Формирование самооценки у учащихся начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование самооценки у учащихся начальных классов

В педагогике, как и в любой другой науке, бывают открытия, к которым относят: открытые и сформулированные законы, вскрытые закономерности, выявленные и сформулированные - все это возможные открытия ученого-исследователя. Могут быть созданы определенные теоретические разработки: сформулированы идеи, гипотеза, концепция или теория, а также создана формула, сделан прогноз, описаны новые свойства или создана новая система (как определенная упорядоченность или последовательность чего-либо). Это происходит чаще и характеризует определенные теоретические наработки педагога-исследователя. Педагог-практик часто реализует свое открытие или теоретическую разработку в виде какого-либо разработанного им свойства, новой технологии и способов деятельности, может предложить новый состав какого-либо продукта. Весь создаваемый теоретиками и практиками интеллектуальный продукт приносит несомненную пользу субъектам образовательного процесса: ученикам, учителям, родителям учеников. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях стала осваиваться новая технология, новая философия оценки обученности; стали проводиться эксперименты по введению безотметочного обучения или альтернативного оценивания достижений учащихся.. История развития советско-российской школы говорит о том, что первая глобальная попытка отказа от отметок была осуществлена еще в мае 1918года Постановлением народного комиссариата по просвещению, в котором было сказано: « 1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяются во всех без исключения случаях школьной практики. 2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся, по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы». Создатели новой инструкции, пошли по пути наименьшего сопротивления - взяли и просто уничтожили пускай не совершенную, но крайне необходимую систему оценивания. Однако хорошо известно, что общество не может нормально развиваться и функционировать, не выражая итогов своей деятельности точным языком цифр, языком математики (Н.И.Кондаков). Учебно-познавательная деятельность - важнейшая социальная составляющая функционирования и развития общества, и ее результаты надо измерять в максимально достоверных, простых и понятных величинах. Эксперимент по безотметочному обучению проводился над всей страной семнадцать лет. В сентябре 1935 года было введено пять словесных (вербальных) оценок: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо» и «отлично». Здесь впервые после 1918 года появилась небольшая ясность, а, точнее, полуясность или полуопределенность, т.к. измерения в данном случае также отсутствовали, а оценивание проводилось «на глазок» и целиком зависело от личностного фактора, т.е. от компетентности, желания и даже настроения субъекта оценивания - учителя, а субъект так и называется еще и потому, что он очень субъективен в своих суждениях. В итоге системе образования страны удалось просуществовать в «безбалльном» пространстве до января 1944 года, когда вновь было принято решение заменить применявшиеся в школе словесные оценки на цифровую пятибалльную систему «оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы» с соответствующим оценочным суждением типа «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». В том же году вышла инструкция, рекомендовавшая школе «пятибалльную» шкалу оценивания. Отметки об успеваемости обозначаются цифровыми баллами и в скобках наименованием 5(отлично), 4(хорошо), 3(удовлетворительно). И только эти баллы являлись положительными, а «2» и «3» были неудовлетворительными, как бы отрицательными. Подобный подход сделал эту оценочную шкалу оскорбительной и унизительной как для учеников и учителей, так и для родителей, ибо в обществе с тех пор прочно укрепился стереотип двоечника, неуспевающего, второгодника и троечника как характеристики серости и посредственности. Отметка превратилась в средство общественного давления на учащихся. Ученик с самого начала был освобождён от активности, так как оценка была и есть «в руках» учителя. Педагог контролирует, проверяет, находит ошибки, и указывает на них, одобряет, высказывает свое суждение о результатах учебной деятельности, не вдаваясь в анализ самого ее хода. Следствием всех этих, порой оторванных друг от друга операций, и является отметка как проявление воли и единоначалия педагога. Учебная деятельность, лишенная собственной оценочной активности, одновременно лишается корректирующей и поэтому мотивирующей своей основы. Такая деятельность способна, во-первых, порождать неверие ученика в свои собственные силы; во-вторых, держать его в постоянной тревожности в процессе учения; в-третьих, вызывать недоверие к объективности педагога. Как было отмечено чуть ранее, школы вновь включаются в эксперимент по безотметочному оцениванию. Так, лично мое участие в эксперименте, дает мне право высказать свое видение этой проблемы и поделиться своим опытом работы с первоклассниками в период их «введения в школьную жизнь». Этот курс ставит множество важных и необходимых задач перед учителем, учащимся и родителями. Назову некоторые из них:

  1. сохранить (или восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  2. научить учиться и стремиться к самоизменению, саморазвитию, самооценке;
  3. развивать творческие возможности ребенка;
  4. воспитывать те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах ...
Для ребенка 6-7 лет умение учиться - это прежде всего умение включаться и инициировать специфическое учебное сотрудничество. Эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества - вот приоритетные ценности введения детей в школьную жизнь. На этом этапе используется большое, разнообразное количество способов, базирующихся на этих ценностях. Курс «Введение в школьную жизнь» позволяет приучить детей к самостоятельному суждению, умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, оценивать свои умения, быть инициативным в получении новых знаний. Разумеется, не все первоклассники способны к выработке и аргументации собственного мнения даже в самых элементарных заданиях. Многие из них не знают о том, что они что-то знают, многие не доверяют себе и нуждаются в поддержке. Нормальная равноправная дискуссия возможна лишь в атмосфере доверия и доброжелательности. Поэтому в рискованную ситуацию спора, разногласия необходимо ввести лишь после установления согласия, взаимного интереса, расположения друг к другу. Для установления доверительных эмоциональных связей между детьми используются различные игры и упражнения, выполняя которые дети привыкают устанавливать глазной и тактильный контакт друг с другом, приобретают средства выражения удовольствия от совместных занятий, поощрения, благодарности, восхищения своими партнерами. За десять дней дети примеривают новые отношения со взрослыми и сверстниками, заражаются новыми коммуникативно-кооперативными ценностями. Отношения ребенка с самим собой, линия самооценки также должны получить новое, школьное наполнение и новые, более взрослые средства. Школьник, умеющий учиться, должен оценивать свои достижения: а) предельно дифференцированно, точно различая области знания, полузнания и незнания; точно измерять степень своей умелости, недоученности, неумения; б) возможно более оптимистично, видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования. Такая форма оценки доступна для детей 6-7 лет, потому что дети этого возраста уже начинают различать «Я - реальное» и «Я - идеальное». И нет, потому что в самооценке первоклассника еще смешиваются оцениваемые качества. «Я плохо считаю» звучит как «Я - плохой». Но детскую самооценку можно существенно развить, если дать ребенку четкие средства дифференцирования и шкалировния любого оцениваемого качества. Уже на второй день в курсе «Введение в школьную жизнь» дети знакомятся с самооценкой по линеечке (шкале). Детям дается задание «Пусть каждый напишет свое имя. Кто не умеет, срисуйте с бейджа. Кто умеет, пусть напишет и фамилию». Обязательно после выполнения задания учитель должен подготовить детей к оценке задания. Учитель говорит: «Дети, вы знаете, что в школе за каждую работу ставится отметка. Но в нашей школе оценки необычные. Сейчас я научу вас оценивать каждую работу с помощью линеечек». И учитель показывает как правильно рисовать линеечки, где их рисовать (напротив задания или рисунка). Критерии поначалу говорит сама (что можно оценить, т.е. какие умения) или спрашивает детей, что можно оценить. Выявляются два критерия: красота и правильность выполнения задания. Появляются две шкалы: К. П. К. - красота, П. - правильность. Формирование самооценки у учащихся начальных классовФормирование самооценки у учащихся начальных классовФормирование самооценки у учащихся начальных классовФормирование самооценки у учащихся начальных классовФормирование самооценки у учащихся начальных классов Формирование самооценки у учащихся начальных классовФормирование самооценки у учащихся начальных классов
Формирование самооценки у учащихся начальных классовФормирование самооценки у учащихся начальных классовФормирование самооценки у учащихся начальных классов
Далее объясняется, как оценить по линеечке:
  1. если я считаю, что слово написано очень-очень красиво, красивее написать невозможно, я поставлю свою оценку здесь (на самом верху линеечки ставится крестик или звездочка);
  2. работа выполнена красиво, но можно было бы сделать ее лучше (звездочка ставится выше средней черточки);
  3. если я считаю, что слово написано некрасиво, но бывает хуже, я поставлю свою оценку здесь (ниже средней черточки).
Также учитель объясняет, как оценить правильность выполнения задания:
  1. если в слове есть все буквы, то звездочка ставится вверху;
  2. если буквы написаны все, но графическое изображение имеет зеркальное положение, то звездочка ставится выше средней черточки;
  3. если в слове пропущены буквы или есть лишние, то звездочка ставится на линеечке ниже средней линии.
Не допускаются низкие оценки. Необходимо сказать детям, чтобы при оценивании они не обижали себя, любили. Оценки, поставленные за задания в моем классе, приятно удивили меня. Они оказались адекватными, достаточно объективными. За красоту высоких оценок 12, выше средней черточки - 7, занижена одна оценка, завышена одна оценка. За правильность 17 высоких оценок, выше средней - 3, одна оценка занижена. На десятый день к ребятам приходят гости из «Лесной школы» - Лошадка, Медвежонок, Белочка, Котенок, Зайчонок (на доске яркие картинки с изображением этих животных или мягкие игрушки). Учитель представляет классу каждого гостя, давая ему полную характеристику, а детям дает задание: «Послушай и определи, на кого ты похож больше всего» (характеристика дается во «Введении в школьную жизнь» на стр. 142 - 144). Когда дети прослушали характеристику, учитель расставляет под картинками фишки. Под картинкой Лошадки - синяя фишка, под картинкой Белочки - желтая, Медвежонка - коричневая, Котенка - розовая, Зайчонка - серая. Далее дается задание: если ты узнал себя в Лошадке, возьми синюю фишку, если узнал себя в Белочке, возьми желтую фишку, в Медвежонке - коричневую, в Котенке - розовую, в Зайчонке - серую. Фишки помести на «Волшебное дерево» (дерево находится на доске). На «дереве» в результате появились фишки: коричневых - 3 синих - 9 розовых - 3 желтых - 3 По желанию дети могут прокомментировать свою оценку. Так, Катя Мишанина, выбрала серый жетончик и объяснила это так: «Я, как Зайчик, тоже боялась идти в школу. Я думала, что меня там будут обижать, но мама мне сказала, что в школе дети живут дружно, никто никого не обижает, со мной будет моя учительница. Она умная и добрая. И я перестала бояться. Я люблю ходить в школу». А Таня выбрала желтый жетончик. Это жетончик Белочки. Таня так прокомментировала свой выбор: «Я веселая, как Белочка, хотела скорее в школу, чтобы познакомиться с ребятами. Если кому грустно, я могу пожалеть, развеселить». Жетончик Медвежонка выбрал Алеша и сам захотел рассказать почему. «Я умный. Я хотел сначала учиться в другой гимназии, но когда узнал, что рядом тоже гимназия - пришел сюда. Я очень хотел учиться в школе. Там можно все-все узнать. Когда я думаю, я тоже чешу голову рукой, как Медвежонок». Комментирование оценок детьми производилось только по их желанию. Когда звучит несколько оценок, у детей появляется желание рассказать о себе и к концу урока уже всем хочется наперебой поделиться своей самооценкой. Даже замкнутые, скованные дети дают себе немногословную характеристику. Оценку настроения можно дать в конце урока, в конце учебного дня, в конце недели. Оценки поместить на стенде «Солнышко». При взаимодействии с учащимися с целью формирования контрольно-оценочной самостоятельности учитель может использовать различные виды учебной рефлексии. Так, я в своей практике использую следующие виды:
  • «Рисуем настроение» (на индивидуальном листе или листе ватмана с помощью красок каждый рисует свое настроение в виде полоски, облачка, пятнышка).
  • «Дерево творчества» - по окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дерево листья, цветы, плоды; (плоды - дело прошло полезно, плодотворно; цветок - довольно неплохо; зеленый листок - что-то было, конечно, а вообще ни то, ни се; желтый листок - ничего хорошего не было, день пропал).
  • «Солнышко». Мое настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией.
  • «Роза настроения». «Роза» делится на секторы по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Желтый жетончик - радостное настроение; зеленый - спокойное, уравновешенное; синий - грустное, печальное, тоскливое.
  • «Гномики». Ребенок отдает жетон тому гномику, настроение которого разделяет в данный момент.
© 2010-2022