Развитие творческих способностей на уроке

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Развитие творческих способностей на уроке








Развитие творческих способностей на уроке











Развитие творческих способностей на уроке












Развитие творческих способностей на уроке




Развитие творческих способностей на уроках.

Можно ли учить творчеству? Способность к творчеству - отнюдь не врожденное качество, присущее немногим счастливчикам. Все мы можем стать более творческими людьми.

Творчество - это воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.

Ребенок, как и взрослый человек, стремиться выразить своё «Я». Часто мы считаем, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но как показывает практика такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности.

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести возможность для самореализации, для выражения своего «Я». Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества.

Какие же задания можно предложить детям для развития творческих способностей на уроке?

Русский язык

В 1 классе при изучении букв русского алфавита ребятам предлагается ответить на вопрос: «На что похожа буква?», можно предложить им творческое задание на дом: «Подумай, на что похожа буква и изобрази её»

При представлении словарного слова можно предложить различные способы зашифровки слова. Например: ребусы, домино, лесенки, геометрические фигуры и т.д. Также ребятам предлагается подобрать ассоциации, к словарному слову помогающие запомнить букву. Например: молоко - буквы о похожи на банки с молоком, хорошо - буквы о это счастливые личики деток.

Много творческих заданий предлагает нам и учебник. Например, в 3 классе при изучении темы «Омонимы», ребятам предлагается ответить на шуточные вопросы:

- Какую шляпку не наденешь на голову?

- Какая звезда не умеет плавать?

- Из какого крана не льётся вода?

- Какую молнию нельзя застегнуть?

- Какая гусеница не годится для танка?

Далее ребятам можно предложить придумать свой шуточный вопрос.

Или

Найди «лишнее» слово среди однокоренных слов.

Левый, левша, лев, налево.

Рисунок, рисовать, зарисовка, рис.

Слеза, слезинка, слезать, слезливый.

-Составьте свои цепочки слов.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

В начальных классах, особенно в первом, только начинают формироваться способы учебной работы. Поэтому необходима непрерывная четкая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности.

Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении такой абстрактной школьной дисциплины, как математика.

Психолог В.А. Крутецкий приводит типы задач для развития активного самостоятельного, творческого мышления.

Вот некоторые из них:

- задачи с не сформулированным вопросом;

- задачи с недостающими данными;

- задачи с излишними данными;

- задачи с несколькими решениями;

- задачи с меняющимся содержанием;

- задачи на соображение, логическое мышление.

Развиваем творческое мышление и во время математических диктантов. Время для проведения таких диктантов примерно 10 минут, объём - 5, 6 задач. В диктант включаются вопросы из разных областей. Например:

  1. Какое сегодня число?

  2. Какой день недели по счету был вчера?

  3. Части 8 и 2. Найди целое.

  4. У стола 4 угла. 2 угла отпилили. Сколько осталось?

  5. Какое время суток сейчас?

  6. Какая буква вторая в слове воробей?

  7. 15 уменьши на 6. Запиши ответ.

  8. Столица нашей Родины?

  9. Сколько дней в неделе?

10. Сколько разных цветов на флаге Казахстана?

В такие математические диктанты включаю и логические задачи.

  • Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

  • На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок осталось?

  • Может ли страус назвать себя птицей?

В этом году я ввела в изучение занятие по выбору творческую мастерскую «Эрудит». На уроках в этой мастерской ребята не только разгадывают загадки, ребусы, лабиринты, кроссворды, криптограммы, и мн. др., но и составляют их самостоятельно. Именно умение составлять подобные задания в большей степени развивает их творческие способности.

Работа над развитием творческих способностей у детей должна быть длительной и целенаправленной. Эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Конечно, умственную самостоятельность и «смекалку» нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» ни в чью голову. Результаты будут лишь тогда, когда творческие задания будут даваться в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранные с надлежащим остроумием и занимательностью.

В заключении следует сказать, что внутренняя мотивация является одним из мощнейших двигателей творчества. Для того чтобы человек стремился к творчеству, необходимо, чтобы окружающая среда подпитывала его внутреннюю мотивацию.


© 2010-2022