- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект занятия внеурочной деятельности Праздники, традиции и ремёсла народов России
Конспект занятия внеурочной деятельности Праздники, традиции и ремёсла народов России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Полякова Н.Н. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: «Одежда наших предков»
(Занятие внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»)
Автор: Полякова Наталья Николаевна, учитель начальных классов.
Уровень образования школьников: 1 класс. Цель: познакомить с традиционной крестьянской одеждой; элементами старинного русского костюма, элементами традиционного орнамента Белгородской губернии. Задачи педагога: обучать работе в группе; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь изучаемого материала с жизненным опытом ребенка. Тип занятия - комбинированный (открытие новых знаний и применение их в практической деятельности) Форма проведения: занятие-практикум, коллективная работа. Оборудование: фонограмма русской народной плясовой «Камаринская», аудиоэнциклопедия «Как жили на Руси» раздел №9 «Одежда: сорочица, сарафан», изображения русских народных костюмов, орнаменты, панно с изображением сельской площади, выполненное на предыдущем занятии, шаблоны одежды, элементы орнаментов, ребусы, пословица с шифром, ножницы, клей карандаши. Планируемые результаты: предметные: ученик научится
- Определять элементы старинного русского костюма, символы в орнаменте, объяснять их значение.
- выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;
- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, стремление к познанию исторического прошлого Родины, воспитывать уважительное отношение к народным традициям;
- понимает причины успеха в учебной деятельности.
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учится работать в группе по предложенному учителем плану;
- использует знако-символические средства при оформлении орнамента;
- делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- слушает и понимает речь других;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ход занятия. I. Организационный этап. Звучит русская народная музыка. - Как настроение? - Вновь мы отправляемся в путешествие. Все готовы? А куда лежит наш путь - дороженька? (В старинное село) - Вот деревенька, которую мы вместе создали на предыдущем занятии. Если вам она нравится, покажите это аплодисментами. - Как выдумаете, почему у нас получилась такая интересная работа? - Мне кажется, что в деревеньке кого-то не хватает. Кого же? (Людей) - А можно ли использовать наши фотографии? Почему? (В старину люди носили другую одежду) - Как наши предки украшали одежду? - Нам надо рассмотреть внимательно узоры, чтобы украсить ими русские народные костюмы для девочек и мальчиков, которые поселятся в нашей деревеньке. II. Открытие «нового» знания. 1. Знакомство с традиционной крестьянской одеждой. Звучит раздел №9 «Одежда: сорочица, сарафан» аудиоэнциклопедии «Как жили на Руси». - Какую одежду носили на Руси, нам поможет узнать Чевостик. Учитель акцентирует внимание учащихся на старинные русские костюмы из экспозиции школьного этнографического музея. 2. Знакомство с элементами традиционного орнамента. 1. Загадки. Работа в группах. - Уточнить, что же вышивали на одежде, нам помогут загадки. Поработайте в группах, найдите отгадки.
(Приложение №1) 2. Знакомство с элементами традиционного орнамента Белгородской губернии. - Давным - давно наша местность называлась Белгородская губерния. А ее жители, наши предки, украшали одежду особыми знаками - символами. Расскажите, как они выглядели.
(Приложение №2) - Как вы думаете, зачем на одежде вышивали символ солнца? Земли? - Еще вышивали петуха, коня, чтобы защитить маленького ребенка от злых духов. 3. Выявление цветовой гаммы традиционного орнамента. - А какие цвета использовали для вышивки? - Сейчас ребята нам уточнят, что означали эти цвета. Рассказ подготовленных учеников.
(Приложение №3)
III. Динамическая пауза. - Русский народ умел не только трудиться, но и весело отдыхать, петь и плясать. Отдохнем немножко и мы под задорную плясовую музыку. Звучит фонограмма русской народной плясовой «Камаринская». IV. Реализация проекта «Мастерская народного костюма». Практическая работа в группах. -Ребята, как вы думаете, что вы сегодня будете создавать в группах? (Вместе составлять узоры и украшать костюм) - Каждая группа будет украшать орнаментом определенную часть костюма. Разгадаете ребусы - узнаете, что это будет.
(Приложение №4)
сорочка
рубаха
сарафан - Что такое сорочка, сорочица? Сарафан? Кто носил рубаху? (Вновь обратить внимание учащихся на старинные русские костюмы из экспозиции школьного этнографического музея) - А сейчас время потрудиться. Каждая группа составляет из отдельных элементов узоры, раскрашивает их, не забывая, что каждый символ, каждый цвет имеют свое значение, свою защитную силу. А затем этими узорами вы украсите одежду. V. Выставка работ. - Каждая группа представит нам свою работу: назовет одежду, расскажет, какие использовали символы, какие цвета. - Покажите с помощью аплодисментов, понравилась ли вам работа ваших друзей. - Подскажите, почему мы смогли быстро создать такие красивые работы? VI. Работа с пословицами. - Вас ждет последнее испытание. С помощью шифра попробуйте отгадать пословицу. Работаем по цепочке, передавая маркер.
(Приложение №5)
25, 20, 16
16, 5, 15, 16, 14, 21
15, 6
17, 16, 5
19, 10, 13, 21,
Что
одному
не
под
силу,
20, 16
13, 6, 4, 12, 16
12, 16, 13, 13, 6, 12, 20, 10, 3, 21.
то
легко
коллективу.
VII. Рефлексия.
- Ребята, если вам на занятии было интересно и легко, поднимите красный карандаш. Если у вас возникли трудности, а команда не смогла вас поддержать, поднимите синий карандаш. Если вы заскучали - зеленый.
Литература:
- Белгородский народный костюм. [Электронный ресурс] - Режим доступа: belhistory.vov.ru/etn/kostum.html - (Дата обращения: 15.06.2015)
- Родники Белогорья. Семантика народных узоров Белгородской области. [Электронный ресурс] - Режим доступа: rodniki.bel.ru/bit/od_semantika.html - (Дата обращения: 15.06.2015)
- Сборник программ внеурочной деятельности [Текст]: учебное издание, 1- 4 классы / Л.А. Ефросинина, Е.Э. Кочурова, Л.Н. Михеева [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: Вентана-Граф, 2011. - 168 с. - ISBN 978-5-360-02890-1
Приложение №1. Голубой платок, красный колобок по платку катается, людям усмехается. /Солнце
Что за лента без колес протянулась средь берез, через поле, через луг, и на север, и на юг. /Река.
Что в году четыре раза переодевается? /Земля.
Яркие, пахучие - Ай-ай-ай! Колючие!/Розы
По округе славится зеленая красавица. Сарафан, как колокол, до земли да волоком, Шапочка с опушечкой, острою макушечкой. /Ель Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Песни распевает, время считает. /Петух
Приложение №2.
Добро, мир, свет
Вода
Древо жизни
Солнце
Земля, поле
Приложение №3. 1. Красный - это цвета огня, солнца, символ спасения. Он должен отпугивать злых духов, оберегать владельца от разных напастей. Вышивку делали разными оттенками красного: алым, вишнёвым, брусничным, кирпичным. 2. Часто вышивали и другими цветами. Чёрный - это цвет земли, обозначает плодородие. Синий - цвет неба и воды, оберегал от стихийных бедствий; зелёный - цвет жизни, защищал от ран.
Приложение №4.
Приложение №5.
25, 20, 16
16, 5, 15, 16, 14, 21
15, 6
17, 16, 5
19, 10, 13, 21,
20, 16
13, 6, 4, 12, 16
12, 16, 13, 13, 6, 12, 20, 10, 3, 21.
Шифр
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33