Программа по Риторике

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена на заседании МО

учителей начальной школы.

Протокол №1 от 26.08.2015г.

Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 27.08.2015г.

«Утверждаю»______________

Директор МБОУ СОШ №33 г.Липецка

И.В.Знаменщикова

Приказ № 229 от 27.08.2015г.


Программа по РиторикеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая учебная программа курса «Риторика» разработана на основе нормативных правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование;
  • Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 33 г. Липецка имени П.Н. Шубина;
  • Календарный учебный график МБОУ СОШ №33 г. Липецка на 2015-2016 учебный год;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №33 г. Липецка.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Риторика в школе» авторы программы Т.А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина и учебника - тетради «Детская риторика в рассказах и рисунках». Рабочая программа разработана без изменений относительно авторской программы «Риторика в школе». Для реализации программного содержания используются:
  • учебник-тетрадь Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина, «Детская риторика в рассказах и рисунках» - для 2 класса в 2 частях - М.: ООО « Баланс», « Ювента» , 2014г., 96с.;
  • методические рекомендации Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина, «Детская риторика в рассказах и рисунках» - для 2 класса - М.: ООО « Баланс», « Ювента» , 2011г.;
  • авторская программа « Риторика в школе» Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина- для 2 класса - М.: ООО « Баланс», « Ювента» , 2011 г.
Пособия соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС второго поколения). Учебники- тетради курса «Риторика» для начальной школы - это инновационные пособия, направленные на развитие коммуникативных способностей, умелого, успешного, эффективного общения учащихся, подготовку к дальнейшему обучению учащихся, желающих и стремящихся улучшить и углубить свое гуманитарное образование. Они помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию, учат видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общении. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Риторика » заключается в том, что она основана на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами, расширяет базовый курс литературного чтения и русского языка, дает возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами, готовит учащихся к таким видам работы, которые являются для них новыми, представляют определенную сложность, без знания которых невозможно изучение гуманитарного цикла предметов. Отличительной особенностью программы «Риторика» является то, что она даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Цель: научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Задачи: - учить характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; - учить определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности; - учить планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; - учить осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; - учить пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; - учить оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой; -учить анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения; - продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения; - учить определять тему, основную мысль несложного текста; - учить определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); - учить подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.); - учить анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; - учить разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; -учить сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; - учить давать оценку невежливому речевому поведению; - воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества); - прививать у учащихся интерес к гуманитарным предметам.
Данная программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей учащихся 2-х классов. Направленность программы: общеинтеллектуальная. Реализация программы строится на личностно-ориентированном подходе и следующих принципах:
  • принцип самоактуализации предполагает актуализацию потребности в интеллектуальных и коммуникативных способ­ностях учащихся;
  • принцип дифференциации и индивидуализации предполагает на всем протяжении обучения получение знаний и умений в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями и интересами, уровнем развития учащегося для достижения им высоких результатов;
  • принцип доступности предполагает соответствие изучаемого материала и практических заданий подготовке и уровню развития учащихся с учетом их возрастных особенностей;
  • принцип субъективной активности предполагает активизацию эмоциональной сферы и создание условий для проявления активности каждого ребенка через тот или иной вид деятельность;
  • принцип доверия и поддержки предполагает решительный отказ от авторитарного по характеру учебно-воспитательно­го процесса, присущего педагогике насильственного фор­мирования личности ребенка;
  • принцип творчества и успеха предполагает реализацию потенциальных возможностей ребенка. Достижение успеха способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление дальнейшей работы по самосовершенствованию;
  • принцип интереса предполагает корректировку программы с опорой на интересы отдельных детей и детс­кого коллектива в це­лом;
  • принцип духовности предполагает формирование морально-этических ценностей через понятия духовности, красоты и добра;
  • принцип гуманности предполагает ценностное отношение к каждому ребенку.
Методы, используемые при реализации программы:
  • Вербальный метод основан на богатстве, выразительности и многоплановости устной речи. Основными приемами и способами вербального обучения являются рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, инструктирование.
  • Иллюстративный метод заключается в предъявлении обучающимся информации способом демонстрации разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств.
  • Репродуктивный метод - многократное воспроизведение (репродуцирование) действий, направлен на формирование навыков и умений. Этот метод предполагает как самостоятельную работу обучающихся, так и совместную работу с педагогом.
  • Игровой метод - обучение на основе игр, носит выраженный эмоциональный характер, позволяет быстро мобилизовать скрытые интеллектуальные и творческие ресурсы обучающегося (приложение I).
  • Практические методы связаны с выполнением обучающимися творческих работ и предусматривают их самостоятельность и активность. Особое внимание уделяется выполнению правил техники безопасности.
  • Самостоятельная работа обучающихся с литературой по теме является одним из способов самостоятельного приобретения, закрепления и углубления необходимых специальных знаний.
  • Алгоритмический метод направлен на решение задач в строго определенной последовательности. Этот метод можно позволяет придать обучающимся уверенность в успехе и ориентирует их на идеальный конечный результат.
  • Метод конкурса творческих работ проводятся на уровне образовательного учреждения (с дальнейшим представлением их на более высоком уровне). Этот метод стимулирует активность обучающихся, а также повышает их ответственность.
Срок реализации программы: 1 год. Режим занятий. Занятия проводятся во внеурочное время согласно расписанию и требованиям СанПиН к организации внеурочной деятельности. На изучение курса «Риторика» отводится: 35 часов за учебный год (23 часов теоретические основы курса и 11 часов практической работы). Формы занятий. Программа предполагает использование разнообразных форм проведения занятий в зависимости от возможностей детей. В их число входят: объяснение, беседа, практическая работа, интерактивная игра, тренинг, презентация готового продукта, творческая работа, решение риторических задач. Формы подведения итогов реализации программы. Подведение итогов реализации программы « Риторика» проводится в форме творческой работы, которую учащиеся представляют на празднике «Калейдоскоп идей». Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Личностными результатами является формирование следующих умений: - осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; - осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; - оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; - анализировать тактичность речевого поведения в семье; - объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов. Метапредметными результатами является формирование следующих учебных действий: - формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); - пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; - отличать подробный пересказ от краткого; - знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа; - пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа; - пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон; - реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи; - при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; - делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Предметными результатами является формирование следующих умений: - характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; - определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности; - планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; - осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; - уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; - оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой; - анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения; - продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения; - определять тему, основную мысль несложного текста; - определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); - подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.); - анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; - разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; - сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; - давать оценку невежливому речевому поведению.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА Содержание курса «Риторика» обеспечивает реализацию следующих результатов: Приобретение социальных знаний и навыков: 1) Начальные навыки - некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми, участвовать в разговоре.

  • Умение вступить в разговор с кем-либо.
  • Перейти в разговоре к интересующему вопросу, детально обсудить его и ответить на вопросы собеседника.
  • Дать другому человеку понять, что его внимательно выслушали и затем умело завершить разговор каким-то уместным замечанием.
  • Выслушивать другого человека, быть внимательным к нему, постараться понять его и показать ему свою заинтересованность.
2) Самовыражение в разговоре - умение выразить свои чувства и переживания или передать информацию другому человеку,
  • Сказать комплемент, сказать собеседнику, что что-то нравится в нем или его действиях.
  • Поддержать человека, если он сомневается в своих силах.
  • Попросить о помощи: попросить кого-либо помочь квалифицированно справиться со сложной ситуацией, с которой ребенок не может справиться самостоятельно.
  • Доходчиво объяснить кому-либо ,что и как ему делать.
  • Выражать нежные чувства.
  • Обратиться с жалобой: дать кому-то понять, что он виноват перед Вами и попытаться найти решение проблемы.


3) Реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает.

  • Откликнуться на переживания другого человека (эмпатия) - попытаться понять то, что чувствует другой человек и выразить ему свое понимание.

  • Приносить извинения

  • Выполнять указаний - строго следовать инструкции и выполнять соответствующие действия.
  • Реакция на уговоры - учесть предложения другого человека, сравнить их со своими идеями и решить какой образ действия будет лучше в конечном счете.
  • Реакция на неудачу - выделить, что в действиях было неправильно и что можно изменить, чтобы более успешно действовать в будущем.
  • Разобраться в противоречивых заявлениях: выяснить, что в словах другого человека соответствует действительности.
  • Реагировать на жалобу - справедливо реагировать на неудовольствие другого человека в ситуации, виновником которой является ребенок.
4) Навыки планирования предстоящих действий - прежде чем разговаривать с другими людьми или делать что-то, необходимо это спланировать и как следует подготовиться к предстоящему действию.
  • Решить, чего ученик хочет добиться и насколько это реально.
  • Решить, какая специальная информация нужна, и обратиться за ней к компетентным людям.
  • Сосредоточиться на выполнении задания, создать такие условия, которые позволят сделать работу эффективно.
  • Оценка собственных способностей - честно и беспристрастно оценить свои способности, чтобы определить, насколько компетентны в соответствующем деле.
  • Выделение приоритетных проблем - решить, какая из проблем наиболее важная, и какая должна быть решена в первую очередь.
  • Принять решение - оценить, какое из возможных решений является наиболее реалистичным, наметить наиболее реальный образ действий.
5) Альтернативы агрессивному поведению - каким образом избежать конфликта и разрушения отношений или вести себя в конфликтной ситуации наиболее продуктивным способом.
  • Определять, какие именно чувства испытывает ученик.

  • Умение обращаться с просьбой

  • Релаксация - умение успокаиваться и расслабляться

  • Самоконтроль - умение овладеть собой, не допуская срыва.

  • Переговоры - прийти к компромиссному решению в споре с другим человеком.

  • Помочь другому человеку, когда он не может сам справиться со своими проблемами.

  • Самоутверждение - отстаивать свою позицию, показав другим, что учащийся хочет, испытывает или думает по поводу чего-либо.

Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; понимания учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека, эстетического отношения к красоте окружающего мира, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к тру­ду, к другим людям. Приобретение опыта самостоятельного действия: приобретение школьником опыта сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; опыта самообслуживания, самоор­ганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления деятельностью других людей и приня­тия на себя ответственности за других.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ Контроль за ходом реализации программы осуществляется при помощи диагностического инструментария:

  • Информационной карты освоения учащимися программы.

Информационная карта освоения учащимися программы

№ п/п

Ф И ребенка

Опыт освоения теории

Опыт освоения практической деятельности

Опыт творческой деятельности

Опыт эмоционально-ценностных отношений

Опыт социально значимой деятельности

Общая сумма баллов

1

2

3


  • Обработка и интерпретация результатов:
  • 1-4 балла - программа в целом освоена на низком уровне;
  • 5-10 баллов - программа в целом освоена на среднем уровне;
  • 11-15 баллов - программа в целом освоена на высоком уровне.

Контроль осуществляется в следующие сроки:

  • Информационная карта освоения учащимися программы заполняется - 2 раза в год в декабре; апреле или мае.









ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество часов

Контрольные мероприятия

Общее количество часов

Теория

Практика

ОБЩЕНИЕ

18

12

6


1. Проверь себя. Наука риторика.


1



2. Кто - что - кому.


1



3. Кому - кто. Адресат - адресант.



1


4. Как мы говорим.


1



5. Темп и громкость. Тон речи.


1



6. То же слово, да не так бы молвить.


1



7. Настроение, чувства и тон говорящего.


1



8. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.



1


9. Учусь слушать. Мы слушаем - нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!



1


10. Слушали и услышали.


1



11. Слушаем и стараемся понять.


1



12. Слушаем и выделяем непонятное.



1


13. Слушаем, как говорят.


1



14. Слушаем на уроке. Слушаем целый день.


1



15. Вежливая просьба. Прошу Вас.



1


16. Скрытая просьба.


1



17. Учусь читать и писать. О чём нам говорит шрифт?



1


18. Рисунки, таблицы, иллюстрации, схемы.


1



ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

17

11

5

1 19. Текст. Тема и основная мысль.


1



20. Опорные слова.


1



21. Пересказ. Виды пересказов.


1



22. План.



1


23. Вежливый отказ. Согласие или отказ. Отказывай, не обижая.


1



24. Типы текстов.


1



25. Рассуждение. Примеры в рассуждении.


1



26. Ссылка на правило, закон.


1



27. Точные и неточные объяснения.


1



28. Описание. Признаки предмета.



1


29. Описание в объявлении.


1



30. Загадки-описания. Сочини загадку.



1


31. Невыдуманный рассказ.


1



32. Было или придумано?



1


33. Части рассказа.


1



34. Хочу вам рассказать.



1


35. Подведем итоги.




1
ИТОГО

35

23

11

1

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тема 1:ОБЩЕНИЕ.(18 часов)

Речевая (коммуникативная) ситуация.

Теоретическая часть. Кто (адресант) говорит (пишет) - кому (адресат) - что - с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Практическая часть. Игровая ситуация «Мы ученики».

Виды общения. Теоретическая часть. Общение в быту (обыденное - повседневное); общение личное: один - один (два - три). Практическая часть. Игровая ситуация «В магазине».

Речевая деятельность. Теоретическая часть. Четыре вида речевой деятельности. Говорить - слушать, их взаимосвязь. Писать - читать, их взаимосвязь. Практическая часть. Игровая ситуация «На уроке»

Слушание. Теоретическая часть. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Практическая часть.«В библиотеке»

Говорение. Теоретическая часть. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Практическая часть. «Играем в театр»

Чтение. Теоретическая часть. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). Практическая часть. Игровая ситуация «На уроке чтения»

Письменная речь. Теоретическая часть. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д. Практическая часть. Игровая ситуация «В типографии»

Правильная и хорошая эффективная речь. Теоретическая часть. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная). Практическая часть. Игровая ситуация «На улице»

Речевой этикет. Теоретическая часть. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи. Практическая часть. Игровая ситуация «На детской площадке»

Этикетные речевые жанры. Теоретическая часть. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ. Практическая часть. Игровая ситуация «По страницам сказок»

Тема 2: ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. (17 часов) Теоретическая часть. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах. Практическая часть. Игровая ситуация «В редакции»

Типы текстов. Теоретическая часть. Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Практическая часть. Игровая ситуация «На уроке окружающего мира» Теоретическая часть. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка. Практическая часть. Игровая ситуация «Угадай-ка»Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты. Теоретическая часть. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. Практическая часть. Игровая ситуация «Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Этикетные речевые жанры. Теоретическая часть. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ. Практическая часть. Ролевая игра.

Подведение итогов. Выполнение творческой работы, которую учащиеся представляют на празднике «Калейдоскоп идей».

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список литературы для педагогов:

Основная литература:

  1. Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник- тетрадь - для 2 класса в 2 частях - М.: ООО « Баланс», « Ювента» , 2014г., 96с.;
  2. Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина, «Детская риторика в рассказах и рисунках»: методические рекомендации - для 2 класса - М.: ООО « Баланс», « Ювента» , 2011г.;
  3. Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина « Риторика в школе» авторская программа - для 2 класса - М.: ООО « Баланс», « Ювента» , 2011 г.

Дополнительная литература:

  1. Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С - 56-62.

  2. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в на­чальной школе. Ч. 1,2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учи­тель», 2004.
  3. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. - М., 2011.

  4. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. - 96 с.

  5. Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С - 59-61.

  6. Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.

  7. Тимофеева И.И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти лет». // Санкт-Петербург. 2000, С - 62-76.

Цифровые образовательные ресурсы:
  1. school.edu.ru
  2. school-collection.edu.ru/
  3. mail.redu.ru
  4. edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about

  5. bio.1september.ru/articlef.php?ID=200501404\
  6. festival.1september.ru/articles/505343/

  7. Большая детская энциклопедия. mirknig.com/

  8. Интернет-журнал «Затеево» zateevo.ru/

  9. Красная Книга Московской области. Официальная интернет- версия

  10. kkmo1.verhovye.ru/

  11. Детские электронные книги и презентации viki.rdf.ru

  12. Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодия» DVD-диск

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 Д КЛАСС

№ урока

Тема урока

Дата


Формы проведения занятия

Универсальные учебные действия
Тема 1: ОБЩЕНИЕ (18 часов)

1.3., 2.5. 3.1.1. 4.1. 1. Проверь себя. Наука риторика. 07.09 беседа

1.1, 2.6,3.1.2.,4.5. 2. Кто - что - кому. 14.09 беседа

1.3., 2.4., 3.1.2.,4.4. 3. Кому - кто. Адресат - адресант. 21.09 практическая работа

1.3., 2.5. 3.1.1. 4.1. 4. Как мы говорим. 28.09 объяснение

1.2.,2.6.,3.1.2..,4.9. 5. Темп и громкость. Тон речи. 12.10 беседа

1.3., 2.4., 3.1.2., 4.4. 6. То же слово, да не так бы молвить. 19.10 интерактивная игра

1.2., 2.6., 3.1.2..,4.9. 7. Настроение, чувства и тон говорящего. 26.10 беседа

1.3., 2.4.,3.1.6. 8. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. 02.11 практическая работа

1.3., 2.5., 3.1.2.,4.2. 9. Учусь слушать. Мы слушаем - нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! 09.11 практическая работа

1.3., 2.4., 3.1.6. 10. Слушали и услышали. 16.11 беседа

1.3., 2.4., 3.1.2., 4.4. 11. Слушаем и стараемся понять. 23.11 беседа

1.3., 2.4.,3.1.6. 12. Слушаем и выделяем непонятное. 30.11 практическая работа

1.3., 2.4., 3.1.6. 13. Слушаем, как говорят. 07.12 интерактивная игра

1.3., 2.7., 3.1.4., 4.2. 14. Слушаем на уроке. Слушаем целый день. 14.12 беседа

1.3., 2.5., 3.1.2., 4.2. 15. Вежливая просьба. Прошу Вас. 21.12 практическая работа

1.3.,2.5.,3.1.2.,4.3. 16. Скрытая просьба. 28.12 беседа

1.3.,2.5.,3.1.2.,4.3. 17. Учусь читать и писать. О чём нам говорит шрифт?
практическая работа

1.2.,2.2.,3.1.2.,4.2. 18. Рисунки, таблицы, иллюстрации, схемы.
презентация готового продукта

1.3.,2.5.,3.1.2.,4.3.

Тема 2: ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (17 часов)

1.3.,2.4.,3.1.5.,4.6. 19. Текст. Тема и основная мысль.
объяснение

1.3.,2.5.,3.1.2., 20. Опорные слова.
объяснение

1.3.,2.5.,3.1.2.,4.3. 21. Пересказ. Виды пересказов.
объяснение

1.3.,2.7.,3.1.4.,4.8. 22. План.
практическая работа

1.3.,2.4.,3.1.5.,4.6. 23. Вежливый отказ. Согласие или отказ. Отказывай, не обижая.
тренинг

1.3.,2.5.,3.1.2., 24. Типы текстов.
объяснение

1.2., 2.6., 3.1.2..,4.9. 25. Рассуждение. Примеры в рассуждении.
беседа

1.3., 2.4.,3.1.6. 26. Ссылка на правило, закон.
презентация готового продукта

1.3., 2.5., 3.1.2.,4.2. 27. Точные и неточные объяснения.
беседа

1.2., 2.6., 3.1.2..,4.9. 28. Описание. Признаки предмета.
творческая работа

1.3., 2.4.,3.1.6. 29. Описание в объявлении.
интерактивная игра

1.3., 2.5., 3.1.2.,4.2. 30. Загадки-описания. Сочини загадку.
творческая работа

1.2.,2.4.,3.1.3.,4.5. 31. Невыдуманный рассказ.
презентация готового продукта

1.3.,2.7.,3.1.4.,4.2. 32. Было или придумано?
решение риторических задач

1.3.,2.4.,3.1.3.,4.4. 33. Части рассказа.
беседа

1.3.,2.7.,3.1.4.,4.8. 34. Хочу вам рассказать.
творческая работа

1.3.,2.4.,3.1.5.,4.6. 35. Подведем итоги.
творческая работа

1.3.,2.5.,3.1.2.





























© 2010-2022