Поделитесь с коллегами:
Мастер-класс
«Формирование личностных УУД посредством использования ИКТ»
"Если бы компьютер не был изобретен
как универсальное техническое устройство,
его следовало бы изобрести специально
для целей образования".
Энтони Маллан
Специфика современного мира, с его быстрыми темпами, постоянным увеличением, а то и сменой информации, знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают, нуждаются в коррекции. В основе стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся система образования, лежит системно-деятельностный подход, идеи Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева. Учитывая это, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве приоритетных результатов не предметные, а личностные Универсальные Учебные Действия. Наиболее благоприятным периодом для закладывания фундамента личности является младший школьный возраст, соответствующий периоду обучения детей в начальной школе. Одним из двигателей в становлении личности младшего школьника становится бурное развитие информационных технологий. С каждым днём они всё прочнее закрепляются в жизни современного общества. В связи с этим в устоявшейся системе «учитель-ученик-учебник» происходит замена одного из звеньев, на место учебника встает «компьютер». Всё чаще в учебно-воспитательном процессе используются информационно-коммуникационные технологии, призванные формировать целостное представление об окружающем мире. Именно поэтому так важен процесс овладения современными компьютерными технологиями у младших школьников. К тому же современное образование диктует новую формулу успешного ученика - учись учиться самостоятельно. Информационные технологии предоставляют такую возможность, удовлетворяя познавательные потребности обучающихся. Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков - создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. К наиболее часто используемым средствам ИКТ относятся:
- Интерактивная доска
- Образовательные ресурсы интернета
- Тренажеры и программы тестирования
- Диски и другие носители с картинами, иллюстрациями
- Видео и аудиотехника
- Мультимедийные презентации.
Современные программы требуют от учащегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник готов работать в таком режиме. Создаются ситуации неуспешности. Однако при использовании на уроке компьютерных программ, информация предоставляется учащимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды, презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление". Английская пословица гласит: «Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. В своей работе я часто применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря прекрасному оборудованию нашего кабинета, есть компьютер, принтер, интерактивная доска, проектор. Для формирования личности, я считаю, необходимо делать упор на семейные ценности, на важность сохранения памяти о близких людях. В программе 21 век, предмет «Окружающий мир» есть тема « Кто живет рядом с тобой», где мы изучали что такое семья, определяли свое место в семье, учились совместному труду через подготовку проекта «Мое родовое древо» Для этого я дополнила программу внеурочной деятельностью на тему «Я - исследователь своей семьи». Детьми осуществляется большая подготовка, сбор информации, подбор подходящего материала, обсуждение в классе и в итоге построение «семейного древа». Для осуществления последнего этапа на помощь приходят компьютерные программы, позволяющие создать фамильное древо абсолютно любого ребёнка. К таким программам относятся «Семейная летопись», «GRAMPS», «SimTree», «RootsMagic», «Древо жизни», «GenoPro», «FamilyTreeBuilder» и другие. В процессе создания генеалогического древа формируются информационные компетенции, личностные и другие УУД. Таким образом, говоря о возможностях ИКТ в развитии личностных качеств обучающегося, следует назвать его бесспорные достоинства: - Формируется осознание себя частью большой семьи (географ., профессии, национальность)
- Поднимается самооценка
- Ребенок испытывает чувство гордости за свой род со своими традициями, историей, судьбой отдельных личностей
- Умение сопереживать
- Уважение к другим людям как части большой семьи
- Стремление быть лучше, быть полезным.
- Умение владеть собой в противоречивых ситуациях.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы - это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.