Разработка урока по окружающему миру Водоёмы нашего края. Томская область (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Окружающий мир, 2 класс (программа А.А.Плешакова)
Разработка урока по окружающему миру Водоёмы нашего края. Томская область (2 класс)Тема: Водоёмы нашего края. Томская область.
Цель: познакомить с разнообразием водоёмов; научить различать части реки.
Задачи:
  1. Познакомить обучающихся с частями реки, различиями между водоёмами.
  2. Развивать познавательную активность, умение планировать поиск решения проблемной ситуации.
  3. Развивать интерес учащихся к природе родного края.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть части реки; анализировать схему. Оборудование:
  • Запись спокойной музыки со звуками журчащей воды;
  • Презентация;
  • Карта Томской области;
  • Карта открытий;
  • Схема впадения Томи в Обь;
  • ТРазработка урока по окружающему миру Водоёмы нашего края. Томская область (2 класс)аблички «Исток», «Устье», « », «Левый берег», «Правый берег»;
  • Текст-помощник;
  • Знак «Догадался!».




Разработка урока по окружающему миру Водоёмы нашего края. Томская область (2 класс)















Ход урока: 1.Организационный момент. На нашем уроке главными будут фразы: «Догадался!», «Хочу сказать!». Если у вас возникла интересная мысль, идея, догадка, воспользуйтесь этим сигналом. На уроке нас ждут открытия. Какие они будут - большие или маленькие? У каждого они будут свои. А чтобы не сбиться на неизведанном пути, мы будем работать по Карте открытий. Положите её перед собой.
2. Актуализация знаний. Работа по карточкам. - Прочитайте слова, записанные в задании 1 вашей карты. (Река, море, гора, озеро, океан). - Какое лишнее? Почему? (Лишнее слово - «гора», потому что это суша, а все остальное вода). - Зачеркните лишнее слово, а к остальным подберите название (водоёмы). - Водоёмы нашего края. Так звучит тема нашего урока. Мы узнаем, какие водоёмы есть в нашем крае, изучим части реки, научимся определять направление течения реки.
3. Совместное открытие новых знаний. - Как называется наша область? (Томская) - Почему? (наверное, потому, что здесь протекает река Томь). - Да. Томь - один из крупнейших притоков реки Оби. Общее протяжение 839км. - Как водоёмы обозначаются на карте? (голубым или синим цветом). - Какие реки протекают по территории области? (Обь, Томь, Шегарка, Чулым, Чая, Кеть, Парабель, Васюган, Тын и другие). - В Томской области протекает много рек разной длины. Если взять все реки области и вытянуть их в одну линию, то такой голубой лентой можно один раз опоясать земной шар по экватору (длина экватора равна 40000км). Самая большая река Западной Сибири - это Обь. - Много озёр расположено в области. Самые крупные озёра: Мирное в Парабельском районе, Чертаны в Асиновском и Карасёвое в Чаинском районах. - Какое открытие вы сделали для себя? (ответы детей). - Сейчас вы увидите на экране фрагменты, в которых показаны река и озеро. Определите, где какой водоём. Докажите свою мысль. - Выполните задание 2 вашей карты. (Индивидуальная работа выполняется в «Карте открытий», а один ученик делает аналогичную работу на закрытой части доски, распределяя понятия. Осуществляется проверка.) - Охарактеризуйте каждый водоём. Какое главное отличие реки от озера? - Как думаете, почему вода в реке течёт? - Дома на «Карте открытий» закончите предложение из задания 3, высказав своё мнение.
4. Физкульминутка. (Звучит запись спокойной музыки со звуками журчащей воды. О время физкульминутки учитель убирает с доски наработанный материал, вывешивает схему реки и озера). - Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, что вы маленький ручеек. Вода течёт, перекатывается с камешка на камешек. Вот какой-то мальчишка пустил по волнам бумажный кораблик. Вода несёт его всё дальше и дальше…. Откройте глаза. Что вы почувствовали, когда представляли себя ручейком? - А теперь мы ручейки, Побежим вперегонки. Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. С рыбками поплаваем, С бобрами поиграем, Вернёмся к маме с папой мы, Вновь став учениками.
5. Продолжение работы по теме урока. - Прочитайте высказывания. (Река впадает в озеро. Озеро впадает в реку.) - Какое утверждение, по-вашему, верное? Почему? (Первое утверждение верное, потому что в озере вода стоячая, а в реке она течёт). - Откуда течёт река? - Узнать нам поможет учебник. - Что вы узнали? (У реки есть исток и устье). - Что называется истоком? (Начало реки). - Что называется устьем? (Место, где река впадает в другой водоём). (на доске: Наши открытия: Исток, Устье). - Возьмите текст, который лежит у каждого на парте. Прочитайте его. (Текст-помощник). - В тексте-помощнике найдите и прочитайте ещё раз, что называется истоком и устьем. Какое ещё открытие вы сделали, читая текст-помощник? (У реки есть притоки и берега). - Добавим новые слова в таблицу открытий. (На доске: Наши открытия: Исток, Устье, Притоки, Левый берег, Правый берег).
6. Рефлексия. Практическая работа. Учитель раздает детям карты Томской области и схемы для практической работы. - Рассмотрите карту. Какие реки Томской области являются притоками других рек? (Томь - приток Оби). - Сейчас вам предстоит поработать в парах. Как надо работать в паре? (В паре надо работать дружно, спокойно высказывать своё мнение, терпеливо выслушивать мысли партнёра, чтобы найти правильное решение). - Задание: обозначить на схеме исток, устье и стрелкой - направление течения реки Томь. Проверка. - На схеме обозначен наш город Томск. Определите, на каком берегу Томи стоит наш город. Обратитесь к тексту-помощнику. - На каком же берегу реки Томи стоит город Томск? (На правом). - Какое открытие вы сделали? (Если встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, слева - левый).
7. Подведение итогов урока. - Закончите предложения: Теперь я знаю… Теперь я умею… (Выслушиваются ответы детей). - Наш урок стал уроком открытий, удивления. Спасибо вам за хорошую работу!


Борисова Светлана

Владимировна,

учитель начальных

классов МАОУ

«Малиновская СОШ»

Томского района,

Томской области



Приложение.


Карта открытий.


1

Зачеркни лишнее слово.

Обведи названия водоёмов, которые есть в нашей области.

РЕКА ГОРА ОКЕАН ОЗЕРО МОРЕ


2

Что относится к озеру? К реке? Соедини стрелками.

Вода течёт

РЕКА

ОЗЕРО

Стоячая вода

Два берега

Со всех сторон окружено сушей

Пресная вода

3

Домашнее задание.

Продолжи фразу:

Вода в реке течёт, потому что…______________________________________

__________________________________________________________________




ТЕКСТ-ПОМОЩНИК


  1. Начало реки называется - исток.

  2. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют - устье.

  3. В реку впадают другие реки - это притоки.

  4. Если встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, слева - левый берег.

Разработка урока по окружающему миру Водоёмы нашего края. Томская область (2 класс)

Разработка урока по окружающему миру Водоёмы нашего края. Томская область (2 класс)

© 2010-2022