Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Подготовила Тафийчук Юлия Юрьевна учитель МБОУ «Мирновская школа №2» Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ
Сегодня в школу должно прийти такое понятие, как человеколюбие… Погорелов С.Т.
Современное образование сегодня находится в процессе модернизации. Один из этапов модернизации современного образования - это внедрение ФГОС начального общего образования, где одной из ведущих является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В связи с этим в учебных планах появляются новые предметы, призванные по-новому посмотреть на некоторые вопросы образования и воспитания. Мне посчастливилось внедрять и апробировать новый курс- ОРКСЭ -основы православной культуры. Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. В 2014-15 учебном году мои ученики 4-А класса приступили к изучению модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ. Содержание учебников по модулям приходилось корректировать, дополнять, чтоб уроки были интересными, развивающими, воспитывающими. Чтобы вовлечь в процесс изучения нового курса не только учащихся, но и их родителей. Ведущими технологиями в изучении курса ОРКСЭ стали игровые, диалоговые технологии и ИКТ. Совмещая работу с наглядным раздаточным материалом и самостоятельной работой, ученики закрепляют теоретические знания по теме, совершенствуют умения практической деятельности по материалу изученного, развивают самостоятельность мышления и познавательный интерес. А самое главное - они учатся не только понимать, но и уважать культурное наследие своей страны. Безоценочная система курса ОРКСЭ не сковывает детей. Это даёт возможность открыто и безбоязненно рассуждать, доказывать, не бояться ошибиться. На проблемных уроках часто приходилось направлять беседу. Дети сами задавали вопросы, самостоятельно искали на них ответы. Я всегда радовалась, когда на уроках возникала дискуссия. Это значит, что тема урока интересна учащимся, заставляет их неравнодушно относиться к обсуждаемой проблеме. Применяя диалоговые технологии, я использовала тексты из книга монаха Варнавы, в миру Евгений Санин «Маленькие притчи для детей и взрослых». По объему они очень короткие и на уроке удавалось обсудить, сравнить 2-3 притчи. Часть текстов на уроках использовались как раздаточный материал, часть воспринимались учениками на слух. Например, изучая тему «Добро и зло в православной традиции», ребята в парах работали одновременно с 3 текстами. К каждой притче были даны опорные вопросы, по которым они объясняли поступки героев, определяя в них добро и зло. Культурологический подход на уроках был использован при изучении православных праздников, используя короткометражные мультфильмы, дети в игровой форме изучают достаточно сложный материал. Отдельно хочу сказать о народных праздниках, которые являются традиционными. Ребята, изучавшие основы культуры своей страны, очень активно принимают участие в них. Такие мероприятия также обогащает их духовно. Знание прошлого, сохранение добрых традиций, обычаев своего народа помогают младшим школьником формировать свою гражданскую позицию, воспитывают и развивают духовно-нравственные ценности. Метод проектов дает возможность закрепить и систематизировать материал по теме.(Праздники. Православна семья).

Изучая тема «Подвиг» создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы; построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм. Закрепление материала - творческое: ситуации, где люди проявили подвиг, составление проекта. (Проекты ) Таким образом, духовно-нравственное развитие ребёнка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учёбы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, из СМИ. Курс ОПК содействует интеграции всех участников образовательного процесса в национальную и мировую культуру; способствует формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России. И в заключение нашего выступления в придверье великого праздника Победы, ув. коллеги примите искренние поздравления с Днем Великой Победы! День Победы - это символ героизма, мужества и отваги людей, защитивших свою Родину. Это призыв настойчиво бороться за приумножение славы наших предков, за великую Россию, за мир без войны! Желаю Вам здоровья, благополучия, счастья Вашим родным и близким, уверенности в завтрашнем дне и светлых надежд на будущее, бодрости духа, творческого вдохновения и неиссякаемой энергии! Стихотворение Песня «День победы»


© 2010-2022