Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет русский язык Класс: 2 «А» Школа: МБОУ СОШ №16 г.о. Самара Учитель: Харьковская Валентина Ивановна Урок №118 Тема урока: правописание слов с разделительным ъ. Тип урока: урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: 1) узнать правило написания разделительного ъ в словах. 2)развивать интерес к исследовательской деятельности. 3) тренировать в правописании слов с изученными орфограммами Образовательная цель: 1. Создание условий для открытия детьми нового знания о правописании слов с разделительным ъ. 2. Продолжить формирования умения писать слова с разделительным ь с основанием выбора этого знака. Развивающая цель: 1.Развитие познавательной сферы учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы). 2. Развитие творческих способностей учащихся, речи и умения самостоятельно добывать знания. Воспитательная цель: 1.Воспитание активной жизненной позиции у школьников: умение быть решительным, отстаивать свою точку зрения. 2. Воспитание коммуникативной культуры общения и умение учащихся работать в группе. Формирование УУД Личностные действия: умение работать в паре, группе (планировать работу, распределять её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог). Регулятивные действия: ставить цель на урок. Уметь оценивать себя и своих одноклассников. Познавательные действия: решать учебные проблемы. Оценка действий учащихся: У каждого ученика кружки трёх цветов, которыми они оценивают свою работу на уроке, свои ответы. Зелёный - ответил всё правильно, привёл примеры на данное правило. Жёлтый- за правильный ответ и работу у доски, выполненную по алгоритму и без ошибок. Красный - есть ошибки в работе , в ответе. В конце урока кружки , полученные на уроке выставляются в прозрачный конверт ученика и видно кто как поработал на уроке, кто был самым активным и заработал больше всего кружков, кому нужно ещё позаниматься дополнительно. Ресурсы: 1.Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Пронина О.Е. программа «Школа 2100». «Русский язык» 1.Презентация. 2.Картинки с изображением Маши и медведя. 3. Алгоритм правописания разделительного ъ. 4.Алгоритм правописания разделительного ь. Раздаточный материал: 1. Листы для групповой работы . 2. Карточки со словами для групповой работы . 3. Тест разноуровневый. 4. Кружки разного цвета (красные, жёлтые, зелёные)

































Ход урока.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (1-2 минуты)

(Настрой учеников на урок).


3. Актуализация знаний.

Цели:

-актуализировать знания о приставке, правописании разделительного ь;

(4-5 минут)


3. Постановка учебной задачи.

(используется технология проблемного обучения)

Цели:- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

-организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

(4(4-5 минут)

4. Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 мин)

Цели:- согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

-построить план и определение средства достижения цели;

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- создать алгоритм написания разделительного ъ;


П 5. Первичное закрепление

-умение доказывать выбор написания ъ в слове;

(4-5 минут)


6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Цели:

-тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

-проверить умение применять правило написания ъ;

94-5 минут)

. 7.Рефлексия деятельности.

Цели:

-зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-оценить свою работу и работу класса на урок




7.

Начинаем урок русского языка.

Сегодня к нам на урок пришли известные герои. Посмотрите на них.

Чем хотела заниматься Маша, для чего она пошла в школу? А зачем?

А вы хотите учиться?

Сегодня вы узнаете новое о правописании слов.

Прочтите пословицу:

« Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.»

Объясните смысл пословицы, как вы её понимаете?

Что нужно делать, чтобы получить новые знания?

Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и получить новые знания о написании слов. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу, и пожелаете успеха. А чтобы научиться чему-то новому, нужно вспомнить необходимые знания, изученные ранее. Где живёт медведь? Маша и медведь предлагают вам найти однокоренные слова к слову «лес». Слайд 4.
Лес, лесок, леска, лесник, перелесок, колесо.
Какие слова не являются однокоренными? Почему?
Какую часть слова вы ещё увидели? Слайд 4. Что такое приставка? Слайд 5.
Перед вами приставки. По какому принципу их можно разделить на две группы? Слайд 6. С-, при-, по-, пред-, раз-, в-, об-, под-, за-, у- С- при- Пред- по- Раз- за- В- у- Об- Под-
Сегодня нам это пригодится.
Слайд 7. Слова с какой изученной недавно орфограммой есть в пословице.
У кого из наших героев в названии есть такая же орфограмма? Медведь. Что помните об этом слове (словарное). Запишите это слово. Поставьте ударение, обозначьте букву, которую нужно запомнить. Слайд 8. Образуйте и запишите однокоренные слова: самка медведя, (медведица), детёныши медведя и медведицы (медвежата), берлога чья? (медвежья). Какая орфограмма встретилась в последнем слове? Расскажите правило. Перед Е, Ё, И, Ю, Я я в корнях стою друзья.

Слайд 9. Пропишите соединения ь с этими гласными (ье, ьё, ьи, ью, ья) Что знаете о букве ь? Какая ещё буква звука не обозначает? Пропишите её 3 раза на той же строке (ъ,ъ.ъ) Помните как в сказке Маша ушла от медведя. По пути он останавливался и говорил:

«А дорога далека, а корзинка нелегка.

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок».

Что хотел сделать медведь? (сесть и съесть)

Слайд 10.

Перед вами транскрипции этих слов. [с'э с'т'] [с й'э с'т'] Запишите слова.

Покажите, что получилось.

Слайд 10.

Проверьте себя.

Поднимите руку, у кого ошибка?

Кто ошибся. Что вы не смогли сделать?

Кто правильно записал слова, каким правилом вы воспользовались?

Знаем мы это правило?

Какой следующий шаг на нашем уроке?

В чем затруднение?



Почему же возникло затруднение?
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? Сформулируйте тему урока. Запись темы на доске и в тетрадях. Слайд 11. «Правописание ъ в словах»

Чтобы узнать правило проведём работу по плану: 1.Провести анализ предложенных слов. Выяснить общее в словах.

2. Сравнить между собой слова.

3. Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока. 4. Создать алгоритм о правописании ъ в словах. Я предлагаю работать вам в группах. Выполните план в группах. 1.Прочитайте слова. Въезд, проезд, съезд, подъезд, приезд, отъезд. 2.Найдите в словах общую часть - корень. 3.Найдите приставку. 4.На какую букву оканчивается приставка в тех словах, где пишется ъ.? 5. С каких букв начинается корень в этих словах? 6. Сделайте свой вывод и запишите.

Ъ пишется

(после приставок, которые оканчиваются на согласный

Выполняет функцию разделения согласного от гласного

Перед гласными -е, ю, ё, я.















Кто прочитает составленный алгоритм? Как проверить свое открытие? Откройте учебники на странице 134. Проверьте.

Итак, сделайте вывод. Слайд 12

Смогли вы преодолеть затруднение? Что вы можете теперь делать?
Какой следующий шаг на уроке?





Слайд 13. Запишите слова с данными приставками. Обозначьте орфограмму. Ехать (об-, за-, в-, с-, у- ) ( у каждого на парте).

ФИЗМИНУТКА Игра на внимание.

Если в слове нужен Ъ - подпрыгнуть, если Ь - наклоны вправо и влево.

Съезд, счастье, обезьяна, съела, льётся, объём, подъезд, вьют.

Работа в группах. (6 гр. по 4-5 чел)

Каждой группе даются 2 карточки со словами.

Задание: выбрать слово, от которого можно образовать слово с приставкой, после которой пишется Ъ. На оборотной стороне записать образованное слово, обозначить орфограмму.

1 группа есть окно 2 группа юбилей берёза

(съесть) (предъюбилейный)

3 группа ясно дорожный 4 группа явление авария

(объяснить) (объявление)

5 группа единый история 6 группа ёмкий дело

(объединить) (съемка)

Новое слово поместим около Маши, оставшееся «дадим» медведю.

Картинки на доске.

А сейчас я проверю, как вы умеете определять, в каких словах нужно вставить разделительный ь, а в каких - разделительный ъ. Ученики первого варианта записывают слова с разделительным ь, а второго варианта - с разделительным ъ .Пользуйтесь алгоритмом. Слайд 14.

  1. сем…я 6. об…ект
  2. с…ел 7. плат…е
  3. под…езд 8. с…едобный
  4. прыгат… 9. руч…и
  5. звер… 10. с…ёжился
Проверим. На доске разбросаны эти слова. Быстро распределим их в две группы. Слайд 14. Кто из вас ошибся? В каком случае?
Исправьте ошибку. Что нужно делать, чтобы не ошибаться? Кто не ошибся? Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с разделительными ъ и ь? Слайд 15.



Какую цель вы перед собой ставили?

Удалось ли достичь цели? Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите. Кто встретил трудности? В чем? Почему? Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами кружки разного цвета. Если вы: 1)Я всё понял, но у меня ещё есть вопросы. - возьмите красный кружок 2)Я всё понял, могу работать по алгоритму - возьмите жёлтый. 3) Я всё понял и могу объяснить другим.- возьмите зелёный. Предлагаю вам выполнить тест. Кто взял себе красный кружок- выполните в тесте 1 задание. Кто жёлтый - 2 задание, а кто зелёный - 3 задание. 1. Зачеркните буквы, которые нельзя писать в словах: Ъ ъ ъ ъ ъ Под-езд, в-юга, с-емка, л-ём,с-ёжился Ь ь ь ь ь 2. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Под-ход, под-езд, с-есть, под-ём, раз-ярённый. 3. Замените выделенные слова словами с разделительным ъ с противоположным значением. Приезд___________________ гостей. Спуск____________________ с горы. Соединить________________ концы. Уехать___________________ от здания. Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? Домашнее задание. Слайд 18.

Домашнее задание: Кто выбрал 1 картинку - ваше дом задание упр. 208 (появляется на слайде) Кто выбрал 2 картинку - упр. 209 Кто выбрал 3 - составить 5 предложений со словами, в которых пишется Ъ.

Выучить правило с. 134.

Маша и Медведь желают вам удачи и прощаются с вами. Слайд 19










Настраиваются на урок.
Принимают УЗ, выделяют 3 основных действия по их решению.

Ответы детей. Оценивают себя на протяжении всего урока кружочками за ответы.







Объясняют смысл пословицы, как её понимают. Трудиться, работать.






Находят однокоренные слова к слову «лес» и по порядку доказывают, является оно однокоренным или нет.
Находят приставку. Рассказывают правило, что такое приставка. Делят на группы: приставки, оканчивающиеся на согласный, во вторую- на гласный.






Вспоминают, называют.



Записывают.

Образовывают однокоренные слова и записывают их.





Прописывают
Вспоминают правило.







Называют слова.
Пробуют записать слова в тетради. Показывают, что получилось.
Сопоставляют, анализируют.

Поднимают руку.


Учащиеся осознают отсутствие алгоритма для записи слова с Ъ.



Вспоминают правило работы в группе.
Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов (формата А4).



Отвечают на вопросы и составляют алгоритм нахождения ъ.












Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости. Учащиеся читают правило на странице 134.. Делают вывод.















Учащиеся работают в тетрадях, по очереди комментируют, советуются друг с другом.



Выполняют упражнение.







Работают в группе.

Работают, опираясь на составленный алгоритм.

Проверка, объясняют свой выбор.











Упражняются. Записывают слова в два столбика: в первый - с разделительным ь; во второй - с разделительным ъ.









Проверка. Ребята называют, в каких словах ошиблись. называют правило, которым нужно было воспользоваться. Учащиеся получают карточку с заданием и по очереди доказывают написание букв. Выписывают слова в тетрадь.







Анализируют. Оценивают свою деятельность.

Классифицируют.















Выполняют работу. Упражняются.



Отвечают.













Учащиеся оценивают себя.













Определяют для себя домашнее задание.

Регулятивные УУД

Формирование способности к организации своей деятельности

Коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД

Выделение гипотезы и её обоснование.

Познавательные УУД:

Умение выделять главное.

Коммуникативные УУД:

Аргументировать свои высказывания , уважать чужую точку зрения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.


Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач урока, самостоятельное создание алгоритмов.

Коммуникативные УУД: управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Познавательные УУД: структурирование знаний.

Регулятивные УУД: умение преодолевать усталость.

Познавательные УУД: обобщение, сравнение, построение логической цепи рассуждений.

Личностные УУД: умение ориентироваться в полученных знаниях.


Личностные УУД: умение оценивать свою работу.

Регулятивные.

Личностные УУД: умение ориентироваться в полученных знаниях.

Приложение №5

1. сем-я 6. об-ект

2.с-ел 7.плат-е

3.под-езд 8. с-едобный

4.прыгат- 9. руч-и

5. звер- 10.с-ежился

Приложение №6

Я всё понял, но у меня ещё есть вопросы.

Я всё понял, могу работать по алгоритму.

Я всё понял и могу объяснить другим.

Приложение №7

семья

съел

подъезд

прыгать

зверь

объект

платье

съедобный

ручьи

съёжился

Презентация.

Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак» Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак» Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»

Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак» Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»Урок русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак»

© 2010-2022