Конспект урока по литературному чтению Правописание ударных сочетаний жи - ши

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

Правописание ударных сочетаний жи - ши.

Предмет

Литературное чтение.

Класс

1 «Д»

Автор урока

Кожевникова Анна Викторовна

Образовательное учреждение

МОБУ СОШ№35

Методическая информация


Тип урока

Урок получения новых знаний

Цель урока

Освоение орфографического правила написания

ударных сочетаний жи - ши в процессе обучения чтению.

Обучение сознательному, правильному, плавному слоговому чтению

с постепенным переходом к чтению целыми словами.

Задачи урока

Знакомство с особым правилом обозначения буквой ударного гласного в сочетании жи.

Развитие фонематического и речевого слуха, памяти,

логического мышления.

Воспитание интереса к родному языку.

Знания, умения, навыки

и качества, которые актуализируют,

приобретут,

закрепят ученики в ходе урока.

Расширение знаний первоклассников об опасных при письме местах.

Приобретение завершённого вида правила о правописании гласных

в ударных сочетаниях жи - ши (ранее изучали ударное сочетание ши).

Наблюдение за значением слова и его формой.

Продолжение процесса постепенного осмысливания понятия

парные по глухости-звонкости согласные.

Актуализация знаний о предложении, обучение их составлению.

Накопление практического опыта точных ответов на заданный вопрос.

Необходимое оборудование

и материалы

Персональный компьютер (ноутбук),

мультимедиа-проектор (проекционное устройство),

таблица «Опасные при письме места»,

карточки со словами,
букварь «Мой первый учебник» часть 2

(авторы Соловейчик М. С., Бетенькова Н. М., Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е.).

Подробный конспект урока


Мотивация учащихся

Оргмомент.

Прозвенел звонок. Начался урок чтения.

Слайд№1

Вступительная беседа.

Слайд №2

Чтобы жизнь людей была хорошо налажена, люди придумали правила, которые надо выполнять всем. Правила бывают в различных сферах деятельности человека. Например: правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, правила этикета (поведения культурного человека).

А на уроках чтения и письма мы изучаем правила правописания.

Как вы думаете для чего? (Чтоб быть грамотными).

В подтверждение этому прочитаем хором слова на слайде.

«Чтобы грамотными стать,

Надо много правил знать!»

Ход и содержание урока

Актуализация знаний.

Послушайте три предложения и найдите в каждом по одному слову со звуком [ы] .

Мила мыла кукольную посуду. Нина шила кукле платье. Девочки дружили и играли вместе.

(Дети называют слова мыла, шила, дружили)

Слайд №3 (с записью слов м_ла, ш_ла, друж_ли)

Помогите мне решить, как следует этот звук обозначить при письме.
В первом слове мыла нужна буква ы, так как звук [ы] после твёрдого согласного именно этой буквой и обозначается. (Изменения в слайде.)

В слове шила, хоть звук тот же, тоже после твёрдого согласного, но нужна буква и, потому что действует правило, которое мы уже учили в первой части букваря, когда знакомились с буквой ш.

(Дети рассказывают правило:

«Под ударением ши с буквой и пиши») (Изменения в слайде.)

А какую букву надо вставить в третье слово дружили?

Правильно, букву и, существующее правило применяется и к ударному сочетанию жи. (Изменения в слайде.)

Вспомним «секрет» нашего языка, что когда-то, очень давно так случилось, что после буквы ш перестали писать ы. Тоже самое можно сказать и о букве ж. И сегодня никогда, в любой правильной письменной речи, во всех книгах после букв ж и ш не встретишь эту букву.

Работа с учебником

Слайд№4

Откройте наш букварь на странице 56 и прочитайте заголовок вверху. (Вспомни и узнай)

Рассуждая по-деловому, как учёные, сообщите, что мы уже вспомнили? (Правописание ударного сочетания ши).

А о чём узнали? Чем пополнили свои знания? (Правописание под ударением жи)

По заданию учёного нам предстоит составить из слогов по линиям подсказкам слова и прочитать их.

Слайд№5

Чтение 1 столбика.

Перечитайте и подумайте. Не встретилось ли вам непонятное слово? Какое?

Кто скажет, что такое вершина? (Самый верх, верхняя часть чего-либо горы или дерева).

(Если, будет составлено слово вершила, пояснить: выполнила, распорядилась, управляла.)

Чтение слов 2 столбика.
Прочитайте ещё раз и скажите. Какие слова из этого столбика содержат призыв, приказ или просьбу? (дыши, запиши)

Прочитайте оставшееся слово. (камыши) А что оно называет? (растение) Одно или несколько?

Слайд№6

Составляете вы слова хорошо. А теперь прочитайте следующее слово задание. (Наблюдай!)

Наблюдать мы будем за изменениями в следующей группе слов в столбиках и построчно.

Чтение 1 столбика.

Что изменилось? (Первая буква, первый звук, смысл)

Что осталось без изменений? (Слог 1, оканчивается нать)

Чтение 2 столбика.

Что изменилось? (Первая буква, первый звук, смысл)

Что осталось без изменений? (2 слога, второй слог ли)

Чтение 3 столбика.

Какие изменения произошли здесь? (Буквы гласных звуков о на у, буквы согласных звуков ш на ж. Изменились звуки, обозначенные этими буквами. Изменилось значение слов.)

Прочитайте и скажите что общего у слов 1 и 3 столбиков? (Оканчиваются на ть, есть ударные сочетания ши и жи.)

Что общего у слов 2 и 3 столбиков?

(2 слога, есть ударные сочетания ши и жи.)

Какие два столбика мы не сравнили? Задайте о них вопрос.

(Что общего у слов 1и 2 столбика? Ударные сочетанияши и жи в начале слов.)

Чтение этих же слов построчно.1-ю строку девочки хором,2-ю мальчики.

Что общего у слов 1 строки? (Ударные сочетания ши.)

А у слов 2 строки? (Ударные сочетания жи.)

С какой буквой гласного звука написаны эти сочетания? (С буквой и).

Слайд№7

Работа с правилом. Установка на запоминание.

Результатом наших наблюдений станет правило в красной рамке. Теперь прочитать его самостоятельно могут все ученики.

Прочитайте и постарайтесь запомнить его наизусть.

Кто запомнил? Расскажите. (2 - 3 чел.)

«Жи, как и ши, под ударением пиши с буквой и.

Жи-ши - опасные при письме места.»

Работа с таблицей (её дополнение).

«Опасность» на месте сочетаний жи или ши надо подчёркивать, как и все другие места, для которых известны правила письма.

Физкультминутка.

Прибежали, прибежали ёжики, ёжики.

Наточили, наточили ножики, ножики.

Прискакали, прискакали зайчики, белочки.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно мальчики, девочки.

Слайд№8

Первичное закрепление.

Посмотрите на слова под правилом в красной рамке и до их чтения скажите где, в какой части слов будет сочетание на изученное правило? (В левом столбике в конце, в правом в начале.)

Составление и чтение слов в левой части.

Перечитайте и скажите. Что общего в значении этих слов?

(Содержат призыв, просьбу, приказ, указание к действию.)

Составление и чтение слов в правой части.

Прочитайте снова и назовите. Какой первый звук в этих словах? Произнесите и охарактеризуйте его. (Согласный: парный по глухости-звонкости, всегда твёрдый.)

Работа по формированию орфографической зоркости.

Во всех словах, которые мы сегодня читали, опасные места были выделены, а теперь вам предстоит самим в оставшихся словах на странице 56 отметить опасные при письме места.

Чтение слов внизу страницы хором по колонкам.

Возьмите карандаши и, читая снова, отметьте опасные при письме места самостоятельно.

Некоторые слова я вынесла на доску (ножи, гаражи, этажи, стрижи, моржи). Те ребята, которые быстрее и правильнее справятся с этим заданием, покажут опасные места у слов на доске, а остальные сверят.

Обратите внимание, бывает так, что в словах на месте всех гласных - как ударных, так и безударных - есть опасность ошибиться, так бывает, когда ударный гласный в слоге с сочетаниями жи или ши.

Физкультминутка. Поиграем в машину.

Ехала машина шик, шик, шик, шик.

(Движение поворота руля)

Вдруг закапал дождик вжик, вжик, вжик, вжик.

(Движутся дворники)

Дождик продолжается вжик, вжик, вжик, вжик.

(Движутся дворники)

Солнце появляется шик, шик, шик, шик.

(Движение поворота руля)

Слайд№9

Обучение составлению предложений.

Оказывается, игра в машинки нравится не только нам. На странице 57 вверху есть задание «Хитрого» вопроса. Надо составить предложение, но слова должны быть расположены не в том порядке, в каком следуют карточки с ними.

Чтение слов на карточках. (играли Малыши с машинками)

Обратите внимание на схему и большую букву в словах, это и есть подсказка. (Изменения в слайде.)

Какое предложение у вас получается?

(Малыши играли с машинками.)

Находим и отмечаем известные нам опасности письма.

Один ученик делает это у доски, остальные карандашом в учебнике. (Изменения в слайде.)

Прочитайте следующую группу слов на карточках. Используя подсказки (схему и большую букву), составьте ещё одно предложение. (Изменения в слайде.)

(В конуре дрожит Дружок.)

Находим и отмечаем известные нам опасности письма.

Один ученик делает это у доски, остальные карандашом в учебнике. (Изменения в слайде.)

Накопление опыта точных ответов на заданный вопрос.

А теперь поиграем в другую игру. Её тоже предложил нам «Хитрый» вопрос. Она называется «Как спросишь - так и отвечу».

Слайд№10

Посмотрите на рисунок на слайде и ответьте на вопросы, полным предложением, используя данные слова.

Кто играл с машинками? (С машинками игралималыши.) С чем играли малыши? (Малыши играли с машинками.) Кто в конуре дрожит? (В конуре дрожитДружок.) Где дрожит Дружок? (Дружок дрожит в конуре.)

Что заметили? В какую часть ответа выносится то, что было главным в вопросе? (В конец ответа).

Рефлексия деятельности

на уроке

Подведение итогов.

Слайд№11

Что вспомнили на уроке?

Что нового узнали?

Продолжи любое из начатых предложений

Было интересно…

Было трудно…

Мне понравилось



© 2010-2022