Рабочая программа по изобразительному искусству (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование по изобоазительному искусству для 2 класса

по УМК «Перспективная начальная школа»

(1ч. в неделю, 34 ч. в год)

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С.Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа» 2008 год. Авторская программа соответствует Федеральному государственному стандарту за курс начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.


Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание эстетических чувств, интереса кизобразительному искусству;
  • приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
  • реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов
личности;
  • развитие воображения, образного мышления,пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли вжизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора иприобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

Основные задачи:
  • учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.


Рабочая программа разработана на основе авторской программы по изобразительному федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
  1. Учебник для 1 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. - М.: «Дрофа», г.;
  2. Рабочая тетрадь для 1 класс к учебнику «Изобразительное искусство».В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. - М.: «Дрофа», г.
  3. Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. - М.: «Дрофа», г.;
  4. Рабочая тетрадь для 2 класс к учебнику «Изобразительное искусство»В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. - М.: «Дрофа», г.
  5. Учебник для 3 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И.
Кубышкина. - М.: «Дрофа», г.;
  1. Рабочая тетрадь для 3 класс к учебнику «Изобразительное искусство»Э.И.Кубышкина. - М.: «Дрофа», г.;
  2. Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. - М.: «Дрофа», г.;
  3. Рабочаятетрадьдля 4 класс к учебнику «Изобразительное искусство»Э.И.Кубышкина. - М.: «Дрофа», г.;

Учебно-методическоеобеспечениедля учителя:


  1. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.
  2. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.
  3. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.
  4. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.

Программа по курсу «Изобразительное искусство»: Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство - М.: Дрофа, 2008г.


Для учащихся:

  1. Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

  2. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 124 с.

  3. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 122 с.

  4. Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 123 с.

  5. Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся первого года обучения. - Киев, Рад.шк., 1989. - 75 с.

  6. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. - 37 с.


Интернет-ресурсы:

  1. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

  2. http:Nachalka.com.
  3. http:viku.rdf.ru.
  4. http:rusedu.ru.
  5. school-collection.edu.ru/
  6. center.fio.ru
  7. maro.newmail.ru
  8. skazochki.narod.ru/index_flash.html
  9. int-edu.ni

Материально-техническое обеспечение

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс) К - полный комплект (на каждого ученика класса) Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников) П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечныйфонд (книгопечатнаяпродукция)

  • Учебно-методические комплекты по изобразительному искусству для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради),

К





Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.

  • Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

П




  • Детская справочная литература

(справочники, справочники-определители, энциклопедии об изобразительном искусстве, природе, труде людей…)

П




Методический фонд для учителя

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

  • Репродукции картин разных художников.

  • Муляжи для рисования (3 набора

  • Коллекция насекомых для рисования

  • Серии фотографий и иллюстраций природы.

  • Фотографии и иллюстрации животных.

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Д


Печатныепособия

Таблицы (комплекты)

  • Хохлома

  • Гжель

  • Урало-сибирская роспись

  • Полхов-Майдан

  • Мезенская роспись

  • Дымковская игрушка

  • Жостово

  • Введение в цветоведение.

  • Декоративно-прикладное искусство.

Д




  • Плакаты по основным темам изобразительного искусства

Д



  • Портреты художников

Д

Репродукции картин

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Д

Техническиесредстваобучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Д




Магнитная доска.

Д
Персональный компьютер

Д
Мультимедийный проектор.

Д
Сканер, принтер, цифровая фотокамера,

Д
Магнитофон

Д

Экранно-звуковыепособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса «Изобразительное искусство»

Д






Видеофильмы соответствующего содержания

Д



Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения


Д


  • Дымковскиеигрушки

  • Гжель

  • Слайдыкартин В. Васнецова

  • Слайдыиллюстраций И. Билибина

  • Слайдыкартинотечественныххудожников

  • Западно-европейское искусство нового времени

  • Русскоеискусство 18 века. Архитектура

  • Изобразительноеискусствоначала 20 века

  • Портреты Д.Г.Левицкого в Государственном Русском музее

  • Старинные русские работы из бисера

  • Хохлома - древнее и вечно живое

  • Женские образы в произведениях искусства Эрмитажа

  • Исаакиевскийсобор

  • Павловскийдворец

  • Фактура в природе и в народном искусстве

  • Мир животных в изобразительном искусстве

  • Русскоеискусство 18 века.

  • Скульптура

Электронные презентации

  • Бытовой жанр

  • Художник и дети

  • Исторический жанр

  • Народное художественное творчество

  • Шедевры русской живописи

  • Россия Репина

  • Выдающиеся произведения изобразительного искусства. Скульптура

  • На полях и стройках нашей Родины

  • Анималистический жанр

  • Художник Шишкин

  • Пейзаж



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д



  • Серии фотографий и иллюстраций природы

Д

Фотографии и иллюстрации животных.

Д

Репродукции картин разных художников.

Д

Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

Д

Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

Д

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Д

Муляжи овощей, грибов, фруктов.

Д

Натуральныеобъекты

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Д


Живые объекты ( комнатные растения)

Д

Оборудованиекласса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

К


В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Стол учительский тумбой

Д

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Д


Настенные доски

Д

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К


Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Изобразительному искусству»

П


Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.

П


Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

К


Общая характеристика курса


Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовномуопыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,дарования и творческих способностей ребенка. В основу программы положены:

  • единство воспитания, обучения и творческойдеятельности учащихся;
  • яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
  • система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира,математики, технологии;
  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  • направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся скомпьютером как средством создания изображения. Наряду с основной формой организации учебногопроцесса-уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях. Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование попамяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам. Рисование на темы - это создание сюжетныхкомпозиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственногоположения, освещенности, цвета. В 1-4 классах тематическое рисование включаетв себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законамикомпозиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения врисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомитдетей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Детиучатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов. Обучение декоративной работе осуществляется впроцессе выполнения творческих декоративныхкомпозиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основеобразца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги,ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу). Декоративно-прикладное и народное искусствоявляются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю,учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых. Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьниковформируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепкафруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей снатуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта итруда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки). Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса кискусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствуетзнакомство с ведущими художественными музеями России и мира.

Место курса в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится 135 ч.

Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс -33 часа (1 час в неделю), 2 класс - 34 часа (1 час в неделю), 3 класс - 34 часа (1 час в неделю), 4 класс -34 часа (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания курса Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметныхрезультатах освоения изобразительного искусства вначальной школе и имеют следующие целевые установки:

  • формированиеосновгражданственности;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
  • развитие умения учиться как первого шага ксамообразованию и самовоспитанию;
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действияобеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей. Личностные, метапредметные и предметныерезультаты освоения курса

Результаты изучения курса «Изобразительное искусство»


Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование основгражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости засвою Родину, уважения к традициям и культуредругихнародов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;
  • формирование эстетических потребностей,ценностей и чувств;
  • развитие воображения, образного мышления,пространственных представлений, сенсорных способностей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
  • овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причиныуспеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной иличностной рефлексии;
  • использование средств информационных икоммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификациипо родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
  • формирование первоначальных представленийо роли изобразительного искусства в жизни человека;
  • формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведенийискусства;
  • овладение элементарными практическимиумениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также вспецифических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
  • развитие способностик созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.

Нормы выставления оценок в начальных классах

Пояснительная записка Настоящее положение определяет основы организации оценки знаний, универсальных учебных действий, формы и порядок промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) и является обязательным.

Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании

  • п.3 ст.15 Закона РФ «Об образовании»,

  • Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования,

  • ФГОС НОО,

  • Устава муниципального общеобразовательного учреждения.

Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образованияв полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Их оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-4 классов оценивается в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле выставляется отметка по пятибалльной шкале.

Перевод в пятибалльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в 5 балльной шкале

90-100%

высокий

«5»

66 -89%

повышенный

«4»

50 -65 %

средний

«3»

меньше 50%

ниже среднего

«2»

В журнале ставится отметка в пятибалльной шкале. Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам: "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения. "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала; "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса; "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Критерии оценивания практических работ по ИЗО

Критерии оценивания предметных умений Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна. Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.


Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.


начальная школа

Пояснительная записка Основания и цели разработки требований. Цель настоящих требований - обеспечить материально-технические условия введения Федерального компонента государственного стандарта начального образования.. Они разработаны по всем предметам начальной школы с учетом этого документа и определяют общие ориентиры в создании оптимальной образовательной среды, благоприятной для успешного образования младших школьников. Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований: - обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения); - создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.); - создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.). Требования включают минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно-лабораторного оборудования и натуральных объектов. В перечне представлено также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса начальной школы, а также специфики конкретного учебного предмета. Новизна требований. Требования составлены на основе реальной оценки социальной ситуации в современной начальной школе: имеющееся в распоряжении учителя оборудование и средства обучения, созданные 20-30 лет назад, устарели (прежде всего по содержанию), потеряли эстетический вид, а многое пришло в негодность. Вместе с тем, учитель вынужден пользоваться имеющимся оснащением, т.к. современные средства либо отсутствуют, либо по разным причинам недоступны массовой школе. Поэтому создание перечня средств обучения, которые должны быть представлены в современной школе, имеет принципиально важное значение для модернизации начальной школы. Не все учителя массовой школы смогли психологически перестроиться, понять стратегию развития первой ступени образования, осознать неизбежность изменения приоритетных целей и технологии начального обучения. Приверженность учителя к устаревшим формам обучения (репродуктивные методы, наглядный печатный материал, малоэффективные технические средства и др.) показывает его неготовность к освоению и использованию новых средств информации. Это усиливает необходимость введения новых Требований к оснащению образовательного процесса как мотива изменения позиции учительства. Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. Для реализации практической направленности процесса обучения младших школьников, получения возможности организовать на уроке их разнообразную деятельность необходим специальный отбор средств обучения, включающих как печатные материалы, так и натуральные объекты, модели и т.п. Доля разных видов средств представлена с учетом специфики каждого предмета. Например, для уроков музыки наиболее значимы технические средства обучения, а для уроков окружающего мира - натуральные объекты. Требования составлены с учетом ориентации на использование как традиционных, проверенных временем, и привычных для учителя массовой школы средств обучения (таблицы, плакаты, оборудование класса), так и новые, отражающие современные средства информатизации процесса обучения. Перечень включает номенклатуру, выпускаемую в настоящее время, и перспективные средства, которые в ближайшие годы обеспечат методическую поддержку введения государственного стандарта. Принципиальной особенностью данного документа, отличающей его от существующих, является то, что предлагаемый перечень не включает конкретные (авторские) объекты материально-технического обеспечения, а определяет только общую номенклатуру всех технико-методических средств обучения. Это объясняется тем, что в настоящее время существует различная печатная продукция, дидактические материалы, оборудование и др., различающиеся по конкретному содержанию, материалу, внешнему оформлению и пр. Например, в настоящее время промышленность выпускает традиционные классные доски, на которых пишут мелом, а также магнитные, со специальным покрытием для фломастеров и др. С учетом условий школа может приобретать любой объект, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям и возрастным нормам. Отдельные объекты могут быть выполнены самодеятельным способом (учителем, учащимися, родителями). К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, фотоальбомы, макеты и др. Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Представленные в перечне виды средств обучения дают возможность школе (учителю) составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития детей и особенностями методики. Это позволяет сохранить вариативный подход в обучении, использовать творческий потенциал учителя. Для облегчения пользования документом, он составлен по предметам, которые изучаются в соответствии с Базисным учебным планом в современной начальной школе. Некоторое дублирование отдельных печатных материалов, технических средств обучения, которое наблюдается при анализе предметных требований, подтверждает наличие преемственных связей в обучении разным учебным предметам: одно и тоже средство может быть использовано с разной целью и на разных уроках. К примеру, наглядные материалы (картины, репродукции, фото) с успехом применяются на уроках русского, иностранного языков, литературного чтения, окружающего мира, искусства, а, например, такие объекты как мячи, обручи, ленты используются как учебное оборудование на уроках физической культуры и как игрушки на уроках окружающего мира или иностранного языка. Для представления различных аудиозаписей (звучащей речи на русском и иностранном языках, музыкальных произведений, звуков природы и др.) и видеозаписей (классическая детская литература, живая природа, социальные явления и др.) необходима современная аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, видеомагнитофон и др.). Вместе с тем, требования к оборудованию и средствам обучения по предметам отражают и специфические объекты, которые используются только на данном предмете. Например, специфика подхода к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения уроков музыки, физкультуры, изобразительного искусства, труда определяется особенностями этих предметов. Поэтому в требованиях представлены музыкальные инструменты (для уроков музыки), физкультурное оборудование (для уроков физической культуры), средства живописи, лепки (для уроков изобразительного искусства) и пр. Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения. Расчет количественных показателей подчиняется следующим требованиям: минимальным затратам материальных средств школы; целесообразности использования данного средства обучения (индивидуальная, групповая, демонстрационная работа и т.п.); возможности применения одного и того средства обучения для решения различных дидактических задач; легкости (удобности) пользования и хранения. Количество учебного оборудования приведено, исходя из его необходимого минимума, при наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения. Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
  • К - полный комплект (на каждого ученика класса);
  • Ф - комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
  • П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
Характеристика учебного кабинета. Обучение в начальной школе обычно проходит в одном помещении (класс, как правило на 4 года закрепляется за одним учителем). Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т.к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя. Это, однако, не отрицает возможность организации классов-кабинетов по отдельному предмету. Например, занятия музыкой проходят в музыкальном кабинете, оборудованном в соответствии с требованиями к процессу музыкального развития детей. Здесь создан специальный интерьер, кабинет полифункционален и обеспечивает атмосферу концертного зала, как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся: есть мини-сцена (подиума), подставки (пюпитров) для игры на музыкальных инструментах и др. Рабочее место учителя укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям музыкальной педагогики, имеется стационарно смонтированный пульт дистанционного управления, предусмотрено зашторивание окон. То же самое можно сказать и о кабинете изобразительного искусства: он оборудован специальными мольбертами, шкафами для хранения художественных материалов и пр. Занятия трудом могут проходить в общешкольном кабинете технологии, а физкультурой - в спортивном зале школы. Их расположение и оборудование соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормам технике безопасности.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечания

1

2

3

4

I. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1. 2. 7. 8. 9. 1 Учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы) Учебно-наглядные пособия Программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства). Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства Предметные журналы Энциклопедии по искусству Альбомы по искусству Книги о искусству (о художниках, художественных музеях, Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры Стандарт начального общего образования по образовательной области «Искусство» К
К Ф

Д Д Д
Д

Д

Д В первую очередь утвержденные МОН РФ
1

Печатные пособия

1 1 12. Портреты русских и зарубежных художников Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Д

Д

Д

Д

Д

К Комплекты Комплекты



В перспективе

Информационно-коммуникационные средства

2 23.. Мультимедийные обучающие художественные программы Игровые художественные компьютерные программы

Д

Д

В перспективе

Технические средства обучения (ТСО) 2 24. . Аудио / видеомагнитофон CD / DVD-проигрыватели Компьютер с художественным программным обеспечением Телевизор Проектор для демонстрации слайдов Мультимедийный проектор Магнитная доска Экран Фотокамера цифровая Видеокамера цифровая со штативом

Д

Д

К Д Д Д Д Д П

П

В классе информатики для индивидуальной работы учащихся

Экранно-звуковые пособия

3 35. Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах

Д

Д

Д Комплекты аудиокассет и CD-R по темам и разделам курса для каждого класса

Учебно-практическое оборудование

36. Мольберты Настольные скульптурные станки Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.

К

К

Ф К

Для оформления выставок

Натурный фонд

6 67. 7 Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод. Гербарии Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Гипсовые геометрические тела Модуль фигуры человека Керамические изделия (вазы, кринки и др.) Драпировки Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) Подставки для натуры Д

Д

Ф Д Д Д

П

П

П

П

комплекты

Тематическое планирование


№/п Содержание (тема урока) Кол-во часов Вид урока Примечание 1

Теплые и холодные цвета в живописи. Творческая работа «Дорожные знаки»

ТВ.р.


2 Орнамент из геометрических фигур


3 Узоры в полосе из растительного орнамента.


4

Рисование по памяти и представлению. Набросок бабочки. Ось симметрии


5 Беседа «Прекрасное в жизни и произведениях изобразительного ис-кусства. Натюрморты художника Ильи Машкова. Лепка на тему «Листья деревьев»
Б
6 Ваза с фруктами. Корзина с грибами, овощами


7

Беседа «Русское народное творчество в декоративно-приклад-ном искусстве». Орнамент из цветов, листьев, бабочек для украшения коврика «Узор в полосе»

Б


8 Красота гжель-ских узоров. Творческая работа «Волшебная тарелка»


9

Беседа «Жизнь природы. Художник-пейзажист Николай Ромадин». Рисование на тему «Осенний волшебный дождь»

Б


10 Жостовская роспись. Творческая работа «Букеты цветов на подносе»
ТВ.р.
11

Орнамент. Творческая работа «Украшаем варежки узором из геометрических фигур»

ТВ.р.


12

Рисование на тему «Овощи и фрукты»


13 Полхов-майдан-ские мастера. Русская матрешка. Творческая работа «Праздничные краски русской матрешки»


14

Рисование с натуры.Творческая работа «Игрушечные машины»

ТВ.р.


15

Выполнение графических и живописных упражнений. Рисунок «Любимая книга»


16 Ёлочные игрушки


17 Рисование с натуры ветки ели или сосны с шишками


18 Дымковская игрушка. Творческая работа «Барыня»
ТВ.р
19

Беседа «Художники-сказочники. Иван Билибин. Виктор Васнецов». Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»

Б


20 Архангельские и тульские печатные пряники. Рисование тульского пряника. Творческая работа «Фигурки животных и людей»


21

Беседа «Выдающиеся русские художники второй половины XIX века. Илья Репин. Иван Шишкин».

Рисование по памяти и представлению. Рисунок на тему

Б


22 Рисование по представлению на тему «Зимние развлечения с друзьями»


23 Выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы


24 Выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы


25

Беседа «Городские и сельские пейзажи».Иллюстрирование произведений литературы. «Береза» С. Есенина

Б


26 Беседа «Главные художественные музеи России»
Б
27

Лепка по мотивам народных игрушек несложной формы. Филимоновские глиняные игрушки


28

Беседа «Художники-анималисты. Василий Ватагин. Михаил Кукунов. Животные в творчестве Валентина Серова». Рисование на тему «Силуэты животных». Силуэты в изобразительном искусстве. Контрасты

Б


29 Рисование на тему «Силуэты животных». Силуэты в изобразительном ис-кусстве. Контрасты


30 Творческая работа «Праздничный салют»


31

Рисование по представлению. Творческая работа «Мои любимые животные»


32

Рисование с натуры простых по форме цветов. Творческая работа «Красота вокруг нас»


33 Объёмная аппликация «Поле маков»


34 Путешествие в страну «Волшебный мир красок»




© 2010-2022