дощечек,
И решил себе домик собрать.
И сложил он сначала крылечко,
Чтобы каждый войти к нему мог.
К сожаленью, тому человечку
Не хватило на стены досок.
Небо крышу ему подарило,
И стеной был кудрявый лесок.
Ничего, что ему не хватило,
Не хватило на стены досок!
По утрам к нему солнце входило,
Выпивало росистый квасок.
Хорошо, что ему не хватило,
Не хватило на стены досок!
И пришли к нему птицы и звери,
Майский жук заглянул на часок...
Хорошо, что на крепкие двери
Не хватило на двери досок!

Почему автор говорит: «Хорошо, что на двери и стены не хватило досок»?

Д. К человечку могут приходить гости.

У. Очень часто человек отгораживается каменными стенами дома от природы и забывает о том, что рядом с ним живут птицы и звери, растут леса и шумят деревья.
А ведь в природе так много всяких тайн, загадок, столько всего интересного!

- Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Выходя в природу, надо помнить, что она - наш общий дом. Поэтому и вести себя на природе надо так, как у себя дома

Приложение 1

КАРТОЧКА №1

Отдел по охране зверей

1.Отгадайте загадки

Серовато, зубовато- Летом гуляет

По полю, рыщет, Зимой отдыхает.

Телят, ягнят ищет.

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет.

2.Расскажите об одном из этих животных по плану.

1.Внешний вид

2.Место обитания

3.Убежище (нора, дупло, берлога)

4.Чем питается?

5.Почему человек истребляет?

3.Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Н. Сладков

Заяц и крот

-Сколько лет, сколько зим! Ты ли это брат Заяц?

-Я, Крот, я. Как видишь.

-В том-то и дело, Косой, что ничего я не вижу. Глаза у нас совсем никудышные.

-А как же ты тогда меня узнал?

-По запаху узнал: мокрой шерсткой пахнет, горькой осинкой. Вот радостная встреча!

Вопросы:

1.Почему Крот ничего не видит?

2.Что помогает ему находить пищу?

КАРТОЧКА №2

Отдел по охране птиц

1.Отгадайте загадки

Летать летаю,

Птиц всех забиваю.

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Мать, отца не знаю,

Но часто называю,

Детей знать не буду,

Чужим сбуду.

2.Расскажите об одной из этих птиц по плану:

1.Внешний вид

2.Место обитания

3.Есть ли у этой птицы особенности?

4.Чем питается

5.Почему истребляется человеком?

3.Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Н. Сладков

Воробей и синица

-Здравствуйте, Синица. Ты чего это перья носом перебираешь-чистишь их, что ли?

-Нет, Воробей, не чищу. Я их пересчитываю. Было у меня осенью 3000 перьев, к весне осталось 2600. 400 перьев за зиму потеряла!

-Подумаешь, за зиму! Я за одну драку, бывает, сразу по полсотни теряю!

Как из подушки летят! Чего их жалеть? Есть чем наготу прикрыть - и довольно!

Вопросы:

1.Почему птицам очень важно иметь много перьев к зиме?

2.Какая из этих птиц постоянно живет около жилья человека?

КАРТОЧКА №3

Отдел по охране растений

1.Отгадайте загадки

Что летом и зимой

В рубашке одной?

Хоть не огонь,

А жжется?

Стоит красавица на полянке:

В белом сарафане,

В зеленом полушалке.

2.Расскажите об одном из этих растений по плану.

1.Внешний вид

2.Где растет?

3.Чем интересно растение?

4.Как человек использует?

3.Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Н. Сладков

Дуб и ветер

-Ну, Дуб, и вымахал же ты, братец, - чуть не до неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего бы это?

-От любопытства, Ветер, от любопытства. Помню, только еще из желудя высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: «А что там за травой скрывается?». Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там дальше, за кустами?». Ни днем, ни ночью покоя не было. Все тянулся да тянулся, эвон, какой вымахал!

Вопросы:

1.Как вырастить дуб?

2.Какая польза животным от дуба?

Приложение 2

Задание №1

Составить правила защиты зверей.

Нарисовать знак или знаки, запрещающие вредить зверям.



Инструкция 1.Рассмотрите рисунки на странице 100-101 учебника. Подумайте, что произойдет с животными если: - люди вырубят лес; - лес сгорит Сделайте вывод. 2.Выполните задания из карточки №1. 3.Подготовьте выступающего по вопросу из задания.

Задание №2

Составить правила защиты птиц и их потомства.

Нарисовать знак или знаки, запрещающие вредить птицам.

Инструкция

1.Рассмотрите рисунки на странице 100-101 учебника.

Вспомните, какую пользу приносят птицы лесам.

Подумайте, что произойдет с лесом, если человек будет разорять

гнезда птиц? Сделайте вывод.

2. Выполните задания из карточки №2.

3. Подготовьте выступающего по вопросу из зада

Задание №3

Составить правила защиты растений.

Нарисовать знак или знаки, запрещающие вредить растениям.

Инструкция

1.Рассмотрите рисунок на странице 100-101 учебника.

Вспомните, какую пользу приносит лес человеку и всей

Земле. Представь, что все растения исчезли. Что произойдет

Со всем живым на Земле? Сделай вывод.

2. Выполнить задания из карточки №3.

3. Подготовьте выступающего по вопросу из задания.





ФОТО С УРОКА

Урок окружающего мира для младших школьников Будь природе другомУрок окружающего мира для младших школьников Будь природе другом

Урок окружающего мира для младших школьников Будь природе другом

Урок окружающего мира для младших школьников Будь природе другом

Урок окружающего мира для младших школьников Будь природе другом

Литература

  1. Мошина Р. Ш. Учитель в зеркале стандарта // Первое сентября - 2009 №17 с. 2-7
  2. Назарова Е. В. Метод проектов в процессе формирования основ
экологического сознания учащихся // Начальная школа - 2009 - №4 с. 68-72
  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии - М. :
Народное образование, 1998 - 225 с.
  1. Ситявина И. А. Современный урок в начальной школе // Начальная школа - 2006 - №5 с. 53-54
  2. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников // «Учитель» - 2009 - 141 с.



© 2010-2022