Урок окружающего мира

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру в 3-м классе

по программе Перспективная начальная школа.


Тема урока: «Холмы и овраги»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Цель урока: Познакомить с новыми географическими понятиями. Задачи урока:

- Образовательные: - познакомить с новыми географическими понятиями «холмы», «овраги», «строение холмов и оврагов»; рассказать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги и о мерах борьбы с ними; научить практически определять части оврага и холма.

- Развивающие: - расширять кругозор детей, развивать пространственное мышление. - Воспитательные: -прививать познавательный интерес; формировать навыки сотрудничества; воспитание учебной активности.


Ход урока:

I. Мотивация

- Ребята, нам с вами предстоит напряженная работа. Давайте настроимся и активизируем наше внимание с помощью массажа рук, покатаем между ладонями ручку.

- Сегодняшний урок, я хочу начать с высказывания известного чешского педагога, писателя, это Ян Амос Коменский.

(1 слайд)

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию.

Ян Амос Коменский.

- Как вы понимаете это высказывание.

- Правильно, человек не должен терять ни одной минуты зря. И сегодня наш урок не должен пройти зря, вы должны прибавить что-то новое к своему образованию

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 - 7 минут)

- Предлагаю повторить пройденный материал и разгадать кроссворд. (2слайд)

  1. Самый большой океан. ( Тихий)

  2. Огромные водные пространства, разделяющие материки. (океан)

  3. Линии разной длины, расположенные на глобусе. (параллели)

  4. Огромные участки суши, со все сторон омываемые океанами. (материки)

  5. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами.

( горы)

  1. Самая большая параллель Земли. ( экватор)

  2. Самый большой материк на Земле? (Евразия)

  3. Самый маленький материк на Земле? (Австралия)

  4. Материк, который пересекается экватором почти посередине. (Африка)

  5. Он Земли изображение и не любит искажения. (глобус)

  6. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию. (Индийский)

III. Постановка проблемы. (3-4 минуты)

Посмотрите, какие слова получились по вертикали?

-Сегодня мы познакомимся с новыми географическими понятиями.
-Это и есть тема нашего урока. (3 слайд)

- Что вы хотите узнать по этой теме? Какие у вас возникли вопросы?

( 4 слайд)

1. Что такое ХОЛМ ? Что такое ОВРАГ ?
2. Как они образуются?
3. Каково их строение?

- Какие источники нам в этом помогут?

- Для нашей работы нам понадобятся следующие источники:

УЧЕБНИК, , ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ, ТПО,КОМПЬЮТЕР

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство). (3 - 4 минуты)
- Давайте спланируем свою деятельность на уроке?

- Составим план работы на уроке, который называется лесенка знаний.

Открываем---применяем --- контролируем--- оцениваем (слайд 5)

V. Реализация построенного проекта. (4 - 5 минут)
- Ребята, давайте поработаем по учебнику.

- Вспомните правила работы в группах. (слайд 6)

- Откройте учебник на стр.31-33.

Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. ( 7слайд)

Задание для групп 1 ряда 1) Что такое холмы? Строение холмов.

Задание для групп 2 ряда 2) Что такое овраги? Строение оврагов.

Задание для группы 3 ряда 3) Как образуются овраги?

Выслушивание групп 1 ряда . (слайд 8. 9)

Что такое холмы? Строение холмов.

ПОДОШВА (подножие) - это место, где начинается холм (гора).

ВЕРШИНА - самая высокая часть холма или горы.

СКЛОНЫ - это часть горы или холма, которая располагается между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие.

Дополнительная информация ( слайд 10)

На филиппинском острове Бохоль более тысячи холмов, которые выглядят зелеными из-за сочной травы, покрывающей их склоны.

Но во время сухого сезона, когда трава высыхает, холмы приобретают коричневый оттенок, цвет натурального шоколада.

Потому и называют эту достопримечательность Филиппин Шоколадными холмами. Жители острова сложили множество легенд о происхождении холмов. Одна из них рассказывает о битве двух великанах, которые бросали друг в друга песок и камни, но потом помирились и покинули остров, оставив после себя горы камня и песка.

Выслушивание групп 2 ряда . (слайд11, 12)

Что такое овраги? Строение оврагов.

-На равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это овраги.

Овраги имеют вершину (место, где овраг начинается), склоны (зачастую крутые и обрывистые), устье (место, где овраг заканчивается), дно (самая низкая часть оврага).(слайд)

Выслушивание групп 3 ряда

Как образуются овраги? ( слайд 13)

К каждому оврагу и к каждой его вершине подходят узкие желобки - промоины. Во время дождей по промоинам стекает с полей вода, а вместе с ней уходят плодородные почвы. Плодородный слой почвы, на котором мог бы вырасти богатый урожай, вымывается с полей в устье оврага, где постепенно, отлагаясь вместе с песком и глиной, зарастает сорняками. В местах, где крупные овраги впадают в небольшие реки, им приходится отклоняться в сторону, ведь из оврага во время дождей выносится много камней, глины и песка. Тогда на реках появляются острова, отмели, косы.

Коса - это идущая от берега низкая и узкая полоса земли.

Там, где оврагов много, подземные воды опускаются столь глубоко, что корни растений не могут их достать. Овраги «разрезают» почву, ветер сушит её и уносит частицы песка и земли, превращая их в пыль, которая переносится на сотни километров. Вот какие беды могут принести овраги.

- Ребята, существуют ли какие то меры борьбы , чтобы сократить количество оврагов?

- Давайте предположим как люди борются с оврагами. Вспомните, какие меры принимали жители села Мирного в борьбе с оврагами.

- Откройте учебник на стр. 34. Прочитайте какая там даётся информация.

-Совпали ли наши предположения с информацией в учебнике?

Дополнительная информация

В настоящее время с оврагами ведется борьба. Образовавшуюся промоину закапывают. По склонам оврагов сажают быстрорастущие деревья и кустарники, сеют травы. Своими корнями они скрепляют землю и не дают ей разрушаться, размываться дождевыми водами.
На небольших склонах вспашка земли и обработка посевов должна вестись не вдоль, а поперек склона, чтобы задерживался сток воды. Каждая капля должна впитаться в почву там, где она упала. К мерам борьбы с оврагами относятся обсадка всех склонов вдоль рек, снегозадержание на полях, закрепление песков.

VI. Физкультминутка.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5-6 минут) Работа в тетрадях стр. 11-12. Взаимопроверка.

Домашнее задание. ( слайд 14)

IX. Рефлексия учебной деятельности. (2 - 4 минуты) (слайд 4)

- Какие задачи вы ставили перед собой?

- Мы ответила на все вопросы которые у нас возникли в начале урока?

- С какого высказывания мы начали урок?

-Вы прибавили что-то новое к своему образованию?

- Оцените каждый свою работу на уроке. Послушайте данные высказывания:

Я всё понял, мне было понятно и не было никаких трудностей.(+)

Я испытывал затруднения и у меня остались вопросы. (-)

-Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь?
-Как работал на уроке наш класс? (высказывания детей)
-На следующих уроках мы будем применять свои знания. Ребята, спасибо за работу на уроке.

Оценки.


© 2010-2022