- Преподавателю
- Начальные классы
- «Славянская культура. История русской народной куклы»
«Славянская культура. История русской народной куклы»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Войцеховская А.В. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Славянская культура. История русской тряпичной куклы.
Работу выполнила: учитель МКОУ Поповской НОШ Войцеховская Анна Валерьевна
Цель исследования:
Пробудить интерес детей к русской народной культуре.
Задачи проекта:
-
Познакомиться с историей возникновения народной куклы.
-
Изучить виды кукол.
-
Изучить технологию изготовления народных кукол.
-
Изготовить обереговые и игровые куклы.
Этапы реализации проекта.
-
Знакомство с историей возникновения народной куклы.
-
Изучение видов кукол.
-
Изучение технологии изготовления кукол.
-
Изготовление обереговых и игровых кукол.
Методы: исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.
Выбранная тема показалась интересной потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.
Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.
Поэтому предметом исследования стали традиционные народные куклы.
Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.
Была даже такая примета - когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки - юбки, их роли и сами игры строго разделялись.
Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.
Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукла изготовлялась быстро: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова.
На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов. Было большое многообразие кукол.
Славянские обрядовые куклы-обереги бытовали как медитативные предметы и изготавливались по особому случаю. Они наделялись совершенно реальной особой силой при помощи молитв и чувств, проживаемых при изготовлении этой куклы. Эту силу кукла приобретала и в результате наделения её «силы веры» женщины. Мастерица делала ее не бездумно, а чувственно настроившись и веря в силу сделанного. Ведь от качества её работы зависела судьба семьи и рода. У славянских кукол отсутствуют лица, как знак того, что кукла - вещь неодушевленная, а значит не сможет быть двойником какого-либо человека и никто не причинит живому человеку зло через такую куклу.
В простых, на первых взгляд, предметах быта, заложена многослойная, вековая, житейская мудрость, многоплановая информация. Эти предметы наполняют особой духовностью, одухотворяют жизнь человека. Такие куклы-обереги матери своим дочерям дарят как защиту и благословение.
Существует сказка-притча: умирая, матушка дала Настеньке своё благословение и защитную куклу-оберег. Не расставалась Настенька со своей куколкой. Взяла её в дорогу, когда отправилась выручать своего суженного. Много испытаний пришлось ей пройти, уж каких козней не строила Баба-яга, а одолеть не смогла. И взмолилась: "Скажи, в чём сила твоя, почему я тебя одолеть не могу?". "Нет никакой особой силы у меня, только матушкина куколка-благословение", - отвечала Настенька. "Что же ты об этом мне раньше не сказала? - воскликнула Баба-яга. - Я бы на тебя и силы тратить не стала, ведь материнское благословение мне никогда не одолеть".
Каждая куколка-оберег несёт свой смысл, и о некоторых из них мы вам расскажем
В древности тряпичные куклы бытовали и как обрядовые предметы, и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали космогонические, нравственные, символические и мифологические знания.
По обычаю такие куклы изготавливали женщины. Поэтому они относятся к женской продуцирующей, очистительной и защитной бытовой магии. Объяснялось это тем, что с древнейших времён, с эпохи матриархата женщина была основной хранительницей традиций. Она хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научаюшие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.
Вепсская кукла
Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резаная и не колотая». До рождения малыша куколку клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После же рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.
Кукла "Десятиручка"
Кукла "Десятиручка" была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.
Кукла "Отдарок на подарок"
Куколка отдарок-на-подарок - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, или если кто-то сделал для них что-то важное. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.
Кукла "Желанница"
Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни :)"
Кукла "Веснушка"
C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснушки" имели силу оберега молодости и красоты.
Кукла «Богатство, плодородие»
Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток. Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше - на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому. По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.
Кукла "Кубышка-травница"
Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами - душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.
Кукла "Коза"
В её основе - деревянная крестовина, а морда, рога, борода - из лыка и соломы. Одета была "Коза'' в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками. Кукла "Коза"' была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.
Спиридон-Солнцеворот
Люди говорили: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!». В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни. Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон-Солнцеворот хозяину дома "рулить" в своих делах.
Кукла "Мировое дерево"
Мировое дерево олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место.
В горизонтальной плоскости мировое древо и пространство вокруг него разделяются на четыре части, выражая представление о времени (утро, день, вечер, ночь; весна, лето, осень, зима) и пространстве (восток, юг, запад, север). По вертикали дерево делится на три части: нижнюю - корень (подземный мир), среднюю - ствол (земной мир) и верхнюю - крону (небесный мир). К каждой из этих частей относятся определённые существа. Внизу, возле корня, живут змеи, лягушки, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому что низ дерева символизирует не только подземный мир, но и воду. В средней части, на земле, располагаются большие животные: туры, олени, кони, медведи, волки. Это также и мир людей. На верхушке мирового дерева селятся птицы и пчёлы, здесь же находятся небесные светила.
Мировое дерево - это еще и родовое дерево. Вот почему свадебную куклу "Мировое дерево" делали на веточке с двумя развилками: на одной развилке жених, на другой - невеста.
«Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» - так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -«сестёр-трясовиц». В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея. Образы сестёр-трясовиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода - простоволосых женщин демонического обличья. «Трясовицы» - маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра - лихорадка Кумоха. Кумоха - дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.
В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея.
Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.
Кукла "Зерновушка"
После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы наполнить ею куклу-мешочек. Мешочек наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, на почетном месте рядом с иконами.
В народе считалось, что только в таком случае следующий год будет сытным и достаточным.
Выводы
-
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
-
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Результатом нашего проекта стали куклы - обереги и игровые куклы, сделанные своими руками.