Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Проект урока


Предмет: окружающий мир Класс: 1-б (1-4) Тема: Где живут белые медведи? УМК «Школа России» Программа: А.А. Плешаков















Выполнил учитель начальных классов МБОУ СОШ №32 г. Дзержинска Нижегородской области Кочукова Ирина Юрьевна Квалификационная категория высшая Стаж работы учителем начальных классов 24 г.



г. Дзержинск

2012


  1. Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для изучения данной темы

Дети знают, кто такие животные, чем питаются и как зимуют животные. К моменту проведения урока дети могут рассуждать о пользе животных, об отношении человека к ним. Ученики любят участвовать в инсценировках диалогов сказочных героев, работать со стихами, учатся видеть природу живой, рассуждать и беседовать с «образами» природы. Уровень усвоения знаний - применение в знакомой ситуации для детей 2 группы, для детей 1 группы - применение в новой ситуации. Уровень сформированности умений и навыков - синтетический, встречается и варьирующий (1 группа).
Для данного урока дети разделены на группы так, что в каждой группе есть дети с разным уровнем развития и обучаемости. Работая в парах, группах смешанного состава, через совместную деятельность удаётся вовлечь в работу каждого ученика, сделать его активным участником учебного процесса. Неуверенные дети получают возможность проверить себя, скорректировать свой ответ. Слабым помогают карточки и рабочие пометки (дети могут ими пользоваться даже во время ответа), сильные реализуют себя в более сложной работе с книгой и в оказании помощи слабым. Каждый выбирает то, что ему по силам. Кроме того, каждая группа стремится выполнить работу качественно.




  1. Тема урока: Где живут белые медведи?

Цели:

Формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли; познакомить детей с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.

Задачи: 1) Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы. 2) Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. 3) Учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их. Планируемые результаты: Учащиеся научатся -

  1. усвоят, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида.
  2. показывать на глобусе, карте и называть холодные районы Земли.
  3. устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
  4. приводить примеры животных этих районов.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, экран, ПК;

  • аудиозаписи песен;

  • глобус, карта полушарий, изображения представителей животного мира;

  • учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир»;

  • рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»

Просвещение, Москва, 2011 г.

Форма урока: урок - путешествие

Тип урока: комбинированный



  1. План урока с хронометражем

1 Организационный момент Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу.

2 мин.

2 Актуализация знаний Графический диктант. Игра «Кто где живет?»

8 мин.

3 Самоопределение к деятельности Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

2 мин.

4 Работа по теме урока Практическая работа в парах Работа по учебнику

11 мин.

5 Физкультминутка Гимнастика для глаз «Мишка»

2 мин.

6 Продолжение работы по теме урока Беседа Работа в рабочей тетради

10 мин.

7 Рефлексия Словесная и цветовая оценка урока детьми

5 мин.

8 Подведение итогов урока Качественная оценка работы на уроке

2 мин.

9 Рекомендации для занятий дома Задание по желанию учащихся

2 мин.








  1. Конспект урока с теоретическим обоснованием

Содержание урока

Теоретическое

обоснование

  1. Организационный момент -

звучит песня «Как прекрасен этот мир».

Итак, друзья, внимание -

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, -

Начнём скорей урок! - Доброе утро, ребята. У нас необычный урок. Сегодня мы приоткроем небольшую дверцу в страну знаний. - Вспомним, какое сегодня число? - День недели? - Время года? - Какой сейчас урок? (Урок окружающего мира) Наш девиз? (Красота, доброта - вот в чём суть. И считай, что недаром прожил жизнь свою, Если даже чуть-чуть Красоту в этом мире умножил!) Подготовка учащихся к уроку, эмоциональный настрой на работу. Развитие мотивационного компонента УД (эмоциональной мотивации)


Фронтальная работа

Традиционные слова и девиз в стихотворной форме организуют детей на работу

  1. 2. Актуализация знаний
- Начнём наш урок с графического диктанта (работа выполняется на листочках в клетку, подписанные учителем; учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующие знаки - знаки даны на доске) ^ - да, ˅ - нет, ˗ - не знаю
  • Вторник идёт после воскресенья - нет
  • В году четыре времени года - да
  • В неделе семь дней - да
  • Осенью на деревьях распускаются листья - нет
  • Весна приходит после зимы - да
  • В понедельник все люди отдыхают - нет
  • Осенью желтеют и опадают листья - да
  • Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи - да
  • Суббота идёт после пятницы - да
  • Весной самые длинные ночи и самые короткие ночи в году - нет
(В ходе выполнения работы у детей на листочке должен появиться рисунок)
























Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс

Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс
Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 классУрок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс


Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс

Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс

Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс

Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс
Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс
Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс
Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс
Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс




Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс

















Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 класс
























- А теперь поиграем в игру «Кто где живет?» (Учитель показывает картинку с изображением животного, дети отвечают, где он живёт).

Корова - (в коровнике).

Курица - (в курятнике).

Собака - (в будке или в доме).

Золотые рыбки - (в аквариуме).

Бурый медведь - (в лесу).

Свинья - (в свинарнике).

Ёжик - (в лесу).

- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков. Актуализация знаний детей, подготовка к восприятию новых сведений
Развитие операционного компонента УД - развитие логического мышления
Дифференциация по степени самостоятельности








Операционный компонент - анализ, обобщение

  1. 3. Самоопределение к деятельности

- Вспомните, кто помогал нам на каждом уроке окружающего мира узнавать что-то новое, кто задавал нам непростые, но интересные вопросы? (Муравей Вопросик). - Сегодня муравей Вопросик не смог присутствовать на нашем уроке, но он прислал нам письмо. Давайте его прочитаем. Хорошо читающий ребёнок читает письмо. Здравствуйте, ребята! Сегодня я не смогу работать вместе с вами на уроке, т.к. мой друг затеял полезное и очень важное дело, и я должен ему помочь. Однако я хотел бы, чтобы вы не скучали и ответили на мой новый вопрос. Я очень хочу узнать, где живут белые медведи? В добрый путь! Ваш друг - муравей Вопросик. - Муравьишке Вопросику стало интересно, где живут эти животные. - Ребята, а вам самим интересно узнать, где живут белые медведи? - Может кто-то знает? (ответы детей) - Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о животных, которые живут в холодных районах). - Прочитайте тему урока на странице 12 учебника (Где живут белые медведи?) - Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой. Постановка учебной задачи
Эмоциональная и познавательная мотивация
Операционный компонент учебной деятельности
Введение игрового момента
Индивидуальная, фронтальная работа



Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
  1. 4. Работа по теме урока
  1. Практическая работа в парах.
- Чтобы попасть в нужное нам место, нужно произнести волшебные слова, закрыв глаза:

Сто вопросов - сто ответов,

В них найду я сто секретов,

Все секреты я узнаю,

Глазки быстро открываю. - Открываем глаза и смотрим внимательно. (На столе у учителя глобус, на доске - карта полушарий). Чтоб изучить пустыни, горы И океанские просторы, Все острова, материки И берега большой реки, Не нужен поезд иль автобус - Поможет славный школьный глобус. - Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли) - Покажите на глобусе и на карте Северный Ледовитый океан и Антарктиду (учащиеся показывают, если затрудняются, показывает учитель). - Что вы знаете об этих районах Земли? (ответы детей) - Проверьте свои ответы, прочитайте текст на странице 84. (Дети читают текст в парах. После чтения учитель задаёт вопросы по содержанию прочитанного). - Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида) - Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (льдом и снегом) - Какой полюс расположен в этом районе Земли? (Северный полюс) - Как называется ещё один холодный район Земли? (Антарктида) Какой полюс расположен в этом районе? (Южный полюс)

  1. Работа по учебнику.
- Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправляемся в путешествие. Для этого мы разделимся на две группы (работа в парах). Одна группа отправится на Северный полюс, вторая - на Южный полюс. - Как вы думаете, что понадобится в путешествии? (Тёплая одежда) - Правильно, и на Северном полюсе, и на Южном очень холодно. Надо взять шапку, куртку, варежки, могут пригодиться лыжи, аэросани. (Дети имитируют одевание тёплых вещей). (Далее ученики работают по рисункам в учебнике: первая группа - рисунок стр.12, вторая - рисунок стр.13. Им нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели, по плану). План:
  1. Где вы побывали?
  2. Что увидели вокруг?
  3. Какие животные, птицы вам встретились?
(Ученикам даётся время. Выслушиваются рассказы обеих групп.) - Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега, льда) - Одних и тех же или разных животных можно встретить в этих районах? (разных) Развитие коммуникативных умений и навыков
Работа в парах, фронтальная работа, групповая работа
Развитие умений работать с учебником, картой и глобусом
Познавательная мотивация Операционный компонент УД Регулирующий компонент УД
Частично-поисковый метод
Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль
























Рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов
  1. Физкультминутка

Медведи живут в районе, где много снега и льда. У нас тоже есть снежинки, внимательно посмотрите на экран и выполните разминку для глаз вместе со снежинками. А теперь Все дружно встали И как мишки зашагали,

Будем делать повороты,
Выполняйте все с охотой.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

- Молодцы!!! Смена видов деятельности (минутка двигательной активности)
Активизация познавательной деятельности
Операционный компонент УД - воображение
Эмоциональная мотивация
Фронтальная работа

  1. Продолжение работы по теме урока

  1. Беседа
- Подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах? (ответы детей) - Послушайте ребят, которые расскажут вам о белых медведях. (Заранее подготовленные дети сообщают краткие сведения о белом медведе). - А какие ещё животные обитают в холодных районах? (ответы детей)
  1. Работа в группах по школьному словарику «Животные России»
1 группа - находят и читают статью о морже 2 группа - о тюлене 3 группа - о пингвинах - Что узнали о животных? (ответы детей)
  1. Выполнение заданий в рабочей тетради
Стр.11 №1 - Рассмотрите рисунки в первой рамке. Назовите этих животных. Кто лишний? Почему? (пингвин - он не является обитателем Северного Ледовитого океана) - Назовите животных во второй рамке. Кто лишний? Почему? (белый медведь, не является обитателем Антарктиды) - Выполните задание. Стр.11 №2 Работа в парах. Проверка. Углубление и расширение знаний по теме урока
Развитие познавательной мотивации
Групповая работа Развитие коммуникативных умений и навыков
Развитие умений работать с учебной литературой
Познавательная мотивация Операционный компонент УД Регулирующий компонент УД
Частично-поисковый метод

Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями



  1. Рефлексия
- Какие холодные районы есть на Земле? - Как найти эти районы на глобусе и карте? - Назовите животных холодных районов. Хотите с собой на память взять белого медвежонка (демонстрация аппликации, на партах у детей лежат силуэт медведя для аппликации, резаные шерстяные нитки, клей)? Тогда давайте сделаем его. Приступаем к работе. Не забываем про технику безопасности при работе с клеем. План работы:
  1. Возьми белые шерстяные нитки.
  2. Намажь медведя клеем ПВА и наложи резаные нитки.
  3. Медведь готов
Выполнение работы учащимися. - Поднимите свои работы. Какие красивые белые медведи у вас получились! Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных детей. Я очень довольна вами и вашей работой на уроке.
Проверка и обобщение полученных знаний
Смена видов деятельности
Познавательная мотивация
Операционный компонент УД - обобщение
Приводить примеры животных холодных районов - Оцените свои достижения на уроке (учащиеся достают смайлики и объясняют свой выбор) Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 классу меня всё получилось, я всё понял Урок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 классУрок окружающего мира Где живут белые медведи? УМК Школа России 1 классмне есть над чем поработать мне было трудно
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
  1. Подведение итогов урока

- Какая задача стояла перед нами на уроке?

- Выполнили мы эту задачу?

- Какое задание сегодня на уроке вам больше всего понравилось?

- Урок окончен! (Спасибо за урок!) Качественная оценка работы учащихся, поощрения Познавательная мотивация Регулирующий компонент УД

  1. Рекомендации для занятий дома (по желанию детей):
- рабочая тетрадь стр.12 №3 - найти дополнительные сведения о жизни животных холодных районов, можно воспользоваться энциклопедиями и школьными справочниками Углубление и расширение знаний по теме урока Познавательная мотивация Инструктаж Задания по выбору учащихся





  1. Самоанализ урока


В теме «Где и когда» этот урок третий. По типу урок построен по стратегии «Знаю, но не все, хотел бы узнать - узнал». На урок была поставлена следующая цель: формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли; познакомить детей с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром. Данная цель реализовывалась через поставленные задачи: 1) Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы. 2) Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Планируемые достижения учащихся: усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов; 3) Учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их. На уроке применялось следующее оборудование: мультимедийный проект урока, рабочие тетради, учебники, глобус, карта. Цели урока определяют логику изучения содержания учебного материала и характер взаимодействия учителя и ученика. Организовано действие учащихся по принятию цели урока. Для этого были использованы словесно-наглядные, практические, частично-поисковые методы обучения, которые способствуют мотивации, обеспечивают диалог в обучении. Начинается урок с психологического настроя, для того, чтобы собрать внимание учащихся. Проверка знаний прошлых уроков проходит в виде игры, вопросов. На протяжении всего урока дети путешествуют, знакомятся на каждом этапе с Северными районами нашей планеты. На уроке организованы фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы. Применяемые формы организации познавательной деятельности обеспечивают сотрудничество между школьниками, способствуют включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Для создания проблемной ситуации использованы задания на разных этапах урока. Подобранные задания на уроке способствуют достижению поставленных целей, обеспечивают эффективность методов обучения и соответствовали содержанию учебного материала. Смена видов деятельности не позволяет детям чувствовать усталость, напряжение урока снималось через музыкальное восприятие и физкультминутку, различные формы обучения. Средства обучения обеспечивают усвоение знаний, умений, стимулируют развитие творческих способностей. На уроке прослеживается воспитание у детей самоконтроля за своей деятельностью, дети учатся рефлексировать свои действия. На уроке реализованы следующие принципы:

  1. Принцип развития реализовывался через все задания и на этапе изучения нового материала.
  2. На уроке прослеживалась связь с темой предыдущего урока.
  3. Ученики осваивали необходимость приобретенного знания.
  4. Создана атмосфера творчества и доверия.
Развивающие и воспитательные задачи решаются в единстве с образовательными. Считаю, что задачи урока успешно выполнены. Эффективность урока достигнута, так как на протяжении всего урока шло развитие всех трёх компонентов учебной деятельности. Мотивационный компонент: - развитие эмоциональной мотивации в начале урока, игровые ситуации - развитие познавательной мотивации идёт через постановку учебной задачи, введение игровой ситуации, наблюдения за природой, проведение дидактических игр Операционный компонент: - развитие воображения - работа со стихотворными формами - развитие логического мышления (анализ, обобщение) - развитие творческого мышления на основе наглядной действительности - развитие произвольного внимания, памяти, восприятия, коммуникативных умений и навыков Регулирующий компонент: - развитие рефлексии при проведении итога урока Положительные результаты урока обеспечили: - смена одного вида деятельности другим - разнообразные приёмы, которые поддерживали интерес к учёбе - доброжелательная обстановка на уроке, постоянная готовность детей помочь друг другу

12



© 2010-2022