Система работы по адаптации первоклассников через спецкурс «Введение в школьную жизнь»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы по адаптации первоклассников

через спецкурс «Введение в школьную жизнь».



Сегодня одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов. Наверное, любой может согласиться с тем, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят стать хорошими учениками. Но проработав в школе 20 лет, убеждаюсь в том, что не всем детям это удается, многие из них уже в первые дни пребывания в школе, столкнувшись с первыми трудностями, считают себя обманутыми, а учителя - обманщиком. Оказывается, часами сидеть за партой, слушать учителя, выполнять школьные правила не так интересно, как ожидалось. Так, школа одного за другим теряет своих пылких неофитов, рвавшихся в шесть-семь лет стать «настоящими школьниками». Почему так происходит? Почему многие дети, имеющие в ДОУ высокий уровень развития, уже в 1 классе снижают свои способности?


Может, это зависит от учителя, от системы его работы, или от психологических особенностей ребёнка, а может быть это зависит от семьи? Но как бы, то ни было, я считаю, что с первых дней обучения в школе необходимо пересмотреть имеющиеся приёмы и методы обучения и воспитания, через призму успешной адаптации ребёнка в первую неделю обучения в школе.


Ответы на многие вопросы я смогла найти у Г. Н. Цукерман и К. Н. Поливановой в спецкурсе «Введение в школьную жизнь», ориентированном на личность каждого ребёнка, её свободное развитие. Поэтому 2005 учебный год для своих первоклассников я решила начать по особенному, с курса «Введение в школьную жизнь». Такой модульный курс провожу в первую неделю сентября, по три урока ежедневно. Рабочую программу по предметам корректирую с учетом проведения модульного курса.

Цель курса - сохранение психического здоровья, эмоционального благополучия учеников.

Занятия курса способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с другом, созданию благоприятного психологического климата в классе, стремлению вместе работать, помогать, осознать новые требования и школьные правила.

Курс-тренинг - это своеобразный мостик, постепенный переход от дошкольного детства в детство школьное.

По форме, по манере общения этот курс строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Это игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. В процессе занятий дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать, оценивать друг друга так, как это делают настоящие школьники.

Для усвоения различных способов поведения в курсе «Введе­ние в школьную жизнь» широко используются знаки и жесты, помо­гающие ребенку лучше и быстрее усвоить правила. На простых беспроигрышных заданиях дети учатся действо­вать по школьному и понимают, что в школе ценятся разные вариан­ты ответов.

Формы организации обучения в курсе «Введение в школьную жизнь» очень разнообразны и динамичны. Часть уро­ка можно проводить в кругу на стульчиках, на ковре, за столами в группах, используя обычную рассадку детей, - учеников надо научить рабо­тать в различных вариантах, т.к. урок в течение всего года требует динамичности.

Авторы выделили три основных раздела, их видите на экране.

- Как учить себя с помощью взрослого

- Сотрудничество со сверстниками

- Отношение ребёнка с самим собой

Сейчас я предлагаю вам прожить 1 день первоклассника. Представьте, что сегодня первое сентября и вы впервые перешагнули порог школы.

День первый, урок 1: Знакомство.

Рассказ учителя о себе

У. Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей.

У меня дома живёт большой персидский кот и зовут его Том.

Он любит забираться ко мне на колени и мурлыкать.

Я люблю читать книги о детях, таких же как вы. А не люблю я дождливую погоду и дерущихся ребятишек.

Самое большое мое увлечение - это разведение комнатных растений. Мы с вами будем учиться вместе, устраивать праздники и походы, а я всегда буду рада вам помочь.

А теперь вы можете задать мне любой вопрос.

Выработка школьного правила

У. Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться, вас так много? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена.
Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»! Давайте еще громче! Раз, два, три!
Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена?

- Верно, если будем говорить все вместе, то никто, ничего не услышит

Что же делать?

- Послушайте, что предлагает нам Таня. Молодец, Танечка! А как ты придумала такой способ - поднимать руку? Покажи, Танюша, детям, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку.
- ВЫВОД: сейчас мы вывели с вами самое первое и очень важное школьное правило: если хочешь ответить - подними руку. А обозначу его я вот так.

Система работы по адаптации первоклассников через спецкурс «Введение в школьную жизнь»

- Для чего нам нужно это правило?

Дети. Чтобы познакомиться и чтобы все всё поняли.

- Что вы будете делать, если я покажу этот знак? Давайте попробуем.


У. Давайте попробуем. Девочка, как тебя зовут?

- Правильно ли Саша ответил на вопрос?.. А задание мое он выполнил?.. Давай, Саша, еще раз: «Мальчик, как тебя зовут?»



- Дети, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь?

- В школе иногда требуется отвечать по одному, а иногда всем вместе, то есть хором. (На доске знаки "Хор" и "Я"). ***колокольчик День 3, урок 2. Введение знака «ловушка» - Сейчас я предлагаю вам послушать небольшой рассказ о том, как я провела лето. «Это лето я провела в деревне. Первый летний месяц март мы провели всей семьёй за сбором яблок. Яблоки уродились на славу, каждое размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт - «синий налив». Кожа у него тёмно-синяя, а мякоть - голубая. Собирать «синий налив» приходится в перчатках, ведь на ветках яблонь огромные колючки. Первый день сбора яблок я забыла надеть шапку ушанку и слегка отморозила уши. Но в основном месяц прошёл без приключений» - Почему вы смеялись. Когда я читала рассказ? Учитель: «Как вы считаете, я в самом деле всё перепутала или специально расставила такие ловушки. Чтобы посмотреть: смеются дети, значит знают, что при сборе яблок мороза быть не может. Не смеются - значит, не знают, что такое яблоки, всё, что я говорю, считают чистой правдой. На уроках вам часто буду расставлять такие ловушки, чтобы проверить, какие внимательные мои ученики. Только невнимательные ученики могут попасть в такие ловушки. Ловушки будем отмечать специальными значками - как ямы. В которые можно провалиться. Если чувствуете ловушку, поднимайте знак Л (его удобнее сложить из пальцев) - Теперь ещё раз послушайте рассказ и во время чтения. Если чувствуйте ловушку, поднимайте знак «ловушка» Дома, попробуйте сами составить такие рассказы с ловушками, а родители, пусть ваши рассказы запишут. Завтра на уроке, самые интересные рассказы послушаем.

*** колокольчик День 4, урок 3. - У нас в гостях Мудрая сова, которая знает значение всех русских слов. - А вы знаете русские слова? Сейчас проверим. Сова в конверте принесла слова, значение которых вы должны объяснить. ШКОЛА КОШКА алмаз - клупп ВЫВОД: - Что делать, если ученик что-то не знает или не понял? (надо спросить) Вывод: Это ещё одно важное школьное правило, если не знаешь, надо спросить и обозначать его будем вот таким знаком - знак вопроса. Найдите у себя на парте. - Так что же такое клупп? Клупп, - это инструмент для нарезания наружной резьбы на водопроводных трубах.



- а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Одноруки». А кто такие «одноруки»?

Одноруки лучшие во вселенной сборщики конструкций. Они умеют читать МЫСЛИ, ПОЭТОМУ ДОГОВАРИВАЮТСЯ ВМИГ, БЕЗ СЛОВ и делают только одно дело и только одной рукой. Поэтому одну руку убираем за спину и работаем только одной рукой.

Первое задание однорукам - у вас на партах лежат геометрические фигуры, из них попробуйте выложить первый предмет

- ёлочку (3 треуг. и прямоуг),

- тележку (2 круга,рямоуг.)

- Внимание, один однорук бездельничает. Подумайте, как эту работу сделать вчетвером.

- Сейчас сложите снеговика (5 элементов).

- Молодцы те группы, которые подняли знак вопроса: это честные одноруки. А как же тогда собрать снеговика?

Верно, можно позвать на помощь другую группу или учителя.



-А сейчас я задам вам самое первое домашнее задание на выбор: 1 - СОСТАВИТЬ РАССКАЗ с ловушками или 2 - рассказ о прожитом дне

В каждом классе есть дети застенчивые, стеснительные, которые боятся поднимать руку, панически реагируют на вызов к доске. Спецкурс помогает этим детям преодолеть страх и неуверенность в себе. Такие дети не выходят к доске поодиночке, они выбирают себе надёжных товарищей, выходят и отвечают у доски вдвоём, втроём или всей группой. Даже самый тревожный ребёнок в такой компании не испугается и через некоторое время убедится, что нет ничего страшного в ответе у доски.

Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на достижение планируемых результатов образования, при этом особое значение имеет оценка - она выступает одновременно в качестве цели, элемента содержания и средства обучения и учения. Налаженная система контроля и оценки помогает школьнику стать равноправным участником процесса обучения. Но она обязательно должна быть правильно организована.

На данных уроках дети учатся оценивать свои работы с помощью "волшебных линеечек", которые измеряют все, что мы пожелаем: аккуратность и правильность работы, старательность и заинтересованность ребенка и многое другое.

Озаглавив линеечку, ребенок ставил на ней крестик, оценивая свою работу. Собрав работы детей, я ставила свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и моей оценки (вне зависимости от того, низко или высоко оценил себя ребенок) означало "Молодец! Ты умеешь себя оценивать!". В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки, я еще раз раскрывала ребенку свои критерии оценивания и просила в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Курс "Введение в школьную жизнь" готовит детей к активной позиции учащегося: учащего самого себя с помощью взрослого и сверстников, готовит детей к учебному сотрудничеству.

Ещё одна цель на данном этапе - научить родителей общаться с ребенком. С самого первого дня дети и родители выполняли ежедневно общее домашнее зада­ние - описывали в сочинении, как прошел школьный день (ребенок рассказывал - мама или папа записывали). На первом этапе были огромные трудности, так как общения не получалось. Родители обращались ко мне:

- Что с моим ребенком - он ничего не запоминает с урока, не умеет рассказывать?

- Я не умею расспрашивать своего ребенка?

- Зачем это нужно, у меня на это нет времени?

Это определило новый вид работы: каждое утро мы зачитыва­ли сочинения и радовались за тех ребят, которые сумели помочь своей маме так хорошо описать прошедший день. В индивидуальных бесе­дах с родителями и на консультациях мы обсуждали, как задавать вопросы, на что обращать внимание и, самое главное, уточняли, по­чему это важно.

К концу месяца на родительском собрании мамы и папы еди­нодушно отметили, что благодаря сочинениям они научились пони­мать собственного ребенка, приобщились к его школьной жизни, стали друзьями детей и учителя.



научить жить вместе


другой человек - ценность


принятие другого понимание другого помощь другому


коммуникативная культура

толерантность







На конкретных учениках я убедилась, что состояние комфортности, отсутствие страха и ожидание уроков способствуют безболезненному и приятному перехода ребёнка к новой ступеньке своей жизни, а также более быстрой адаптации.

Об этом говорят результаты исследований, которые проводились в два этапа, совместно с психологом школы. Первое исследование провели в конце октября месяца, с целью изучения того, как адаптируются дети, прошедшие курс - тренинг. Исследование включало тестирование, анкетирование детей и родителей. Так исследования показали, что к концу второго месяца обучения адаптировались 98 % детей. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, без видимого напряжения выполняли требования учителя.

У 2 % школьников моего класса к концу октября месяца прошла неполная адаптация, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался.

В конце декабря месяца было проведено ещё одно исследование. Данное анкетирование показало, что к концу первого полугодия адаптировались 100 % учащихся.










© 2010-2022