• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению Тема: «Развитие способности и интереса к чтению при изучении раздела «Народные песни, сказки, пословицы»

Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению Тема: «Развитие способности и интереса к чтению при изучении раздела «Народные песни, сказки, пословицы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

37

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Нижегородский институт развития образования


Кафедра начального образования

Аттестационная работа на высшую категорию

Методическая разработка раздела образовательной программы

по литературному чтению

Тема: «Развитие способности и интереса к чтению при изучении раздела «Народные песни, сказки, пословицы»

Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ Спасская СОШ Спасского района

Визгунова Надежда Алексеевна

Образование: высшее

Квалификационная категория: высшая

Педагогический стаж:29 л.

Стаж работы учителем начальных классов:29л.

Контактные телефоны : 89101364677





Н.Новгород

2014

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………….…..... 3

1.1.Актуальность выбранной темы….…………………………………..…3

1.2Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме….......…….....................................................................................................4

1.3 Новизна представленных материалов………………..………………..5

2. Цели и задачи раздела……………………………………………………. 6

3. Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями…………………………………………………………………..7

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы ……………….8

5.Система знаний. Система деятельности………………………………….9

6. Календарно-тематическое планирование

раздела…………………………………………………………………………. 10

7. Практическая реализация методических приёмов по развитию способности и интереса к чтению при изучении раздела «Народные песни, сказки, пословицы ……………………………………………………16

8. Авторские приёмы по работе над разделом «Народные песни, сказки, пословицы»…………………………………………………18


9.Разработка урока по внеклассному чтению………………….19

10.Результативность проведённой работы по развитию способности и интереса к чтению при изучении раздела«Народные песни, сказки, пословицы»…………………19

11.Заключение………………………………………………………..22

12.Литература …………………………………………………………………24

13. Приложения …………………………………………………………….25-45

1. Пояснительная записка.

1.1.Актуальность

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Литература является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Курс литературного чтения для 1 - 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими проблемами

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребенок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л. С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребенка формируется внутренняя речь, «Молчаливое» чтение также способствует ее развитию.

В программу «Литературное чтение»для 2 класса включено 6 разделов. Каждый раздел предмета имеет свою значимость и взаимосвязан с другими разделами курса. Одним из них является раздел «Народные песни, сказки, пословицы». Обучение по данному разделу проводится мною на основе использования методических приёмов по развитию способности и интереса к чтению .Многие приёмы применяются в виде игр.

Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, направленное на развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого ребенка.

Работа над произведениями в разделе «Народные песни, сказки, пословицы» направлена на:

  • развитие способности и интереса к чтению .

  • развитие навыков чтения,

  • выработку умений работать с текстом,

  • развитие творческих способностей.

В результате изучения раздела учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности (высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, определять содержание по заглавию).

Модернизация современного образования и происходящие инновационные процессы в школе требуют от учителя наиболее эффективных форм и методов обучения для создания комфортных условий, необходимых для овладения общеучебными умениями и навыками, развития коммуникативных качеств обучающихся.

Исходной идеей данного проекта «Развитие способности и интереса к чтению при изучении раздела «Народные песни, сказки, пословицы» является повышение активности каждого ученика.

1.2. Анализ литературы по теме

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, развития его индивидуальных возможностей.

Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использования в практической деятельности (ст.47 Закона РФ « Об образовании»2014г.).

На протяжении нескольких лет я работала по УМК «Школа России».С введением Федерального государственного стандарта начального общего образования. я перешла на работу по УМК «Планета знаний».

.Использование в учебном процессе УМК «Планета знаний» дает хорошие результаты. Считаю, что данный УМК является прекрасной базой для применения всех инновационных технологий: игровых , коммуникативных и исследовательских. Особое внимание в УМК «Планета знаний» уделяется проектной деятельности

Известно, что прочные знания, умения и навыки школьники приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Особую роль в развитии интереса младших школьников к урокам литературного чтения принадлежит игре. Ш. А. Амонашвили говорит: «Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни». Данная проблема широко рассматривается в работе В.А. Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «…Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Продолжая мысли Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Эльконин Д.Б. пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает психологическая форма мотивов».

Продолжая работу Эльконина, Амонашвили Ш.А. в своей книге «В школу - с шести лет» рассматривает проблему использования игры на уроках: «Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития»


1.3. Новизна представленных материалов

Я считаю ,что новизна моего опыта заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приемов и систематическом использовании проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе, в создании и накоплении необходимого комплекса методического обеспечения, в решении проблемы развития познавательного интереса школьников. Процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Решения во многих играх принимают коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Создана система комплексного развития способности и интереса к чтению учащихся в процессе совместной деятельности на уроках литературного чтения по УМК «Планета знаний»;

Игры и упражнения подобраны в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечают критериям познавательной ценности;

Упражнения направлены на формирование всех видов УУД (личностные, метапредметные, предметные).

2.Цели и задачи изучения раздела.

Цель: создание условий для формирования и воспитания нравственных качеств у учащихся через совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного чтения.

Задачи.

1. Образовательные:

- обеспечивать развитие речи школьников; навыков правильного, сознательного чтения вслух и про «себя»;

- совершенствовать умение пересказывать текст с опорой на план; сопоставлять и осмысливать поступки героев, их поведение.

2. Развивающие

- развивать способности и интерес к чтению

- развивать образное мышление, творческое и воссоздающее воображение, ассоциативное мышление учащихся;

- развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать;

- развивать память, произвольное внимание; навыки самостоятельной работы; коммуникативные навыки через работу в группах, парах.

3. Воспитательные

- воспитывать любовь к Родине, к семье и семейным традициям;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- прививать любовь к животным,

- воспитывать культуру общения, интереса к уроку литературного чтения;

3. Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Он охватывает период от 6-7 до 10-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус.

Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценность ребёнка, весь его уклад жизни. Ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода.

Основной ведущей деятельностью является обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. При этом важным является уровень дошкольной подготовки. У наших сельских детей(а у некоторых при отсутствии детского сада )этот уровень очень низкий. Поэтому необходимо использовать различные формы и методы, активизирующие познавательную деятельность детей.

В связи с этим использование игровых форм, опорных конспектов и схем являются наиболее эффективной технологией усовершенствования образовательного процесса в начальной школе. Обучение с использованием игровых технологий и схем предполагает активную мыслительную деятельность учащихся. Они должны обладать навыками восприятия новой информации, уметь соотносить ее с ранее усвоенной, а также уметь выделять главное. Увидеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно.

Одна из основных задач учителя - помочь ученикам в преодолении стеснения, создание свободной и дружелюбной атмосферы на занятиях. Наиболее эффективным методом изучения литературного чтения на начальном этапе являются игровые технологии. По определению Н.П. Аникеевой, в игре моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, умения, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.

Помимо вышесказанного, младший школьный возраст является периодом, когда ученик познаёт базовые знания по предмету, и вследствие этого очень важно научить его принимать и обрабатывать эту информацию, не отбив у него желания учиться.

Изучив особенности преподавания литературного чтения на начальном этапе в школе, можно сделать вывод, что младшим школьникам требуется особый подход - их необходимо знакомить с новой информацией играя, рассказывая им интересные истории, связанные с изучаемым предметом.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Мы ожидаем от уч-ся развитие в большей степени коммуникативных

универсальных учебных действий:

  • умение слушать и слышать друг друга;

  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

  • спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

  • вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; - владеть монологической и диалогической формами речи;

  • умение спорить и отстаивать свою позицию;

  • уважительно относиться к партнерам, быть внимательным к личности другого.

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  • участвовать в совместном принятии решения.


Ожидаем развитие у детей личностных универсальных учебных действий:
  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная речь-это показатели культуры человека;
  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

• ориентация в нравственном содержании ,как собственных поступков, так и поступков других людей;

  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;



Также ожидаем развитие регулятивных универсальных учебных действий:
  • понимать, принимать учебную задачу;
  • контролировать процесс и результаты деятельности;
  • осознавать трудности и стараться искать способы их преодоления.
Ожидаем развитие познавательных универсальных учебных действий:
  • искать, получать и использовать информацию;
  • пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике, находить в них нужные сведения;
  • понимать информацию , представленную в разных формах.
    • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

    • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;



Ожидаем развитие предметных результатов:
  • формирование положительной мотивации к чтению;
  • выполнение заданий на составление плана, пересказа;
  • выполнение заданий по ориентировке в книгах;
  • выполнение творческих заданий;
  • учиться делить текст на смысловые части.

  • учиться составлять план к прочитанному.

  • пересказывать текст по плану.

  • сопереживать героям произведения, эмоционально откликаться на прочитанное .

  • соотносить поступки героев с нравственными нормами

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух - примерно 40-50 слов в минуту, про себя - примерно 70-80 слов в минуту)

5.Система знаний и система деятельности.

Система знаний включает в себя:

Общенаучные знания - это формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; понятие литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения передачи нравственных ценностей.

Обучение литературному чтению связано с другими науками.

Знания из определённой научной области:

Это гуманитарные науки: каждый ребёнок должен знать буквы и овладеть навыком чтения и письма.

Это естественные науки: именно здесь приводятся интересные факты из жизни животных, растений; после такого урока дети самостоятельно идут в библиотеку и находят что - то новое для чтения.

Это социальные науки: каждый ребёнок - член социума. И на уроках литературного чтения мы учимся выслушивать друг друга, прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свою точку зрения - учимся общению.

Система деятельности включает:

- Познавательная деятельность. На каждом уроке литературного чтения идёт развитие познавательной деятельности учащихся. Иногда на уроках ставится какая-то проблема, и данный урок строится на том, что мы пытаемся решить данную проблему. На уроках идёт формирование представлений о добре и зле, нравственности, формирование потребности в систематическом чтении, развитие интереса к литературному творчеству, творчеству писателей. Здесь идёт развитие интеллектуальных мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.)

Преобразующая деятельность учащихся наблюдается, когда на уроках мы учимся задавать вопросы, понимать роль чтения, использовать разные виды чтения, осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать оценку поступкам героя, овладевать техникой чтения вслух и про «себя», самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными материалами.

Общеучебная деятельность на уроках литературного чтения развивает речь учащихся, ребята учатся выслушивать ответы собеседника, задавать вопросы, учатся вступать в дискуссию, вести диалог. Так же общеучебным видом деятельности является организация работы в группах (это и работа в парах, в четвёрках, в микрогруппах - когда некоторые задания предлагается выполнить, например, по рядам).

К самоорганизующей деятельности на уроках литературного чтения относится прежде всего умение планировать, анализировать, корректировать в соответствии с целью высказывания, давать самооценку выполнению проделанной работы, учебного задания. Каждый ребёнок видит своё продвижение вперёд, старается помочь товарищу, если у того что-то не получается, радуется тому, что «принёс пользу», помог достичь какого - то результата не только себе, но и товарищу.

6.Календарно-тематическое планирование раздела.

«Народные песни, сказки, пословицы» (31ч.)

Уроки № 2,30,31 в планировании изменены

2.1 Статья о песнях «Как на тоненький ледок…» Русская народная песенка

2.2 «Ходит конь по бережку…» Русская народная песенка Уметь придумывать по аналогии продолжение народной песни; рассказывать о персонаже по предложенному плану; рисовать иллюстрации, сочинять мелодии к народной песне.

2.3 «Заинька, где ты был…» Русская народная песенка Уметь передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении; придумывать по аналогии продолжение народной песни; рассказывать о персонаже по предложенному плану; рисовать иллюстрации, сочинять мелодии к народной песне; заучивать наизусть песню по собственному выбору.

2.4 Внек. чтение «Русские народные загадки»

Уметь анализировать объекты с целью выделения признаков;

2.5 «Спляшем!» Шотландская народная песенка. Чешские народные песенки «Разговор лягушек», «Сенокос» Знать понятие «песня». Уметь анализировать настроение песни, эмоции ее создателей, форму слова как способ выражения этой позиции; передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении; придумывать по аналогии продолжение народной песни.

2.6 «Дом, который построил Джек» Английская народная песенка Уметь рассказывать о персонаже по предложенному плану; рисовать иллюстрации, сочинять мелодии к народной песне; заучивать наизусть песню по собственному выбору.

2.7 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Русская народная сказка. Иметь представление о народностях России. Знать понятие «сказка». Уметь пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики; озаглавливать отдельные части сказки; оценивать героев; обосновывать свой вывод; выдерживать паузы при чтении; выделять нужные слова; находить реплики героев при чтении по ролям.

2.8 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Русская народная сказка Уметь анализировать внутренний мир героев русской народной сказки.

2.9 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Русская народная сказка Уметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведение по плану.

2.10 Картинная галерея В.М. Васнецов «Алёнушка» Уметь анализировать детали, изображенные на картине.

2.11 «Хаврошечка» Русская народная сказка Уметь пересказывать фрагменты текста; объяснять причины поступков героев; сравнивать персонажей различных сказок; придумывать продолжение сказки; привлекать читательский опыт и рассказывать о нем.

2.12 «Хаврошечка» Русская народная сказка Уметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведение по плану.

2.13 «Мальчик с пальчик» Русская народная сказка Иметь представление о многозначности слова.Уметь определять значение слова в контексте; использовать в рассказе фольклорную лексику; определять отношение персонажей друг к другу, подкрепляя выводы фрагментами текста; определять собственное отношение к ним; делить произведение на части и озаглавливать и соотносить иллюстрации с содержанием текста.

2.14 «Мальчик с пальчик» Русская народная сказка Уметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведение по плану.

2.15 «Каша из топора» Русская народная сказка Уметь соотносить иллюстрации с содержанием текста; определять значение слова в контексте; использовать в рассказе фольклорную лексику; определять отношение персонажей друг к другу.

2.16 «Кукушка» Ненецкая народная сказка Уметь анализировать и передавать собственные переживания, вызванные конкретным произведением; понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста; рассказывать сказку от лица определенного персонажа.

2.17 «Три дочери» Татарская народная сказка Уметь выделять реплики персонажей при чтении по ролям; воспроизводить отдельные сюжетные линии; находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; сравнивать персонажей различных сказок; делать выводы о главной мысли сказки.

2.18 «Три дочери» Татарская народная сказка Уметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведение по плану; определять значение слова в контексте; использовать в рассказе фольклорную лексику; определять отношение персонажей друг к другу.

2.19 «Врозь - плохо, вместе - хорошо» Мордовская народная сказка Уметь выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица разных персонажей.

2.20 Внек. чтение «Ах, что за прелесть эти сказки…» Уметь определять содержание книги по ее элементам; самостоятельно читать книги.

2.21 «Как проверяется дружба» Лезгинская народная сказка Уметь выделять необходимые эпизоды из текста; читать или пересказывать отрывки из текста; оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию; прогнозировать развитие сюжета; создавать рассказ по циклу иллюстраций.

2.22 «Как проверяется дружба» Лезгинская народная сказка Уметь анализировать и передавать собственные переживания, вызванные конкретным произведением; понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста; рассказывать сказку от лица определенного персонажа.

2.23 «Берёзонька скрип - скрип…» Русская колыбельная, «Нашей Любице» Сербская колыбельная Знать о колыбельной песни как о жанре фольклора. Уметь находить в тексте слова, позволяющие ответить на вопрос; заучивать произведение по собственному выбору; анализировать эмоциональную окрашенность произведения.

2.24 «Спи, усни, мой медвежонок…» Латышская колыбельная Уметь находить в тексте слова, позволяющие ответить на вопрос; заучивать произведения по собственному выбору; анализировать эмоциональную окрашенность произведения.

225 «Золотая рыба» Индийская народная сказка Уметь определять причины поступков персонажей, оценивать их, выбирая нужные слова из предложенного списка; обосновывать свой выбор; выделять реплики героев; читать по ролям; передавать интонацию говорящих; определять основную мысль произведения.

2.26 «Золотая рыба» Индийская народная сказка Уметь находить в тексте нужный эпизод, читать или пересказывать его; объяснять и оценивать поступки персонажа; определять главную мысль произведения; пересказывать произведение от лица разных персонажей.

2.27 «Счастливый мальчик» Иранская народная сказка Уметь находить в тексте нужный эпизод, читать или пересказывать его; объяснять и оценивать поступки персонажа; определять главную мысль произведения; пересказывать произведение от лица разных персонажей.

2.28 «Два ленивца» Сербская народная сказка, «Век живи - век учись» Хорватская народная сказка Уметь определять эмоциональную окрашенность произведения; аргументировать свой выбор; оценивать персонажей; привлекать читательский опыт; создавать сказки, развивающие поставленную в изучаемом произведении проблему.

2.29 Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе Уметь объяснять смысл пословиц; соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей.

2.30 Обобщающий урок по разделу. Подготовка к проекту. Уметь участвовать в обсуждении прочитанного; различать пословицы и поговорки; объяснять смысл пословиц; соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей; Уметь придумывать по аналогии продолжение народной песни; использовать в рассказе фольклорную лексику. Уметь готовить проект (по плану) по выбранной теме.

2.31 Внек. чтение «Проект по теме «Устное народное творчество» Уметь выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя и библиотекаря. Уметь выполнять самостоятельно(по плану) и с помощью взрослых проекты по теме. Уметь представить свой проект.

7.Практическая реализация методических приёмов по развитию способности и интереса к чтению при изучении раздела «Народные песни, сказки, пословицы».

С самого рождения ребёнок от своей мамы узнаёт первые стихи, сказки, рассказы. А первые детские книги -это сказки, которые учат отличать простоту от глупости, гнев от злости, ум от хитрости, смеяться над тем, что смешно и не бояться страха.

Казалось бы, что если ребёнок полюбит до школы чтение, то книги будут интересовать его и в дальнейшем, ну а если нет, то , увы, как ни старайся, чуда не произойдёт!

Как сделать так, чтобы дети полюбили читать книги? Чтобы интерес к чтению не угасал?

За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе.

Проанализировав множество различных исследований на эту тему, сделала вывод, что игровые технологии, занимательные упражнения являются одним из наиболее эффективных методов работы в начальных классах, так как игры и схемы воспринимаются младшими школьниками с большим интересом, нежели привычные виды работы.

Младший школьный возраст является периодом, когда ученик познаёт базовые знания по предмету, и вследствие этого очень важно научить его принимать и обрабатывать эту информацию, не отбив у него желания учиться.

Использование игровых технологий и занимательных упражнений на уроках литературного чтения способствует лучшему усвоению и осмыслению учебного материала, закреплению и запоминанию материала, возбуждает интерес к учебной информации, что позволяет значительно повысить развитие познавательного интереса.

В связи со всем вышесказанным, можно сделать вывод, что такие приёмыв обучении литературному чтению являются:

  • легкодоступным и интересным методом обучения;

  • отдыхом от привычной учебной деятельности;

  • очень разнообразным методом, в связи с тем, что существует множество литературных игр для разных уровней и возрастов.

В процессе работы над разделом «Народные песни,сказки.пословицы»мною использовались следующие технологии, методы и формы:

Методы организации деятельности:

  • Частично - поисковый, проблемный

  • Словесные (объяснение, беседа, работа с учебной книгой)

  • Практические (самостоятельная работа)

  • Наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация)

К группе словесных методов и приёмов относятся: художественное чтение, беседа, речевой эксперимент, речевые упражнения, вслушивание, словарная работа.

Группа наглядных методов и приёмов направлена на создание точных представлений об окружающем мире и художественных образах.

Применение группы практических методов и приёмов обеспечивает мыслительную активность учащихся путём реализации деятельностного подхода. К этой группе относятся: театрализация; дидактическая игра; практические работы с текстом; создание проектов и компьютерных презентаций.

Педагогические технологии:

- традиционные технологии (объяснительно-иллюстративные);

- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии).

Формы учебной работы:

  • Общеклассная (фронтальная)

  • Групповая (дифференцированно - групповая), парная.

  • Индивидуальная

Виды упражнений

По работе над развитием способности и интереса к чтению я выделила пять групп упражнений. Каждая группа имеет свои цели и направлена на развитие определённых способностей .

Первая группа упражнений направлена на развитие фонематического слуха у детей. (Приложение 1.)

Вторая группа упражнений направлена на воспитание зоркости к буквенной стороне слова. (Приложение 2.)

Третья группа упражнений направлена на развитие дикции. (Приложение 3.)

Четвёртая группа упражнений направлена на развитие навыка антиципации. (Приложение 4.)

Пятая группа упражнений развивает навык периферического зрения. (Приложение 5.)

Задача учителя - так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Поэтому ему необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому способствуют активные формы и методы обучения, такие как игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа. Это внесет элемент занимательности в учебный процесс, поможет снять усталость и напряжение ученика на этапе изучения нового материала, так и при контроле знаний.

При работе над темой «Народные песни» из раздела «Народные песни, сказки. пословицы» мы используем упражнения «Репетиция» из первой группы и все упражнения из третьей группы. Все эти приёмы нацелены на развитие речевого аппарата и дикции.

Работая над темой «Сказки», мы применяем упражнения четвёртой группы, т.к. они нацелены на ускорение чтения и углубленного восприятия его содержания.

Работая над пословицами , упражнения пятой группы ( «Фотоглаз», цифровые таблицы)делают работу интересной и увлекательной.

8.Авторские приёмы по работе над разделом «Народные песни, сказки, пословицы»

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству;
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

При изучении методической литературы ,я выбрала те виды упражнений, которые перечислены выше, в свою «методическую копилку».Одни упражнения дорабатывала , а некоторые разработала сама.

Для самостоятельной работы на уроке чтения были разработаны « памятки»

(Приложение 6.)

Для работы по группам ( при проверке домашнего задания )на уроке чтения разработана «перфокарта» (Приложение 7.)

Для работы над пословицами при изучении темы «Народные пословицы»

работу провожу по карточкам , на которых зашифрованы пословицы. Такой приём использую и при работе над темой «Народные сказки», где пословица подбирается под главную мысль сказки, связывается с текстом.

(Приложение 8.)

Для работы определения характера героев сказки «собираем»их в наш «волшебный кузовок» (Приложение 9.)

На этапе рефлексия мы подводим итог нашей работы, нашего настроения и душевного состояния в « колосок знаний» (Приложение 10.)


9.Разработка урока по внеклассному чтению.
Тема «Русские народные загадки» Цель урока: познакомить детей с произведением фольклора - загадкой Задачи:

формировать у учащихся универсальные учебные действия:

личностные (самоопределение, смыслообразование, морально - этическая ориентация):

- Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;

- Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):

- Расширить знания детей о жанре устного народного творчества «загадка»;

- Сформировать представление и разработать схему построения загадки.

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

(Урок Приложение 10.)

10.Результативность проведённой работы по развитию способности и интереса к чтению при изучении раздела«Народные песни, сказки, пословицы»


Существует ряд причин, влияющих на отсутствие способности к чтению, а именно: природный темп деятельности, регрессия, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Учителю необходимо с первых дней ребенка в школе выявлять эти причины и проводить работу по их устранению. Для определения интереса к чтению проводится анкетирование.

Например : Анкета для учащихся 2-го класса.

1. Какую работу нравиться выполнять на уроке.

  • работа по памятке;

  • в паре;

  • в группе;

  • самостоятельно.

2. Делаешь ли замеры чтения дома.

  • часто;

  • иногда;

  • нет.

3. Волнуешься ли ты при замерах чтения в классе?

  • нет;

  • иногда;

  • всегда;

4. Как часто ходишь в библиотеку?

  • часто;

  • редко;

  • не хожу.

Анализ этого анкетирования показал, что 18 человек из 24 любят работать по памятке ,т.к. весь план работы расписан. Постоянно делают замеры чтения 16 человек. При проверке техники чтения в классе 18 человек не волнуются, т.к. читают выше нормы, 2-волнуется, 2- волнуется всегда. Ходят в библиотеку часто 19 человек, 1 - ходит редко, 4- не ходят совсем т.к. имеют большую библиотеку дома.

Класс

Количеств Техника чтения

о

Норма

Справились с нормой Читают выше нормы


учащихся чтения

чтения

Кол-во

%

Кол-во

%

учащихся

учащихся


1

2

3

4

5

6

7

1 класс

24

25-30

18

77

15

66

2 класс

24

40-50

19

81,4

18

77

3 класс







4 класс








Тема развития способности к чтению тесно связана с развитием техники чтения. Если ребёнок способен к чтению, то он с желанием выполняет упражнения на развитие техники чтения. Замеры техники чтения учащихся за 2 года обучения учитывались и анализировались. Был проведен математический обсчет и анализ скорости чтения за 2 года обучения в начальной школе. Из таблицы приведенной ниже видно, что скорость чтения учащихся постепенно увеличивается.




Таблица № 1 Процент учащихся, выполняющих норму по чтению:

Время проверки

Кол -во учащихся

Выполняют норму и читают выше нормы

Читают без ошибок

Читают выразительно

Понимают прочитанное

Начало изучения раздела

24

66%

55%

44%

44%

На конец изучения раздела

24

77%

66%

55%

55%

Результаты проверочных работ по разделу

  • Тесты по прочитанным произведениям

  • Комплексные работы по прочитанным произведениям

  • Защита проектов






Наблюдая это, вновь убеждаешься в том, что все упражнения указанные в работе и систематически применяемые на уроках очень эффективны.

Приобретение учащимися необходимого для успешного обучения навыка чтения дает определенные гарантии в том, что дети не уйдут из учебной деятельности, и позволяет сохранить в среднем звене качественную успеваемость.

11.Заключение Проанализировав тему развития способностей к чтению, я поняла, что реализация способностей личности является решающим критерием уровня и развития общества. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема. Я пришла к выводу, что способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить. Еще раз хоту обратить внимание на то, что качество обучения младших школьников во многом зависит от развития способности и интереса к чтению. По данным работы можно сделать следующие выводы: Развитие способности к чтению относится к технической стороне навыка чтения и тесно связано со смысловой стороной, т.е. пониманием и осознанием прочитанного. Эти две стороны должны взаимно дополняться и совершенствоваться. Существует ряд причин, влияющих на отсутствие способности к чтению, а именно: природный темп деятельности, регрессия, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Учителю необходимо с первых дней ребенка в школе выявлять эти причины и проводить работу по их устранению. Способность к чтению младших школьников можно и нужно развивать . « Эффективное чтение- это ремесло, которому можно обучиться , только постоянно в нем практикуясь» Для развития способности к чтению необходимо использовать на уроке такие виды и приемы работ с учащимися, как фонетические зарядки, упражнения с чистоговорками и скороговорками, слоговые таблицы, помогающие развивать зрительную и оперативную память; упражнения по устранению регрессии; упражнения на развитие памяти и внимания. В результате этой работы снимается трудность в чтении, страх и не уверенность учащихся. Они приобретают любовь к чтению, эта работа соединяет детей и родителей. По наблюдениям над процессом развития способности и интереса к чтению я сделала и такой вывод. Способность и интерес к чтению не появляются не известно откуда. Они складываются в ходе самого обучения чтению. На первых порах важно укреплять непосредственные интересы младших школьников ко всему тому, что связано с чтением ( звуком, буквой, слогом, словом и т.п.). Важно интересоваться всеми удачами и неудачами в чтении ребенка, переживать их вместе, вникать в каждую мелочь. «Обучая детей чтению с помощью разнообразных приемов, мы не только оживляем урок, заинтересовываем детей игровыми приемами и т.п., но и даем им возможность почувствовать себя способными к чтению, предоставляем право и возможность выбора наиболее подходящих для каждого ребенка видов работ при организации самостоятельного чтения в школе или дома. А это значит, что у младших школьников появиться желание читать, превратить чтение в ежедневные добровольные технические тренировки, затем - в удовольствие и потребность.»

12.Литература

1. Берцфаи Л.В. Специфика учебного действия контроля. // Вопросы психологии, 1987, № 4.

2. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. 1995, № 1.

3. Л. Кларк. Изучаем скорочтение. Минск. 1996.

4. В.Ф. Одегова. Развитие способности к чтению на уроках родного языка в начальной школе.- Н.Новгород: НГЦ, 1998 г.

5. В.Ф. Одегова. Первые шаги начинающего читателя.Н.Новгород.-2003

6. В.Ф. Одегова.Развивающее обучение на уроках чтения в 1-2 классах//

Оптимизация процесса обучения чтению и письму младших школьников: Из опыта работы областной творческой группы учителей начальных классов.

ч.1-2.Н.Новгород,1991

7. Селевко В.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998

8. Э.Э.Кац. Литературное чтение:2-й класс: учебник: В 2ч. Ч.1-Москва:Астрель-2012. Приложение №1 Первая группа упражнений направленана развитие фонематического слуха у детей. Виды упражнений:

Фонетическая зарядка. Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает как о каком либо действии. Дети произносят звук. Например: что произносит врач, когда осматривает горло? ( А-а-а...) или как дрожат от холода? (В-в-в...).

Игра « Репетиция».

Цель игры: Развитие речевого аппарата. Пропеть гласные в разных композициях: цепочкой, парами, хороводиком и др.

Игра "Кто больше?" Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в которых звук а был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (сестра, доска, голова), или придумай слова начинающиеся со звука [б], [б ] (береза, булка, баран, батон, бабочка).

Игра "Кто внимательный?" Цель игры, узнать новый звук в словах, которые произносит учитель. Например: найди одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, грабли. Или отгадай имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра. (Ответ: Даша.)

Игра «Звук заблудился». Цель задания: найти слово, в котором заблудился данный звук. Например:

Жучка будку (булку) не доела; Неохота, надоело. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей, (грачей). Узнай звук. Цель задания: дети должны хлопнуть в ладоши, услышав новый звук в слове. Например: учитель читает слова, в которых есть звук [т] (книга, ручка, дверь, тетрадь, суббота, пятница, среда, дом, стекло, часы, цапля).


Приложение №2

Вторая группа упражнений, направлена на воспитание зоркости к буквенной стороне слова.

Виды упражнений:

1. Найди лишнее.

  1. Какая буква лишняя? а, у, р, о, ы.

  2. Какой слог лишний? ма, ра, на, лы, са.

  3. Какое слово лишнее? речка, река, ручей, ручка, ручеек.

2. Слоговое лото.

На доске карточки со слогами: га, гу, гру. Дети должны дополнить слог до слова. Например: Га - газета, газель Гу - гуси, гудок. Гру - груша.
З.Лесенка. На доске записаны слова в виде лестницы. Данное упражнение нацеливает детей на чтение целыми словами. Лесенку следует постепенно усложнять. Читать слова можно в различном темпе и с эмоциональной окраской. Это задание позволяет расширить словарный запас детей.

бак зуб

бант зола

булка загар блузка звонок

бабочка зеленый

больница землянка

4.Превращение слов - волшебная цепочка. Цель игры: заключается в замене букв в слове. Например: зуб - куб -дуб - душ; Зина - Рина - рана - рама - дама - лама - мама - Маша - каша -Даша и замените один из согласных в словах на 3: коса (коза), дверь (зверь).

5.Из одного слова - несколько. Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова придумывают свои слова. Например: КВАРТИРА (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).

Приложение № 3

Третий вид упражнений направлен на развитие дикции.

Виды упражнений: 1.Чтение чистоговорок шепотом и медленно:

Да-да-да - из трубы бежит вода.

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Ют-ют-ют - очень любим мы уют.

Аш-аш-аш - у Ирины карандаш.

Ща-ща-ща - мы несем домой леща. 2.Чтение тихо и умеренно:

Арка - арца арла -арча

Арта - арда арча аржа
З.Чтение громко и уверенно:

Гарь - парь - жарь

дверь - зверь - червь

4.Читай слова четко и быстро. гАз - гОд - гОл - гУл гУсь вол - вой - волк вол - вёл - вал - вар вес - весь - весть - вещь


5.Отчетливо произноси слоги: громко - тихо, тихо - громко. ВИ - ВЭ - ВА - ВО - ВУ - ВЫ фи - фэ - фа - фо - фу - фы ФИВИ - ФЭВЭ - ФОТО - ФАВА ВИФИ - ВЭФЭ - ВАФА - ВОВА


Приложение № 4

Четвертая группа упражнений направлена на развитие навыка антиципации. Виды упражнений: Допиши (договори) в словах окончания. Цель: учиться согласовывать слова между собой. Подготовка к чтению на скорость. Мягк… игрушка Звонк… хлопушка Стар… подушка Бел… снежинки Колюч… ёж Доскажи словечко Ло-ло-ло- на улице….(светло,тепло) Ул-ул-ул-у меня сломался…(стул) Занимательные модели -е- - (мел,сел,лес) Е - -(еда,ели,ела) Е - - - (енот,езда,ерши)
Слова - невидимки. Цель: Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

  • Я толстоногий и большой. С

  • Я там, где боль. Я - ах, я - ой! С

  • На мене кузнечики звенят. С

  • А я конечный результат.

(Ответ: слон, стон, стог, итог.) Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.







Приложение №5.

Пятая группа упражнений развивает навык периферического зрения. Виды упражнений:

1. Игра "Фотографирование предметов(слов)" ("Фотоглаз"). Цель игры: за одну секунду запомнить все, что изображено на карточке. Перед показом предупреждаю детей о том, чтобы они смотрели внимательно. После даю команды: "Приготовились! Внимание! Фотографируем!"

2. Цифровые и буквенные таблицы. Цель: Найти зашифрованные цифрой букву, слог( на начальном этапе работы над формированием навыка чтения). Составить слово, предложение и наоборот. Зашифровать (расшифровать) слог, слово, предложение, пословицу, название произведения и т.д. (на этапе развития и совершенствования навыка чтения).




1 а 2

0 3

у 4 ы 5 э 6 и 7 е 8 ё 9

Ю 10 я 11 б 12 Ба 13 бо 14 бу 15 бы 16 бэ 17 би 18 бе

19 бё 20 б К) 21 бя 22 В 23 Ва 24 ВО 25 ву 26 ВЫ 27 вэ 28 ви 29 ве 30 вё 31 вю 32 вя 33 Г 34 Га 35 го 36 гу 37 I ы 38 гэ 39 ги 40 ге 41 гё 42 гю 43 гя 44 Д 45 да 46 ДО 47 ду 48 ДЫ 49 ДЭ 50 ДИ 51 де 52 дё 53 ДЮ 54 ДЯ 55 Ж 56 жа 57 ЖО 58 жу


жэ 60 жи 61 же 62 жё 63 Ж К)


64 3 65 за 66 30 67 зу 68 зы 69 зэ 70 зи 71 зе 72 зё 73 зю 74 ЗЯ 75 К 76 ка 77 КО 78 ку 79 кы 80 кэ 81 ки 82 ке 83 кё 84 кю 85 КЯ 86 Л 87 ла 88 ЛО 89 ЛУ 90 лы 91 лэ 92 ли 93 ле 94 лё 95 лю 96 ЛЯ 97 М 98 ма 99 МО 100 му 101 мы 102 мэ 103 ми 104 ме 105 мё 106 мю 107 мя 108 Н 109 на ПО НО ну 112 мы 113 нэ 114 ни 115 не 116 нё 117 ню 118 ня 119 П 120 па 121 НО 122 пу 123 пы 124 пэ 125 пи 126 пе 127 пё 128 пю 129 пя 130 р 131 ра 132 ро 133 ру 134 ры 135 рэ 136 ри 137 ре 138 рё 139 рю 140 ря 141 С 124 са 143 СО 144 су 145 сы 146 сэ 147 си 148 се 149 сё 150 СЮ 151 СЯ 152 Т 153 та 154 ТО 155 ту 156 ТЫ 157 тэ 158 ти 159 те 160 тё 161 тю 162 ТЯ 163 Ф 164 фа 165 (j)O 166 Фу 167 фы


168 фи 169 фе 170 фё 171 фю 172 фя 173 X 174 ха 175 хо 176 ху 177 хы


178 хи 179 хе 180 хё 181 хю 182 хя 183 Ц 184 на 185 цо 186 цу 187 цы


188 ци 189 це


190 Ч 191 ча 192 ю 193 чу


194 чи 195 че 196 чё


197 Ш 198 ша 199 шо 200 шу


201 ши 202 ше

203

Щ 204 ща 205 що 206 щу


207 ЩИ 208 ще 209 щё

210 Ъ

211 ь

212 Л













Приложение № 6.

Памятка, кто много читает, тот много знает


1 Чтение всего текста. 2 Чтение вслух. 3 Жужжащее чтение. 4 Чтение вполголоса. 5 Чтение цепочкой. 6 Чтение «Буксиром». 7 Чтение по ролям. 8 Чтение про себя. 9 Нахождение отрывка к рисунку. 10 Ответить на вопросы к тексту. 11 Составить вопросы к тексту. 12 Выборочное чтение. 13 Чтение диалога (исключая слова автора). 14 Чтение с отрывом взгляда от текста. 15 Чтение. Выделение непонятных слов. 16 Нахождение описания героя. 17 Нахождение описания природы. 18 Чтение стихотворения с расстановкой пауз. 19 Конкурсное чтение. 20 Заучивание наизусть. 21 Чтение. Рисунок к произведению. 22 Замер скорости чтения. 23 Чтение скороговоркой. 24 Чтение. Пересказ прочитанного. 25 Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения. 26 Выразительное чтение.


Приложение № 7.

группы Работа в группах

имя

Темп

Прав.

Выраз.

Оценка

1.(контролёр)

2.

3.

4.








Приложение №8


Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению Тема: «Развитие способности и интереса к чтению при изучении раздела «Народные песни, сказки, пословицы»есьм азр мотерь-

доин арз ротежь

(Семь раз отмерь - один раз отрежь.)



Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению Тема: «Развитие способности и интереса к чтению при изучении раздела «Народные песни, сказки, пословицы»

Точ ниаспаон епрмо ,не врыубьиш потомор

(Что написано пером, не вырубишь топором)


Приложение № 9 (кузовок)



На развитие слухового внимания, активизацию словаря, мышления, развитие сообразительности Разработана дидактическая игра «Волшебный кузовок».Суть этой игры заключается в том, что в кузовок можно «класть», например:

  • слова, оканчивающие на -ОК (грибок, чулок, шнурок и т.д.)
  • положительные(отрицательные)черты характера литературного героя
  • описание природы и т,д.

Кузовок передаётся каждому ученику по очереди.Этот «кузовок» можно использовать не только на уроке чтения,но и на любом другом уроке, «складывая» в него определённые понятия по предмету.




Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению Тема: «Развитие способности и интереса к чтению при изучении раздела «Народные песни, сказки, пословицы»

Было интересно Было трудно….

Я выполнял задания….

Я понял, что могу…

Теперь я могу….

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось



Приложение №11


Урок по литературному чтению. Тема «Русские народные загадки» Цель урока: познакомить детей с произведением фольклора - загадкой Задачи:

формировать у учащихся универсальные учебные действия:

личностные (самоопределение, смыслообразование, морально - этическая ориентация):

- Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;

- Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):

- Расширить знания детей о жанре устного народного творчества «загадка»;

- Сформировать представление и разработать схему построения загадки.

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Постановка темы урока. (Знакомство с новым произведением фольклора - загадкой).

Личностные УУД:

- осознанность учения

Проверка

домашнего задания

- Что такое фольклор? (устное народное творчество)

- Какие произведения фольклора ты знаешь? (сказки, загадки, потешки, пословицы, песни, заклички, небылицы….)

-Кто их сочинил? (народ)

-С каким произведением фольклора мы знакомились на прошлом уроке? (песня)

- Какие виды народных песен вы знаете? (колыбельные, хороводные,

свадебные…)

- Когда люди поют песни?

Приведите пример русской народной песни

- Ребята, подумайте, какие слова пропущены в предложении

В произведениях устного народного творчества отражена-------------(народная мудрость)

  1. Выставка работ учащихся (народные песни и рисунки к ним)

  2. «Озвучивание» песен

- Чьи работы вам показались самыми интересными? Почему?

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Личностные УУД:

- развитие доброжелательности к людям

Коммуникативные УУД:

-речевая деятельность

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

Следующий женр устного народного творчества -загадки.

- Как вы думаете, что такое загадка? (Ответы детей)

- Какова задача жанра «загадка»? (Чтобы отгадывать задуманный предмет.)

- А зачем надо уметь отгадывать загадки? (Для игры. Это интересно.)

- Какие загадки вы знаете? (Ученики загадывают известные им загадки, остальные отгадывают.)

- Тот, кто хорошо научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет? (Умным, сообразительным.)

- Тема урока: «Русские народные загадки».

Целеполагание

- Ребята, как вы думаете, какова ваша цель на уроке? (Ответы детей)

Планирование деятельности

1.Разработать схему построения загадки

2.Сочинить загадку

Познавательные УУД:

- осознанное построение речевого высказывания

Личностные УУД:

- учебная мотивация

РегулятивныеУУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке(учитель выступает в роли тьютора)

Изучение нового материала

Рассказ учителя о загадках

Загадка - это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты.

Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся - пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка - это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его признаков, особенностей, по которым можно найти отгадку.

Чтение народной сказки «Дочь - семилетка»

- Какие загадки загадал царь?

- Кто отгадал загадки?

Игра - соревнование

«Кто больше отгадает загадок»

Читает учитель. Кто отгадает больше загадок, получает медаль «Классный мудрец»

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

- смысловое чтение;

- анализ объектов;

- установление причинно-следственных связей

Личностные УУД:

- самооценка

Физминутка

Закрепление полученных знаний

Постановка проблемы

- Как строится загадка?

Сформулируйте принципы построения загадки

- Прочитайте загадку

Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится (Заяц) - Как вы догадались, что речь идёт о зайце? (Даётся описание: характерные признаки зайца.) Исследовательская работа (презентация) - Найдите ещё загадки описательного характера Вывод : Загадка строится по принципу описания предмета. Признаки предмета : внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д. -Прочитайте загадку Белый как снег, Надутый как мех, Лопатами ходит, А рогами ест. (Гусь) Какой литературный приём используется в загадке? (Сравнение.) Что с чем сравнивается? Почему? В данной загадке действительно гуся сравнивают со снегом, мехом

Вывод: Загадка строится по принципу сравнения.

- Посмотрите, как составлена загадка про книгу: Не дерево, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. - Какова особенность построения данной загадки? (В таких загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие.) Какую частицу она имеет в своём составе? ( «Не».) Какое значение она имеет? (Отрицательное.) В загадке содержится отрицание того, что загадываемый предмет похож на …

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

Вывод : Загадка строится по принципу отрицательного сравнения.

- Прочитайте загадки

Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной? На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Догадайся по картинке,
Кто уселся на кувшинке?
Две зелёные подружки -
Лупоглазые ... (Лягушки)

- Что общего у загадок ? (Загадки составлены в форме вопроса. Чаще в таких загадках раскрывается одна, главная сторона предмета.)

Вывод : Загадка строится в форме вопроса.

Познавательные УУД:

- смысловое чтение;

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные УУД:

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное

Подведение итогов исследования

- Ребята, давайте повторим принципы построения загадки.

Принципы построения загадки.

  1. По принципу описания предмета.

  2. Как утвердительное или отрицательное сравнение

  3. В форме вопроса

- Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок? (Чтобы самим уметь их составлять.)

Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

Творческое задание (работа в группах)

1.Определить принцип построения загадок

Подготовка к творческому заданию

- Как правильно придумать загадку?

Составление алгоритма построения загадки

Алгоритм построения загадки.

  1. Загадать предмет

  2. Выделить признаки

  3. Выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета

Послушайте литературную загадку

Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!).
Летают, летают
Белые мухи!..
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже - не тают! Б. Заходер

- Почему эта загадка литературная? (У загадки есть писатель)

- С чем сравнил Б. Заходер первый снег? Но какое отличие у мух и снега?

2.Составление загадок

Упражнение в придумывании загадок.

Вывешивается изображение снега

- Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением.

- Перечислите наиболее яркие признаки снега. (Белый, пушистый, мягкий, ровный.)

С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими признаками? (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.)

Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору).

Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок. Определяется загадка - победитель. Оценивание творчества детей.

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- смысловое чтение;

- структурирование знаний;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности

Регулятивные УУД:

- проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе;

-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные УУД:

- адекватное реагирование на трудности;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Итог урока

- С каким видом устного народного творчества мы сегодня познакомились? (Загадки)

- Чему научились? (Определять принципы построения загадки, сочинять загадки.)

- К какому выводу пришли? (Загадка и учит думать, рассуждать)

Оцените свою работу на уроке и соберите «колосок» ваших знаний, которые вы, по вашему мнению, приобрели.(Приложение №10)

Познавательные УУД:

- подведение итогов

Регулятивные УУД

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные УУД:

- самооценка;

- осознанность учения

Домашнее задание

Придумать загадку для «КУЗОВКА»(приложение № 9) самостоятельно и оформить ее. Определить принцип построения загадки.

Регулятивные УУД:

- проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.


© 2010-2022