Рефлексивный отчет урока математики во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шумакова Александра Владимировна Портфолио учителя В 2

Группа № 5 3-го уровня

Город Павлодар 14.05.2013год


ИПК ПР по Павлодарской области Группа №5 Тренер: Ахметниязова Айгуль Жуматовна Слушатель: Шумакова Александра Владимировна

Отчет В2


Рефлексивный отчет по третьему уроку из серии последовательных уроков


Цель моего исследования научить учеников работать в группах, для этого во время прохождения практики в серию последовательных уроков я включила урок « Единицы длины. Километр. Миллиметр », который является третьим в серии последовательных уроков. Для подтверждения темы и цели моего урока я выбрала следующую ключевую идею : « Существует актуальное сегодня понятие « учебное сообщество », при котором и ученики и учителя позиционируют себя как обучающиеся …» ( РУ с. 142, 2012 ), которая прослеживается в течении всего урока. Целью данного урока было расширить и уточнить знания детей о единицах измерения длины и их применении в кумулятивной беседе через работу в паре. Имея опыт применения и использования единиц длины ( см, дм, м ) дети опирались на ранее полученные знания, при изучении новой темы и достижения цели урока. Деятельность учеников на уроке для создания учебного сообщества
Задания Почему именно так? 1.Проверка усвоения пройденного материала.
По Программе курсов групповая работа основывается на решении Заданий сложного уровня, поэтому основной задачей учеников была работа в парах по стратегии « Взаимоопрос », которая способствовала развитию речи, мышления, а также показала уровень усвоения ранее изученной темы. 2.Вопрос высокого уровня для работы в группах - Объясните , где и когда вы используете меры длины?
Работа выполнялась по стратегии « Думай в группе и делись », которая направлена на групповое обсуждение с целью развития внимания, логического мышления при отборе нужной информации, результатом которой, является интеллектуальная карта. 3. Вопрос высокого уровня для работы в парах - Сможете ли вы применить данную таблицу для перевода из одной единицы измерения длины в другую , выполнив предложенные задания? Работа по стратегии «Думай в паре и делись», с целью при необходимости оказания помощи медленным ученикам
4.Вопрос высокого уровня для работы в группах: ВВУ - Сможете ли вы все единицы длины поставить в каком-либо порядке? Объясните? Работа по стратегии « Дорога понятий » , с целью проверки усвоения полученных знаний новой темы .
5. Цели и задачи следующего урока
Работа по стратегии «Думай в паре и делись » : через выявление пробелов в знаниях выход на общие цели и задачи следующего урока Роль учителя на уроке
Роль учителя Краткие объяснения Наблюдение за парной беседой в целях развития критического мышления; создание коллаборативной среды; опрос учащихся и реакция на их ответы оценивание степени понимания; совместное обучение: талантливые и одаренные. Наблюдение за оцениванием критического мышления по отношению к доказательствам осмысления вопроса высокого уровня. Наблюдение за объективностью оценивания самими учащимися. Проследить каким образом происходит опрос и какова реакция на ответы; отследить как дети, работая в паре, выходят на групповое обсуждение и приходят к единому мнению; работа по оказанию результативной помощи консультантами ,помощь Т и О напарнику. Наблюдение за процессом объяснения, понимания и способами доказательств их суждений. Отбор информации для продукта и процесс его выхода. После каждого задания учащиеся ,используя прием « Смайлы », формативно оценивали на сколько каждый из них осмыслил самостоятельный процесс добывания знаний.
Анализ того, чему научились дети.
Активные формы деятельности прослеживались в течении всего урока, на протяжении которого, я применила следующие новые подходы: активные формы работы « Взаимоопрос », «Думай в паре и делись», « Дорога понятий »; определение степени оценивания, ИКТ. Насколько успешной была работа учащихся в активных формах деятельности на уроке в соответствии с целями обучения? Парная работа - « Взаимопрос » с целью проверки уровня усвоения материала предыдущих уроков, а так же для развития речи и критического мышления. Ученики задавали друг другу вопросы ( фото 1. )высокого и низкого уровня по темам прошлых уроков ,( вопросы были составлены предварительно учителем совместно с талантливыми и одаренными учащимися, составляя вопросы высокого и низкого уровня, чтобы в дальнейшем направить деятельность учащихся на расширение знаний по теме, это как раз положительно отразилось при подаче и усвоении новой темы ). Данная форма работы способствовала развитию коммуникативных навыков учащихся.
Фото 1. « Взаимоопрос ». Рефлексивный отчет урока математики во 2 классе
Вопросы задавались в разброс ( таблица 1. ), т. к. я хотела пронаблюдать, как дети переключаются на разные виды вопросов и осмысляют правильное формулирование ответа на них.
Таблица 1. Вопросы высокого и низкого уровня для взаимоопроса по предыдущим темам № Вопрос Кол-во учащихся % выполнения 1 Сколько центнеров в 1 тонне? 20 100 % 2 Сможете ли вы сосчитать, сколько дней в зимних месяцах? 20 65 % 3 Назовите самую маленькую единицу измерения времени. 20 100 % 4 Назовите количество часов в сутках ? 20 100 % 5 Сколько граммов в 1 кг ? 20 100 % 6 Сможете ли вы назвать месяца, в которых 31 день? 20 65 % 7 Сколько кг в двух центнерах, объясните ответ. 20 55 % 8 Сколько дней в неделе? 20 100 % 9 Объясните, почему в 2012 году было 366 дней, а в этом , 2013 году 365 ? 20 35 % 10 Назовите самую большую меру веса. 20 100 %
Конечно, ответы учащихся на простые вопросы были даны с легкостью, сразу, так как дети имеют опыт данной работы. А на сложные вопросы ответы были сформулированы не полностью, неуверенно. Так как они состоят из нескольких частей требуют более осознанного понимания , и больше времени на осмысление. Отдельным ученикам пришлось оказывать помощь, задавая наводящие вопросы во время консультирования. Что делать? Нужно давать задания на уроках через вопросы высокого уровня, учить учащихся как строить , так и грамотно отвечать на данные вопросы, применяя при этом речевые карточки, карточки - подсказки. Результаты данного этапа работы ученики занесли в лист взаимооценивания , которое дало учащимся возможность закрепить изученный материал посредством оценивания работ друг у друга. Положительным моментом в этом этапе работы является то , что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный процесс обучения. С помощью презентации подготовленной Т и О , начался процесс с введения в новую тему. Кристина Х. объясняя свое домашнее задание, которое я ей дала предварительно за три дня с целью развития логического мышления и проявления творческих способностей, продемонстрировала все свои способности при подаче данной темы , что внешне отразилось на заинтересованных взглядах одноклассников и положительно повлияло на дальнейшее изучение темы . При оценивании полученных знаний из презентации , во время инструктажа по оцениванию, я поняла, что забыла детям принести заранее подготовленные « смайлы », они обратили внимание на мою паузу и быстро среагировав, оценили себя используя стратегии « жесты » и « светофор », кто как сообразил . Данная ситуация говорит о том, что дети уже сами выбирают способ решения проблем. На следующем этапе работы, детям было дано практическое задание, через вопрос высокого уровня , где проверялось усвоение новой темы. « Медленные » ученики старались решать задания самостоятельно, иногда обращались за помощью к соседу- быстрому ученику или учителю. Дети сообща старались выполнять все задания вовремя. Пошел процесс сотрудничества, взаимопомощи, консультирования, продвижения обучения. ( фото 2. )
Фото 2. Взаимообучение. Рефлексивный отчет урока математики во 2 классе
Я заметила, что учащиеся, которые плохо знают тот или иной материал, откладывали его решение в последнюю очередь, но ставили перед собой цель исходя из критериев оценивания, которая способствовала мотивации в их обучении. « Если наберу 7 плюсов - получу 3, надо пробовать набрать 8, если успею 9 , тогда будет « 4 » - ( Лейла Р. ) Эта ученица работала весь урок, не отвлекаясь, ( для нее - это подвиг ) консультировалась у меня, но количество ее баллов соответствовало оценке « 3 »( фото 3. ). Я ее похвалила и поставила « 4 » (Ф О) Фото 3. Результат практического задания. Рефлексивный отчет урока математики во 2 классе Во время работы над следующим заданием : вопрос высокого уровня для работы в группах: - Сможете ли вы все единицы длины поставить в каком-либо порядке? Объясните? я применила стратегию « Дорога понятий», которая применяется на стадии урока, когда идет проверка усвоения знаний, это позволяет выяснить все, что думают ученики по обсуждаемой теме урока. Ребята на « Дороге » располагали все единицы измерения длины в порядке убывания или возрастания с подробным объяснением, что показало усвоение темы урока на хорошем уровне.
Анализируя предыдущие этапы работы урока надо обязательно обратить внимание на результаты учеников, так как цель урока была одна для всех учащихся , а критерии успешности были для каждого ребенка разные. При выполнении заданий № 3 ,4 ( Вопрос высокого уровня для работы в группах: Сможете ли вы применить таблицу измерения единиц длины для перевода из одной единицы измерения длины в другую , выполнив предложенные задания? ) применялись следующие критерии успешности: « А » я знаю соотношение единиц измерения длины « В » я могу осуществлять переход из одной единицы измерения длины в другую, которые отразились при оценивании работы Результат отразился в следующем: 8 пар полностью выполнили задание, правильно применив таблицу для перевода из одной единицы измерения длины в другую, оставшиеся 4 пары, при выполнении задания, испытывали трудности. Обращаясь за консультацией, к талантливым и одаренным или учителю, получили через диалоговую беседу дополнительное разъяснение применения таблицы единиц измерения.
Результата «А» достигли все ученики класса, результат « В» - 68 % учащихся ( таблица 2. ), исходя из вышесказанного следует ,что не все ученики достигли результата « В » - где должны уметь применять полученные знания на практике, уметь пользоваться полученной информацией, в объяснении ими были допущены ошибки ,потому что не на достаточно осознанном уровне ими отработано применение таблицы измерения единиц длины , это произошло потому что уровень « В » предполагает навык применения знаний, отсюда следует, что нужно тренироваться, развивать умения применять полученные знания на практике . Таблица 2.



Данные результаты показывают повышенный уровень усвоения материала, потому что теоретическая часть темы детьми проработана через объяснение и консультирование с быстрыми учащимися, при выполнении практического задания, дети работали самостоятельно, допущенные недочеты исправляли по ходу объяснения при проверки правильности выполнения , что восполняло пробелы в знаниях . Оценка степени понимания самостоятельных действий учениками. На этапе оценивания применялось формативное невербальное оценивание через приемы « Светофор » и « Жесты », где оценивалось выполнение заданий с помощью цветовых сигналов и жестов руки. Данный прием оценивания знаний был успешен, так как идет обратная связь, дети через собственное понимание темы могут передать свое понимание, материала данного этапа урока. При оценивании задания № 3 8 человек показали желтый цвет и применили жесты , которые означали проблемы и неполное понимание ими выполняемого задания . Это произошло по следующим причинам: - низкий темп работы; - обработка и осмысление полученной информации на недостаточном уровне. Данный прием оценивания помогает оценить каждому свое понимание задания, а так же способствует постановке последующих целей для устранения своих пробелов и усвоения базового уровня программы.
При проведении рефлексии урока дети указали проблемы, которые испытывали при переводе из одной единицы измерения длины в другую. Исходя из этих проблем, во время обсуждения в парах ребята вывели цели и задачи следующего урока, что является еще одним элементом саморегулируемого обучения ( Perri et al, 2002 ).
Применяя парную работу на данном уроке, я способствовала повышению мотивации учащихся, развитию критического мышления, саморегуляции, умения сотрудничать с малознакомыми детьми не проявляя негатива. Исходя из наблюдений, я сделала следующие выводы данного процесса работы: вовлечение учащихся в процесс парной работы был выше, чем при групповой работе, где наблюдались дети, которые отсиживались и являлись только наблюдателями выполнения общих заданий. Парная же работа расположила учащихся к общению, которое привело к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но существенных для каждого ученика проблем; слабым оказывалась достойная поддержка, которая отразилась на результатах практического задания по данной теме. Очень актуальна работа в парах при отработке навыков и закреплении нового материала, когда учащиеся могут сообща, через диалог , кумулятивную беседу решать задания, оказывать посильную помощь друг другу . Работа в парах способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В парном общении ученики становятся активными участниками процесса преподавания и обучения.
Чему научился учитель ?
При работе на уроке, наблюдались следующие проблемы:
1. нарушение дисциплины во время, шум. 2. проблемы перевода одних единиц в другие ( 4 пары ) 3. низкий темп работы Преодоление данных трудностей :
1. напоминание правил работы в группе 2. консультирование с помощью наводящих вопросов 3. стимулирование через похвалу
Для четвертого урока я планирую следующие действия:
1. пересадить детей в группы по уровням , чтобы пронаблюдать за процессом работы и взаимоотношениями детей одного уровня мотивации. 2. отрабатывать на практике задания по пройденным темам предыдущих уроков 3. рационально использовать время на всех этапах, через уменьшение объема и дифференциацию заданий, подобрать доступные и посильные задания для учащихся с низким уровнем мотивации, учитывая их темп работы, для детей способных и с повышенной мотивацией - усложнять задания.



7


© 2010-2022