Конструкт урока по ОРКСЭ на тему Совесть ( 4класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Асбестовская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»





Конструкт урока

по курсу ОРКСЭ

Тема «СОВЕСТЬ»

4 класс



Конструкт составила:

Коленская Ольга Владимировна

учитель начальных классов,

г. Асбест, Асбестовская СКОШИ;








г. Асбест, 2015 г


Предметная область: Основы религиозных культур и светской этики. Урок № 23. Модуль: Основы светской этики. Тема: Совесть. Базовый учебник: Основы светской этики. Автор: А.Данилюк М: «Просвещение» - 2013 г. Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: формирование понятия «совесть» как регулятора самооценки и самоконтроля в повседневном поведении людей. Задачи:

  • сформировать в сознании детей понятие совести, стыда, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека;
  • развивать информационную компетентность обучающихся, коммуникативные навыки, познавательный интерес;
  • воспитывать способность правильно оценивать себя и поведение других людей.

Планируемые результаты:


Личностные


Метапредметные


Предметные


регулятивные


познавательные


коммуникативные


Формируют ответственное поведение в жизни человека и обществе и ответственности за свои поступки;

развивают умение анализировать и оценивать собственные поступки, умение найти правильный выход из сложившейся ситуации, руководствуясь этическими нормами поведения в обществе.

Осуществляют информационный поиск при выполнении учебного задания в словарях, учебнике;

развивают умение работы в группе;

Формулируют тему, цель урока, подводят итог,

применяют базовые знания для решения конкретной проблемы,

строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.

Усвоят понятия совесть, стыд.



Педагогический инструментарий:

Образовательная технология::

Технология критического мышления

Формы работы:

индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы и приёмы:

беседа, словарная работа, работа с афоризмами,

работа с видеоматериалом, с учебниками.

Средства обучения:


Оборудование учителя

Оборудование учащихся

Учебник, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, интерактивная доска,

электронное приложение к учебнику

Учебники, индивидуальные карточки, задание для игры «Найди пару», электронное приложение к учебнику, таблица.





Конструкт урока

Этапы занятия

Содержание деятельности

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Время: 2 мин.

Приветствует детей стихотворением:

Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

Пусть принесёт нам наш урок: Радость и общение,

Знания, умения.


Приветствуют учителя.


Коммуникативное УУД: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Создание проблемной ситуации.

Актуализация знаний.

Время: 5 мин.

Останавливает показ на фразе:

«А что такое совесть?»

Направляет в определение цели урока

Обращает внимание детей на эпиграф урока: Самое главное украшение человека - чистая совесть.

Цицерон

Предлагает заполнить таблицу (Приложение 1)

Просматривают отрывок из мультфильма «Лунтик и его друзья. Совесть» -350 серия

Определение цели урока

Заполнение таблицы (Приложение 1)

Личностные УУД: -определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы; Предметные: -формулировать цель урока; Регулятивное УУД:

- понимать цель выполняемых действий; -определять цель деятельности на уроке; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

-извлекать информацию;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Решение проблемы, открытие новых знаний.

Время:15 мин.

Организует работу в группах, выступает в роли помощника, консультанта.

Нацеливает на дальнейший просмотр мультфильма с последующим обсуждением.


Работают с определениями (по группам): 1 группа - с учебником, 2 группа - со словарём. 3 группа - с афоризмами Приложение 2 Моделирование понятия «совесть». Отвечают на вопрос: Что общего в этих определениях? Досматривают мультфильм

«Лунтик и его друзья. Совесть» -350 серия

Обсуждают мультфильм. Составляют треугольник «совести».

Предметные:

-формировать представления о совести

-сравнивать понятия из разных источников

Личностные результаты

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Физминутка

Время: 1 мин

Организует физминутку (проводится в форме игры «Да. Нет»)

- Встаньте. Слушайте поступки. Если они хорошие -присядьте, если нет - поворачивайтесь в разные стороны.

Приложение 3


Проводят физминутку

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

Закрепление нового материала

Время: 15 мин.

Составляет беседу о прочитанном.

Знакомит с произведением.

Составляет беседу о прочитанном.

Организует работу в группах, выступает в роли помощника, консультанта.

Заслушивает понятия о стыде и совести от каждых групп, помогает выбрать наиболее удачные.

Организует игру с применением интерактивной доски.

Подводит итог игры. Работают со статьёй учебника.(с.48) Работа с произведением В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» Работают в группах с понятиями «стыд» и «совесть» Работают с таблицей «Чем различаются понятия стыд и совесть».



Игра «Найди пару» (замена одного предложения другим) Приложение 4.

Осуществляют самоконтроль

Предметные:

-делать выводы о работе в группах

-планировать действия при выполнении заданий

Личностные результаты

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

- использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Подведение итога урока и рефлексия

Время: 2 мин

Организует обобщение с помощью таблицы Приложение 1.

Читает стихотворение «Что такое совесть».

Приложение 5

Задаёт вопрос « Что ответила мама дочке?»

Организует обобщение с помощью слов - помощников.


Работают с таблицей Приложение 1.

Слушают стихотворение и отвечают на вопрос. Проводят рефлексию собственной деятельности на уроке с помощью слов -помощников: Меня удивило…. Мне понравилось…. Я узнал…. Оказывается, что… Я попробую… Мне захотелось…

Предметные:

-делать вывод о проделанной работе

Познавательные УУД

- строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;


Приложение 1

Таблица.

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

Приложение 2

Афоризмы

Совесть - лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Суворов А. В.

Совесть - это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.

Дени Дидро

Совесть - это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

Приложение 3

Я вам называю поступки, если они хорошие - присядьте, а если они плохие - поворачивайтесь в разные стороны.

Я люблю говорить хорошие слова.

Я люблю помогать старшим.

Я люблю рвать книжки.

Я люблю учиться.

Я люблю грязную одежду.

Я люблю ссориться с друзьями.

Я люблю гулять в хорошую погоду.

Я люблю ухаживать за цветами.

Я люблю ходить по лужам.

- Вы очень хорошо разобрались в хороших и плохих поступках.

Приложение 4

Игра «Найди пару».

  1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

  2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

  3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

  4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
    совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
    спокойна».

  5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то… (поступок на его совести).

Самопроверка по эталону

Приложение 5

Что такое совесть?

- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела -
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт -
Никого не подведёт.
Совесть - клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.

(А. Лопатина, М. Скребцова)



Список использованной литературы:

1.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. М., "Просвещение",2010. 2.Учебник "Основы светской этики". Автор: А.Данилюк М: «Просвещение» - 2013 г.


© 2010-2022