Рабочая программа по изобразительному искусству УМК Планета знаний (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» (3 класс) составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 классы) (2009 год), на основе «Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа» Москва, Просвещение, 2011 год, рекомендованной МОиН РФ, в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ № » на 2015-2016 учебный год. Программа разработана на 35 часов в год, из расчета 1час в неделю. Общая характеристика учебного предмета. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей: • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества; • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.


Основные задачи реализации содержания изобразительного искусства: • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); • формирование навыков работы с различными художественными материалами.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Для реализации программного содержания используется УМК:

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. - М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. - М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». - М.: АСТ, Астрель. Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по изобразительному искусству. Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

3 КЛАСС (35 ЧАСОВ)


Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материально_ го окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно0прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ - в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе-больше, дальше-меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных бразов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д._ Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителях разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Родина моя - Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Мир изобразительного искусства.

13

2

Мир народного искусства.

6

3

Мир декоративного искусства.

9

4

Мир архитектуры и дизайна.

7

Итого:

35 часов





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

3 КЛАССА



В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся: ·будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; ·начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус; ·сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности - способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; ·появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность; ·установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ·будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Обучающиеся: ·овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве; ·смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности; ·научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств; ·получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; ·смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности Ученик научится: ·различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; ·различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; ·эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; ·узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; ·приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Ученик получит возможность научиться: ·воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; ·видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту); ·высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство? Ученик научится: ·создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; ·использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; ·различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; ·создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; ·наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; ·использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Ученик получит возможность научиться: ·пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; ·моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; ·выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Ученик научится: ·осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; ·выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Ученик получит возможность научиться: ·видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; ·понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; ·изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

·изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

УЧАЩИМИСЯ 3 КЛАССА Личностные результаты: • в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; • в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; • в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты: • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты: • в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; • в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов; • в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; • в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).



Личностные У учащихся будут сформированы:

  • положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
  • осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
  • внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
  • эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
  • чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
  • понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
  • положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
  • интереса к посещению художественных музеев, выставок;
  • представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.




Предметные Учащиеся научатся:
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  • составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
  • определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
  • учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
  • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
  • изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
  • выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
  • понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.


Метапредметные Регулятивные Учащиеся научатся:
  • понимать цель выполняемых действий,
  • понимать важность планирования работы; выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
  • осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; адекватно оценивать правильность выполнения задания;осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
  • решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
  • продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
  • объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
  • различать и соотносить замысел и результат работы;
  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные Учащиеся научатся:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
  • характеризовать персонажей произведения искусства;
  • группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
  • конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
  • сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные Учащиеся научатся:
  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
  • уметь слышать, точно реагировать на реплики;
  • учитывать мнения других в совместной работе;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно выразительным средствам.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (35 ЧАСОВ)



№ п/п год

№ п/п чет

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час

Календ сроки

Фактич сроки

Основные виды учебной деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные


1 четверть - 9 ч.

Раздел: «Жанры изобразительного искусства» - 13 ч.

1

1

Художественные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр.

1

01.09


Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Ознакомление с коллекциями ведущих музеев мира. Ознакомление с натюрмортом как жанром изобразительного искусства. Повторение основ цветоведения: цветовой круг, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета.

Уметь видеть главное и второстепенное в композиции, их соотношение; выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете; развивать творческое воображение.

понимать цель выполняемых действий,

различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

положительная мотивация и познавательный интерес к

урокам изобразительного искусства

2

2

Натюрморт. Композиция в натюрморте.

1

08.09


Знакомство с жанром натюрморта. Формирование восприятия и оценки натюрморта как жанра изобразительного искусства. Изучение основ композиции в натюрморте.

понимать цель выполняемых действий,

различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

положительная мотивация и познавательный интерес к

урокам изобразительного искусства

3

3

Светотень. Школа графики. Рисование шара или крынки(карандаш). Последовательность рисования куба.

1

15.09


Продолжение ознакомления с жанром натюрморта. Продолжение освоения особенности материалов и инструментов для графики. Изучение передачи светотени на предмете.

понимать цель выполняемых действий,

различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

положительная мотивация и познавательный интерес к

урокам изобразительного искусства

4

4

Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином (акварель)

1

22.09


Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Продолжение изучения приёмов работы акварелью. Совершенствование умения рисовать натюрморт.

понимать цель выполняемых действий,

различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

положительная мотивация и познавательный интерес к

урокам изобразительного искусства

5

5

Пейзаж как жанр. Композиция в пейзаже.

1

29.09


Ознакомление с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Развитие художественного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Уметь рисовать предметы натюрморта (от общего к частному) и использовать эту последовательность при выполнении работы.

выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом

сравнивать изображения персонажей

уметь слышать, точно реагировать на реплики

осознание своей принадлежности

народу;

6

6

Перспектива. Перспективные построения. Воздушная перспектива.

1

06.10


Продолжение ознакомления с жанром пейзажа. Продолжение изучения основ перспективных построений линейной и воздушной перспективы.

Уметь изображать живописными или графическими средствами

выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом

сравнивать изображения персонажей

уметь слышать, точно реагировать на реплики

осознание своей принадлежности

народу;

7

7

Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель).

1

13.10


Обучение акварельной живописи. Передача пространства на листе с помощью линейной и воздушной перспективы.

выполнять

сравнивать

уметь слышать,

осознание

действия, руководствуясь выбранным алгоритмом

изображения персонажей

точно реагировать на реплики

своей принадлежности

народу;

8

8

Портрет как жанр. Автопортрет.

1

20.10


Ознакомление с портретом как жанром изобразительного искусства. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Ознакомление с выдающимися произведениями отечественного и зарубежного искусства. Знакомство с рисованием автопортрета, композицией портрета.

Уметь рисовать пейзаж акварелью. Решать творческую задачу: передать пространство на листе, используя приёмы линейной и воздушной перспективы

выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом

сравнивать изображения персонажей

уметь слышать, точно реагировать на реплики

осознание своей принадлежности

народу;

9

9

Школа графики.

Рисование портрета девочки (карандаш).

1

27.10


Обучение рисованию портрета. Продолжение освоения рисунка карандашом. Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира,

мыслей и чувств человека.

Решать творческую задачу: рисовать портрет девочки, передать светотень, сходство и создавать выразительный образ. Использовать разнообразную штриховку.

выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом

сравнивать изображения персонажей

уметь слышать, точно реагировать на реплики

осознание своей принадлежности

народу;

2 четверть - 7 ч.

10

1

Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки (пластилин ).

1

10.11


Развитие художественного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Обучение лепке и рисованию портретов.

Синтезировать имеющиеся и получаемые детьми знания, необходимые для развития

Ориентироваться в учебнике.

понимать важность планирования работы

характеризовать персонажей произведения искусства;


внимательное отношение к красоте

11

2

Портреты сказочных героев. Силуэт.

1

17.11


Знакомство с традициями изображения сказочных персонажей. Освоение выразительных возможностей силуэта. Обучение умению вырезать и рисовать силуэты сказочных героев.

Синтезировать имеющиеся и получаемые детьми знания, необходимые для развития

Ориентироваться в учебнике.

понимать важность планирования работы

характеризовать персонажей произведения искусства;


внимательное отношение к красоте

12

3

Необычные портреты. Школа коллажа.

1

24.11


Обучение техники коллажа. Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Синтезировать имеющиеся и получаемые детьми знания, необходимые для развития

понимать важность планирования работы

характеризовать персонажей произведения искусства;


внимательное отношение к красоте

13

4

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

1

01.12


Формирование устойчивого интереса к искусству, эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, скульптурных). Формирование восприятия и оценки произведений изобразительного искусства.

Изучить последовательность прохождения темы. Вести беседу, используя текст учебника и изображения, выполнить задания

понимать важность планирования работы

характеризовать персонажей произведения искусства;


внимательное отношение к красоте

14

5

Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда.

1

08.12


Знакомство с резьбой по дереву и украшением изб. Обучение умению вырезать узоры из бумаги. Воспитание любви к русскому народному искусству.

Высказывать ценностное отношение к народному творчеству.

понимать важность планирования работы

характеризовать персонажей произведения искусства;


внимательное отношение к красоте

15

6

Богородские игрушки.

Школа народного искусства.

1

15.12


Знакомство с изделиями богородских мастеров

понимать важность планирования работы

характеризовать персонажей произведения искусства;


внимательное отношение к красоте

16

7

Жостовские подносы. Школа народного искусства.

1

22.12


Знакомство с изделиями жостовских мастеров. Обучение умению выполнять жостовские цветы и ягоды. Воспитание любви к традиционным художественным народным промыслам.

Высказывать ценностное отношение к народному творчеству. Изучить последовательность выполнения жостовской росписи

понимать важность планирования работы

характеризовать персонажей произведения искусства;

внимательное отношение к красоте

3 четверть - 10 ч.

17

1

Павлопосадские платки.

1

12.01


Воспитание любви к русскому народному искусству. Знакомство со скопинской керамикой. Обучение умению лепить скопинские сосуды.

анализировать и оценивать рез-ты собственной и коллективной работы

Сравнивать произ-я народных промыслов по их характерным особ-тям

Владеть монологич формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России

Форм-е представления о роли искусства в жизни человека

18

2

Скопинская керамика. Школа народного искусства.

1

19.01


19

3

Проверочный урок.

Твои творческие достижения.

1

26.01


Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

Развитие художественного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Проверка владения практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности.

Участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения . Изучить последовательность лепки сосуда рыбы

понимать важность планирования работы

характеризовать персонажей произведения искусства;


внимательное отношение к красоте

Раздел: «Декоративное искусство» - 9 ч

20

4

Декоративная композиция. Стилизация.

1

02.02


Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Обучение приёмам стилизации. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.

Изучить последовательность прохождения темы.


Изучить приёмы декоратив-ной композиции и стилизации

Участвовать в беседе о декоративном искусстве, высказывать ценностное отношение к декоратив искусству


21

5

Замкнутый орнамент.

1

09.02


Изучение схем размещения орнамента на круге, прямоугольнике, квадрате. Обучение приёмам декоративной росписи. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека.

Изучить последовательность прохождения темы.



Участвовать в обсуждении темы урока


22

6

Декоративный натюрморт.

1

16.02


Продолжение ознакомления с жанром натюрморта. Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Обучение декоративной живописи. Развитие творческих способностей.

Продолжение ознакомления с пейзажным жанром. Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Обучение технике бумажной мозаики. Развитие художественного вкуса обучающихся, их эмоциональной и интеллектуальной сферы

Анализировать средства, применяемые для создания декоративного образа.


Изучить приёмы декоратив-ной композиции и стилизации

Участвовать в обсуждении темы урока

Эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства

23

7

Декоративный пейзаж.

1

23.02


анализировать и оценивать рез-ты собственной и коллективной работы


Участвовать в обсуждении темы урока

Эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства

24

8

Декоративный портрет. Школа декора.

1

02.03


Продолжение ознакомления с портретным жанром. Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Развитие эмоционально-ценностного отношения к человеку, его изображение в декоративном искусстве.

Решать творческую задачу: рисовать декоративный портрет богатыря (гуашь).

анализировать средства выраз-ти и материалы, применяемые для создания декоративного образа

Изучить приёмы декоратив-ной композиции и стилизации

Участвовать в обсуждении темы урока

Эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства

25

9

Маски из папье-маше (картона). Школа декора.

1

09.03


Формирование интереса к декоративному творчеству. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства, умения планировать работу и трудиться в коллективе.

Решать творческую задачу: сделать маски сказочных героев.

анализировать средства выраз-ти и материалы, применяемые для создания декоративного образа

изучить последов-ть работы, учиться работать вместе

Участвовать в обсуждении по теме урока,


26

10

Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками.

1

16.03


Обучение секретам декора. Развитие художественного вкуса обучающихся, их эмоциональной и интеллектуальной сферы. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека.

Сделать декоративную бумагу: катать окрашенные гуашью шарики; печатать нитками

изучить последов-ть работы



4 четверть - 9 ч.


27

1

Праздничный декор. Писанки.

1

06.04


Обучение декоративной росписи. Формирование эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих декоративных работ.

Принять участие в беседе о пасхальных сувенирах - яйцах Фаберже и яйцах-писанках. Выполнить задания

изучить последов-ть работы

Принять участие в беседе о пасхальных сувенирах - яйцах Фаберже и яйцах-писанках

Эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства

28

2

Проверочный урок.

Твои творческие достижения.

1

13.04


Проверка владения практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности владения навыками декора. Формирование эстетических чувств при восприятии произведений декоративного искусства и в процессе выполнения творческих декоративных работ.

Высказывать эмоционально ценностные и оценочные суждения о произведениях декоративного искусства.


Изучит послед-ть работы, освоить технику печати с помощью мыльных пузырей

Принять участие в беседе о произведениях декоративного искусства.

Эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства

Раздел: «Мир дизайна и архитектуры» - 7 ч

29

3

Мир дизайна и архитектуры. Форма яйца.

1

20.04


Сформировать представление о дизайне и архитектуре как видах искусства. Изучение формообразования на основе яйца. Обучать умению различать форму яйца в объектах дизайна и архитектуры. Выполнение эскизов объектов дизайна. Развитие конструкторских способностей.

Проследить взаимосвязь формы и функции объекта. Участвовать в обсуждении по теме урока

анализировать средства выраз-ти и материалы, применяемые для создания декоративного образа

Изучить последовательность прохождения темы.

Участвовать в обсуждении по теме урока.

Эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства

30

4

Школа дизайна. Форма яйца. Мобиль. Декоративная свеча.

1

27.04


Обучение изготовлению мобиля и декоративной свечи. Развитие дизайнерского мышления, художественного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы, творческого потенциала, способности давать эстетическую оценку объектам дизайна.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой работы

Сам-но выполнять художественно-творче -кую работу.

Изучить

последовательность работы

Задавать вопросы уточняющего хар-ра по сюжету.

Формир-ть интерес к посещению художеств. выставок

31

5

Форма спирали. Архитектура и дизайн.

1

04.05


Обучать умению различать форму спирали в объектах дизайна и архитектуры. Развитие художественного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Установить взаимосвязь формы и функции архитектурных и дизайнерских объектов, использующих форму спирали.

Понимать важность планирования работы

Свободно ориентироваться в книге. Конструировать по свободному замыслу.

Выражать собственное эмоциональное отнош-е к изображаемому.

Формир-е познавательного отнош-я к изучению соврем-го искусства.

32

6

Школа дизайна. Форма спирали. Бумажная роза. Бусы. Барашек.

1

11.05


Обучение изготовлению розы из цветной бумаги. Обучение конструированию бус и панно на основе спирали.

Изучить последовательность работы

Продумывать план действий при работе в паре.

Анализировать из каких деталей состоит объект.

Высказывать собственное мнение о творческой работе.

Формир-ть интерес к посещению художеств. выставок

33

34

7-8

Форма волны. Архитектура и дизайн. Школа дизайна. Изготовление декоративного панно. Коробочка для печенья.

2

18.05

25.05


Развитие зрительного восприятия и ощущения волнообразной формы. Обучать умению различать волны в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствовать умение лепить и декорировать панно. Развитие эмоционально-ценностного отношения к объектам архитектуры и дизайна. Развитие умения планировать работу и трудиться в коллективе.

Понимать важность планирования работы

Изучить

последовательность работы

Высказывать собственное мнение о творческой работе.

Эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства

35

9

Проверочный урок.

Твои творческие достижения.

1

29.05


Проверка развития эмоционально-ценностного отношения к объектам архитектуры и дизайна, владения навыками конструирования на основе волны и спирали. Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческой активности.

Понимать важность планирования работы

Формировать внимательное отношение к красоте





КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ



Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
  • учащийся допускает грубые ошибки;
  • не справляется с поставленной целью урока;




ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, В Т.Ч. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

ПО КУРСУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

УМК:

  1. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. - М., АСТ, Астрель, 2013.

  2. Сокольникова Н. М. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». - М., АСТ, Астрель.

  3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь, - М., АСТ, Астрель, 2014.

Для учителя:

  1. Г. П. Шалаева. Рисование. М.: Эксмо, 2007.

  2. Н. П. Костерин. Учебное рисование. М.: Просвещение,2006.

  3. Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. Технология. Уроки творчества. С.: «Учебная литература», 2009.

  4. Н. М. Конышева. Чудесная мастерская. М.: Просвещение, 2006.

Для ученика:

  1. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь, - М., АСТ, Астрель, 2014.

Средства обучения:

1.Картины художников:

- А. Рублёв «Троица»

- В. Суриков «Взятие снежного городка»

- В. Кандинский «Композиция»

- Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»

- К. Малевич «На сенокосе»

- А. Матисс «Танец»

2. Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников 19 в.

3. Портреты русских художников.

4. DVD фильм «Государственная Третьяковская галерея.»

5. Фотографии и иллюстрации из книг.

6. Трафареты - формы под роспись.

7. Методические таблицы.

8 .Аудио кассеты «Произведения русской народной музыки. Частушки.

9. П.И. Чайковский. «Детский альбом».

10. Слайды с гравюр по дереву.

11. Произведения народных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.)

Электронные источники:

ndce.edu.ru/

journal.edusite.ru/

school-collection.edu.ru/

window.edu.ru/



© 2010-2022