• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Приложение 2 к докладу на тему Исследовательская деятельность младших школьников в рамках освоения УМК Перспективная начальная школа

Приложение 2 к докладу на тему Исследовательская деятельность младших школьников в рамках освоения УМК Перспективная начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 2

Пример урока мини-исследования по русскому языку в 3 классе.

Уроки по теме «Написание существительных с суффиксом - ищ- » находятся в блоке «Окончания существительных во множественном числе», но это первый урок по данной теме.

Цель данного раздела, состоящего из двух уроков - ознакомить детей с тем, что существительные с суффиксом -ищ- в начальной форме имеют окончание - а, если оно образовано от основы существительного женского рода; и окончание - е, если оно образовано от основы существительного мужского или среднего рода.

Занятие по русскому языку по теме:

«Написание существительных суффиксом - ищ-».


Актуализация знаний

- Открываем учебник на новой теме (дети сами ищут урок в учебнике, закладок не используем). Тема: «Написание существительных суффиксом - ищ-».

- Далее определяем место данного урока среди других уроков (урок изучения нового материала или нам уже что-нибудь в теме урока известно, или нам знакомо всё в теме урока, а значит, мы будем повторять, закреплять и готовиться к контрольной работе).

- Определяем, что в названии темы нам известно (существительное, суффикс и повторяем, что это такое), а что нет.

- Определяем цель урока (Стараюсь подвести детей к тому, чтобы они сами ставили цель урока пусть по своему, по-детски, это не всегда легко).

Мотивировка

Читаем материал учебника 4 кл. стр. 79-80.

- Анишит Йокоповна!!! Я такое обнаружил!.. -
Миша даже не мог толком сказать, что же он
обнаружил. Только всё показывал два столбика
слов в Обратном словаре. В первом столбике
были слова на -А, на -ища, а во втором -
на -Е, на -ище.

Найди и ты эти слова.

- Слова-то одинаковые - с суффиксом
-ищ-! - не мог успокоиться Миша.

- Но одни слова оканчиваются на -а, а другие -
на -е! Почему?!

Хочешь поразмышлять и попробовать

Ответить на этот вопрос самостоятельно?

Обнаружение проблемы

Учебник 4 кл. стр. 80 № 90.

Откройте словарь на -А, на -ища. По цепочке

читайте список слов и говорите, основы каких

слов дали им жизнь.

Например: слово рыбища образовано от основы

слова рыб/а.

Скажи, какого РОДА все слова, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом -ищ-? Предположи, какого рода все получившиеся слова с суффиксом -ищ-?

Понимаешь теперь, почему у них окончание -а?

Выдвижение гипотезы

Дети: Рыба - рыбища.

Слово рыба имеет окончание -а, поэтому и слово рыбища имеет окончание -а.

Проверка гипотезы

Дети: Тетрадь- тетрадища.

Второе слово не подходит под нашу гипотезу, придётся нам её скорректировать, так часто бывает и у учёных, не надо этого бояться.

Тетрадь- тетрадища.

Выдвигаем другую гипотезу:

Слово рыба женского рода , поэтому и слово рыбища женского рода и у него окончание - а).

Проверяем весь столбик.

Учебник 4 кл. стр. 80 № 91.

Откройте Обратный словарь на -Е, на -ище. По цепочке читайте список слов и говорите, от основ каких других слов они образованы. Сразу называйте РОД слова-родителя.

Например: слово зубище - от основы слова

зуб/П, зуб - мужского рода.

I I Скажи, какого рода большая часть слов, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом -ищ-? А какого рода оставшиеся слова?

Миша среди большого количества слов муж-

ского рода обнаружил пять слов среднего рода.

А сколько слов среднего рода обнаружил (а) ты?

Дети: Большинство слов муж. рода. Встретились слова ср. рода.

Формулировка выводов по результатам

Сделай выводы: 1. Сохраняет ли слово с суффиксом -ищ-
РОД того слова, ОТ ОСНОВЫ КОТОРОГО
оно образовано? 2. Одинаковые ли окончания у слов м.р. и
ср. р. с этим суффиксом? Какие именно? Дети: Слово с суффиксом -ищ-
сохраняет РОД того слова, ОТ ОСНОВЫ КОТОРОГО
оно образовано. Окончания одинаковые - е.

Учитель: Учёные, поработав, приходят к какому-то выводу, а к какому выводу пришли мы?

А хотите убедиться в том, что наша гипотеза верна? Прочитаем подсказку Летучей мыши в учебнике и дополним её.

Подтверждение гипотезы.

Применение новых знаний в учебной деятельности

Учебник 4 кл. стр. 80 № 92,93.

Итоги урока. Рефлексия.

Дом. задание.

Учитель: Ну что, понравилось вам быть учёными? Достигли ли мы цели урока?

Кто понял тему урока, а кому нужно ещё поработать?

К какому выводу мы пришли? Пригодится ли нам это в жизни?


© 2010-2022