Статья по русскому языку на тему Трудные слова в начальных классах (1-4 классы)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Трудные слова в начальных классах


Татьяна Петровна Курилова, учитель начальных классов

МКОУ Совхозной СОШ Семилукского района

Воронежской области
Одна из главных задач современной школы - развитие личности ребёнка. Развитие мышления, воображения, речи, памяти, внимания - основная задача начальной школы второго поколения. Богатство словарного запаса является одним из показателей умственного и речевого развития школьника. Ушинский писал: « Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, плохо понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Чем богаче словарный запас учащихся, тем содержательнее его письменная и устная речь. Речевому развитию может способствовать хорошо поставленная организация учебной деятельности. Овладеть словом - значит усвоить его значение, нормы употребления речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает современное умственное и речевое развитие детей, во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала, в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания. Дети приходят в школу с малым запасом слов. Они не умеют говорить, выражать свои мысли, не понимают значения слов. Чтобы у детей обогатился словарный запас, возник интерес к богатствами родного языка, сформировался навык написания слов, я собрала весь материал о словарных словах (значение, источники слова, однокоренные слова, сочетаемость слов, синонимы, антонимы, пословицы, поговорки, загадки, фразеологические обороты, тексты для диктантов, игры). Весь материал оформила в папки по темам. С ними хорошо работать и очень удобно. В папке так же находятся рисунки, слова, написанные на плакатах. Проработав в школе 39 лет, я выработала свою методику работы со словарными словами. Как я знакомлю со словарным словом? 1. Предлагаю рассмотреть карточку - картинку с изображением предмета. Ученики называют видимый предмет, осознают его значение. б) Можно загадать загадку. Они отгадывают её, объясняют отгадку к загадке. в) Можно предложить выделить изучаемое слово из текста, написанного на доске или воспринятого на слух детьми. 2. Дети называют слово, ставят ударение, указывают количество слогов, произносят все звуки. 3. Выставляю карточку с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании. 4. Спрашиваю, какую букву в слове надо проверить? Можно ли проверить? Записывают в тетрадь. Ставят ударение, выделяют гласную, которую при письме надо запомнить. 5. Под руководством учителя дети подбирают к слову однокоренные слова. Подбор слов сочетается с элементарным анализом (лексическим). Проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись в тетрадь. 6. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют своё предложение.
1. Приведу пример знакомства со словом медведь. - На урок пришло к нам новое слово. Отгадайте загадку. - Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. - Кто это? - Как вы догадались? - Что вы о нём знаете? - Где живёт? Чем питается? - А знаете ли вы, что означает слово медведь? Я прочитаю рассказ Н.Сладкова «Сорока и медведь», а вы ответьте на вопрос. - Эй, Миша-медведь, на вопрос ответь. - Какой вопрос, Стрекотуха? - А почему тебя Медведем зовут? Глухаря - понятно: он весной глухой. Зайца- беляка - понятно: он зимой белый. А вот медведь - не понятно! - Хе-хе! Бестолковая ты птица: Мед - ведь - значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан. ( Слово медведь означает «едящий мёд, медоед, мёд ведающий»). 2. Произнесём это слово. Сколько слогов? Назови первый? Второй? Какой ударный? Произнесите звуки по порядку. 3. Посмотрите на карточку, прочитайте орфографически. Есть разница в произношении и написании? 4. Какую букву надо проверить при письме? Можно ли? Запишем это слово в тетрадь. Поставьте знак ударения, выделите гласную е, которую надо запомнить. 5. Подберём однокоренные слова к этому слову. Я буду читать предложения, а вы найдите родственные слова. а) Из лесу, из лесу из дремучего выходила медведиха со малыми детушками медвежатами погулять, посмотреть, себя показать (А.Пушкин). б) Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке (В.Бианки). в) Медвежий марш и вальс медвежий! С гармошкой мишка на манеже. Медведица с медведем пляшет, Им медвежонок лапой машет («Цирковая азбука» В. Берестова). г) Назовите медведя ласково (Медведюшка). д) Если медведь большой, огромный, крупный, то, как его назовём? ( Медведище ). е) Как называют след? ( Медвежий). Лапу? (Медвежья). - Какая общая часть у этих слов? Это корень слова. Как пишется корень слова во всех этих словах? ( Одинаково). Какую букву запоминаем? 6. Составьте предложение с любым из однокоренных слов. Запишите. Работу над словом не заканчиваю на одном уроке. Провожу её в процессе лексико - орфографических упражнений. Знакомлю с фразеологическими оборотами речи, с многозначностью этого слова, с синонимами и антонимами, с сочетаемостью слов. На следующих уроках даю небольшие рассказы, пословицы, загадки в виде зрительного, предупредительного, зрительно - слухового, объяснительного, творческого, комментируемого, картинного диктантов, диктанта в загадках. Знакомлю детей с разными словарями: толковым, синонимов и антонимов, этимологическим, иностранных слов, фразеологическим, орфографическим. Все эти упражнения способствуют осознанию значения словарных слов и правильности их использования в речевой практике, а также дают возможность показать богатство нашего языка, сформировать умение замечать их в предложении.


© 2010-2022