- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира
Урок окружающего мира
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Владимирова Л.В. |
Дата | 01.09.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок по окружающему миру в 3-м классе
по программе Перспективная начальная школа.
Тема урока: «Холмы и овраги»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания Цель урока: Познакомить с новыми географическими понятиями. Задачи урока:
- Образовательные: - познакомить с новыми географическими понятиями «холмы», «овраги», «строение холмов и оврагов»; рассказать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги и о мерах борьбы с ними; научить практически определять части оврага и холма.
- Развивающие: - расширять кругозор детей, развивать пространственное мышление. - Воспитательные: -прививать познавательный интерес; формировать навыки сотрудничества; воспитание учебной активности.
Ход урока:
I. Мотивация
- Ребята, нам с вами предстоит напряженная работа. Давайте настроимся и активизируем наше внимание с помощью массажа рук, покатаем между ладонями ручку.
- Сегодняшний урок, я хочу начать с высказывания известного чешского педагога, писателя, это Ян Амос Коменский.
(1 слайд)
Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию.
Ян Амос Коменский.
- Как вы понимаете это высказывание.
- Правильно, человек не должен терять ни одной минуты зря. И сегодня наш урок не должен пройти зря, вы должны прибавить что-то новое к своему образованию
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 - 7 минут)
- Предлагаю повторить пройденный материал и разгадать кроссворд. (2слайд)
-
Самый большой океан. ( Тихий)
-
Огромные водные пространства, разделяющие материки. (океан)
-
Линии разной длины, расположенные на глобусе. (параллели)
-
Огромные участки суши, со все сторон омываемые океанами. (материки)
-
Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами.
( горы)
-
Самая большая параллель Земли. ( экватор)
-
Самый большой материк на Земле? (Евразия)
-
Самый маленький материк на Земле? (Австралия)
-
Материк, который пересекается экватором почти посередине. (Африка)
-
Он Земли изображение и не любит искажения. (глобус)
-
Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию. (Индийский)
III. Постановка проблемы. (3-4 минуты)
Посмотрите, какие слова получились по вертикали?
-Сегодня мы познакомимся с новыми географическими понятиями.
-Это и есть тема нашего урока. (3 слайд)
- Что вы хотите узнать по этой теме? Какие у вас возникли вопросы?
( 4 слайд)
1. Что такое ХОЛМ ? Что такое ОВРАГ ?
2. Как они образуются?
3. Каково их строение?
- Какие источники нам в этом помогут?
- Для нашей работы нам понадобятся следующие источники:
УЧЕБНИК, , ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ, ТПО,КОМПЬЮТЕР
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство). (3 - 4 минуты)
- Давайте спланируем свою деятельность на уроке?
- Составим план работы на уроке, который называется лесенка знаний.
Открываем---применяем --- контролируем--- оцениваем (слайд 5)
V. Реализация построенного проекта. (4 - 5 минут)
- Ребята, давайте поработаем по учебнику.
- Вспомните правила работы в группах. (слайд 6)
- Откройте учебник на стр.31-33.
Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. ( 7слайд)
Задание для групп 1 ряда 1) Что такое холмы? Строение холмов.
Задание для групп 2 ряда 2) Что такое овраги? Строение оврагов.
Задание для группы 3 ряда 3) Как образуются овраги?
Выслушивание групп 1 ряда . (слайд 8. 9)
Что такое холмы? Строение холмов.
ПОДОШВА (подножие) - это место, где начинается холм (гора).
ВЕРШИНА - самая высокая часть холма или горы.
СКЛОНЫ - это часть горы или холма, которая располагается между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие.
Дополнительная информация ( слайд 10)
На филиппинском острове Бохоль более тысячи холмов, которые выглядят зелеными из-за сочной травы, покрывающей их склоны.
Но во время сухого сезона, когда трава высыхает, холмы приобретают коричневый оттенок, цвет натурального шоколада.
Потому и называют эту достопримечательность Филиппин Шоколадными холмами. Жители острова сложили множество легенд о происхождении холмов. Одна из них рассказывает о битве двух великанах, которые бросали друг в друга песок и камни, но потом помирились и покинули остров, оставив после себя горы камня и песка.
Выслушивание групп 2 ряда . (слайд11, 12)
Что такое овраги? Строение оврагов.
-На равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это овраги.
Овраги имеют вершину (место, где овраг начинается), склоны (зачастую крутые и обрывистые), устье (место, где овраг заканчивается), дно (самая низкая часть оврага).(слайд)
Выслушивание групп 3 ряда
Как образуются овраги? ( слайд 13)
К каждому оврагу и к каждой его вершине подходят узкие желобки - промоины. Во время дождей по промоинам стекает с полей вода, а вместе с ней уходят плодородные почвы. Плодородный слой почвы, на котором мог бы вырасти богатый урожай, вымывается с полей в устье оврага, где постепенно, отлагаясь вместе с песком и глиной, зарастает сорняками. В местах, где крупные овраги впадают в небольшие реки, им приходится отклоняться в сторону, ведь из оврага во время дождей выносится много камней, глины и песка. Тогда на реках появляются острова, отмели, косы.
Коса - это идущая от берега низкая и узкая полоса земли.
Там, где оврагов много, подземные воды опускаются столь глубоко, что корни растений не могут их достать. Овраги «разрезают» почву, ветер сушит её и уносит частицы песка и земли, превращая их в пыль, которая переносится на сотни километров. Вот какие беды могут принести овраги.
- Ребята, существуют ли какие то меры борьбы , чтобы сократить количество оврагов?
- Давайте предположим как люди борются с оврагами. Вспомните, какие меры принимали жители села Мирного в борьбе с оврагами.
- Откройте учебник на стр. 34. Прочитайте какая там даётся информация.
-Совпали ли наши предположения с информацией в учебнике?
Дополнительная информация
В настоящее время с оврагами ведется борьба. Образовавшуюся промоину закапывают. По склонам оврагов сажают быстрорастущие деревья и кустарники, сеют травы. Своими корнями они скрепляют землю и не дают ей разрушаться, размываться дождевыми водами.
На небольших склонах вспашка земли и обработка посевов должна вестись не вдоль, а поперек склона, чтобы задерживался сток воды. Каждая капля должна впитаться в почву там, где она упала. К мерам борьбы с оврагами относятся обсадка всех склонов вдоль рек, снегозадержание на полях, закрепление песков.
VI. Физкультминутка.
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5-6 минут) Работа в тетрадях стр. 11-12. Взаимопроверка.
Домашнее задание. ( слайд 14)
IX. Рефлексия учебной деятельности. (2 - 4 минуты) (слайд 4)
- Какие задачи вы ставили перед собой?
- Мы ответила на все вопросы которые у нас возникли в начале урока?
- С какого высказывания мы начали урок?
-Вы прибавили что-то новое к своему образованию?
- Оцените каждый свою работу на уроке. Послушайте данные высказывания:
Я всё понял, мне было понятно и не было никаких трудностей.(+)
Я испытывал затруднения и у меня остались вопросы. (-)
-Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь?
-Как работал на уроке наш класс? (высказывания детей)
-На следующих уроках мы будем применять свои знания. Ребята, спасибо за работу на уроке.
Оценки.