- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока окружающего мира по теме День Победы 2 класс
Конспект урока окружающего мира по теме День Победы 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ретина Т.В. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока окружающего мира
2 класс
Тема: «День Победы»
УМК «Перспективная начальная школа», 2012 г.
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 160 Ленинского района
Ретина Т. В.
Квалификационная категория II
Стаж работы учителем начальных классов 5 лет
E-mail: [email protected]
г. Нижний Новгород
2014 год
Конспект урока окружающего мира
2 класс
Тема: «День Победы»
УМК «Перспективная начальная школа»
Учебник: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А.
Тип урока - открытие новых знаний
Форма проведения - РКМЧП
Цель урока - воспитание ценностного отношения к празднованию Дня Победы, глубокого уважения к ветеранам, гордости за великое прошлое своей Родины.
Задачи:
-
Создать обстановку эмоционального настроя на предстоящую встречу с ветеранами Великой Отечественной войны, вызвать у детей желание встретиться с ветеранами и от них самих узнать о трудных военных годах;
-
Пробудить желание узнать от родителей о своих родственниках ветеранах и тружениках тыла;
-
Продолжать развивать коммуникативные УУД при работе в группах, в парах
Отрывок учебно-тематического планирования
№
Тема урока
Кол-во уроков
Учебник
Рабочая тетрадь
Хрестоматия
62
В родном краю
Имя города, села, посёлка.
1
с. 93-97
с. 53-54
с. 129-130
63
История Московского Кремля.
1
с. 98-101
с. 55
с. 131-132
64
Урок-экскурсия по родному городу.
1
с. 103-106
с. 56-57
с. 137-144
65
Общий дедушка. Родословная.
1
с. 107-109
с. 58-59
66
День Победы.
1
с. 110-113
с. 60
67
День Конституции России.
1
с. 114-117
с. 61-63
68
Урок-обобщение. Повторение изученного материала за год.
1
с. 118-121
Оборудование: учебник, карточки с текстами для групповой работы, напечатанные на бумаге названия битв (битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, Курская дуга), а также тезисы и даты; проектор, экран и компьютерная презентация.
План:
-
Оргмомент
-
Проверка домашнего задания
-
Целеполагание
-
Вызов знаний
-
Осмысление
-
Задание на дом
-
Рефлексия
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Теоретическое обоснование
1. Оргмомент
- Раз, два, три, четыре, пять,
Молодцов иду искать.
И надеюсь, что в порядке
Ваши книжки и тетрадки!
Можно сравнить, какой ряд быстрее приготовился к работе, похвалить, у кого порядок на парте.
Готовятся к уроку, приводят в порядок рабочее место и себя, настраиваются на работу
Регулятивные УУД: контроль своего поведения, коррекция в случае необходимости
Личностные УУД: создание мотивации - быть молодцом
2. Проверка домашнего задания
- Дома вы проводили исследование своего генеалогического древа. Я знаю, что все это сделали по-разному: кто-то сделал схему в рабочей тетради, а кто-то подошел к этому важному делу творчески и выполнил работу на альбомном листе или даже сделал плакат. Давайте посмотрим все вместе, что получилось. Для этого плакаты надо повесить на доску.
Надо сделать анализ работ: отметить наиболее полные информационно работы, оформление работ, оригинальность.
- Теперь я попрошу тех, кто эту работу сделал в тетради, поднять свою тетрадь и показать ее классу.
Отметить наиболее удачные работы в тетради
- Молодцы, хорошо постарались, в ваших работах видно, как вы уважаете и цените своих предков. Лучшие работы после урока вы сможете положить в свое портфолио.
По очереди выходят к доске и крепят сами свои плакаты с генеалогическими древами. Потом все рассматривают получившуюся выставку, сравнивают свою работу с другими, анализируют, делают выводы вместе с учителем, возможно, поясняют свою работу при необходимости.
Поднимают тетради над головой, чтобы работу было видно классу, возможно, поворачивают ее в разные стороны. Анализируют работы вместе с учителем.
Познавательные УУД: умение анализировать работы - свою и одноклассников, сравнивать и делать выводы.
Личностные УУД: создание мотивации делать работу лучше и уважать своих предков, свой род; мотивация к пополнению портфолио.
Коммуникативные УУД: умение строить правильное речевое высказывание
3. Целеполагание
- А сегодня мы поговорим с вами о том, какие времена когда-то выпали на долю всех наших с вами предков.
Включается компьютерная презентация, слайд с фейерверком.
- Может, кто-то догадается, о чем сегодня пойдет речь?
Если дети затрудняются, можно натолкнуть их на ответ:
- Какой большой праздник с салютом скоро будет праздновать наша страна?
Слушают учителя, смотрят на экран, по ассоциации с салютом пытаются догадаться о теме урока. В преддверии 9 Мая догадаться будет легко.
- Мы поговорим о Дне Победы!
Познавательные УУД: ассоциативное мышление, соотнесение картинки с праздником.
Регулятивные УУД: постановка цели.
4. Вызов знаний
- Когда мы празднуем День Победы?
- Что еще вы знаете об этом великом дне?
Выслушать высказывания детей. Важно выяснить, что знают дети о войне и о Победе.
- Давайте узнаем, что расскажет нам об этом дне учебник. На какой странице мы его откроем, чтобы найти нашу тему?
- 9 Мая
Рассказывают о том, что знают о войне и о Победе. Уточняют, откуда почерпнули эти знания.
- На странице 110.
Открывают учебник, находят страницу 110.
Коммуникативные УУД: умение строить правильное речевое высказывание.
5. Осмысление
- Сначала мы познакомимся с отрывком текста параграфа на странице 110. Надеваем «наушники» и читаем отрывок до картинки.
На презентации - слайд «Родина-мать зовет»
- Что же такое отечество?
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Враги напали на нашу Родину в 4 часа утра, когда все еще спали. Сначала наша армия все время отступала, немцы захватывали все новые деревни и города. В этой войне было много великих сражений, о которых нам нужно знать и помнить. Я попрошу вас разделиться на 4 группы. Каждая группа получает важное событие фронта и текст об этом событии. На доске висят даты и высказывания. Но они перемешаны. Ваша задача, прочитать текст и выбрать с доски нужную вам дату и высказывания, забрать их в свою группу.
Контролирует выбор детей, чтобы тезисы не попали в другую группу, при необходимости задает разным группам наводящие вопросы. Помогает отстающим группам.
- Все высказывания разобраны. Даты были пронумерованы. Теперь я попрошу все группы по очереди выйти к доске с выбранными тезисами, с названием и текстом. Один из группы, кто хорошо читает, прочитает текст, чтобы об этом событии знали все.
- У кого даты под номером 1? Ваша группа выходит первой.
Каждое событие иллюстрируется презентацией.
- Прикрепите ваши карточки на доску в один ряд (повыше).
Аналогично поступают остальные группы. В результате получается 5 стройных линий событий, происходивших на фронте и в тылу.
На презентации слайд «Вечный огонь»
- Что это?
- Объясните соседу по парте, в честь кого зажжён Вечный огонь, а сосед пусть расскажет, почему возле Вечного огня лежат цветы.
Ходит по классу и прислушивается, контролирует работу в парах, выбирает наиболее понравившиеся ответы.
- Давайте все послушаем, Даша, что рассказал тебе Миша.
- А теперь Миша скажет, что узнал от Даши.
- Вечный огонь зажгли не просто в честь погибших солдат. Многие солдаты пропали без вести, погибли, когда при них не было документов. Многие были похоронены в братских могилах. Они отдали свои жизни за свободу нашей Родины. А мы не знаем их имён. В честь самоотверженного подвига неизвестного солдата горят в нашей стране Вечные огни.
Закрывают ушки ладошками, изображая наушники, и читают «жужжащим» чтением отрывок параграфа.
- Родина, земля наших отцов.
- 22 июня 1941 года.
Слушают рассказ учителя, переживают за судьбу Родины.
Принимают поставленную задачу, делятся на 4 группы по 5-6 человек. Каждая группа получает событие (Блокада Ленинграда, битва за Москву, Сталинградская битва, Курская дуга) и текст, читают текст, совещаются в группе, выбирают даты и высказывания, подходят к доске и забирают листы с тезисами в свою группу. Ждут всех.
Работа в группах.
Каждая группа выходит к доске с названием события, датами и тезисами. Один член группы зачитывает текст. Все дети в классе его слушают, проверяют, подходят ли тезисы к тексту. Смотрят на иллюстрации на презентации.
Затем название события, даты и тезисы дети сами крепят на доску, выстраивая их в одну линию.
Смотрят на новый слайд, узнают:
- Вечный огонь!
Слушают и принимают новое задание.
Работа в парах
Рассказывают друг другу о Вечном огне, отвечая на вопросы учителя. Слушают друг друга.
Пересказывают не свою мысль, а то, что услышали от соседа по парте.
Возможно, что ответы детей опередят рассказ учителя. Тогда ему останется только скорректировать рассказ детей.
Регулятивные УУД: принятие и удержание цели. Взаимопроверка во время работы в группах.
Познавательные УУД: умение работать с текстом учебника, работать с текстом на карточке, соотносить текст с тезисами на доске, выбирать нужные; операции анализа и синтеза.
Коммуникативные УУД: умение вести конструктивный диалог для достижения поставленной цели, умение слушать одноклассников, отстаивать свою точку зрения, принимать чужую, если она кажется верной.
Личностные УУД: формирование гражданской идентичности - знание истории своей Родины, воспитание чувства уважения к предкам, чувства гордости за героическое прошлое страны.
6. Задание на дом
- Переверните страничку учебника, посмотрите на картинку.
- Наверняка и в вашей семье есть награды героям за подвиги в войне, потому что все ваши предки жили в годы войны, а война затронула каждый дом, каждую семью. Дома исследуйте, за что давали награды и какие награды давали в годы войны.
Узнают на картинке ордена и медали. Вспоминают, какие награды могут лежать у них дома.
Слушают и принимают задание на дом.
Регулятивные УУД: принимают поставленную задачу для исследования дома.
7. Рефлексия
- Красиво ли празднует наша страна День Победы? Что происходит в этот день?
- День Победы - один из самых любимых праздников нашего народа. Но в годы войны погибло 26 млн. советских людей. Я хочу, чтобы вы всегда помнили, какой ценой нам достался этот замечательный праздник. В ближайшие дни к нам в школу придут ветераны войны. Что мы сможем сделать для них?
- За что мы их поблагодарим?
Выслушать все ответы детей.
- Да! Салют, парад на Красной площади и в нашем городе, концерты, цветы ветеранам…
Слушают, удивляются, запоминают слова учителя.
- Сделаем концерт, споем, расскажем стихи, подарим цветы…
- За Победу, героизм, самоотверженность, за спасение нашей Родины…
Личностные УУД: формирование гражданской идентичности, гордости за победу, благодарности ветеранам, скорби по погибшим.
Регулятивные УУД: достижение цели урока, подведение итогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тексты даются группам детей, а даты с тезисами вывешиваются на доску. Блокада Ленинграда Город Ленинград (сейчас - Санкт-Петербург) немцам захватить не удалось. Но немецкие войска перерезали железные дороги, между Ленинградом и всей нашей страной. По плану Гитлера, город должен был быть стерт с лица земли, а войска, оборонявшие его - уничтожены. Потерпев неудачу, немцы решили взять город измором. В Ленинграде начался массовый голод. С 13 сентября 1941 года начался артобстрел города, который продолжался всю войну. Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года - 872 дня. За это время в городе погибло от голода и обстрелов около 1миллиона человек. Но ленинградцы продолжали трудиться - работали административные и детские учреждения, типографии, поликлиники, театры, продолжали работу ученые. Подростки работали на заводах, заменив отцов, ушедших на фронт. Единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро. 22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге, которая получила название «Дорога жизни». Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Зимой эвакуировали население и доставляли продукты питания. Всего эвакуировали около миллиона человек. Одним из символов Великой Отечественной войны стал дневник Тани Савичевой. Он уцелел и стал обвинительным документом против немцев на суде. В дневнике девочка записала даты и время смерти всех своих родных: (можно не зачитывать)
- «Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра. 1941 г.»
- «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня. 1942 г.»
- «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.»
- «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 г.»
- «Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня. 1942»
- «Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
- «Савичевы умерли»
- «Умерли все»
- «Осталась одна Таня»
- Попытка стереть Ленинград с лица земли
- 872 дня голода и обстрелов
- Около миллиона погибших
- «Дорога жизни» по льду Ладожского озера
- Дневник Тани Савичевой
Битва за Москву Одним из самых главных событий Великой Отечественной войны стала битва за Москву. Враги хотели захватить Москву в первые же месяцы войны. Но сопротивление советских войск отняло у немцев много сил и времени. Поэтому наступление на Москву началось только осенью - 30 сентября 1941 года. Немцы планировали окружить Москву и захватить ее ещё до холодов. Но им это не удалось. Сражение за нашу столицу продолжалось всю зиму и закончилось 20 апреля 1942 года. Наши войска отступали, и к 7 октября немцы прорвали нашу оборону. Путь на Москву был открыт. 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве прошел ежегодный парад наших войск. Он показал, что Москва не сдаётся, и поднял боевой дух нашим солдатам. После окончания парада солдаты и военная техника отправились на фронт.
16 ноября 1941 года при обороне Москвы у разъезда Дубосеково приняли бой 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова. Ими командовал политрук Василий Георгиевич Клочков. Перед боем он сказал солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» И 28 солдат, уничтожив 18 немецких танков, остановили наступление немцев. Но большинство бойцов отряда погибли, остальные были тяжело ранены. Однако теперь армия немцев не считалась непобедимой. И наша армия перешла в наступление!
Битва за Москву - единственное крупное сражение Второй мировой войны, которое было проиграно немцами, хотя их было больше, чем советских войск. В битве за Москву участвовало больше 7 миллионов человек. Даты: 2) 30 сентября 1941 года - 20 апреля 1942 года Тезисы:
- Попытка окружить Москву
- Парад на Красной площади 7 ноября
- 28 героев-панфиловцев
- Немцы проиграли, хотя их было больше
- Участвовало больше 7 миллионов человек
- Гигантское сражение на Волге
- Приказ Сталина «Ни шагу назад!»
- Бои за каждый дом, за каждый этаж
- 100 тысяч пленных немцев
- Больше 1 миллиона погибших наших солдат
- Переломный момент в войне
- Попытка окружить город Курск
- Крупнейшее танковое сражение в истории
- Огромная роль нашей разведки
- Начало наступательных действий нашей армии
- Предопределение исхода войны