Конспект урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века»)

Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой "Журавль и цапля", её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать "вдумчивое" чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», иллюстрации к сказке*, таблицы для анализа произведения**, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы***.


Ход урока

Используемые

* - иллюстрации

** - таблицы

*** - карточки

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Нас позвал он на урок!

Мы за парты тихо сядем

И начнём мы наш урок!

2. Сообщение темы и целей урока.

- А урок хочу начать с загадки.

- Прочитаем 1-ю загадку.

Кто это? (Это журавль.)

- Какие слова помогли отгадать загадку? Прочитайте.

Прочитаем 2-ю загадку.

Кто это? (Это цапля.)

- Какие слова помогли отгадать загадку? Прочитайте.

- Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О журавле и цапле)

- Мы познакомимся с русской народной сказкой «Журавль и цапля».

Ребята, какие цели мы поставим перед собой на уроке?

- познакомиться со сказкой;

- дать характеристику героям;

- отрабатывать навык чтения.

3. Знакомство со сказкой «Журавль и цапля».

- Закройте глазки и приготовьтесь слушать, а кто хочет может читать сказку.

1) Чтение присказки (читает учитель).

2) Чтение 2-ой части сказки (включаю аудио запись).

4. Беседа после чтения. Анализ сказки. Выборочное чтение.

1) - Улыбнитесь, если сказка понравилась.

2) - Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки).

- Что такое присказка? (Присказка - это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы. с.18 учебника).

- Зачем нужна присказка? (Привлекает наше внимание).

- Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по-особому - скороговоркой. (Быстро, чётко, правильно)

- Какие слова повторяются?

Помогла ли вам присказка настроиться на чтение сказки?

3) - Прочитайте зачин сказки. (Как начинается сказка? Прочитайте).

- Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

- Сколько раз сватался журавль к цапле? (2 раза)

- Исполнилось ли его желание? Нет. А как ты думаешь: Почему не исполнилось? (Не могут договориться, отказывают друг другу)

- Есть ли развязка у сказки? (Нет)

- Как закончилась сказка? Прочитайте.

4) Словарная работа.

- Посмотрите на доску. Прочитайте словосочетания, слово, устойчивое выражение. Объясните их значения.

** ноги долги ** длинные ноги

худо летать плохо летать

долговязый высокий

несолоно хлебавши остаться ни с чем

Итак, одну из целей мы с вами выполнили. Мы познакомились с содержанием сказки.

5. Физминутка.

Зайка беленький сидит.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке покакать:

Скок, скок, скок.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг и ускакал!

5) - Давайте определим, какие по характеру герои сказки.

Какими вы себе представляете героев. (Дети говорят…..) Прочитайте карточку и объясните, к какому герою вы бы дали данную характеристику. Почему?

*** упрямый(ая) придирчивый(ая)

смешной(ая) несговорчивый(ая)

нерешительный(ая) добрый(ая)

- Ребята посмотрите, не все качества принадлежат одному герою. Есть качества, которые присущи и журавлю, и цапле. Какой отсюда следует вывод.

- Вывод: журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны.

Молодцы, мы с вами дали характеристику героям.

6). Групповая работа.

- А сейчас вы выполните задания, работая группами и в парах.

Карточка №1. Задание 1-ой группе.

Составьте синквейн на тему «Журавль».

Давайте вспомним, что такое синквейн.

Синквейн - это не простое стихотворение. Оно написано по определённым правилам: состоит из 5 нерифмованных строк.

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Карточка №2. Задание 2-ой группе.

Составьте синквейн на тему «Цапля».

Карточка №3. Задание 3-ей группе.

Представьте, что вы работаете над созданием книги «Журавль и цапля». Расположите иллюстрации в порядке следования событий.

Задание остальным учащимся.

- Поработайте в парах. Подготовьте чтение по ролям любого диалога журавля и цапли.

Проверка заданий.

Давайте проверим вашу работу.

1 группа: Зачитайте свой синквейн. Молодцы.

2 группа: Зачитайте свой синквейн. Великолепно.

3 группа . Катя выйди к доске. Восстанови последовательность событий.

А теперь посмотрите, как должно быть(на слайде).

7. Итог урока.

Выполнение модели обложки.

- А теперь, ребята, выполните модель обложки.

Покажите свои модели. Сравните свою модель с моделью на доске. Поднимите руки, у кого такая же модель обложки.

Сделайте выводы:

-жанр….

-тема…

-название произведения…

- Могла ли эта история приключиться с людьми?

(Да, могла. Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу).

- Чему учит эта сказка? (Сказка даёт возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки)

8. Рефлексия.

- Возьмите смайлики.

- Оцените свою работу и отношение к уроку.


  • Хорошее настроение, всё получилось, всё понравилось. Весёлый смайлик).

  • Было скучно, неинтересно. (Грустный смайлик).

- Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и расположите смайлик в избушке.

- По вашим смайликам, я вижу, что урок вам понравился, а значит поставленные цели мы выполнили.

- Благодарю вас за хорошую работу на уроке.

9.Домашнее задание. Подробно пересказать сказку «Журавль и цапля».


* журавль

*цапля

** «Журавль и цапля»






** (устойчивые выражения и их значения)




**(слова- признаки)



***Карточка №1


***Карточка №2

***Карточка №3

* Иллюстрации к сказке



** Модель обложки



***Карточка для рефлексии


Д.з. с.23-25, пересказ; Р.т. с.17, №1,2


© 2010-2022