Литературного чтения И. Бунин «Листопад»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок Литературного чтения И. Бунин «Листопад»

Цели: .

Знакомство с отрывком из стихотворения "Листопад" И.А. Бунина.

Создание условий для формирования вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения

Создать условия для эмоционально - эстетического воспитания. Планируемые результаты: формирование умения постигать смысл и художественное содержание поэтических произведений, Формируемые УУД: Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа -Метапредметные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей в соответствии с целями и задачами; Личностные - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Оборудование: учебники , мультимедийные средства обучения. Ход урока Действия учителя Действия ученика

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- А теперь вы сами представите свою осень. Вы получили задание: подобрать стихотворение об осени и проиллюстрировать его.

1)Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна

Грустную думу наводит она

(Николай Алексеевич Некрасов)

2)Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой,

Ты куда, листок, постой?

(В.Берестов)

3)Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

( Константин Бальмонт)

4) Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу

(А. Майков)

5) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В лазурь и в золото одетые леса…. (А.С. Пушкин)

Иллюстрации вывешиваются на магнитную доску.

  1. Целеполагание.

- Прохладный, хмурый осенний день. В Ясной Поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют. Одному перевалило за 70, но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи, стряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику: - Недавно прочитал где-то стихи «Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной». И восклицает: - Очень хорошо, очень верно! Это Л.Н.Толстой. Его собеседник А.М.Горький. А стихи, восхитившие поэта, написал И.А. Бунин. -А какие стихи И.А.Бунина мы уже с вами читали? - О чём это стихотворение? Каким чувством оно пронизано? Легко ли было его читать? - Сможете прочесть наизусть? Кто желает? - Ребята, почему я дала кленовые листья? О чём они напоминают? Хотелось бы вам вернуться в золотую осень? Почему? Как мы это сможем сделать? -Как художники изобразили осень? Какие чувства вызывают? 4.Знакомство с новым произведением. Первичное восприятие.
- Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И.А.Бунин в своей поэме «Листопад», которую посвятил А.М.Горькому. На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения. Не читая стихотворения, по названию, мы можем определить, о чем пойдет речь? - Так о чём это стихотворение? (о природе, об осени в лесу, о том, как природа готовится к осеннему сну) - Какие чувства вызвало стихотворение? - Какой вы увидели Бунинскую осень? - Кто из вас хотел бы побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин? Анализ первой части отрывка. - Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса. - Каким автор изобразил лес? - Докажите. Найдите слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса. - Подчеркните их. - Есть ли непонятные слова? (записывают в поэтическую тетрадь) - Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. - О каком качестве поэта говорят эти слова? - Как называются такие слова в художественной литературе? (эпитеты - на доске) - Какие ещё эпитеты мы находим в этой части? Подчеркните их.

- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? - Что же особенно удивило Бунина? - Прочитайте эти строки. - Кто из вас, ребята, видел терема? Как вы думаете, какие они? - Посмотрите на экран. Вот такие замечательные терема строили в Древней Руси - Как же называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение - на доске) - Подчеркните его. - Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем. - Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны. - Почему лес стоит стеной? - А почему пёстрой, весёлой? - Что же представляют собой стены бунинского терема? - Что же ещё в лесу похоже на терем? - Объясните это выражение. - Что автор пишет о ёлочках? - Как называется этот приём? - Подчеркните сравнение. - Почему автор использует такое сравнение? - На что похожи ёлочки? - Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? - Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками. - Чего не хватает в этом лесном тереме? -Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема? - Что заметили? Какой прием использует автор? - Почему появились эти оконца? - Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении? - Как называет автор окна? - О каком качестве поэта это говорит? - Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? - Как вы прочитаете эти слова - А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса. - Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? - Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? - Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме. - Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения?

-Давайте подведем вывод по первой части. - Какое настроение вызывает у автора эта картина? - В каком образе предстала осень?

5. Физкультминутка. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз - наклон И два - наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тихо клен качает И листочки обрывает. Листья желтые летят, В нашем парке листопад.

Анализ 2 части отрывка. - А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса. - Какова здесь осень? - Как вы догадались? (и осень тихою вдовой) Грустят вдовы, грустит и осень. -Кто такая вдова? - Какое средство художественной выразительности использует автор? - О чём грустит осень? -Найдите слово, которое повторяется несколько раз. - Что хотел показать этим повтором автор? - Случайно ли это? - Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень? - Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. - Подчеркните их. - А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. Подчеркните их. - О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? - Как он пишет о тишине? - Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину. - Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? - Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? - Докажите.

- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья. - Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? - Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ" - Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила) Мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах. Можете вы их найти в этом четверостишии? здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика? "молчанье" - ч ; "вышине" - ш ; "можно" - ж ; "тишине" - ш ; "расслышать" - ш ; "шуршанье" - ш . - Как же будете читать эти строчки? Почему? Попробуем прочитать так, чтобы зашуршали листики. - Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? - А можно ли судить о настроении автора по этой картине? - Какое оно? - Что же хотел показать нам автор в этой части?

- Давайте подведём итог. В каком образе выступает осень в этой части? 6.Выразительно чтение.

Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.

-Вы подумали с какой интонацией будете читать?

-При подготовке пользуйся памяткой.

Памятка.

1) Правильно ставь ударения.

2) Соблюдай паузы.

3) Выбери силу голоса (громко, тихо).

4) Определи темп (быстро, медленно)

5) Читай эмоционально.

6) Покажи интонацией свое отношение к произведению

7.Подведение итогов Что вдохновило Бунина написать это стихотворение? - Иван Алексеевич описывает особый лес?
- Мы можем видеть такую красоту?
- Что можете сказать о поэте, как о человеке? - Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, понять его чувства? - Да, написать такое произведение может человек, который глубоко любит свою Родину, умеет чувствовать красоту и быть в гармонии с ней. - Были строки, которые запомнились наизусть? - Есть у Бунина любимое слово, которое является своеобразным, хотя и не единственным ключом к его поэзии. Это слово «блеск». Вся его поэзия как будто освещена солнечным блеском. - Найдите это слово в этом отрывке. - А.М.Горький писал: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишиться живого радужного блеска и звёздного сияния его души». - Мне очень хочется, чтобы Бунинский радужный блеск коснулся и ваших душ, чтобы вы жили в гармонии с собой и окружающим миром. - Читайте Бунина, любите Бунина, любите литературу! - Я думаю, что вам не доставим затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок. Это и будет ваше домашнее задание.
8.подведение итогов - Чем запомнится сегодняшний урок? Осень рассыпала листики. Разложите в разные корзины.











-объясняют почему выбрали определенный отрывок, что изобразили на иллюстрации.



































































































-Родина.



-ответы детей

-о золотой осени.

-мы будим читать стихотворение о золотой осени. Можно пофантазировать. Рассматривают иллюстрации.





























-ответы детей

























- лиловый, золотой, багряный, в лазури голубой

- лиловый - фиолетовый, багряный - красный, лазурь - светло синий.





-Автор внимательный, наблюдательный







- терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной - чтобы ярче представили эту картину



- Лес, точно терем расписной.





























-деревья

-березы с жёлтою резьбой



-сравнение





-на башни терема. -клёны









-окон



- автор использует сравнение







-оконца

-елочки

-ласково, с любовью















- чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение







































-грустная - и осень тихою вдовой



-женщина потерявшая мужа

-олицетворение





- что вся эта красота скоро закончится







- пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток.



- воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток. - автор грустит, тоскует)



- вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье. - так, такое.

-нет, нарушает

- что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье



-ж,ш,ч

























































- красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк.









































- красота осенней природы

- ответы детей.





























- берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой, воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра



















-Мне понравилось стихотворение, я хочу прочитать еще стихи этого автора. -Стихотворение мне понравилось. -Мне стало грустно и из-за этого стихотворение мне не понравилось.

© 2010-2022