План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы (3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе классе




Учитель начальных классов, I квалификационной категории: Сафина Галия Талгатовна МОУ "Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов" города Нижнекамска Республики Татарстан
Тема: Зимующие птицы, их жизнь. Забота о птицах в зимний период.
Цель:1. Познакомить детей с жизнью зимующих птиц, уточнить представление о них, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях. 2. Развивать связную речь, расширять объём зрительного и слухового внимания и памяти. 3. Воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе.

Оборудование: книги о птицах, картина «Друзья птиц», слайды на мультимедийной установке.




I. Актуализация знаний учащихся.

К доске 3 человека.

1.Записать зимние явления природы.

2.Написать названия зверей, живущих в наших лесах.

3.Написать названия перелётных птиц.

По карточкам.

1.Отгадай загадку, напиши по плану об этом животном (2 ученика)

1) Серовато, зубовато,

По лесу рыщит,

Ягнят ищет.

(Волк)

2) Длинное хвостище,

А сама хитрища:

В лесу живёт,

В селе кур крадёт.

(Лиса)

2.Проверка домашнего задания.

а) Дайте характеристику погоды сегодняшнего дня.

Что изменилось за неделю?

б) Отгадайте и расскажите, что вам известно об этих зверях:

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь) => слайд №1 План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 класс

Рассказ ученика.


У косого нет берлоги

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

(Заяц) => слайд №2 План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 класс

Рассказ ученика.





Этот рыженький зверёк

«Прыг» с ёлки на дубок.

(Белка) => слайд №3 План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 класс

Рассказ ученика.

в) Проверим задание на доске.

Что можете дополнить?

Какие животные находятся под охраной? Почему?

Почему многие птицы улетают от нас?

II. Работа по новому материалу.

  1. Я подсмотрела следы на снегу и сфотографировала их (Показ слайда №4). План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 класс План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 класс

Чьи следы вы здесь увидели?

А чей это след? (Ответы детей). Да, это след птицы. Какие же птицы могли оставить след на снежной скатерти?

Почему птицы не улетели?


  1. Сообщение темы урока и работа по ней.

- Сегодня мы поговорим о птицах, которые зимуют у нас. (Показ слайдов №5).

Если вы встретите знакомую птичку, то расскажите о ней, что знаете.

Рассказ детей.

Послушайте загадку:

С наступлением холода

Жить ей всё трудней

И, смелея от голода,

Корма ждёт от людей.

(Синица) =>слайд№6 План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 класс

Угадали? Посмотрите каков внешний вид? Чем питаются синицы? Почему зимой летят к человеческому жилью?

Рассказ учителя.

У нас 6 видов синиц. О пользе синичек всем известно: за день они съедают столько, сколько весят сами. Даже зимой они внимательно осматривают каждую ветку, ищут личинки насекомых. До двух тысяч веток осмотрит Синичкин патруль. За зиму их много погибает: из 10 выживает 1-2 синички. Но высокая плодовитость спасает их от вымирания. Есть народная примета: Утром синичка пищит, ночью будет мороз.

- Далее, о ком идёт речь?

Кто примостился на сучке

В нарядном красном колпачке?

Как долотом, долбит сучок:

Тук-тук! А где же червячок?

(Дятел) =>слайд№7 План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 класс

Посмотрите, расскажите, каков дятел по внешнему виду? Что знаете о нём?

Рассказ учителя.

В Татарстане 6 видов дятлов: большой, пёстрый дятел ( на экране), малый пёстрый, зелёный дятел, желна и другие. Самый крупный - чёрный дятел. Он издаёт звук «трю-ю-три», напоминающий свисток, за что его зовут кондуктором.

Как называют дятлов? Да, их зовут Тук Тукыч, кузнец, лесной доктор. А почему?

Подумайте: почему дятел не падает с дерева?

(У него крепкий хвост из твёрдых перьев, на которые он опирается, как на подставку. У него острые когти: два пальца вперёд, а один или два назад. У него крепкий клюв и голова, а длинный зазубренный язык с костяной иголкой на конце он засовывает за личинками в самую узкую щель).

Где он живёт? Чем питается?

(Живёт он в дупле, которое выдолбил сам; в остальных дуплах гнездятся другие лесные жители. Любят дятлы семена сосновых шишек. Недаром возле него всегда стая синиц, поползней, корольков кормится вместе с ним).

Далее, угадайте, о ком это?

Как сажа, черна,

Как сметана, бела,

Люблю всем в лесу рассказать, где была.

(Сорока) =>слайд№8 План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 класс

Рассказ учителя.

У нас несколько видов сорок. А какими эпитетами награждают сорок?(Белобока, болтушка, воровка). Когда птица летит, то быстро машет крыльями, а хвостом, как рулём, крутит. Она ещё задира: то на зайчат нападает, то маленьких бельчат обидит. Любит из гнёзд воровать яйца птиц. Хоть и болтушка, но нет от неё пощады в лесу жукам, червякам, гусеницам. Живут сороки до 27-30 лет, питаясь падалью на выгребных ямах, выполняют роль санитара.

Далее, о ком эта загадка?

На суку сидит,

«Кар-кар» - кричит.

(Ворона) =>слайд№9 План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 класс

Посмотрите, какая ворона по внешнему виду? Чем питается?

Рассказ учителя.

Она тоже является санитаром, питаясь на выгребных ямах, не позволяет распространяться эпидемиями, инфекциям. В то же время таскает яйца многих полезных птиц. О воронах говорят, как о глупых птицах. Нерасторопных людей часто называют воронами. Живут вороны долго.

Посмотрите этот кадр. Что за птица? Что знаете о ней?

(Галка) =>слайд№10 План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 класс

Рассказ учителя.

Галка чёрная, поменьше вороны. Живёт постоянно возле человека, вьёт гнёзда даже в печных трубах.

III. Работа по закреплению материала.

а) Посмотрите на экран.(Воробей, поползень) =>слайд№11 План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 классПлан - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 класс

Рассказывают о них подготовленные дети.

б) Какие птицы прилетают к нам зимовать? О ком это?

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь) =>слайд№12 План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 класс

Рассказ учителя.

Снегири не боятся морозов. Они могут по несколько часов сидеть неподвижно на ветке, особенно после кормёжки. Любят ягоды рябины, крушины: ягоды расклёвывают, а семена едят. Непереваренные семена попадают на землю и дают всходы. Так снегирь рассаживает. Он уничтожает семена сорных растений: чертополоха, репейника. Своё название получил потому, что лишь упадут на землю первые снежинки, красногрудые птички тут как тут.

А это кто? (Свиристель)=>слайд№13 План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 класс

Что знаешь об этих птицах? Хохлатые свиристели кочуют с севера на юг, задерживаясь там, где находят обильный корм: ягоды рябины, калины, шиповника, можжевельника. Ягоды глотают целиком, что способствует расселению этих деревьев и кустарников.

В каком рассказе мы встречались с этой птицей?

- Кто знает, какая птица зимой птенцов выводит?

Откройте учебники, прочитайте об этой птичке и расскажите о ней!

- Какая птица может подражать голосу других птиц, может лаять, мяукать?

- Да, это сойка - красивая, шумная, крикливая птица. О ней нам расскажут ребята.

(Сойка) => слайд №14 План - конспект урока по окружающему миру Зимующие птицы(3 класс

IV.Эвристическая беседа о пользе птиц, помощи им в зимнее время.

а) Сегодня мы много говорили о птицах. Как называем птиц? Почему?

б) Работа по картине «Друзья птиц».

Что делают дети? Как называется картина? Почему?

А можно ли вас назвать друзьями птиц? Докажите это. (Дети рассказывают, что они сделали кормушки, насыпают в них корм).

Какие птицы прилетают к вам? Что они любят есть? Чем вы их кормите?

в) Посмотрите на этот плакат. Прочитайте. Слайд№15

Рыбе нужна вода, птице - воздух,

зверю - лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу - значит,

охранять Родину.

М. Пришвин

Как понимаете эти слова?

V. Викторина для учащихся.

Посмотрите на вопросы викторины. Слайд №16.

VI.Итог урока.

С какими птицами познакомились сегодня на уроке?

Что нового узнали?



© 2010-2022