- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок+презентация по русскому языку на тему Перенос слов (2класс)
Урок+презентация по русскому языку на тему Перенос слов (2класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Марфина Л.И. |
Дата | 17.05.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Как переносить слова с одной строки на другую?
(Тема урока)
-
Цели деятельности учителя совершенствовать умения выделять слоги в слове, повторить и обобщить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую, учить правильно писать словарные слова
Метапредметные Познавательные - оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; Коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, пользоваться учебником; Регулятивные - овладение способностью понимать учебную задачу и стремление ее выполнять
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- Тип урока Решение частных задач
- Методы и формы обучения ТДМ, фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная
- Необходимое техническое оборудование электронная доска, проектор, компьютер
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
1
2
3
5
6
1.
Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: деление слов на слоги;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Презентация
Слайд 1
Учитель открывает на доске пословицу:
Если есть труд - значит, будет и успех!
-Прочитайте пословицу.
-Как вы ее понимаете? (Чтобы пришел успех, необходимо прикладывать усилия, трудиться. )
- С каким настроением вы приметесь за работу? ( С хорошим, радостным)
-Почему важно приступать за работу с хорошим настроением? (Чтобы быстро справится с работой)
- Улыбнитесь друг - другу! В путь!
Читают пословицу.
Объясняют смысл пословицы.
Отвечают на вопросы учителя
1-2 мин
2.
Актуализация и пробное учебное действие.
Цель:
1) актуализировать знания по теме деление слов на слоги;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Презентация
Слайд 2
Презентация
Слайд 3
Презентация
Слайд 4
Анимация (1)
- Урок начнем с повторения. Все ли будем повторять на уроке? ( Нет, повторяем только те знания, которые нам пригодится на этом уроке)
-Чему вы учились на последних уроках? (Мы учились делить слова на слоги и находить в них ударный слог)
- Что общего в перечисленных вами темах? (Работа над словом.)
-Сегодня на уроке вы продолжите работу со словами, а все ваши знания обязательно вам пригодятся.
2.1.Чистописание
-Догадайтесь, какую букву будем писать на минутке чистописания, если она обозначает согласный, твердый, парный, звонкий звук в данных словах : Жизнь, жилище, жираф?
-Пропишите Жж.
- Что объединяет эти слова? (обозначают названия предметов, отвечают на вопрос что?, есть орфограмма жи, начинаются на букву «Ж»)
- Какое слово лишнее? (жираф - отвечает на вопрос кто?)
- Пропишите эти слова.
2.2. Словарная работа.
На доске:
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
В. Степанов
- Прочитайте шепотом. Кто хочет прочитать выразительно?
- Придумайте заголовок?
- Какие слова употреблены в переносном значении?
- Назовите синоним к слову «Золотые»?
- Какое осеннее явление природы автор назвал желтой метелью? (листопад).
- Узнайте слово из этого четверостишия, по его лексическому значению:
Имеющий окраску одного из основных цветов спектра - среднего между оранжевым и зеленым, цветом яичного желтка, золота? (Жёлтый).
-Какая буква в слове жёлтый пишется не так как слышится? (ё)
- Это новое словарное слово. Запишите. Подчеркните «опасное место в слове» .(ё).
- Подберём к слову желтый однокоренные слова?
1. Окруженное белком густое желтое вещество птичьего яйца (желток)
2. Так говорят о птенцах с желтизной около клюва (перен. Еще совсем не опытный, наивный). (желторотик),
3. Яркий желтый цвет, оттенок - т.е. … (желтизна)
4. Приобрели желтый цвет, став желтыми или более желтыми, т.е…… (пожелтели)
- Запишите слова .
- Как называется общая часть родственных слов? (корень)
- Выделите в словах корень. Какая буква чередуется в корне? (е-ё). Подчеркните букву е. (Желт-.)
2.3. Деление слов на слоги.
- Итак, вы знаете, что не всякое сочетание букв - слог. Посмотрим, как вы делите слова на слоги.
- Слова, записанные на второй строке, разделим на слоги.
-Каждое слово делим на слоги по алгоритму.
Вывешивает алгоритм.
- Какие знания мы повторили? (деление слов на слоги)
- Почему я для вас выбрала это задание? (умение делить слова на слоги пригодиться нам в изучении нового материала)
2.4. Пробное действие
Демонстрирует флешролик
Отрывают тетради, записывают число, классная работа.
Прописывают:
Жж Жж Жж Жж
Жизнь, жилище, жираф..
Читают слово как произносится.
Читают слово по слогам, орфографически.
Выделяют «опасное место» в слове.
Списывают с доски слово Жёлтый.
Называют однокоренные слова
Списывают с доски однокоренные слова.
Желтый, желток, желторотик, желтизна, пожелтели
Выделяют корень и подчеркивают буквы е -ё.
Читают алгоритм и делят слова на слоги.
1.Прочитать слово.
2. Определить количество гласных букв в слове. (Сколько гласных, столько и слогов.)
3. Разделить слово на части
вертикальной чертой.
Смотрят флешролик
10мин
3.
Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
- Какое задание выполнял Незнайка? ( Записывал слово в строчку)
- Почему возникло затруднение? ( Слово длинное, на строке не уместилось. Не знает как записать.)
Фиксируют место затруднения
1-2 мин
4.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Презентация
Слайд 5
- Что бы вы предложили? ( То, что не поместилось, записать на другой строке)
- То есть перенести часть слова на другую строчку.
- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? ( Русский язык - это наука, и потому есть правила переноса есть)
- Какая же тема нашего урока? (перенос слов)
- Какую же цель мы поставим перед собой сегодня на уроке? (научиться грамотно переносить слова)
Учитель записывает тему урока на доске.
- Значит, слово нужно разделить на части. Мы умеем делить слова на части? (Да.)
- Как? ( На слоги)
- Вернемся к заданию, в котором появилось затруднение. Запишем в тетради слово Незнайка и разделим его на слоги.
- Что получилось? ( Не/знай/ка)
- Поможет это слово разделить для переноса? (да)
- Сколько будет способов переноса этого слова? ( 2)
- Запишем все способы в тетрадь.
Запись в тетради:
Не/знай/ка - Не-знайка, Незнай-ка
- Ребята, получается, что мы нашли способ, как записать слово, если оно не помещается на строке? ( Да.)
- Продолжите формулировку правила : Слова можно переносить с одной строчки на другую по ….?(слогам.)
Слова надо переносить по слогам.
- Молодцы! Проверим себя.
- Но это не все. Есть еще несколько правил переноса.
- Выяснять эти правила вы будете в группах. (Вам в помощь я приготовила таблицы со словами, разделенными для переноса двумя способами. Неверный вариант зачеркнут.
Внимательно рассмотрите таблицу и сформулируйте правила.)
1 группа:
тон-на су - ббота
груп-па алл - ея
2 группа:
паль-то мал-ьчик
подъ-ехал об- ъехал
3 группа:
чай-ник ма-йка
зай-ка ча-йка
4 группа:
кра-си- вая красива- я
уме-лый у- мелый
5группа:
класс к-ласс
стул ст-ул
Ставят цель, формулируют тему урока
Записывают в тетради:
Не/знай/ка - Не-знайка, Незнай-ка
Учащиеся работают в группах
10 мин
5.
Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
- Проверим, что у вас получилось.
-1-ая группа, назовите свое правило переноса слов. ( Из удвоенных согласных букв одна оставляется на строке, другая переносится.)
- 2-ая группа. ( Не разрешается при переносе отрывать ъ, ь от предшествующей буквы.)
- 3-я группа. ( Не разрешается при переносе отрывать от предшествующей буквы.)
- 4группа (Не переносят слог, состоящий из одной гласной буквы
-5группа (Не переносят слова состоящие из одного слога)
На доске: (выставляются все правила)
- Теперь прочитаем правила переноса слов в учебнике на 71 странице.
- Все ли правильно мы сформулировали?
- Эти правила надо запомнить.
- Затруднение преодолели? Что дальше?
( Будем тренироваться делить слова для переноса, используя правила)
- Но сначала дополним алгоритм еще одним действием
Физминутка
Учащиеся формулируют правила переноса
Открывают учебники на стр.71 Упр.107. Читают «по цепочке» правила переноса
Дополняют алгоритм новым действием
5 мин
6.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение делить слова для переноса
Презентация Слайд 6
Как перенести слово? (2)
- Разделите слова сначала на слоги, потом - для переноса.
урожай (1 ученик комментирует)
Теперь в парах проговорите друг - другу по 2 слова, пользуясь алгоритмом
ягода-
горький-
ранний-
разъезд-
-Потренируемся, играя в игру «Как перенести слово?»
Работа по учебнику стр.71 Упр. 108
-Прочитайте слова.
-Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти слова?
( Слова, которые можно перенести, и слова, которые нельзя перенести)
- Какие слова нельзя переносить с одной строки на другую? ( не переносят слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной)
- Выполним упр. с комментированием.
1 ученик комментирует
Работают в парах по алгоритму.
Алгоритм:
1. Читаю слово
2. Считаю гласные буквы и определяю количество слогов.
3. Делю слово на слоги
4.Делю слово горизонтальной черточкой для переноса.
Выходят по одному к доске и выполняют задание
Работают в тетрадях:
1 часть упражнения с комментированием. 1 ученик работает у доски.
2часть упражнения - самостоятельно.
Самопроверка
10мин
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение выполнять деление слов для переноса.
Презентация
Слайд 7
- Как определить, поняли вы новую тему или нет? (поработать самостоятельно)
- Возьмите лист с самостоятельной работой.
- Ваша задача - Указать в скобках цифрой сколько способов есть у данных слов.
- Проверьте по образцу.
- У кого возникли трудности?
- В чем причина?
- Не огорчайтесь, у вас еще будет возможность отработать эти правила.
- Кому все удалось? Молодцы. Поставьте «+».
Выполняют на карточках самостоятельную работу
Самопроверка по образцу
2мин
8.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение разделять слова для переноса
Презентация
Слайд 8
- Сегодня вы выяснили правила переноса. А зачем? Когда вы будете ими пользоваться?
- Запишите под диктовку предложение, пользуясь, при необходимости, правилами переноса.
( Для записи под диктовку: С огородов и полей убрали последние овощи.)
- Проверим. Какие опасные места есть в словах?
- Пришлось ли кому-нибудь воспользоваться переносом слова? Как вы это сделали?
Пишут предложение под диктовку
Проверяют написанное
3мин
9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Презентация слайд 9
Презентация слайд 10
-Какую цель вы перед собой ставили? (Повторить правила переноса слов и тренироваться в переносе слов)
-Удалось ли достичь цели?
-Какие правила надо соблюдать при переносе слов?
-Какие слова нельзя переносить?
-Где вам пригодятся эти знания?
-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Поднимите карандаши 3 -х цветов:
-Я все понял, могу объяснить другу.
- Я понял, но мне еще нужно тренироваться.
- У меня еще не все получается, но я постараюсь
Далее идет обсуждение домашнего задания.
- р.т.-с.31 упр.65
- р.т.-с.31 упр.66
- с.73 упр.113
Отвечают на вопросы учителя
Оценивают себя с помощью карандашей трех цветов
Записывают домашнее задание в зависимости от цвета поднятого карандаша
1-2 мин
Приложение к плану-конспекту урока
Как переносить слова с одной строки на другую?
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1 Незнайка переносит слово анимация флешролик files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf930186-273b-4f3a-9e02-772e5cc200b7/%5BNS-RUS_1-02%5D_%5BMA_008%5D.sw 2 Как перенести слово? анимация
Текст с иллюстрациями files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d84b99c-b056-425a-8a3a-5d97b75a1f38/%5BNS-RUS_1-02%5D_%5BIG_012%5D.swf