Формирование эстетической культуры младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Эстетическое воспитание во внеклассной деятельности
Богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдений, воображения дает природа. На протяжении всей истории своего существования человек не только осваивал природу, но и учился понимать и чувствовать её. Будучи социальным по своей сути, отношение человека к природе носит и познавательный характер. Человек способен откликаться на красоту не преобразованный природы и понимать её. Любование природой, так глубоко переданные И. Левитаном, А. Куинджи, Г. Нисским в пейзажной живописи, И. Тургеневым, Л. Толстым, К. Паустовским в литературе, глубоко и поэтически раскрывает этот мир, без которого эстетический вкус не может быть полным. Из всего многообразия проявления эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. Ребенку и взрослому присуще интуитивные стремления к близости с природой, выделение в ней прекрасного, поэтичного. Природа - это все естественное многообразие окружающего мира. Природа родного края кажется человеку самой красивой, будь то тундра, горы, пустынная степь. Известный писатель Василий Белов в книге «Лад», посвященной народной эстетики, пишет: «Родная природа, как и родная мать существует только в единственном числе: все чудеса и красоты мира не могут заменить какой - ни будь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет береза или верба.» Живая и неживая природа живет и развивается по своим сложным законам, которые открываются ребенку в процессе познания, труда, творчества. Открываются юному человеку и особенности красоты природы: прелесть ее пейзажей, восходов и закатов, звездного неба, различных времен года, эстетическое в животном мире. Природа широко отражена в искусстве - краской, словом, мелодией. Она как бы сама открывает перед нами свою красоту. Художники и писатели изображая природу, учат видеть не только самое броское, яркое, громадное, величественное, мощное. Они обращают внимание на то, что не очень приметно, буднично, что сопровождает жизнь и труд человека в природе. Сколько удивительного и прекрасного можно обнаружить, наблюдая за ростом растения, животного. Воспитывая умения видеть красоту, выразительность, неповторимость явлений природы, школа и семья одновременно учат дорожить миром красоты и гармонии. В каждом человеке должно быть воспитано «очеловеченное отношение к природе». Если не пробуждена у ребенка способность чувствовать и переживать красоту и неповторимость каждого явления природы, стремление сохранить ее, то он может стать не другом и защитником природы, а ее разрушителем. В.А. Сухомлинский приводил школьников в поле и рощу, они учились понимать природу, видеть, переживать ее красоту. Прекрасное человек воспринимает прежде всего зрением, его восхищает гармония и естественность ее цветовых сочетаний и форм, их изменения в течение дня, в разное время года. Сердцу каждого жителя Земли дорого весеннее цветение, зеленые леса летом, осенние оранжевые, красные и бурные листопады, зимние контрасты черных силуэтов деревьев с белой заснеженной землей. Нужно учить детей видеть, различать, ценить и любить красоту родной земли, ведь чувство патриотизма вырастает вместе с восхищением красотой своей Родины. Важно воспитывать у ребенка чувство ценности природы, огромного ее значения в жизни человека, в сохранении всего живого на земле. Многие века природа определяла образ жизни и труда людей. Сегодня в мире возникла тревожная ситуация, угрожающе исчезает ее естественная красота. Это связано во многом с бурным развитием научно - технического прогресса. Многие реки плещут черной, загрязненной водой. Исчезают красивейшие уголки природы, возникают безжизненные пустыни, безвозвратно исчезают многие виды растений и животных. Остро стоит проблема охраны природы [Ильенков 2002]. Дети должны обязательно участвовать в сохранении окружающей среды, беречь и приумножать природу. Как это сделать, расскажет учитель, расскажут книги о природе - художественные, публицистические, научно - популярные. Таких книг издается много для юного читателя. Особенно следует отметить произведения В. Бианки, Б. Житкова, Н. Сладкова, Ю. Дмитриева. Их книги помогут полюбить природу нашей страны, открыть красоту живого, вызовут желание совершить правильный поступок. Передать детям культуру отношения к природе, умение видеть и ценить ее красоту, видеть в ней мир удивительного творчества, многообразие поисков, воспитать в них творческое отношение и стремление познать тайны природы - это долг взрослых и перед природой и перед подрастающим поколением. Формы и средства эстетического воспитания разнообразны. Наряду с традиционными школами в настоящее время используют много новых интересных форм, средств, методов воспитания. Конкурсы чтецов, сценических миниатюр, инсценированных песен, также комплексно решают задачи развития и воспитания учащихся. А их просмотр превращается а настоящий творческий праздник для ребят. Художественные способности развивают конкурсы плакатов, рисунков, открыток ко Дню защитника Отечества, празднику 8 - ое марта и других. Осенью и весной можно провести конкурс цветочных композиций на темы: «Страна березового ситца», «Вальс цветов твоих, Россия» и т. д. Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают праздники. Эта форма работы позволяет учителю реализовать творческие задатки и интересные идеи, создает хорошее настроение у учащихся, прививает умения найти общий язык со сверстниками. Любой праздник подразумевает торжественность, театральность. К празднику готовятся заранее, в его сценарий включены, как правило, литературные композиции, и конкретные номера. Если праздник проводится для младших школьников, то в него можно включить небольшие состязания. Это и викторина, и конкурс песен, сценических миниатюр. Приведем примеры праздников. Так к 9 мая в школах страны проводится праздник «Салют, Победа!»Подготовили и провели этот праздник в период преддипломной практики и мы с учащимися 3 класса Куртамышской средней общеобразовательной школы №1. В его сценарий мы включили литературно - музыкальную композицию с таким же названием, провели конкурсы чтецов, рисунков, инсценированной песни военных лет. Ко Дню Пограничника мы провели праздник «Песни» звучала песня о пограничнике. В эстетическом воспитании большую роль играет проведение народных праздников. Например, «Масленица», «Народные обряды». Дети готовят конкурсы, построенные на элементах народных игр, и викторины по пословицам, фольклору, биографиям великих земляков, архитектурным и природным памятникам, и состязания команд с элементами спортивных игр, и «кольцовку по народным песням». При подготовке к фольклорным праздникам дети могут изготовлять поделки, игрушки. Сам праздник включает не только выставку - конкурс поделок, творческих работ, но и путешествие по станциям, в котором ребята могут попробовать свои творческие силы в качестве дизайнера и сами мастерить поделки. Праздники способствуют развитию эстетического вкуса, помогают выработать верные эстетические суждения, оценки, развивают художественные способности детей, приобщают их к художественному творчеству.

Эстетическое воспитание школьников
Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой - воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в Основных направлениях Реформ общеобразовательной и профессиональной школы, «значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу».
Эстетическое воспитание это - воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Прекрасное в действительности - источник прекрасного в искусстве.Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру - это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить ... трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда..., вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов».Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т.д.Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать эстетический вкус.
Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях Человека. К.Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. Задача школы - сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного. Я развиваю эстетический вкус так, чтобы учащиеся научились видеть и оценивать прекрасное, т.е. воспитываю культуру эстетического восприятия и чувства. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала.Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность. Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям». Учитывая эту особенность школьников, необходимо показать им величие и красоту труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. При этом мною большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желание своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье. Практически все темы программы по предмету «Технология» позволяют осуществлять эстетическое воспитание школьников на уроках труда. Так, на занятиях по кулинарии, я формирую у девочек навыки сервировки стола, его украшения; поведения за столом; провожу беседы о том, как должны сочетаться посуда, украшения стола и скатерть, интерьер комнаты; даю советы по сервировке повседневного и праздничного столов. Девочки учатся фигурной нарезке фруктов и овощей с помощью различных приспособлений; украшений блюд зеленью лука, петрушки и укропа; овощами, составляющими блюдо. В процессе подобных работ они приобретают умение сочетать полезное с красивым. На итоговом занятии по кулинарии накрывается праздничный чайный стол по всем правилам сервировки. Из дома девочки приносят блюда и выпечку, приготовленные и украшенные самостоятельно или с помощью родителей, и устраивается праздник. Во время чаепития дегустируются блюда, идет обмен рецептами. И, конечно, проводится беседа по правилам этикета. Дома девочки с удовольствием готовят реферат по различным темам. При изучении «Основ материаловедения» девочки оформляют коллекции образцов тканей, на которых учатся использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнять различные композиции: персонажи из мультфильмов, сказок, фигуры животных. Большую роль в эстетическом воспитании учащихся играет применение на уроках труда элементов народного творчества, декоративно-прикладного искусства. «Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов, - это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в непрерывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других». Так, на уроке материаловедения в 5-ом классе я познакомила девочек со свойствами льняных и хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки. Цель урока: расширить представление учащихся о свойствах льняных и х/б тканей, дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме. Из глубины веков пришли к нам традиции куклы, сделанной из лоскутков ткани, меха. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата и т.д. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась и оберегом. А по тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Перед началом изготовления игрушки необходимо сориентировать ученицу на определенный образ тряпичной куклы. Можно предложить сделать эскиз ее в цвете. Для костюма куклы более всего подходят х/б и льняные ткани ярких расцветок - ситец, лен, сатин. Эти ткани очень удобны в раскрое, не тянутся, хорошо сшиваются и склеиваются.Показывая образцы тканей, я объясняю, как определить долевую и уточную нити; лицевую и изнаночные стороны тканей; обращаю внимание на структуру переплетения нитей. Физико-механические свойства тканей - прочность и сминаемость -используют при подборе ткани для туловища. Необходимо обратить внимание учениц на такие технологические свойства ткани как осыпаемость нитей и усадка, с учетом которых выбирается отделка костюма (тесьмой, лентой, петельным швом, обработка зигзагом на швейной машинке). Девочки самостоятельно подбирают различные по цвету и рисунку лоскутки для костюма куклы. Я даю краткую информацию об особенностях русского народного костюма, его цветовом решении и колористических особенностях. Предлагаю самим решить, как обработать срезы в зависимости от изученных свойств ткани. Затем выполняется кукла, подводятся итоги урока: при изготовлении куклы-закрутки ученицы познакомились со свойствами х/б и льняных тканей, выполнили оригинальный объект труда. При оценке работы учитывается аккуратность его выполнения, правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа куклы. Приступая к изучению темы «Конструирование и моделирование одежды», я рассказываю о свойствах, цвете и рисунках тканей, показываю, как они влияют на выбор моделей, на зрительное ощущение пропорций в одежде. Особенно следует остановиться на соответствии фасона назначению модели, на конструктивных линиях, подчеркивающих линии тела, на элементах отделки, зависящих от фасона, цвета, назначении изделия. Со школьных лет нужно приучать девочек к чувству меры в одежде и украшениях к ней.Ученицы часто излишне украшают одежду, поэтому моя задача - объяснить, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и художественность формы изделия. Очень полезны беседы об эстетическом соответствии материала и модели одежды индивидуальным особенностям человека: росту, фигуре, цвету волос и глаз, полноте, возрасту. Неправильно выбранный фасон - и платье даже из дорогой, красивой ткани делает девушку неизящной, некрасивой и неловкой. Именно умелым сочетанием цветовых тонов с моделью платья можно зрительно улучшить фигуру человека, надо подсказать, что можно добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастными признаками женской фигуры и особенностями ее фигуры путем использования элементов отделки и украшений. На уроках труда в 5-ом классе я познакомила еще с одним видом старинного творчества - плетением из бисера. Этой теме был посвящен ряд уроков.На них девочки познакомились с забытым, а затем возродившимся, и сейчас таким модным среди молодежи искусством изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса. Бисерное рукоделие пришло к нам как плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла из глубин истории, передаваясь по наследству из поколения в поколение. Изделия, снизанные из мелких бус и бисера известные еще в Древнем Египте и Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего Востока, Африки и Индии, Европы и Азии. На территории нашей страны изделия из бисера были известны еще в 6-5 вв. до нашей эры. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета. Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце 19-начале 20 в.в. в Юго-Восточной части России, у народов Поволжья. Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений приобрело новую жизнь. Изготовление украшений из бисера не требует длительного обучения и особых приспособлений. Для работы понадобится бисер разных цветов, мелкие бусы, иголки, нитки, леска, ножницы, альбомы для рисунков, цветные карандаши. Узоры для изготовления украшений составляют заранее. Можно применять любой узор, приспособленный для низания. После того, как выбрали рисунок, нужно перевести его на бумагу и составить рабочий узор. Наиболее распространены и просты в изготовлении нити бус и простые цепочки. Если одноцветные нити бисера украсить пупырышками, петлями, крестиками или цветочками из цветных бисеринок, соединить несколько разноцветных ниток бисера крупными бусинками, получатся современные модные и красивые изделия. Работа с бисером оказалась очень увлекательным занятием. Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках труда должна быть систематической и целенаправленной. Но чтобы добиться результатов и воспитать ребенка эстетически развитым, нужно помнить, что «эстетическое воспитание непрерывно - оно осуществляется всеми учителями, на всех занятиях, все время».

Формирование эстетической культуры младших школьников


 Эстетическая культура - важнейшая составляющая духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. (1, с. 224).Эстетика - это философская наука о прекрасном в действительности и в искусстве, об особенностях познания и преобразования мира "по законам красоты", об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека.. термин "эстетика" происходит от греческого слова "aisthtsis", что в переводе означает ощущение, чувство. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд "Эстетика" был опубликован в 1750 г. С того времени эстетикой стали обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше. Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят в глубь человеческой истории. Уже на заре цивилизаций у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов. Этому свидетельствуют проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений животных. Данные свидетельства наука относит к ориньяко-солютрейскому периоду верхнего палеолита (35-10 тыс. лет назад). Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии. В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия "красивый" и "добрый" почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду. С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают процесс человечества во всех сферах жизнедеятельности человека. Значение эстетического развития личности возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий. (1, с.225). Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В целом эстетической культуре присущи следующие функции: - информационно-познавательные, реализуемые в знаниях личности; - ценностно-ориентационная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов; - деятельно-волевая, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры; - коммуникативно-регулятивная, проявляющая в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности. (1, с. 226). "Чувство изящного, - писал В.Г. Белинский, - есть услвоие человеческого достоинства… Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один "пошлый смысл", необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма… Кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе - сказку, годную для занятия от скуки, - тот не человек… Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности". (5, с.363). Отличительной чертой современного школьного образования является направленность его содержательно-целевых аспектов в сторону гуманизации, которая означает глубокие качественные преобразования в стратегии и тактике обучения с учётом прежде всего личностного фактора. Основное внимание сосредоточено на создании благоприятной обстановки для каждого ребёнка, его воспитании как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры. В создавшихся условиях актуальным становится формирование у школьника эстетической культуры, обеспечивающей ценностное отношение к окружающему миру, эмоционально-образное постижение реальности, развитие способности воспринимать красоту во всём её многообразии и создавать прекрасное в окружающей действительности. Эстетическое отношение к миру формируется у человека на протяжении всей жизни. Вместе с тем не все возрастные периоды равноценны с точки зрения эстетического развития. Классики педагогики А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, анализируя данную проблему, придавали важное значение младшему школьному возрасту. Сензитивность указанного периода установлена в работах В.В. Давыдова, А.А. Люблинской, B.C. Мухиной, А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина. В то же время, психологические и педагогические исследования показывают, что некоторым детям свойственно пессимистическое восприятие жизни, полное отсутствие эстетического вкуса, потребительская психология и, более того, эгоизм, эмоциональная напряжённость, агрессивность. В этой связи проблема исследования процесса формирования эстетической культуры личности младшего школьника становится особенно важной. Что же будет способствовать успешному формированию эстетической культуры? Основные требования: - определение компонентов эстетической культуры личности (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития; - в процессе развития компонентов эстетической культуры личности младшего школьника учитываются особенности возраста, которые заключаются в преобладании наглядно-образного мышления, высокой эмоциональной восприимчивости, гибкости воображения, предрасположенности к творчеству; - выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников базируется на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной), которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности. Главная задача, стоящая перед начальной школой, - это задача разностороннего развития ребенка, раннее выявление и развитие его творческих способностей. Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Школа основывает свою работу на единой системе эстетического воспитания и ставит перед собой следующие задачи: · вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний; · вовлекать учащихся в художественно - творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре; · развивать вкус, творческие особенности детей; · формировать духовные качества, высокие эстетические чувства. Для осуществления этих задач использую следующие пути. 1. Постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи. 2. Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки. 3. Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне. 4. Обобщение знаний через внеклассную работу. Изучая постановку эстетического воспитания в начальных классах, большинство исследователей отмечают недостаточный уровень эстетической развитости и воспитанности младших школьников. Одна из причин этого явления кроется в малоэффективной работе педагогов, в низком уровне их эстетической культуры. В современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры. Становление эстетической культуры личности младшего школьника обусловлено наличием её основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности младшего школьника, так и внешние, активизируемые социокультурной средой.

Художественно - эстетическое воспитание обучающихся на уроках технологии, во внеурочное время.


Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей - т.е. общего развития ребёнка. Как педагога, меня особенно интересует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся. Оно направленно на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. С этой точки зрения считаю плодотворной взаимосвязь образовательных областей «Технология» и «Искусство». С одной стороны, изучение традиционных художественных промыслов, в том числе местных ремесел, овладение художественными навыками приобщают детей к народно-прикладному искусству, воспитывает эстетическое отношение к действительности; с другой, полученные знания и навыки могут помочь им в дальнейшем стать конкурентоспособными на рынке труда. Ведь народные художественные промыслы возникли тогда, когда люди, которые занимались одним видом ремесла, изготовляли те или иные изделия не только для собственных нужд, но и для рынка. Народное искусство является плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания. Объекты труда, выполняемые на уроках технологии, я рассматриваю как средство художественно - эстетического воспитания школьников. В большинстве случаев эти изделия имеют практическое применение. И знание «законов красоты» позволяет создавать вещи, имеющие свой стиль и художественный образ. Изготовление своими руками полезных и красивых предметов быта и одежды делает уроки технологии в глазах учащихся интересными и полезными.
Ставятся следующие задачи эстетического воспитания: создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям; формирование на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Названные задачи дают положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Для реализации задач эстетического воспитания детей школьного возраста необходимы определённые условия, в частности развивающая среда. Она оказывает на ребёнка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива, если ребёнок видит красивые взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребёнок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а всё что отличается от этой нормы будет вызывать у него не приятие. Детали эстетики быта: обстановка, красота людей между людьми, внешний вид человека. Природа именно в ней можно увидеть гармонию основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Искусство - изобразительное искусство, музыка, литература, архитектура, театр. Деятельность связанная непосредственно с воспроизводящими видами искусства - художественное творчество, декоративно прикладная практика. Ребёнок не может творить, не научившись воспроизводить. Одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей. Эстетическое воспитание детей в школьном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения школьников, вида деятельности. Дети любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Учитель заботиться о накоплении ребёнком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном создании проекта, музыкальной деятельности; в изобразительном искусстве. Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей, для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Задача педагога - не нарушая замысла ребёнка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное - создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы. Немалую роль в эстетическом воспитании школьников играет и привлечение их к участию в конкурсах школьных, районных и областных, региональных, всероссийских. Назову конкурсы, которые стали традиционными, где мы участвуем и показываем свои умения: выставки декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья», «Свет Рождества Христова», «Пасхальные выставки», олимпиады по технологии, «Адрес детства - Россия» др. Что является основным показателем сформированности эстетического воспитания. Так, как на уроках технологии и других предметах широко используется метод проектов - на что можно обратить внимание для достижения наилучших результатов. У каждого учащегося, работающего над проектом, есть руководитель из числа школьных учителей. Учитель ставит перед собой учебные задачи: Развитие приёмов логического мышления, формирование навыков работы с информацией, совершенствование знаний по какому-то учебному предмету. Педагог получает возможность реализовать воспитательные задачи: формировать у ребёнка определённые волевые качества, настойчивость в достижении цели, развивать коммуникативные навыки, рефлексивные способности, адекватную самооценку.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста


ЭСТЕТИКА (от греческого - чувствующий, чувственный) - философская наука, изучающая сферу эстетического, как специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей.

(А.М. Прохоров)
"Большой энциклопедический словарь" 1991 г. Как особая дисциплина вычленяется в 18 веке у Баумгартена, введшего сам термин "эстетика" для обозначения "науки о чувстве, знании", у Канта "эстетика" - наука о правилах чувственности вообще" Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв) Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами. Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества. Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определённые условий. Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Дети любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботиться о накоплении ребёнком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приёмам. Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей, для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Задача педагога - не нарушая замысла ребёнка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное - создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать. Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребёнка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умении переносить усвоенное в собственную новую деятельность. К воспитанию самостоятельной художественной деятельности дошкольников мы привлекаем и родителей, которые являются активными участниками конкурсов, проводимы в детском саду. Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке; это и театрализованные игры и игры-драматизации, тематические занятия. Для проведения таких занятий в нашем детском саду созданы все условия: открыты изостудия, театральный салон, сенсорная комната, зимний сад, кинозал. Немалое место отводится экскурсиям. Задача педагога - продумать содержание экскурсии с учётом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства. А чувства, как известно, очень легко разрушаются. Положительное воздействие в воспитании эстетической культуры оказывает просмотр детьми театрализованных и цирковых постановок, в исполнении профессиональных артистов. Мы стараемся чаще приглашать гостей из школы для проведения совместных праздников, соревнований. Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения занимают праздники и развлечения. Развлечения проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусства. Подбирается разнообразный материал - и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему ("Осень - краса"). Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение на празднике - повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. Такие вечера развлечений и праздники доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. Постоянные гости и участники праздников и развлечений родители. Немалую роль в эстетическом воспитании дошкольников играет и привлечение их к участию в конкурсах, как городских, так и областных. В дошкольных образовательных учреждения мы начинаем открывать и развивать таланты детей, а школа, принимая нашу эстафету, продолжает работу по воспитанию эстетической культуры детей, продолжает развивать их таланты. Можно отследить уровень эстетического воспитания ребенка к началу школьной жизни. (Приложение 1) А сейчас мы приглашаем вас пройти на занятие по изобразительной деятельности. По окончанию занятия мы проведем анализ по вопросам, которые находятся у вас на столах, карточка-приложение 2. Работать будем по группам: 1 стол - воспитатели, дают свой анализ занятия, 2 стол - учителя, высказывают своё мнения. В итоге мы сравним наше видение данной формы эстетического воспитания дошкольников.

Значение художественно-эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Стратегия воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития школьников и на уроке и во внеурочной деятельности - прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания здоровья как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Воспитательная система - это целостный социальный организм, влияющий на формирование образа жизни школьного коллектива и его психологический климат. Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Цель нашей работы это - воспитание у младших школьников познавательных интересов, творческих способностей, духовно-нравственной личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в коллективе и строить отношения дружбы между одноклассниками и родителями через взаимодействие школы и семьи. В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса мы пришла к решению строить внеурочную работу с обучающимися в художественно - эстетическом направлении. Наша работа была построена на основе учебного пособия Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской «Музей в твоем классе», которое включает 17 репродукций картин русских художников. Содержание программы носит личностно - ориентированный, деятельностный и развивающий характер. Изучение курса "Музей в твоем классе" знакомит младших школьников с репродукциями 9 картин русских художников, разными жанрами живописи и дифференцирован по двум предметным областям (развитие речи и изобразительное искусство). Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственных связей между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения (если рядом со снегом изображена лужа, значит… Если дым из труб идет вертикально вверх, значит… Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит… и т.д.). В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов. При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродукции помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст. Структура занятий состоит из системы вопросов и заданий, предполагающих использование простейших инструментов для выделения деталей и фрагментов (круглая рамка, прямоугольная рамка, лупа), а также дополнительных сведений, которые могут быть использованы на занятиях. В процессе изучения курса у обучающихся:

  • формируется наблюдательность, логическое мышление;
  • формируется умение реконструировать смысл и причины того, что осталось за кадром изображения;
  • формируется активная жизненная позиция, коммуникативные умения и навыки.
В ходе занятий дети обращают внимание на особенности живописного стиля каждого художника; на способы создания основных физических иллюзий (света и тени, блеска и прозрачности и т.д.); на умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); на определении темы картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями, в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи. Подведение итогов деятельности обучающихся проводиться в форме творческих работ, конкурсах рисунков, проектов, коллективных творческих дел. Использование данных форм позволяет ребёнку попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире. И начинать эту работу надо именно с младшими школьниками, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, художественно-эстетическую деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Учащийся всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ученика, его побуждения, стремления, переживания. Методы и приемы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. Прежде всего, необходимо выбрать форму проведения занятия. В методическом пособии О.Н. Апанасенко и А.В. Потемкина1 представлены рекомендуемые формы проведения занятий:

  1. Лекции с применением различных форм активизации внимания учащихся, этапа «эпизодического интереса» (интересные факты, связанные с созданием какого-либо произведения искусства, жизнью и творчеством известных художников, музыкантов и др.), различных презентаций, фильмов, раздаточного материала, просмотра альбомов, репродукций, фотографий.
  2. Викторина - форма проведения занятий в виде интеллектуальных соревнований, построенного на материале с использованием «фактора удивления» (способность увидеть в привычном, общеизвестном то, что обычно редко замечаемо, над чем никто не задумывается). Такие уроки повышают эстетическую и интеллектуальную информированность учащихся, интерес к изучаемому материалу.
  3. Творческие задания по определению стиля, художественного направления, обоснованного личностного восприятия произведения искусства, включающие различную творческую деятельность и др., развивающие образное мышление, художественную активность.
Начать урок следует с активизации внимания учащихся, а так же необходимо сохранить концентрацию внимания учащихся на предмете изучения в течение всего урока. Согласно Е.П. Крупнику, активизировать деятельность эстетического сознания учащихся можно путем стимулирования педагогического процесса по трем основным направлениям:
  1. Использование проблемных и творческих заданий на уроке. Педагог должен приблизиться в своих заданиях к типу художественных задач, над которыми надо «поломать голову», которую следует решить, используя материал произведения искусства и каждый раз отыскивая новые оригинальные решения.
  2. Творческие формы работ самих учащихся, представляющие совместный поиск решения учеником и учителем в процессе сотрудничества, равноправного отношения воспитуемого и воспитателя, а так же самих школьников друг с другом. Наиболее адекватной педагогической формой являются игры.
  3. Комплексное воздействие разных видов искусства на учащегося (синтезирование на уроках искусства произведений литературы, кино, музыки и изобразительного искусства). Сравнительный анализ, как отмечает Крупник Е.П., и сопоставление их специфических и общих, «инвариантных» свойств и особенностей позволяет формировать у школьников способность воспринимать художественный образ в его основных ведущих параметрах, а значит, формировать эстетическое сознание учащихся.
Особую значимость последнего пункта подтверждает мнение Неменского Б.М.2, который считает, что переживание должно осознаваться как основный метод обучения в искусстве. И, следовательно, принципиально верный путь синхронного рассмотрения видов искусств в их взаимодействии с общественным движением эпохи, с искусством разных народов. М.Д. Таборидзе3, в качестве выявления уровня эстетического развития учащихся, их знаний об искусстве, предлагает прием анкетирования, т.е. письменного опроса учащихся и последующий анализ результатов. Вопросы для учащихся:
  1. Что такое изобразительное искусство? (виды, жанры, средства художественной выразительности).
  2. Живопись как вид искусства. (специфические особенности, виды, жанры, художественный язык).
  3. Что такое графика? (специфика, основные виды, художественный язык).
  4. Скульптура как вид искусства (особенности, виды, художественный язык).
Описание картины или скульптуры:
  1. Автор, название, материал и техника исполнения.
  2. Жанр.
  3. Анализ композиции.
  4. Сюжет.
  5. Отношение художника к данному произведению, что передано.
  6. Цветовая гамма, колорит.
  7. Отношение ученика к данному произведению, нравится или нет, уровень мастерства художника, аргументация.
Таборидзе М.Д. так же предлагает темы для контрольных работ учащихся:
  1. «Какой вид искусства ты любишь больше всего и почему?»
  2. «Какое значение имеет произведение изобразительного искусства, для кого оно создается, почему?»
На наш взгляд, последний седьмой пункт, а так же контрольные вопросы наиболее важны, так как здесь у ученика появляется непосредственная возможность выразить свои чувства, мысли по поводу пережитого им от произведения искусства. Именно по этим пунктам учитель может судить об уровне эстетического развития учащихся, об их умении или неумении сопереживать, ставить себя на место другого, художника или героев его произведения. Ключевой задачей педагога является формирование в детях способности к сопереживанию автору, героям, а так же, в конечном итоге - и любому другому человеку. Только тогда в учащихся возможно формирование индивидуальности, когда они способны выразить себя через произведение искусства.

Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства)
В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества. В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности. Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание школьного учебного предмета по искусству. Основным и главным элементом литературы как учебного предмета является, конечно, само искусство - произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления - решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели. «Художественная литература - органическая часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности»4. Она связана со всеми видами искусства, составляет основу многих из них, дала жизнь таким искусствам, как театр и кино, ее широко использует изобразительное искусство и хореография. Процесс восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности, формирование ее потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его познания. Литература обеспечивает и собственно литературное развитие. Оно означает хорошее знание основных художественных произведений, умение применять законы общественной жизни к анализу литературных явлений. Это умение особенно потребуется школьнику в жизни, когда возникнет необходимость самостоятельно дать оценку любому художественному произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей правоте. Школа развивает подлинный художественный вкус, учит глубокому анализу произведений искусства с позиций эстетики. Велика роль литературы в использовании свободного времени школьников. Чем бы они ни увлекались, интерес к литературе для большинства остается постоянным. Чтение не только обогащает духовную жизнь. Оно создает ничем не заменимую разрядку. Психика человека испытывает немалые перегрузки. Литература вводит его в новый мир. Он переживает эмоциональное напряжение, отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой творческого воображения. Другой важнейший предмет художественного цикла в школе - «Музыка». Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета: «Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества». Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки». Ведущей задачей на уроке на уроке музыки, отмечают Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко, авторы учебника «Методика музыкального воспитания в школе», - является «формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку». Другие авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство»5. Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания. Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности. Наконец, третий учебный предмет художественного цикла в школе -«Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. «Произведения изо, декоративного искусства, архитектуры зримы, вещны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки, интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей». В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество. Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником. Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач. Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности. Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства. Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр. Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра, - отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия». Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом». Театр - синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически. Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания.

1 Апанасенко О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. - Барн: изд. БГПУ, 2005. - С. 10-12. 2 Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение. - 1987. - С. 205. 3 Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1988. - С.58-59. 4 Обухова Л.Г. "Психология детства" М 2002 г. -с.159 5 Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 2008. - №6. - С.100-110.

© 2010-2022