Урок по литературному чтению. Л. Толстой Прыжок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

тЕМА УРОКА: Л. Толстой. «Прыжок».

Цели деятельности учителя

Уточнить понятия «сказка», «рассказ», «быль»; учить выполнять структурно-содержательное деление текста; определять кульминацию; ориентироваться в тексте, осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев произведения; примерять высказывание к характеру героя

Тип урока

Решение частных задач. Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные: научится выделять главного героя; осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; делить текст на смысловые части; получит возможность научиться понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста.

Метапредметные: регулятивные - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем познавательные - основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формы

совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся.

- Проверим готовность к уроку.

Вместе с детьми проговаривает стихотворение:

Мы за парты дружно сели

Друг на дружку посмотрели

Улыбнулись. Ручки взяли.

Всё красиво написали.

Сообщают о готовности к уроку

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устный опрос

II. Речевая разминка

Речевая разминка
в игровой форме

Организует речевую разминку (развитие техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста).

- Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, затем наращивая темп:

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя

Наблюдение. Устные ответы

III. Подготовка к восприятию

произ-

Определение целей урока. Составление плана рабо-

Задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока. Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями

Определяют задачи чтения и составляют

Фронтальная

Познавательные: ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление».

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

ведения.

Сообщение темы урока

ты с произведением

план

Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат
и уровень усвоения знаний

IV. Первичное восприятие текста

Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Тестовая работа

Определение вида первичного чтения (самостоятельное, комбинированное, вместе с учителем) с учетом специфики текста, возможностей обучающихся, учебной задачи урока. Определение способа выявления первичного восприятия (беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся.

- Ответьте на вопросы теста.

1. Где происходят события, о которых говорится
в рассказе «Прыжок?»

а) В поезде; б) на корабле; в) на лодке.

2. Назовите главных героев рассказа.

а) Капитан; в) обезьяна;

б) мальчик; г) матросы.

3. Почему мальчик залез на мачту корабля?

а) Хотел посмотреть вдаль;

б) чтоб все смеялись;

в) за шляпой, которую сорвала обезьянка.

Выполняют тестовую работу

Фронтальная. Индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: работают с дополнительной литературой; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Самостоятельное чтение. Устные ответы.

Тестовая работа

1

2

3

4

5

6

7

4. Какими перечисленными качествами обладал мальчик?

а) Геройство; б) смелость; в) трусость.

5. Чему нас учит этот рассказ?

а) Быть непослушными;

б) решительно и находчиво действовать в сложных ситуациях;

в) быть равнодушными

V. Синтетическая
(обобщающая) работа с текстом

Обобщающая беседа по тексту
(определение смыслового погружения
в текст).

Выполнение творческих заданий

Беседа по тексту. Определение смыслов в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану, с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев. Знакомство с книгой.

- Проведем сравнительный анализ героев двух историй Л. Толстого - «Прыжок» и «Акула».

- Чем похожи оба рассказа Л. Толстого? (1. Похожи местом действия - корабль на воде. 2. Похожи настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. 3. И в одном, и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость
в трагические моменты. Это сильные, решительные, красивые люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах - смелость, умение действовать и не теряться. В обоих рассказах

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Определяют главную мысль произведения. Выполняют творческое задание
в парах, группах. Работа-

Фронтальная. Индивидуальная

Личностные: выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений, находят нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление», выделенный фрагмент текста, строчки и слова на странице и развороте.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: лег-

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

столько картин, столько движения!)

- Чем отличаются? (1. В «Прыжке» лучше показано состояние мальчика (покраснел, бросился, раззадорился и т. д. 2. В «Акуле» лучше показано состояние отца.)

- А в рассказе «Акула» главный герой - артиллерист или мальчик? (В рассказе «Акула» мы практически ничего не знаем о мальчиках, кроме того, что они плавали наперегонки, но зато можем наблюдать за поведением старого артиллериста (оценить, как его замешательство сменилось решительностью), а также за его переживаниями (как он в ужасе сначала закрыл лицо руками, а потом открыл его, услышав радостные возгласы). Таким образом, и поведение, и переживания именно старого артиллериста становятся предметом нашего внимания.)

- Проследите, как меняются переживания старого артиллериста и его поведение.

- Сравните капитана и старого артиллериста. Чем старый артиллерист похож на капитана из рассказа «Прыжок»? (Оба мужественные и решительные, способные в критической ситуации сориентироваться и моментально принять правильное решение. Причем не просто правильное решение. Цена этого решения − человеческие жизни. Оба очень рисковали, взяв на себя ответственность. Оба − отцы.)

ют с ил-

люстрацией к произведению

ко выполнять, возникли сложности при выполнении; подтверждают строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимают, что разные точки зрения имеют разные основания.

Коммуникативные: работают
с соседом по парте - распределяют работу между собой и соседом, выполняют свою часть работы, осуществляют взаимопроверку выполненной работы; видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяются к одной из них; находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения

1

2

3

4

5

6

7

- Послушайте три разных высказывания о рассказах

Л. Толстого. Определите, кому какое высказывание
о содержании рассказа «Акула» принадлежит. (Первое высказывание, безусловно, принадлежит Мише. Второе − Мальвине, которая из всех жизненных ситуаций всегда извлекает уроки и делает назидательные выводы. Третье высказывание принадлежит Маше, которая всегда думает о своей семье и своих родителях, сознает свою ответственность перед мамой и уважает папу.)

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов

обучения

Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

- Что вы можете сказать о произведениях Л. Толстого? (Рассказы Толстого короткие, но захватывающие. Его рассказы заставляют сопереживать. А главное и важное в его рассказах - это не только изображение событий, а изображение характеров героев, их внутреннего мира.)

- А что было бы, если бы отец не был опытным капитаном? Как можно было бы избежать беды? (Осуждается легкомыслие.)

- Кого вы считаете главным героем рассказа «Прыжок» − сына капитана или капитана? (В рассказе «Прыжок» большая часть повествования посвящена мальчику: мы узнаем о его меняющемся поведении,

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят

самооценку, рефлексию

Индивидуаль-

ная, фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Развернутые ответы на вопросы

1

2

3

4

5

6

7

о его переживаниях. А капитану посвящена лишь последняя часть рассказа.)

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Что вам понравилось? Что больше всего запомнили?

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что вы не знали, а сейчас знаете - это новое для вас?

- Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

- Для чего нужна такая работа с произведением?

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее задание.

Домашнее задание:

1. Подготовить краткий пересказ.

2. Нарисовать портрет понравившегося героя

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Наблюдение



© 2010-2022