Школа России. Учебник: Канакина В. П. Горецкий В. Г. Урок русского языка с использованием ИКТ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Русский язык

УМК: Школа России

Учебник: Канакина В.П. Горецкий В.Г.

Номинация - урок с использованием ИКТ

Тип урока - открытие новых знаний.

Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

Цель: Формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области русский язык по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.

  • Ориентация на понимание причин успешной деятельности.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

  • Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

  • Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • Учить правописанию падежных окончаний имен существительных.

  • Учить проверять правописание падежных окончаний.

  • Устанавливать причинно-следственные связи правописания безударного падежного окончания имени существительного со склонением.

  • Строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.

Учебные материалы: Учебник Русский язык 4класс автор Канакина В.П., Горецкий В.Г., мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД

1 этап.

Мотивация к учебной деятельности.

(Минутка вхождения в урок).

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Приходи старание к нам без опоздания.

- Ребята посмотрите на эту чудесную зимнюю картину. Слайд №1.

Прочитайте про себя стихи Зинаиды Александровой:

Снежок порхает, кружится

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветке снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

- Прочитайте стихотворение вслух.

- Как вы понимаете смысл стихотворной строки:

(И ловит кошка рыжая веселых белых мух).

- Как называется прием, который использует автор?

- Какое настроение передает автор в этом стихотворении?

- Я бы хотела, чтобы это радостное настроение сохранилось у вас до конца урока.







- Кошка ловит белые снежинки.

Радость, счастье, красоту, ожидание праздника.

. Личностный результат

Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

2 этап.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Придумайте имена существительные на тему зима.

- Расскажите об имени существительном, как части речи.

- Я написала на экране некоторые зимние слова. Слайд №2.

Зима вьюга мороз

Снег метель солнце

Буран печь горка

-Найдите общие признаки по которым можно объединить эти слова в одну группу.

-Найдите признаки по которым можно разделить слова на группы.

-Произведите группировку по склонению и обозначьте орфограммы.

-Взаимопроверка по эталону Слайд №3. Самооценка по линеечкам.

-Составьте предложение о зиме по картине.

-А у меня на экране Слайд №4 вот такое предложение.

Поэт посвятил стихи вьюге, бурану, метели.

-Найдите имена существительные.

- Определите падеж и окончания имен существительных : вьюге, бурану, метели.

- Что заметили?

- Проверьте, в какой позиции стоят окончания имен существительных?

- Можем ли мы точно определить, какую гласную писать в безударном окончании, в слабой позиции имен существительных?

- Придумывают имена существительные.



- Имена существительные, И.п, ед.ч.

-По родам, по окончаниям, по орфограммам, склонению.

-Учащиеся выполняют.



- Имена существительные стоят в Д.п., ед.ч. в разных склонениях и имеют разные окончания.

- Все окончания безударные, стоят в слабой позиции.

- Нет.

Метапредметный результат

Определение общей цели и путей их достижения. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, классификации.

Предметный результат

Использование опыта и знаний, необходимых для получения новых знаний.



Метапредметный результат.

Развитие устной и письменной речи.



Предметный результат.

Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

3 этап.

Постановка учебной задачи.

- Какова же тема нашего урока?

-Какова же цель нашего урока?

- Правописание безударных окончаний имен существительных.

- Научиться правильно писать безударные окончания имен существительных.

Умение ставить тему урока, цель и планировать свои действия.

4 этап.

Открытие нового знания.











Гипотеза.

- Как вы думаете, от чего может зависеть написание окончания имени существительного.

-Давайте проведем исследование.

Для этого поработаем в группах.

-Вспомните правила работы в группах.

Каждой группе нужно просклонять имена существительные 1, 2, 3 склонения и установить зависимость безударных окончаний от ударных.

1 группа

Земля, зима, тетя, горка

2 группа

Конь, окно, дом, солнце

3 группа

Печь, степь, метель, совесть

Проверим, каковы результаты исследования.

Вывод записывают в таблицу на доске.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Уд. Без. Уд. Без. Уд.без.

И. -а,-я -, -о, -е -

Р. -и, -ы -а,-я -и

Д .- е -у, -ю -и

В .-у,-ю -я,-о,-е -

Т. -ей,-ой --ом,-ем -ю

П. -е -е -и

-Проверим, правильно ли мы рассуждали по учебнику.

Чтение окончаний имен существительных по таблице.

-Почему я подчеркнула окончания в Р.Д.П. падежах.

Оцените свою работу по линеечкам.

- В нашем предложении падеж один, число такое же, а вот склонение разное.

Может быть написание безударных окончаний имен существительных зависит от склонения? Безударные окончания можно проверить ударными.





Читают склонение, обозначают окончание существительных в различных падежах.

-Безударные окончания имен существительных пишутся так же, как и ударные. Для проверки безударного окончания имени существительного можно подобрать слово с ударным окончанием или посмотреть в таблицу.



- Они самые трудные.

Предметный результат

Использование опыта и знаний.

Метапредметный результат

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построение рассуждений, формулирование вывода, готовность вести диалог с товарищем.

Личностный результат.

Ориентация на понимание причин успешной деятельности.

Метапредметный результат.

Овладение логическими действиями анализ, синтез, формулирование вывода.

5.Первичное закрепление.

Составление алгоритма проверки безударного окончания имени существительного.

-Давайте поупражняемся в определении безударных окончаний имен существительных в различных падежах.

Слайд 5.

Письмо к бабушк…, на вершин…,

В овраг…, у сирен…, на тетрад…,

По дорог…, к деревн…, на топол…,

С горк…

Письмо с комментированием

Давайте составим алгоритм проверки окончания имен существительных.

(зима, конь, печь)- слова помощники.

- Проверим по учебнику, правильно ли мы рассуждали?

Слайд №6

Оцените свою работу по линеечкам.

Метапредметный результат.

Установление аналогий, причинно-следственных связей, построение рассуждений, формулирование вывода, составление алгоритма действий.

Предметный результат.

Определение безударного окончания имени существительного а разных падежах, развитие устной и письменной речи.



6. Физкультминутка.

Музыкальная разминка. Слайд презентации .

Ребята выполняют упражнение под музыку для глаз.

Личностный результат

Формирование установки на здоровый образ жизни.

7. Самостоятельная работа по группам.

Включение в систему знаний.

-Сейчас будем работать в группах.

В инструкционной карте 3 задания. Вы выбираете себе любое задание.

1.Просклонять имена существительные:

Березка, край, ель

-Произвести зв.буквенный разбор слова -ель.

2. Вставить безударные окончания имен существительных:

Бродить по дорожк…, герой из сказк…, носки из шерст…, письмо матер…, говорить о класс…, собирать на полянк…, деревья в ине…, увидел в проруб…, иглы ел…

-Произвести разбор слов по составу:

Бродить, дорожка, полянка.

3.Составить предложения. Объяснить правописание безударных окончаний имен существительных.

1.Дедушка идет по лесной тропин….

2.Старый пень стоит в снежной шапк….

3.На вершин… ел… сидит красногрудый снегирь.

-Произвести синтаксический разбор 1 предложения.

Оцените работу в группе.

Работа в группе: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей, выполнение задания.

Презентация работ группы.

Самооценка. Ситуация успеха и ее самоощущение.

Личностный результат: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметный результат.

Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

Предметный результат. Включение нового знания в систему знаний, выделение проблемы, принятие и сохранение учебной задачи.

Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.

9. Рефлексия.

Итог деятельности.

Слайд 4.

-Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания?

- Как не ошибиться в правописании безударного окончания имени существительного?



Дерево самооценки. На доске новогодняя елка.

Если у вас на уроке все получилось отлично - выберите красный шарик, если все хорошо - желтый, если не получилось так, как хотелось - зеленый.

Д/з Разноуровневое.

1 уровень.

Придумать и просклонять 3 имени существительных с безударным окончанием.

2 уровень.

Придумать 9 словосочетаний с безударными падежными окончаниями имен существительных. Доказать правильность написания окончания.

3 уровень.

Придумать 3 предложения. Доказать правильность написания безударных окончаний имен существительных.

- У них разные склонения.

-Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах можно подобрать проверочное слово с ударным окончанием или вспомнить из таблицы окончанием имени существительного в том же падеже и склонении.

Метапредметный и личностный результаты.

Умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

Личностный результат.

Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.

Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке.



© 2010-2022