Конспект урока по окружающему миру на тему Охрана природы зимой

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


  1. Ильина Антонина Михайловна

  2. Программа: Школа 2100

  3. Класс: 2 «А»

  4. Тема: Охрана природы зимой

  5. Предмет: окружающий мир

  6. Место и роль урока в изучаемой теме: комбинированный

  7. Цель урока: создать благоприятные условия для закрепления знаний о природе зимой

  8. Задачи

  • Образовательные: сформировать знания об особенностях жизни диких животных зимой.

  • Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.

  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к соблюдению правил охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу; чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

  • Формировать компетенции: в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы в малых группах, приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объемом информации, уметь видеть проблему и находить пути ее решения.

  1. Методы и приемы:

  1. Объяснительно - иллюстративный (беседа, рассказ)

  2. Репродуктивный (заполнение схемы, работа с учебником)

  3. Проблемно - поисковый (объяснение с опорой на наглядность)

  4. Частично - поисковый (комментирование практических действий с выводом)

  5. Исследовательский (творческая деятельность с использованием дополнительной литературы).



Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»).

Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Антонина Михайловна, и я проведу урок окружающего мира.

- Проверьте, все ли необходимое вы приготовили к сегодняшнему уроку.

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.




3.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

Постановка проблемы.

Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они выполняют следующие учебные действия: 1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место - шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

АОЗ




Проблемный вопрос

- Я задам вам вопросы, на которые вы должны будете ответить.

  1. Какое время года вы изучали на прошлом уроке

  2. Какие изменения произошли осенью?


  1. С кем «дружит» ель?

(использование наглядности)

  1. О каких представителях Красной Книги России вы узнали при изучении осеннего времени года?

- Какое сейчас время года?

- Перечислите месяцы зимы.

- Какие темы, связанные с зимой вы изучили?


- О чем должна пойти речь на нашем уроке?

Почему зимой необходимо охранять природу? Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучим тему, а ответ вы дадите в конце урока.

-осень

- листья изменили цвет, упали с деревьев, стало прохладно…

- клёст, заяц, дятел, белка

- гриб-барабан, водяной орех, мандаринка

- зима

- декабрь, январь, февраль

- Зимние месяцы зима в мире растений, зимние праздники, зимняя жизнь птиц и зверей, невидимые нити в зимнем лесу, зимний труд, будь здоров

- охрана природы зимой

Объяснительно - иллюстративный






Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П)


Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

4.

Проектирование и фиксация нового знания.

4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель,
  • согласовывают тему урока.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога.

Определение темы

Тема нашего урока: Охрана природы зимой

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке;

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

5.




5. Реализация построенного проекта. На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.




ФНЗ

Работа с учебником




- Откройте учебник на странице 52. Мы должны выработать правила поведения в природе зимой.

- Какое правило поведения в парке и сквере выделим из 1 части?

(на доске правило, иллюстрация с природой зимой)

- Прочитаем 2 часть и выделим еще одно важное правило.

- О каком правиле мы прочитали?

(на доске правило, иллюстрация с правилом)

- Какие правила поведения в природе вы знаете еще?

(на доске правила)

- Читаем дальше

- Почему же лучше нарядить дома на Новый год - не живую ель, а искусственную?

- Прочитаем 4 и 5 абзац

- Для того, чтобы помочь зимним птицам какой корм необходимо насыпать в кормушки?

- А теперь мы с вами отправимся в путешествие, путешествие по страницам Красной книги.

(изображение Красной книги, ее представителей)

- Ваши одноклассники приготовили сообщения про животных из Красной книги. Давайте их послушаем, а затем ответим на вопросы.

О красной книге

Филин

- Какой размах крыльев у филина?

- Где обитает?

- Какой ведет образ жизни?

Тигр

- Кто является родственником тигра?

- Какова длина тигра?

- Среда обитания.

- Почему охотятся на тигров?

Белый медведь

- Назовите родину белого медведя

- Чем образ жизни самцов отличается от образа жизни самок?

- Когда рождаются медвежата?

- Есть ли враги у белого медведя?

- Зачем на них охотится человек?

(ученик читает 1 абзац)

- не разрушать, а сохранять красоту окружающего мира

(ученик читает 2 абзац)

- не оставлять мусор

- не разводить огонь, не разорять гнезда, не обижать животных, не ломать ветки и деревья, не шуметь в лесу

(ученик читает 3 абзац)

- искусственную, так как срубая ели мы лишаем планеты кислорода. Ели растут очень долго…

(ученик читает 4, 5 абзацы)

- желуди, зерно, картофель, корнеплоды

(сообщения детей)

- 2 метра

- в глухих местах

- оседло, в трудные зимы - небольшие кочёвки

- домашняя кошка

- 3 метра

- в лесах на Дальнем Востоке

- из-за красивой шкуры

- ледяные просторы Севера

-самцы бродят среди льдов, самки залегают в снежные берлоги, где рождаются медвежата

- зимой

- да, человек

- из-за медвежьей шкуры

Репродуктивный,

Исследовательский, проблемно-поисковый




Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция




6.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия

(фронтально) решают типовые задания на

новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

- А теперь давайте подумаем. Какие меры охраны этих животных вы можете предложить?

- Как мы можем участвовать зимой в охране природы?

- О каких представителях Красной книги России мы узнали на уроке?

- создание охраняемых территорий, заповедники, законы, запрещающие отстрел…

- кормить животных, птиц, строить кормушки, искусственные гнезда…

- о филине, тигре, белом медведе.

Частично-поисковый

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

7.

7. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

ФПН

- Давайте проверим, что вы запомнили из нашего урока, разгадаем кроссворд.

1. Что нельзя оставлять после себя в природе?

2. Куда насыпать корм для птиц?

3. Какое сейчас время года?

4. Трехметровый, сильный, ловкий, красивый зверь, родственник домашней кошки.

5. Зверь, живущий на ледяных просторах Севера.

6. Крупная сова, обитающая в глухих местах

-мусор

-кормушки

-зима

-тигр

- медведь

-филин

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Итог

- Какой вывод можем сделать из урока?

- Прочтем вывод из учебника на странице 55

- нужно охранять и беречь природу, любоваться ее красотой

(чтение учеником вывода)

9.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Рефлексия

Домашнее задание

Какой из смайликов подходит к вашему настроению?

Оценка деятельности обучающихся.

Прочитать с. 52-55. Рабочая тетрадь с. 28-29

- Спасибо за урок.

(выбирают настроение)

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).


© 2010-2022