Конспект урока по Окружающему миру: Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

по учебнику «Окружающий мир. 1 класс» автор А.А.Плешаков


Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»


Тип урока: открытие новых знаний Цель (для учителя): формировать первоначальные представления о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца. Задачи урока (для учителя):

  1. Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.
  2. Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд на основе моделирования формы, цвета, сравнения размеров некоторых звёзд.
  3. Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.
  4. Учить распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.

Планируемые достижения обучающихся: Предметные:

  • иметь представление о звёздах как о космических телах;
  • сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;
распознавать Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе;
  • иметь представление о способах ориентирования на местности по расположению созвездий - Полярной Звезде.
Метапредметные: регулятивные:
  • ставить учебные задачи под руководством учителя;
  • удерживать цель и задачи в течение урока;
  • оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи урока;
познавательные:
  • осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;
  • установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;
коммуникативные:
  • работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).
Личностные:
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Содержание урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД 1. Мотивация
Учиться извлекать необходимую информацию; уметь отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме Приветствие детей. - Откройте тетрадь на печатной основе (стр. 35). - Оденьте мальчика в костюм звездочёта. - Как вы думаете, почему мальчика назвали звездочётом? - А как называется наука и учёные, изучающие космос? - Где можно узнать значение данных слов? - Сегодня на уроке мы тоже выступим в роли астрономов. - А можем ли мы увидеть звезды невооружённым взглядом? - Хорошо ли они будут видны? - Какое приспособление используется для наблюдения за звездами? - Когда лучше всего наблюдать звёзды? - Почему? - А только ли ночью светят звёзды? - Что бы вы хотели узнать о звёздах?



Работа в тетради на печатной основе.
Ответы детей.

Ответы детей.
Работа со словарём: «астрономия», «астроном». Ответы детей.


Ответы детей.

Ответы детей.


- Телескоп.
- Наверное, ночью.
Ответы детей.
Вопросы детей.



Познавательные (логические)

Познавательные: Информационные (поиск и извлечение информации)
Коммуникативные (высказывания детей)
Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала) 2.Целеполагание
Учиться, исходя из темы урока, определять под руководством учителя цель, учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке - Откройте учебник на стр. 22. - Какой новый раздел начинаем изучать? - Кто из вас часто задаёт такие вопросы? - С какой целью?

- Назовите тему сегодняшнего урока.
- Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать?





- Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы?
- А дальше?





- Чем обычно завершаем урок?

- «Почему и зачем?»
Ответы детей.
- Чтобы получить новые для себя знания; выяснить причины
- Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия Лев, Большая Медведица, Полярной Звезды (запись на доске)
Дети под руководством учителя намечают план предстоящих учебных действий: (на интерактивной доске - запись): 1. Узнать, что такое звёзды. 2. Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью. 3. Учиться узнавать созвездия Льва, Большой Медведицы, Полярной Звезды на ночном небе. 4. Ответить на вопросы и оценить свои достижения на уроке. Познавательные (информационные)
Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (умозаключение)
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)


Регулятивные (планирование действий) 3. Изучение нового материала
Развивать умения извлекать и интерпретировать информацию; создавать модели; учиться взаимодействовать в группе и давать оценку работы своей группы; делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

- Какую первую учебную задачу надо решить? - Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды? - Из каких источников можно получить дополнительную информацию? - Послушайте отрывок из атласа-определителя «От земли до неба». - А теперь в учебнике на стр.22 прочитайте три строки сверху. - Скажите, что такое «звёзды»?
- Назовите 2 задачу.
- Чтобы это выяснить, вылепим из пластилина модели звёзд (учебник стр. 22). - Работая в группах (обсерваториях), оцените себя по критериям: 1. Умение распределять обязанности между собой. 2. Умение договариваться друг с другом. 3. Следовать указаниям в учебнике.
- Оцените работу своей группы.
- Какой формы модели звёзд? Почему?
- Какого размера модели? - Почему?
- Знаете ли вы, почему модели выполнены из пластилина разного цвета? А хотите узнать? - Подвёдём итог по 2-й задаче. - Назовите сходство и различия звёзд.












- Назовите 3-ю задачу.

- Для этого прочитайте в учебнике последний абзац на стр. 22. - Узнать, что такое звёзды.

Ответы детей.

- Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника.
- Хорошо читающий ученик читает отрывок (приложение 1).
Работа с текстом.
- Звёзды - это раскалённые тела (шары).
- Определить сходство и различия звёзд.
Дети открывают учебники на стр. 22.
Группы из 4-х человек распределяют обязанности, договариваются между собой, модель какой звезды каждый выполняет. Каждый контролирует себя по учебнику.





Дети по критериям оценивают работу групп.
Ответы детей.

Ответы детей.

Интерактивная доска: для любознательных. Даже невооружённым взглядом можно заметить, что звёзды бывают разного цвета. По цвету можно определить их температуру. Самые горячие - голубого цвета, затем идут жёлтые звёзды, наиболее холодные - красные звёзды. Наше Солнце является жёлтой звёздой. Среди звёзд есть гиганты и карлики. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Карлики - в основном красные звёзды (в половину меньше Солнца). Солнце по своему размеру является средней звездой. (Звёзды. Серия «Что есть что»). Ответы детей. - Установить причину света солнца днём, а звёзд - вечером.
Дети, прочитав нужный абзац, определяют и называют причину света солнца днём, а звёзд ночью (Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день, другие звёзды очень далеки от нас: их слабый блеск виден только ночью). Регулятивные (удержание цели урока)
Коммуникативные (высказывания детей)




Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации)


Познавательные (моделирование)
Коммуникативные (взаимодействие)
Регулятивные (самоконтроль) Регулятивные (оценка)







Познавательные логические (умозаключение)
Познавательные логические (сравнение)







Познавательные логические (причинно-следственные связи) 4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля - Какая следующая задача? Небольшой рассказ учителя о наблюдении людей, учёных за звёздами, составлении карт звёздного неба с названиями созвездий (приложение 2).
- Прочитайте текст на стр. 23 и выполните задание в учебнике. - Учиться узнавать некоторые созвездия.
Дети, слушая рассказ, рассматривают карту звёздного неба (интерактивная доска), учатся узнавать созвездие Льва, Большой Медведицы.


Работа в паре: взаимопроверка. Регулятивные (удержание цели урока)
Познавательные: информационные (извлечение, использование, представление информации) 5. Рефлексия
Учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями - Переходим к заключительной задаче. - Назовите её. - Ответим на итоговые вопросы, выполнив тест в рабочей тетради (приложение 3).
- Решение каких задач у вас вызвали затруднения? - Почему? - Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?
- Ответить на итоговые вопросы и оценить свои достижения на уроке.

Дети выполняют тест.

Презентация на экране.
Ответы детей. Регулятивные (удержание цели)
Регулятивные (самоконтроль)
Регулятивные (самооценка) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Презентация «Солнце днем звезды ночью»

© 2010-2022