- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему Охрана природы зимой
Конспект урока по окружающему миру на тему Охрана природы зимой
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильина А.М. |
Дата | 17.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
-
Ильина Антонина Михайловна
-
Программа: Школа 2100
-
Класс: 2 «А»
-
Тема: Охрана природы зимой
-
Предмет: окружающий мир
-
Место и роль урока в изучаемой теме: комбинированный
-
Цель урока: создать благоприятные условия для закрепления знаний о природе зимой
-
Задачи
-
Образовательные: сформировать знания об особенностях жизни диких животных зимой.
-
Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
-
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к соблюдению правил охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу; чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
-
Формировать компетенции: в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы в малых группах, приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объемом информации, уметь видеть проблему и находить пути ее решения.
-
Методы и приемы:
-
Объяснительно - иллюстративный (беседа, рассказ)
-
Репродуктивный (заполнение схемы, работа с учебником)
-
Проблемно - поисковый (объяснение с опорой на наглядность)
-
Частично - поисковый (комментирование практических действий с выводом)
-
Исследовательский (творческая деятельность с использованием дополнительной литературы).
№
Название этапа,
цель
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма
работы
Результат
1.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»).
Оргмомент
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Антонина Михайловна, и я проведу урок окружающего мира.
- Проверьте, все ли необходимое вы приготовили к сегодняшнему уроку.
Формирование УУД:
(Р) волевая саморегуляция
2.
3.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
Постановка проблемы.
Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они выполняют следующие учебные действия: 1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место - шаг, операцию, − где возникло затруднение;
2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
АОЗ
Проблемный вопрос
- Я задам вам вопросы, на которые вы должны будете ответить.
-
Какое время года вы изучали на прошлом уроке
-
Какие изменения произошли осенью?
-
С кем «дружит» ель?
(использование наглядности)
-
О каких представителях Красной Книги России вы узнали при изучении осеннего времени года?
- Какое сейчас время года?
- Перечислите месяцы зимы.
- Какие темы, связанные с зимой вы изучили?
- О чем должна пойти речь на нашем уроке?
Почему зимой необходимо охранять природу? Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучим тему, а ответ вы дадите в конце урока.
-осень
- листья изменили цвет, упали с деревьев, стало прохладно…
- клёст, заяц, дятел, белка
- гриб-барабан, водяной орех, мандаринка
- зима
- декабрь, январь, февраль
- Зимние месяцы зима в мире растений, зимние праздники, зимняя жизнь птиц и зверей, невидимые нити в зимнем лесу, зимний труд, будь здоров
- охрана природы зимой
Объяснительно - иллюстративный
Формирование УУД:
(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
(П)
Формирование УУД:
(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
4.
Проектирование и фиксация нового знания.
4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
- ставят цель,
- согласовывают тему урока.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога.
Определение темы
Тема нашего урока: Охрана природы зимой
Формирование УУД:
(Р) проговаривание последовательность действий на уроке;
(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;
умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
5.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
ФНЗ
Работа с учебником
- Откройте учебник на странице 52. Мы должны выработать правила поведения в природе зимой.
- Какое правило поведения в парке и сквере выделим из 1 части?
(на доске правило, иллюстрация с природой зимой)
- Прочитаем 2 часть и выделим еще одно важное правило.
- О каком правиле мы прочитали?
(на доске правило, иллюстрация с правилом)
- Какие правила поведения в природе вы знаете еще?
(на доске правила)
- Читаем дальше
- Почему же лучше нарядить дома на Новый год - не живую ель, а искусственную?
- Прочитаем 4 и 5 абзац
- Для того, чтобы помочь зимним птицам какой корм необходимо насыпать в кормушки?
- А теперь мы с вами отправимся в путешествие, путешествие по страницам Красной книги.
(изображение Красной книги, ее представителей)
- Ваши одноклассники приготовили сообщения про животных из Красной книги. Давайте их послушаем, а затем ответим на вопросы.
О красной книге
Филин
- Какой размах крыльев у филина?
- Где обитает?
- Какой ведет образ жизни?
Тигр
- Кто является родственником тигра?
- Какова длина тигра?
- Среда обитания.
- Почему охотятся на тигров?
Белый медведь
- Назовите родину белого медведя
- Чем образ жизни самцов отличается от образа жизни самок?
- Когда рождаются медвежата?
- Есть ли враги у белого медведя?
- Зачем на них охотится человек?
(ученик читает 1 абзац)
- не разрушать, а сохранять красоту окружающего мира
(ученик читает 2 абзац)
- не оставлять мусор
- не разводить огонь, не разорять гнезда, не обижать животных, не ломать ветки и деревья, не шуметь в лесу
(ученик читает 3 абзац)
- искусственную, так как срубая ели мы лишаем планеты кислорода. Ели растут очень долго…
(ученик читает 4, 5 абзацы)
- желуди, зерно, картофель, корнеплоды
(сообщения детей)
- 2 метра
- в глухих местах
- оседло, в трудные зимы - небольшие кочёвки
- домашняя кошка
- 3 метра
- в лесах на Дальнем Востоке
- из-за красивой шкуры
- ледяные просторы Севера
-самцы бродят среди льдов, самки залегают в снежные берлоги, где рождаются медвежата
- зимой
- да, человек
- из-за медвежьей шкуры
Репродуктивный,
Исследовательский, проблемно-поисковый
Формирование УУД:
(Р) оценка, контроль, коррекция
6.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия
(фронтально) решают типовые задания на
новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- А теперь давайте подумаем. Какие меры охраны этих животных вы можете предложить?
- Как мы можем участвовать зимой в охране природы?
- О каких представителях Красной книги России мы узнали на уроке?
- создание охраняемых территорий, заповедники, законы, запрещающие отстрел…
- кормить животных, птиц, строить кормушки, искусственные гнезда…
- о филине, тигре, белом медведе.
Частично-поисковый
Формирование УУД:
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
7.
7. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
ФПН
- Давайте проверим, что вы запомнили из нашего урока, разгадаем кроссворд.
1. Что нельзя оставлять после себя в природе?
2. Куда насыпать корм для птиц?
3. Какое сейчас время года?
4. Трехметровый, сильный, ловкий, красивый зверь, родственник домашней кошки.
5. Зверь, живущий на ледяных просторах Севера.
6. Крупная сова, обитающая в глухих местах
-мусор
-кормушки
-зима
-тигр
- медведь
-филин
Формирование УУД:
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
Итог
- Какой вывод можем сделать из урока?
- Прочтем вывод из учебника на странице 55
- нужно охранять и беречь природу, любоваться ее красотой
(чтение учеником вывода)
9.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Рефлексия
Домашнее задание
Какой из смайликов подходит к вашему настроению?
Оценка деятельности обучающихся.
Прочитать с. 52-55. Рабочая тетрадь с. 28-29
- Спасибо за урок.
(выбирают настроение)
- рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).