- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование самооценки у учащихся начальных классов
Формирование самооценки у учащихся начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соколова И.А. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Формирование самооценки у учащихся начальных классов
В педагогике, как и в любой другой науке, бывают открытия, к которым относят: открытые и сформулированные законы, вскрытые закономерности, выявленные и сформулированные - все это возможные открытия ученого-исследователя. Могут быть созданы определенные теоретические разработки: сформулированы идеи, гипотеза, концепция или теория, а также создана формула, сделан прогноз, описаны новые свойства или создана новая система (как определенная упорядоченность или последовательность чего-либо). Это происходит чаще и характеризует определенные теоретические наработки педагога-исследователя. Педагог-практик часто реализует свое открытие или теоретическую разработку в виде какого-либо разработанного им свойства, новой технологии и способов деятельности, может предложить новый состав какого-либо продукта. Весь создаваемый теоретиками и практиками интеллектуальный продукт приносит несомненную пользу субъектам образовательного процесса: ученикам, учителям, родителям учеников. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях стала осваиваться новая технология, новая философия оценки обученности; стали проводиться эксперименты по введению безотметочного обучения или альтернативного оценивания достижений учащихся.. История развития советско-российской школы говорит о том, что первая глобальная попытка отказа от отметок была осуществлена еще в мае 1918года Постановлением народного комиссариата по просвещению, в котором было сказано: « 1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяются во всех без исключения случаях школьной практики. 2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся, по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы». Создатели новой инструкции, пошли по пути наименьшего сопротивления - взяли и просто уничтожили пускай не совершенную, но крайне необходимую систему оценивания. Однако хорошо известно, что общество не может нормально развиваться и функционировать, не выражая итогов своей деятельности точным языком цифр, языком математики (Н.И.Кондаков). Учебно-познавательная деятельность - важнейшая социальная составляющая функционирования и развития общества, и ее результаты надо измерять в максимально достоверных, простых и понятных величинах. Эксперимент по безотметочному обучению проводился над всей страной семнадцать лет. В сентябре 1935 года было введено пять словесных (вербальных) оценок: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо» и «отлично». Здесь впервые после 1918 года появилась небольшая ясность, а, точнее, полуясность или полуопределенность, т.к. измерения в данном случае также отсутствовали, а оценивание проводилось «на глазок» и целиком зависело от личностного фактора, т.е. от компетентности, желания и даже настроения субъекта оценивания - учителя, а субъект так и называется еще и потому, что он очень субъективен в своих суждениях. В итоге системе образования страны удалось просуществовать в «безбалльном» пространстве до января 1944 года, когда вновь было принято решение заменить применявшиеся в школе словесные оценки на цифровую пятибалльную систему «оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы» с соответствующим оценочным суждением типа «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». В том же году вышла инструкция, рекомендовавшая школе «пятибалльную» шкалу оценивания. Отметки об успеваемости обозначаются цифровыми баллами и в скобках наименованием 5(отлично), 4(хорошо), 3(удовлетворительно). И только эти баллы являлись положительными, а «2» и «3» были неудовлетворительными, как бы отрицательными. Подобный подход сделал эту оценочную шкалу оскорбительной и унизительной как для учеников и учителей, так и для родителей, ибо в обществе с тех пор прочно укрепился стереотип двоечника, неуспевающего, второгодника и троечника как характеристики серости и посредственности. Отметка превратилась в средство общественного давления на учащихся. Ученик с самого начала был освобождён от активности, так как оценка была и есть «в руках» учителя. Педагог контролирует, проверяет, находит ошибки, и указывает на них, одобряет, высказывает свое суждение о результатах учебной деятельности, не вдаваясь в анализ самого ее хода. Следствием всех этих, порой оторванных друг от друга операций, и является отметка как проявление воли и единоначалия педагога. Учебная деятельность, лишенная собственной оценочной активности, одновременно лишается корректирующей и поэтому мотивирующей своей основы. Такая деятельность способна, во-первых, порождать неверие ученика в свои собственные силы; во-вторых, держать его в постоянной тревожности в процессе учения; в-третьих, вызывать недоверие к объективности педагога. Как было отмечено чуть ранее, школы вновь включаются в эксперимент по безотметочному оцениванию. Так, лично мое участие в эксперименте, дает мне право высказать свое видение этой проблемы и поделиться своим опытом работы с первоклассниками в период их «введения в школьную жизнь». Этот курс ставит множество важных и необходимых задач перед учителем, учащимся и родителями. Назову некоторые из них:
- сохранить (или восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- научить учиться и стремиться к самоизменению, саморазвитию, самооценке;
- развивать творческие возможности ребенка;
- воспитывать те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах ...
Далее объясняется, как оценить по линеечке:
- если я считаю, что слово написано очень-очень красиво, красивее написать невозможно, я поставлю свою оценку здесь (на самом верху линеечки ставится крестик или звездочка);
- работа выполнена красиво, но можно было бы сделать ее лучше (звездочка ставится выше средней черточки);
- если я считаю, что слово написано некрасиво, но бывает хуже, я поставлю свою оценку здесь (ниже средней черточки).
- если в слове есть все буквы, то звездочка ставится вверху;
- если буквы написаны все, но графическое изображение имеет зеркальное положение, то звездочка ставится выше средней черточки;
- если в слове пропущены буквы или есть лишние, то звездочка ставится на линеечке ниже средней линии.
- «Рисуем настроение» (на индивидуальном листе или листе ватмана с помощью красок каждый рисует свое настроение в виде полоски, облачка, пятнышка).
- «Дерево творчества» - по окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дерево листья, цветы, плоды; (плоды - дело прошло полезно, плодотворно; цветок - довольно неплохо; зеленый листок - что-то было, конечно, а вообще ни то, ни се; желтый листок - ничего хорошего не было, день пропал).
- «Солнышко». Мое настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией.
- «Роза настроения». «Роза» делится на секторы по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Желтый жетончик - радостное настроение; зеленый - спокойное, уравновешенное; синий - грустное, печальное, тоскливое.
- «Гномики». Ребенок отдает жетон тому гномику, настроение которого разделяет в данный момент.