Программа кружка Юные инспектора дорожного движения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Зиновская средняя общеобразовательная школа»

627031,Тюменская область ,Ялуторовский район ,с.Зиново

пер.Школьный 2 .тел.99-117,[email protected]



Программа утверждена

Педагогическим советом

Протокол №__от ________


«Юные инспектора дорожного движения»


(Образовательная программа дополнительного образования

для детей младшего школьного возраста)

Срок реализации 4 года.



Составитель:

Кузнецова Тамара Михайловна

учитель начальных классов


с.Зиново


2014

Программа внеурочной деятельности в кружке

"Юные инспектора дорожного движения"

Ступень обучения (класс ) начальное общее образование (1-4-й класс).

Количество часов 135. Уровень базовый.

Программа разработана на основе учебно-методической литературы.

Продолжительность освоения - 4 года.

Возрастной диапазон начала освоения программы - 6,5 -10 лет.

Направление - социальное.

Пояснительная записка к кружку "Юные инспектора дорожного движения".

Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы (1-4 класс).

Обязательными принципами

в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:

  • Взаимодействие учреждений образования с социально- педагогической средой;

  • учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.

Цель программы:

предупреждение и снижение детского дорожно - транспортного травматизма.

Задачи программы:

Образовательные

  • повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

  • помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;

  • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

  • способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

  • выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

  • сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Таблица тематического распределения часов.

№п.п.

Содержание раздела, темы

Количество часов 1 класс

Количество часов 2 класс

Количество часов 3 класс

Количество часов 4 класс

1

Дорожная грамота.

10

10

10

10

2.

Транспортные средства.

3

3

3

6

3

Здравствуй, дорога! (Общие правила)

3

3

3

6

4

Наш друг - светофор.

3

3

3

3

5

Правила дорожного движения.

10

10

10

4

6

Дорожные знаки

4

5

5

5

Итого

33

34

34

34

Содержание обучения.

Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

Методы и средства обучения:

Словесные -

рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные -

показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические -

выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.

Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.

Согласно образовательному плану МАОУ « Зиновская СОШ» на проведение занятий внеурочной деятельности кружка "Юные инспектора дорожного движения" на 1 - 4 класс начальной школы выделяется всего - 135 часов.

Из них в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 - 4 классах - по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Способствует:

умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию - на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

  • эстетическому воспитанию - учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

  • трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

  • физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Результаты изучения курса "Юные инспектора дорожного движения ".

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;

  • общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;

  • правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;

  • правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;

  • правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;

  • основы страхования.

Правила:

  • перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

  • перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

  • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

  • воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

  • движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии - по обочине и краю проезжей части со взрослыми);

  • движения группы детей в сопровождении взрослых;

  • этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;

  • безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги;

Учащиеся 1-х классов должны знать:

опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;

безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;

типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;

опасности, связанные с погодными условиями и освещением;

места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;

название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

Учащиеся 1-го класса должны уметь:

  • переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);

  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

Учащиеся 2-х классов должны знать

(кроме перечисленного):

  • правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

  • правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;

Учащиеся 2-го класса должны уметь:

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного такси;

  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • не создавать помех движению транспорта;

  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

  • соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне;

Учащиеся 3-4 классов должны знать

(кроме перечисленного):

  • что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

Учащиеся 3-4 класса должны уметь:

  • ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

  • переходить железнодорожные пути;

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

Планируемые результаты.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

В ходе занятий в кружке по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформулировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.

Формы и методы контроля:

  • психодиагностика;

  • опрос, анкетирование родителей;

  • праздники, конкурсы;

  • анализ результатов деятельности.


Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 1 класс


№ п.п.

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Дата

Оборудование

План

Факт

Дорожная грамота.

10




Дорога в школу и домой.





Как устроена дорога?





Дорога в городе.





Дорога в посёлке.





Что такое улицы?





Кого называют пешеходами?





Кого называют водителем?





Кого называют пассажирами?





Движение пешеходов по улицам и дорогам.





Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах?





Транспортные средства

3




Транспорт и его виды.





Пассажирский транспорт.





Специальный транспорт.





Здравствуй, дорога! (Общие правила)

3




Положительные и отрицательные привычки в поведении детей на улицах и дорогах.





Место, где мы живём.





Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.





Наш друг - светофор.

3




Наши верные друзья. (Сигналы регулировщика)





Светофор и его сигналы.





Светофоры для водителей и пешеходов.





Правила дорожного движения.

10




Правила дорожного движения для пешеходов.





Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.





Движение по тротуару в группе.





Что такое проезжая часть дороги?





Правила перехода дороги.





Переход улицы при одностороннем движении.





Переход улицы при двустороннем движении.





Пешеходный переход.





Правила поведения на остановках.





Правила поведения в общественном транспорте





Дорожные знаки.

4




Дорожные знаки.





Дорожные знаки для пешеходов.





Дорожные знаки для водителей.





«Правила дорожные знать каждому положено»







Приложение 2 Календарно-тематическое планирование 2 класс


№ п.п.

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Дата

Оборудование

План

Факт

Дорожная грамота.

10




1

Это должны знать все.





2

Улица полна неожиданностей.





3

Как правильно определить безопасный путь.





4

Практическое занятие. Безопасный путь домой.





5

Практическое занятие. Безопасный путь в школу.





6

Почему дети попадают в дорожные аварии.





7

Элементы улиц и дорог.





8

Дорожная разметка.





9

Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка.





10

Практическое занятие. Где можно кататься на велосипеде.






Транспортные средства

3




11

Виды транспортных средств.





12

Грузовой и легковой виды транспорта.





13

Конкурс на лучший рисунок.






Здравствуй, дорога! (Общие правила)

3




14

Регулирование дорожного движения.





15

Взаимно вежливые отношения на дороге.





16

Викторина.






Правила дорожного движения.

10




17

Где можно и где нельзя играть.





18

Где можно и где нельзя кататься на роликах, скейтбордах.





19

Где можно и где нельзя кататься на санках, лыжах.





20

Переход регулируемых перекрёстков.





21

Переход нерегулируемых перекрёстков.





22

Переход дороги с односторонним движением.





23

Переход дороги с двусторонним движением.





24

Правила посадки и высадки из общественного транспорта.





25

Правила поведения в общественном транспорте.





26

Переход дороги после выхода из общественного транспорта.






Наш друг - светофор.

3




27

История возникновения светофора.





28

Виды светофоров.





29

Игра «Водители и пассажиры»






Дорожные знаки.

5




30

Дорожные знаки.





31

Группы дорожных знаков.





32

Дорожные знаки для пешеходов.





33

Обобщающее занятие.





34

Экскурсия(закрепление пройденного материала)








Приложение 3 Календарно-тематическое планирование 3 класс


№ п.п.

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Дата

Оборудование

План

Факт

Дорожная грамота.

10




1

Правила дорожные знать каждому положено.





2

История возникновения правил дорожного движения.





3

Улица, транспорт и пешеходы.





4

Скрытые опасности на дороге.





5

Тренинг. Определение наиболее опасных участков дороги.





6

Тренинг. Выбор безопасного маршрута движения.





7

Остановочный и тормозной путь.





8

Встреча с работниками ГИБДД.





9

Викторина по правилам дорожного движения.





10

Практическое занятие. Чтоб дорогу перейти во все стороны гляди.






Транспортные средства

3




11

Рельсовый и безрельсовый транспорт.





12

Служба спасения, МЧС.





13

Конкурс детского рисунка.






Здравствуй, дорога! (Общие правила)

3




14

Сигналы регулировщика.





15

Инспектор ГИБДД (регулировщик)- наш друг и помощник.





16

Викторина.






Правила дорожного движения.

10




17

Движение пешеходов.





18

Права и обязанности пешеходов.





19

Конкурс рисунков «Нарушители».





20

Игры детей и дорожная безопасность.





21

Причины дорожных аварий.





22

Перекрёсток и опасные повороты.





23

Практическая работа. Переход улицы с двусторонним движением.





24

Железнодорожный переезд.





25

Правила перехода железной дороги.





26

Конкурс рисунков «Кто виноват?»






Наш друг - светофор.

3




27

Знакомство с транспортом города.





28

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.





29

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».






Дорожные знаки.

5




30

Запрещающие знаки.





31

Предписывающие знаки.





32

Знаки сервиса.





33

Экскурсия.





34

Обобщающее занятие.






Приложение 4 Календарно-тематическое планирование 4 класс


№ п.п.

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Дата

Оборудование

План

Факт

Дорожная грамота.

10




1

Вводный урок. Правильно веди себя на дороге.





2

Игра «Подскажи словечко»





3

Конкурс рисунков на асфальте «Дорога и я».





4

Практическое занятие. Отработка практических навыков.





5

Правила поведения в зоне жилых домов.





6

Один на дороге.





7

Мы на загородной дороге.





8

Переход дороги при плохих погодных условиях.





9

Правила поведения на дороге во время гололёда.





10

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.






Транспортные средства

6




11

Краткая история колеса.





12

Краткая история автомобиля.





13

Е.А.Яковлев - основоположник отечественного авто.





14

Что такое Автозавод?





15

Краткая история возникновения общественного транспорта.





16

Настольные игры по правилам дорожного движения.






Здравствуй, дорога! (Общие правила)

6




17

А знаешь ли ты, что колесо может и умеет?





18

А знаешь ли ты, из чего сделана машина?





19

А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин?





20

Что такое правостороннее движение.





21

Тротуар - дорога для пешеходов.





22

Внимательный пешеход.






Наш друг - светофор.

3




23

Транспортные и пешеходные светофоры.





24

Мигающий жёлтый свет.





25

Роль светофоров в организации движения.





Дорожные знаки.

5




26

Дорожные знаки для пешеходов.





27

Дорожные знаки для водителей.





28

Виды дорожной разметки.





29

Причины дорожно-транспортных происшествий.





30

Игра «Знатоки дорожных знаков»






Правила дорожного движения.

4




31

Катание на роликовых коньках.





32

Практическое занятие «Расчёт тормозного пути автомобиля»





33

Экскурсия «Я - пешеход».





34

Утренник «Знай правила движения как таблицу умножения»






Литература:

  1. Программа для системы дополнительного образования детей "Безопасность дорожного движения", под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. "Просвещение",2009 г.

  2. Пособие для учащихся "Безопасное поведение на улицах и дорогах", 1-4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.

  3. Учебная книжка - тетрадь для 1 класса "Дорожная безопасность", авторы:Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом "Третий Рим", 2008 г.

  4. Учебная книжка - тетрадь для 2 класса "Дорожная безопасность", авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом "Третий Рим", 2008 г.

  5. Учебная книжка - тетрадь для 3 класса "Дорожная безопасность", авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом "Третий Рим", 2008 г.

  6. Учебная книжка - тетрадь для 4 класса "Дорожная безопасность", авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом "Третий Рим", 2008 г.

  7. Учебно - методическое пособие "Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника", авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом "Третий Рим", 2007 г.

  8. Методическое пособие "Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма", автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом "Третий Рим", 2007 г.

  9. "Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу", 1-4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. "Вако", 2008 г.

  10. "Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения", авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. "Глобус", 2008 г.



© 2010-2022