- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытое занятие для 2 класса на тему Изо всех земных чудес мне милее этот лес
Открытое занятие для 2 класса на тему Изо всех земных чудес мне милее этот лес
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михайлова И.А. |
Дата | 13.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования
Иркутской области
областное государственное образовательное казенное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
основная общеобразовательная школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 11 п.Лесогорск
665500, Иркутская область, Чунский район, п.Лесогорск, ул.Шастина, 30
Телефон: +7(39567) 74231, 73696 E-Mail: [email protected]
Провела воспитатель 2 класса
Михайлова И.А.
Цель: Обобщить знания о животных и явлениях природы. Развивать познавательный интерес к природе, логическое мышление, умение работать сообща. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: презентация, карточки с ребусами, карточки с заданиями.
Ход занятия: (Сл.1) Ведущий: -Добрый день дорогие гости! Добрый день ребята! -Ребята, сегодня мы с вами поговорим о лесе - о нашем зелёном друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь вокруг: мебель, пол, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, дёготь, скипидар и многое другое. Более 10 000 различных изделий производится из древесины промышленностью нашей страны. Без дерева наша сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако, ребята, с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездушно истреблялось. Представте себе, что мы хотим совершить экскурсию в летний лес. Ребята, а какие летние месяца вы знаете. Правильно ребята июнь, июль, август, давайте посмотрим видеосюжет «Лето» (Сл.2)
(Закройте глаза: звучит пение птиц) (Сл.3) В лесу раннее утро, лес пробуждается, птички защебетали, белка вылезла из дупла, лиса из норы, а муравьи труженики уже все в работе. И чтобы нам не нарушить покой природы, давайте тихонечко зайдем в их мир и узнаем, что нельзя делать, как помочь природе, какую пользу приносят нам растения и многое другое.
(Сл.4) А перед тем, как нам зайти в лес, давайте повторим правила поведения в лесу:
- Не разоряй птичьи гнезда.(сл.5)
- Не разоряйте муравейники.(сл.6)
- Не забирай из леса домой диких животных. (СЛ 6)
- Не обижай лесных насекомых. (СЛ. 8)
- Не рвите полевые цветы. (СЛ.9).
- Не рвите редкие цветы. (СЛ.10)
- Не ловите бабочек и стрекоз. (СЛ. 11)
- Не шумите в лесу (СЛ.12)
- Не разжигайте костры. (СЛ.13)
- Не оставляйте мусор в лесу (СЛ.14)
- Не бейте стекло в лесу. (СЛ.15)
- Не вырезайте надписи на деревьях. (СЛ.16)
- Не портите несъедобные грибы. (СЛ.17)
- Не вырывайте кустарники и грибы с корнем. (СЛ 18)
- Не обижайте змей. (СЛ.19)
- Не убивай лягушек.
- Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.
ВЕД: Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен? Вот стоит обычный стол
Хором: это лес! Или рама, двери, пол?
Хором: это лес! А пинал красивый наш? Хором: это лес! Или этот карандаш? Хором: это лес! Ну а стол, скамейка, парта? Хором: это лес! А тетрадка, книга, карта? Хором: это лес! Оглянитесь - всё вокруг….. Это наш зелёный друг.
ВЕД: Видите, ребята, как много дал нам лес. Лес - это наше богатство. (СЛ.21) Много художников воспело красоту леса в своих творениях, картинах. Посмотрите и скажите, что хотел показать на полотне каждый художник? (ответы детей)
Наступила прекрасная пора золотой осени. В разноцветном хороводе закружилась листва. Деревья теряют свой золотой наряд. Земля покрыта багряным ковром. Все листья разные как разноцветная мозайка. Природа ждет прихода зимы. Каждый из вас по - разному видит красоту русской природы, но вывод один: наша Родина прекрасна в любое время года, и надо беречь эту красоту.
(СЛ.22) Давайте посмотрим видеосюжет (Осень в своей красе).
ВЕД: А сколько рассказов, стихов посвятили русские писатели этой теме? (СЛ23) Послушайте внимательно стихотворение И. Мазнина. «Изо всех земных чудес». (М.Д.)
Изо всех земных чудес Мне милее русский лес. И веселый - молодой И задумчивый, седой. Хоть в какое время года, Хоть какою будь погода, Но особенно - зимой, Когда весь он кружевной, Вырезной, как будто терем, И сверкает белизной Снежной - снежной Нежной - нежной… А над этой белизной Посреди тиши лесной, Как в избе оконце, В небе тлеет солнце. И так близко - близко, И так низко - низко Над ветвями и землёй Что легко в него рукой Если постараться - Можно постучаться Попроситься на часок Заглянуть на огонек!
Вед: Видите, какой красивый лес зимой. С чем сравнивает писатель русский лес? (ответы детей). То задумчивый - седой, весь кружевной, будто терем вырезной, и сверкает белизной. А что же ещё происходит в зимние месяца, давайте посмотрим. (СЛ.24) (Видео зима). Ученик: (С.К.) Лес - это наряд нашей земли. Там, где лес, там чистый воздух. Лес это дом для зверей и птиц. Это грибные поляны и вкусная душистая земляника. Много даров мы получаем от леса. Ученица: (У.Д.) Грибная пора отойти не успела Гляди - уж чернёхоньки губы у всех Набили оскому; черника поспела! А там и малина, брусника, орех!
ВЕД: А кто населяет наши леса, мы сейчас узнаем, отгадав загадки.
- Кто в дупле живет,(СЛ.25)
ВЕД. А каких животных мы ещё не назвали? (СЛ34) Может, знаете другие загадки о животных? (ответы детей)
Ученица. (Г.К.)
Сидит на елке белка - Пушистый хвост Я вижу: держит белка Тарелку звёзд. И отгрызает белка От вазочки по крошке А это и не вазочка! А сыроежка крупная! Сыроежка красная, сыроежка хрупкая. А белочка хруп-хруп - И нету сыроежки, И нет тарелки звезд И ускакала белочка - Пушистый хвост.
Ученик: (Н.Д.) Есть у меня зеленый друг, Весёлый друг, хороший Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек.
ВЕД: О чём эта загадка? Чем же хорош этот друг? Дети: это лес. (СЛ.35) Он дарит нам грибы, ягоды, целебные травы. ВЕД: Так вот зачем вы ходите в лес! А знаете ли вы грибы? Сможете ли отгадать загадки?
1.Под деревцем , под осинкой (сл.36) Стоит мальчик с пальчик, На нем сер кафтанчик, Красна шапочка…...(подосиновик)
2.Ножка белая, прямая (сл.37) Шляпка красная такая А на шляпке, на верхушке, Беленькие канапушки….……(мухомор)
3.Стоит Лушка - (сл.38) Белая рубашка, А шляпа надета Шоколадного цвета ….(Белый гриб)
4.Нет грибов дружней, чем эти, (сл .39) Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу…..(опята)
5.Не спорю не белый - (сл.40) Я, братцы, попроще… Расту я обычно, В берёзовой рощи…..(Подберёзовик)
6.Этот гриб живет под елью (сл .41) Под её огромной тенью. Мудрый бородач - старик Житель бора…(боровик) 7.Семь сестричек - Лесовичек (сл.42) Платья сшили к лету Разные по цвету У каждой сестрички, Свой вкус и привычки…(сыроежка)
8.Рыженький Ванек, (сл.43) Крепкий паренёк Спрятался за пень. А шапка набекрень….(рыжик)
9)Посмотрите-ка ребята, (сл.44) Тут лисички, там опята, Ну, а это на полянке Ядовитые……(поганки)
ВЕД: А правильно ли вы собираете грибы? Главное не нарушить место, где они растут. Грибы надо срезать, а если нечем, то гриб нужно раскачать немного и вывернуть аккуратно с ножкой. Все листочки и хвоинки должны остаться нетронутыми, а полянка неповрежденной. Если гриб оказался червивым, то его шляпку можно разломить на несколько частей и разбросать. Его споры прорастут на новом месте, и грибов будет больше.
(сл . 45)(ребята посмотрите, какие ещё есть съедобные грибы видео) А, сейчас мы с вами будем работать в парах, посмотрите внимательно на эти карточки, что вы видите (грибы), вам надо ребята провести стрелочки, съедобные грибы в рамочку со словом съедобные, несъедобные… ( сл. 46)(Дети исполняют песню «Большой хоровод» (сл.Л. Жигалкиной и А. Ханта, муз. Б. Савельева». ВЕД: А сейчас давайте проведем викторину о лесе и его обитателях.
- ( сл.47) Что за трава, которую узнает даже слепой? (крапива)
- (сл.48) У каких деревьев осенью листья красные? (у клёна, у рябины)
- (сл.49) Какое дерево используется для изготовления лыж? (берёза)
- (сл.50) Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (клён)
- (сл.51) Из какого дерева делают спички? (из осины)
- (сл.52) Много рук, одна нога? (дерево)
- (сл.53) Что делает ёж зимой? (спит)
- (сл54) Что ест жаба зимой? (ничего, она спит)
ВЕД: Ребята у меня есть несколько ситуаций, давайте попробуем в них разобраться. 1 ситуация. Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли, и решили взять птенца с собой. Неожидано прямо перед ними появилась белка. Один мальчик изловчился и накрыл её шапкой. «Теперь моя будет» - довольно сказал он. Прав ли он? Ответ: Диких животных, их детенышей и птенцов нельзя уносить из природной среды. Жилища людей для них чужды. К тому же, птенцов очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе животные, оказываются неприспособленными к свободной жизни.
2 ситуация. Кто-то из девочек заметил: «Что тихо в лесу, даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить «погромче». Права ли она? Ответ: На лоне природы надо слушать тишину и звуки природы.
3.ситуация. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё мусор, который появился после их отдыха. Они поступили верно? Ответ: Природные сообщества - леса, луга, берега водоёмов не место для захоронения мусора. Все отходы нужно увозить с собой, особенно стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разлагали. Капать ямы для мусора - значит усиливать на природу вредное воздействие.
( сл.55) ВЕД, М. Пришвин - известный писатель, он много путешествовал, изучал природу, познавал её секреты. - Он писал: «Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Ученик:(В.С.)
Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать Только вместе, только дружно Лишь тогда нам повезёт И конечно, тревожно Что порою мы безбожно Не храним, что имеем, Не щадим, не жалеем. Ни за что ни в ответе, Словно самую, малость Нам на этой планете Жить и править осталось.
(сл.56) ВЕД: Читайте, узнавайте, угадывайте: -Зачем оленю белые пятна? -Чей нос лучше? -Для чего нужны хвосты зверям? -Какие травы целебные? Ответы на эти вопросы вы ребята найдете, читая рассказы Н, Сладкова, В. Бианки, Г. Скребицкого. Ученик: (Р. А.)
Хорошо в лесу. Прохладно. Но что это? Почему грибы на ёлке На сучках висят верхом? Не в корзинке, не на полке, Не во мху, не под кустом - У ствола и среди веток На сучки они надеты Грузди, рыжики, синявки, Толстяки - боровики. Не в сухой осенней травке, А надеты на сучки? Кто устроил их так ловко? Кто с грибов очистил сор? Это белкина кладовка, Это белки летний сбор! Вот она по веткам скачет, Промелькнула под кустом, Точно бойкий рыжий мячик С пышной шерсткой и хвостом.
ВЕД: Получая дары от леса, мы каждый раз говорим «спасибо» и уходим домой. А лес остается, живет. И ходит по лесу хороший, замечательный человек - лесник. Он всё замечает: не болеют ли деревья, где пора почистить лес, не гибнут ли лесные жители от каких-то болезней, не появились ли где вредители - насекомые. Много забот у лесника.
Инсценировка «На лесной опушке» (сл.57) Девочка: (Г.К.)Лапы елок прикрыли избушку. Где живет дядя Вася - лесник Заходите к нему на опушку Всех приветливо встретит старик. Мальчик: (С.Д.) Дядя Вася про птиц нам расскажет Вспомнит, как подстерег он лису Самый лучший малинник покажет И грибные местечки в лесу. Девочка: (Г.К.) Хорошо здесь в избушке прохладной, Дядя Вася гостям своим рад Очень много узнаем полезного Он радушно встречает ребят. Дядя Вася: (М. Д.) Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть всех у себя в гостях. Я думаю, что вы знаете, как надо себя вести в лесу: зверюшек не обижать, деревья зря не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник.
«Осторожно, туристы»
Дети: А почему здесь такая странная надпись?
Дядя Вася: Помните, ребята, туристы бывают разные: есть хорошие, а есть такие, о которых говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, Оставляют разбитые бутылки, засоряют лесные поляны бумагой и мусором. А самое страшное - не умело разводят костер, в результате чего возникает самый страшный враг леса - пожар. (сл.58) Ученик: (Ш. А.) Забывчивый охотник на привале Не разметал. Не растоптал костра Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костёр И, сыпля искры впереди поляны, Багровые лохмотья распростёр. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес пошёл, Как вспуганная стая белок рыжих Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы. И как снежинки, искры с ним летели Над серыми сугробами золы. (В.Шефнер «Лесной пожар») Дядя Вася: (М. Д.) Помни: Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу. (сл.59) Девочка: (Г.К.) А мы ещё знаем, что нельзя рвать большие букеты цветов, особенно надо беречь, и не рвать цветы и растения, занесённые в Красную книгу это ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку. Мальчик: (С.Д.) В книгу Красную они уже давно занесены. Мы их рвём не на потеху. Отнесём мы их в аптеку. Из даров лесного царства Люди сделают лекарства.(дети прощаются с дядей Васей)
ВЕД: Ребята, а вам понравился этот дядя Вася? Чем же? (ответы детей) Вот бы побольше было таких людей, правда, ребята? Мы с вами живем в лесной полосе, знаем, что лес надо беречь, давайте будем аккуратными. Будем все вместе беречь природу!
(сл.60) ВЕД: Ребята, а что это за Красная книга, о которой сейчас говорили мальчик и девочка? (Ответы детей) Правильно ребята, Красная книга - это не совсем обычная книга. Цвет переплёта у этой книги красный. Что символизирует красный цвет? Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он как красный цвет светофора, предупреждает Осторожно! Может случиться беда. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу. Спасение их не возможно без специальных мер; т.е. запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы о детёнышах. Вот такая нужная книга для нашей природы.
ВЕД: С ранней весны и до поздней осени в лесах, в полях и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Ещё в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. Сегодня мы пригласили Лесовика и его друзей, чтобы они рассказали о распространённых растениях.
(выходят Лесовичок и дети).
Здороваются с гостями. Ученик: (Н. Д.) (сл.61) Родился ландыш в майский день И лес его хранит Мне кажется, его задень, Он тихо зазвенит. И этот звон услышал луг, И птицы, и цветы вокруг. Ученица: (К.А.) при болезни сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А, ещё цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.(сл.62) Ученик: (О.А.) Загадка: Он заметный, золотой, постарел - и стал седой. И как только поседел, вместе с ветром улетел. (Одуванчик) Ученица (К.А.) Корень этого растения возбуждает аппетит. Его охотно едят и животные. ( сл.63) Ученик: (С.Д.) Вырастает подорожник, лишь проходит срок На земле сухой и твердой около дорог. Говорят о нём в народе добрые слова Всем поможет подорожник - скромная трава Если ты порезал руку или ногу сбил Он тебе залечит рану и прибавит сил. Стоек наш «мышиный хвостик» - на жаре в пыли. Это сила и терпенье от родной земли Помогая, молча людям, не боюсь не взгод Рядом с нами подорожник на земле живёт. ( сл. 64) Ученик: (Ж,К.) Много трав живет полезных На земле родной Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой. Лесовичок: (С.А.) Лес, как сказочное царство: Там кругом растут лекарства В каждой травке, в каждой ветке И микстура и таблетки. Ну а чем и как лечить, Я могу вас научить. Все целебные растенья Знаю я без исключенья… Нужно только не лениться, Нужно только научиться, Находить в лесу растенья, Что пригодны для леченья.
(Выходят дети из леса)
Артем:(О.А.) Лесовичок, я ногу натер…Ой, болит! Лесовичок: Какую траву надо приложить к ранке, ребята? (ответы детей) (сл. 65) Конечно, лист подорожника. Даша: (У.Д.) А у меня, кажется, температура поднялась… (сл.66) Лесовичок: А тебе, Даша, я дам горсть клюквы, и всё пройдет. Алёша: (кашляет, нос вытирает - у него насморк). А у меня насморк, да и кашлять я стал. Видно ноги промочил. (сл.67) Лесовичок: Ребята, чем будем Алёшу лечить? (малиной, липовым цветом, сосновыми почками). Вот даю тебе малину сухую, и листочки от малины. Дома попьёшь чаю, заваренного ими, и скорее под одеяло. Простуду, как рукой снимет. Ну а у кого бабушка бессонницей страдает, пусть корни одуванчика заваривает и пьёт этот чай. А теперь нам пора уходить. До свидания! Не болейте! (Уходят)
(сл.68) ВЕД: Ребята, и нам уже пора возвращаться с экскурсии. В лесу вечереет, природа готовится ко сну.
Подведение итогов: Дорогие ребята! Мне очень приятно было встретиться с вами, я рада, что вы приняли участие в нашей экскурсии. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наше занятие показало, что вы много знаете и наша задача - обогатить и расширить эти знания, но главное воспитать бережное отношение к природе. Спасибо за участие. До новых встреч!
Источники: Материалы из журналов: «Мурзилка», «Барвинок», «Юный натуралист», «Начальная школа», «Завуч» №5. Книга «Времена года» В. Бианки «Лесная газета». Интернет ресурсы
10