Открытое занятие для 2 класса на тему Изо всех земных чудес мне милее этот лес

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое занятие для 2 класса на тему Изо всех земных чудес мне милее этот лесОткрытое занятие для 2 класса на тему Изо всех земных чудес мне милее этот лесОткрытое занятие для 2 класса на тему Изо всех земных чудес мне милее этот лес



Министерство образования

Иркутской области

областное государственное образовательное казенное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

основная общеобразовательная школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 11 п.Лесогорск

665500, Иркутская область, Чунский район, п.Лесогорск, ул.Шастина, 30

Телефон: +7(39567) 74231, 73696 E-Mail: [email protected]





































Провела воспитатель 2 класса

Михайлова И.А.


Цель: Обобщить знания о животных и явлениях природы. Развивать познавательный интерес к природе, логическое мышление, умение работать сообща. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: презентация, карточки с ребусами, карточки с заданиями.
Ход занятия: (Сл.1) Ведущий: -Добрый день дорогие гости! Добрый день ребята! -Ребята, сегодня мы с вами поговорим о лесе - о нашем зелёном друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь вокруг: мебель, пол, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, дёготь, скипидар и многое другое. Более 10 000 различных изделий производится из древесины промышленностью нашей страны. Без дерева наша сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако, ребята, с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездушно истреблялось. Представте себе, что мы хотим совершить экскурсию в летний лес. Ребята, а какие летние месяца вы знаете. Правильно ребята июнь, июль, август, давайте посмотрим видеосюжет «Лето» (Сл.2)
(Закройте глаза: звучит пение птиц) (Сл.3) В лесу раннее утро, лес пробуждается, птички защебетали, белка вылезла из дупла, лиса из норы, а муравьи труженики уже все в работе. И чтобы нам не нарушить покой природы, давайте тихонечко зайдем в их мир и узнаем, что нельзя делать, как помочь природе, какую пользу приносят нам растения и многое другое.
(Сл.4) А перед тем, как нам зайти в лес, давайте повторим правила поведения в лесу:

  1. Не разоряй птичьи гнезда.(сл.5)
  2. Не разоряйте муравейники.(сл.6)
  3. Не забирай из леса домой диких животных. (СЛ 6)
  4. Не обижай лесных насекомых. (СЛ. 8)
  5. Не рвите полевые цветы. (СЛ.9).
  6. Не рвите редкие цветы. (СЛ.10)
  7. Не ловите бабочек и стрекоз. (СЛ. 11)
  8. Не шумите в лесу (СЛ.12)
  9. Не разжигайте костры. (СЛ.13)
  10. Не оставляйте мусор в лесу (СЛ.14)
  11. Не бейте стекло в лесу. (СЛ.15)
  12. Не вырезайте надписи на деревьях. (СЛ.16)
  13. Не портите несъедобные грибы. (СЛ.17)
  14. Не вырывайте кустарники и грибы с корнем. (СЛ 18)
  15. Не обижайте змей. (СЛ.19)
  16. Не убивай лягушек.
  17. Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.
Вот и повторили правила поведения в лесу. Итак, название нашего занятия: «Изо всех земных чудес мне милее русский лес». (СЛ.20) Ученица: (К.А) Милая Родина! Ты год от года Должна становиться краше. Охрана природы- Дело народа, Моё, твоё, наше!
ВЕД: Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен? Вот стоит обычный стол
Хором: это лес! Или рама, двери, пол?
Хором: это лес! А пинал красивый наш? Хором: это лес! Или этот карандаш? Хором: это лес! Ну а стол, скамейка, парта? Хором: это лес! А тетрадка, книга, карта? Хором: это лес! Оглянитесь - всё вокруг….. Это наш зелёный друг.
ВЕД: Видите, ребята, как много дал нам лес. Лес - это наше богатство. (СЛ.21) Много художников воспело красоту леса в своих творениях, картинах. Посмотрите и скажите, что хотел показать на полотне каждый художник? (ответы детей)
Наступила прекрасная пора золотой осени. В разноцветном хороводе закружилась листва. Деревья теряют свой золотой наряд. Земля покрыта багряным ковром. Все листья разные как разноцветная мозайка. Природа ждет прихода зимы. Каждый из вас по - разному видит красоту русской природы, но вывод один: наша Родина прекрасна в любое время года, и надо беречь эту красоту.
(СЛ.22) Давайте посмотрим видеосюжет (Осень в своей красе).
ВЕД: А сколько рассказов, стихов посвятили русские писатели этой теме? (СЛ23) Послушайте внимательно стихотворение И. Мазнина. «Изо всех земных чудес». (М.Д.)


Изо всех земных чудес Мне милее русский лес. И веселый - молодой И задумчивый, седой. Хоть в какое время года, Хоть какою будь погода, Но особенно - зимой, Когда весь он кружевной, Вырезной, как будто терем, И сверкает белизной Снежной - снежной Нежной - нежной… А над этой белизной Посреди тиши лесной, Как в избе оконце, В небе тлеет солнце. И так близко - близко, И так низко - низко Над ветвями и землёй Что легко в него рукой Если постараться - Можно постучаться Попроситься на часок Заглянуть на огонек!
Вед: Видите, какой красивый лес зимой. С чем сравнивает писатель русский лес? (ответы детей). То задумчивый - седой, весь кружевной, будто терем вырезной, и сверкает белизной. А что же ещё происходит в зимние месяца, давайте посмотрим. (СЛ.24) (Видео зима). Ученик: (С.К.) Лес - это наряд нашей земли. Там, где лес, там чистый воздух. Лес это дом для зверей и птиц. Это грибные поляны и вкусная душистая земляника. Много даров мы получаем от леса. Ученица: (У.Д.) Грибная пора отойти не успела Гляди - уж чернёхоньки губы у всех Набили оскому; черника поспела! А там и малина, брусника, орех!
ВЕД: А кто населяет наши леса, мы сейчас узнаем, отгадав загадки.

  1. Кто в дупле живет,(СЛ.25)
Орешки грызет На деревьях резвится, Упасть не боится? (Белка) 2. Я - запасливый зверек (СЛ.26) В сумке за щекою Я таскаю зерна В свою кладовую (Хомяк) 3.У зеленой кочки, (СЛ.27) над зелененьким листочком притаилась по прыгушка пучеглазая……(Лягушка) 4.Гнездо не строит никогда, (СЛ.28) Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) 5.Не ёлка, а колючий. (СЛ.29) Не кот, а мыши боятся. (Ёж) 6. Не дровосек, не плотник (СЛ.30) А первый в лесу работник. (Дятел) 7. За деревьями, кустами (СЛ.31) Промелькнуло, будто пламя Промелькнуло, пробежало - Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса) 8.Трав копытами касаясь, (СЛ.32) Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога расставив широко. 9.Кто как только жарко станет, (СЛ.33) Шубу на плечи натянет А нагрянет холод злой, Скинет с плеч её долой. (Дерево, ЛЕС).
ВЕД. А каких животных мы ещё не назвали? (СЛ34) Может, знаете другие загадки о животных? (ответы детей)
Ученица. (Г.К.)
Сидит на елке белка - Пушистый хвост Я вижу: держит белка Тарелку звёзд. И отгрызает белка От вазочки по крошке А это и не вазочка! А сыроежка крупная! Сыроежка красная, сыроежка хрупкая. А белочка хруп-хруп - И нету сыроежки, И нет тарелки звезд И ускакала белочка - Пушистый хвост.



Ученик: (Н.Д.) Есть у меня зеленый друг, Весёлый друг, хороший Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек.
ВЕД: О чём эта загадка? Чем же хорош этот друг? Дети: это лес. (СЛ.35) Он дарит нам грибы, ягоды, целебные травы. ВЕД: Так вот зачем вы ходите в лес! А знаете ли вы грибы? Сможете ли отгадать загадки?
1.Под деревцем , под осинкой (сл.36) Стоит мальчик с пальчик, На нем сер кафтанчик, Красна шапочка…...(подосиновик)
2.Ножка белая, прямая (сл.37) Шляпка красная такая А на шляпке, на верхушке, Беленькие канапушки….……(мухомор)
3.Стоит Лушка - (сл.38) Белая рубашка, А шляпа надета Шоколадного цвета ….(Белый гриб)
4.Нет грибов дружней, чем эти, (сл .39) Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу…..(опята)
5.Не спорю не белый - (сл.40) Я, братцы, попроще… Расту я обычно, В берёзовой рощи…..(Подберёзовик)
6.Этот гриб живет под елью (сл .41) Под её огромной тенью. Мудрый бородач - старик Житель бора…(боровик) 7.Семь сестричек - Лесовичек (сл.42) Платья сшили к лету Разные по цвету У каждой сестрички, Свой вкус и привычки…(сыроежка)
8.Рыженький Ванек, (сл.43) Крепкий паренёк Спрятался за пень. А шапка набекрень….(рыжик)
9)Посмотрите-ка ребята, (сл.44) Тут лисички, там опята, Ну, а это на полянке Ядовитые……(поганки)
ВЕД: А правильно ли вы собираете грибы? Главное не нарушить место, где они растут. Грибы надо срезать, а если нечем, то гриб нужно раскачать немного и вывернуть аккуратно с ножкой. Все листочки и хвоинки должны остаться нетронутыми, а полянка неповрежденной. Если гриб оказался червивым, то его шляпку можно разломить на несколько частей и разбросать. Его споры прорастут на новом месте, и грибов будет больше.
(сл . 45)(ребята посмотрите, какие ещё есть съедобные грибы видео) А, сейчас мы с вами будем работать в парах, посмотрите внимательно на эти карточки, что вы видите (грибы), вам надо ребята провести стрелочки, съедобные грибы в рамочку со словом съедобные, несъедобные… ( сл. 46)(Дети исполняют песню «Большой хоровод» (сл.Л. Жигалкиной и А. Ханта, муз. Б. Савельева». ВЕД: А сейчас давайте проведем викторину о лесе и его обитателях.
  1. ( сл.47) Что за трава, которую узнает даже слепой? (крапива)
  2. (сл.48) У каких деревьев осенью листья красные? (у клёна, у рябины)
  3. (сл.49) Какое дерево используется для изготовления лыж? (берёза)
  4. (сл.50) Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (клён)
  5. (сл.51) Из какого дерева делают спички? (из осины)
  6. (сл.52) Много рук, одна нога? (дерево)
  7. (сл.53) Что делает ёж зимой? (спит)
  8. (сл54) Что ест жаба зимой? (ничего, она спит)

ВЕД: Ребята у меня есть несколько ситуаций, давайте попробуем в них разобраться. 1 ситуация. Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли, и решили взять птенца с собой. Неожидано прямо перед ними появилась белка. Один мальчик изловчился и накрыл её шапкой. «Теперь моя будет» - довольно сказал он. Прав ли он? Ответ: Диких животных, их детенышей и птенцов нельзя уносить из природной среды. Жилища людей для них чужды. К тому же, птенцов очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе животные, оказываются неприспособленными к свободной жизни.
2 ситуация. Кто-то из девочек заметил: «Что тихо в лесу, даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить «погромче». Права ли она? Ответ: На лоне природы надо слушать тишину и звуки природы.
3.ситуация. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё мусор, который появился после их отдыха. Они поступили верно? Ответ: Природные сообщества - леса, луга, берега водоёмов не место для захоронения мусора. Все отходы нужно увозить с собой, особенно стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разлагали. Капать ямы для мусора - значит усиливать на природу вредное воздействие.
( сл.55) ВЕД, М. Пришвин - известный писатель, он много путешествовал, изучал природу, познавал её секреты. - Он писал: «Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Ученик:(В.С.)
Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать Только вместе, только дружно Лишь тогда нам повезёт И конечно, тревожно Что порою мы безбожно Не храним, что имеем, Не щадим, не жалеем. Ни за что ни в ответе, Словно самую, малость Нам на этой планете Жить и править осталось.




(сл.56) ВЕД: Читайте, узнавайте, угадывайте: -Зачем оленю белые пятна? -Чей нос лучше? -Для чего нужны хвосты зверям? -Какие травы целебные? Ответы на эти вопросы вы ребята найдете, читая рассказы Н, Сладкова, В. Бианки, Г. Скребицкого. Ученик: (Р. А.)
Хорошо в лесу. Прохладно. Но что это? Почему грибы на ёлке На сучках висят верхом? Не в корзинке, не на полке, Не во мху, не под кустом - У ствола и среди веток На сучки они надеты Грузди, рыжики, синявки, Толстяки - боровики. Не в сухой осенней травке, А надеты на сучки? Кто устроил их так ловко? Кто с грибов очистил сор? Это белкина кладовка, Это белки летний сбор! Вот она по веткам скачет, Промелькнула под кустом, Точно бойкий рыжий мячик С пышной шерсткой и хвостом.


ВЕД: Получая дары от леса, мы каждый раз говорим «спасибо» и уходим домой. А лес остается, живет. И ходит по лесу хороший, замечательный человек - лесник. Он всё замечает: не болеют ли деревья, где пора почистить лес, не гибнут ли лесные жители от каких-то болезней, не появились ли где вредители - насекомые. Много забот у лесника.

Инсценировка «На лесной опушке» (сл.57) Девочка: (Г.К.)Лапы елок прикрыли избушку. Где живет дядя Вася - лесник Заходите к нему на опушку Всех приветливо встретит старик. Мальчик: (С.Д.) Дядя Вася про птиц нам расскажет Вспомнит, как подстерег он лису Самый лучший малинник покажет И грибные местечки в лесу. Девочка: (Г.К.) Хорошо здесь в избушке прохладной, Дядя Вася гостям своим рад Очень много узнаем полезного Он радушно встречает ребят. Дядя Вася: (М. Д.) Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть всех у себя в гостях. Я думаю, что вы знаете, как надо себя вести в лесу: зверюшек не обижать, деревья зря не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник.

«Осторожно, туристы»

Дети: А почему здесь такая странная надпись?

Дядя Вася: Помните, ребята, туристы бывают разные: есть хорошие, а есть такие, о которых говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, Оставляют разбитые бутылки, засоряют лесные поляны бумагой и мусором. А самое страшное - не умело разводят костер, в результате чего возникает самый страшный враг леса - пожар. (сл.58) Ученик: (Ш. А.) Забывчивый охотник на привале Не разметал. Не растоптал костра Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костёр И, сыпля искры впереди поляны, Багровые лохмотья распростёр. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес пошёл, Как вспуганная стая белок рыжих Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы. И как снежинки, искры с ним летели Над серыми сугробами золы. (В.Шефнер «Лесной пожар») Дядя Вася: (М. Д.) Помни: Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу. (сл.59) Девочка: (Г.К.) А мы ещё знаем, что нельзя рвать большие букеты цветов, особенно надо беречь, и не рвать цветы и растения, занесённые в Красную книгу это ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку. Мальчик: (С.Д.) В книгу Красную они уже давно занесены. Мы их рвём не на потеху. Отнесём мы их в аптеку. Из даров лесного царства Люди сделают лекарства.

(дети прощаются с дядей Васей)


ВЕД: Ребята, а вам понравился этот дядя Вася? Чем же? (ответы детей) Вот бы побольше было таких людей, правда, ребята? Мы с вами живем в лесной полосе, знаем, что лес надо беречь, давайте будем аккуратными. Будем все вместе беречь природу!
(сл.60) ВЕД: Ребята, а что это за Красная книга, о которой сейчас говорили мальчик и девочка? (Ответы детей) Правильно ребята, Красная книга - это не совсем обычная книга. Цвет переплёта у этой книги красный. Что символизирует красный цвет? Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он как красный цвет светофора, предупреждает Осторожно! Может случиться беда. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу. Спасение их не возможно без специальных мер; т.е. запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы о детёнышах. Вот такая нужная книга для нашей природы.
ВЕД: С ранней весны и до поздней осени в лесах, в полях и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Ещё в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. Сегодня мы пригласили Лесовика и его друзей, чтобы они рассказали о распространённых растениях.

(выходят Лесовичок и дети).

Здороваются с гостями. Ученик: (Н. Д.) (сл.61) Родился ландыш в майский день И лес его хранит Мне кажется, его задень, Он тихо зазвенит. И этот звон услышал луг, И птицы, и цветы вокруг. Ученица: (К.А.) при болезни сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А, ещё цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.
(сл.62) Ученик: (О.А.) Загадка: Он заметный, золотой, постарел - и стал седой. И как только поседел, вместе с ветром улетел. (Одуванчик) Ученица (К.А.) Корень этого растения возбуждает аппетит. Его охотно едят и животные. ( сл.63) Ученик: (С.Д.) Вырастает подорожник, лишь проходит срок На земле сухой и твердой около дорог. Говорят о нём в народе добрые слова Всем поможет подорожник - скромная трава Если ты порезал руку или ногу сбил Он тебе залечит рану и прибавит сил. Стоек наш «мышиный хвостик» - на жаре в пыли. Это сила и терпенье от родной земли Помогая, молча людям, не боюсь не взгод Рядом с нами подорожник на земле живёт. ( сл. 64) Ученик: (Ж,К.) Много трав живет полезных На земле родной Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой. Лесовичок: (С.А.) Лес, как сказочное царство: Там кругом растут лекарства В каждой травке, в каждой ветке И микстура и таблетки. Ну а чем и как лечить, Я могу вас научить. Все целебные растенья Знаю я без исключенья… Нужно только не лениться, Нужно только научиться, Находить в лесу растенья, Что пригодны для леченья.

(Выходят дети из леса)


Артем:(О.А.) Лесовичок, я ногу натер…Ой, болит! Лесовичок: Какую траву надо приложить к ранке, ребята? (ответы детей) (сл. 65) Конечно, лист подорожника. Даша: (У.Д.) А у меня, кажется, температура поднялась… (сл.66) Лесовичок: А тебе, Даша, я дам горсть клюквы, и всё пройдет. Алёша: (кашляет, нос вытирает - у него насморк). А у меня насморк, да и кашлять я стал. Видно ноги промочил. (сл.67) Лесовичок: Ребята, чем будем Алёшу лечить? (малиной, липовым цветом, сосновыми почками). Вот даю тебе малину сухую, и листочки от малины. Дома попьёшь чаю, заваренного ими, и скорее под одеяло. Простуду, как рукой снимет. Ну а у кого бабушка бессонницей страдает, пусть корни одуванчика заваривает и пьёт этот чай. А теперь нам пора уходить. До свидания! Не болейте! (Уходят)
(сл.68) ВЕД: Ребята, и нам уже пора возвращаться с экскурсии. В лесу вечереет, природа готовится ко сну.
Подведение итогов: Дорогие ребята! Мне очень приятно было встретиться с вами, я рада, что вы приняли участие в нашей экскурсии. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наше занятие показало, что вы много знаете и наша задача - обогатить и расширить эти знания, но главное воспитать бережное отношение к природе. Спасибо за участие. До новых встреч!



Источники: Материалы из журналов: «Мурзилка», «Барвинок», «Юный натуралист», «Начальная школа», «Завуч» №5. Книга «Времена года» В. Бианки «Лесная газета». Интернет ресурсы

10


© 2010-2022