Родительское собрание «Первые уроки школьной отметки»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 2.

Родительское собрание: «Первые уроки школьной отметки»

Задачи: 1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка

2. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений

своего ребенка.

Уважаемые папы и мамы!

Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи. Именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка. Упражнение 1. Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.

Упражнение 2. Родители отвечают на вопрос учителя: Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка?

Упражнение 3. Подчеркните те фразы, которые вы чаще всего используете в обще­нии со своим ребенком, анализируя его учение.

  • Что ты получил сегодня?

  • Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.

  • Я так и знала. И в кого ты такой уродился?

  • Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!

  • Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убе­дится.

  • Сколько можно тебе это объяснять!

  • Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еше раз сделать

самостоятельно?

  • Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?

  • Садись и учи еще раз, а я потом проверю!

  • Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так

труден.

  • Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался

с трудом.

  • Давай еще раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это помо­жет.

  • Вот так и будешь на двойках и тройках ехать!

  • Вот придет отец! Он тебе покажет за двойку!

  • Посмотри, как я учился, а ты?

Упражнение 4.

Работа по картине И. Репина «Опять двойка».

Задание: Нарисуйте финал данной картины, но с позиции 21 века. В семь лет у ребенка в результате оценки взрослых складывается мнение о себе. Если преобладают отрицательные оценки, то у ребенка может сформироваться отрицательная самооценка. Для поддержания здорового баланса ежедневной критики должно быть, по крайней мере, в три раза меньше, чем позитивных действий, особенно физических проявлений ласки и любви.

Упражнение 5. Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать коллективную стратегию поведения взрослых в предложенной ситуации:

- ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы;

- во время выполнения домашнего задания ребенок отвлекается, делает
ошибки, неохотно доводит начатое дело до конца;

- ребенок получает плохую отметку, но говорит родителям, что получил
отличную отметку. Это повторяется достаточно часто;

- ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.

Упражнение 6. Родители знакомятся с анализом анкет учащихся класса.

Анализ представлен на слайде. Первая половина слайда - положительное мнение учащихся об отношении родителей к их отметкам. Вторая половина - отрицательное мнение. По каждому отрицательному мнению они должны высказать свое суждение. Многие психологи говорят о том, что самый страшный зверь, подстерегающий всех на пороге школы, - это ориентация родителей и детей на оценку. Некоторые папы и мамы очень «нервно» воспринимают отметки своих детей, как будто они поставлены им самим. Может быть, это происходит оттого, что родители относятся к отметке ребенка как к оценке их собственной родительской успешности. Другие родители могут испытывать страх перед школой, источником которого выступает их личный не всегда удачный школьный опыт. Но главное, что страхи взрослых часто находят свой выход в жестком контроле над ребенком и «оценочном» отношении к нему. Родители в разных вариантах сообщают ребенку о том, что именно он несет ответственность за их самочувствие, внутреннее состояние и переживания. Ребенку приходится нести на своих плечах ответственность и за себя, и за эмоциональное состояние своих родителей. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребенок вынужден защищать себя и от школы, и от родителей, и от учения. И в итоге у него теряется интерес к самому процессу познания, то есть пропадает желание учиться. Позиция родителей по отношению к школьным отметкам своих детей должна быть по возможности гуманной. Вы вашей властью можете ввести у себя дома «безоценочную зону». Встречайте ребёнка, возвращающегося из школы, вопросом не «Что ты получил (а) сегодня», а «Что было интересного в школе, что ты узнал (а) нового, полезного? Расскажи, пожалуйста, мне тоже интересно!»

Как же быть, если ваш ребёнок всё-таки принёс плохую отметку? Вероятно, надо всем своим видом показать ему, что плохая отметка вас очень расстроила, потому что, чтобы человек ни делал, строит ли он мосты или выво­дит палочки, он должен делать все это хорошо, вклады­вая в работу душу, на пределе своих возможностей. Это надо объяснить ребенку так, чтобы он понял: главное - не отметка, а тот труд, который за ней стоит. Внушите ребёнку с самого начала, что отметка важна для вас только как цифровое выражение того, что он действительно знает и умеет, важна как результат зат­раченных им усилий. Если ребенок расстроен, угнетен, то нужно его успокоить, не кричать, не наказывать, а помогать. Садиться голова к голове и вместе с ним читать, решать, учить, ободрять и одобрять, внушать уверенность в своих силах. Если бы ругань и наказания, хоть кому-нибудь в жизни помогли стать умнее, у нас бы почти 95% школьников и взрослых давно бы получили Нобелевскую премию. Будет очень хорошо, если вы расскажете дочери или сыну о собственных трудностях в вашем детстве при освоении того или иного предмета. Это сближает, вы сами увидите. А надо ли хвалить за хорошие отметки? Надо, но не за отметки, а за интерес к учебе и к миру. И не столько хвалить, сколько поддерживать маленького человека и его интерес к освоению окружающего мира. На самом деле этот интерес - дело вполне естественное для всех детей начиная с первых дней жизни, каждый родитель это знает. Наша задача не отбивать этот интерес, а всячески его подкреплять и поощрять. Если ваш ребенок, что называется, "тянет" предмет, то попробуйте поискать вместе с ним, а что еще можно узнать, прочитать помимо школьной программы. В вашем распоряжении множество прекрасных детских энциклопедий, книг (в том числе аудио), замечательные красочные фильмы о природе, познавательные компьютерные программы - это неисчерпаемое море информации в Интернете. Вашим девизом, девизом для всей семьи, а не для одного лишь ребенка, должно стать: учеба - это классно, интересно и весело! Учимся вместе, всегда и везде, а не только в школе. Наш учебник - это весь мир! Надо ли готовить вместе с ребёнком уроки? На первых порах ученик нуждается в родительской помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уро­ках и даже, может быть, посидеть с ним рядом, пока он их делает.

Чем конкретно можно помочь своему ребёнку? Прежде всего, подготовить рабочее место. Абсолютно ясно, что необходим свой столик, своя настоль­ная лампа, своя книжная полочка. Но даже если этого нет, необходимо проследить за тем, чтобы он никогда ничего не искал: всем его вещам надо найти строго определенное место. Хорошо бы, чтобы это происходило всегда в один и тот же час, хотя неболь­шие отклонения от этого часа неизбежны. Одна из главных задач во время «сидения» родителей рядом с дочерью или сыном - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого разбросанного ребенка, если сидящие рядом с ним мама или папа вежливо и спокойно настой­чиво будут возвращать его к работе. Труднее всего де­тям даются навыки письма. Каллиграфическое письмо - это, безус­ловно, не самое главное. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок. Опять-таки, прежде всего из соображений воспитатель­ных: человек должен все делать красиво, решительно все. Помогите же ему в этом и добрым словом, и самим своим присутствием. Когда же можно оставлять ребен­ка наедине со своими уроками?

Делать это нужно как можно раньше. Но резко это­го делать нельзя. Надо это делать постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, ко­торые все время делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

За что же следует поощрять детей?

Если ребенок хорошо учится, добросовестно трудит­ся, примерно ведет себя, его можно похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только ко­нечные результаты его действий, но и, главное, затра­ченные им усилия, проявленные им трудолюбие и усид­чивость. По уровню своих способностей дети бывают разными. За одни только способности поощрять не сто­ит. Отмечать одобрением нужно старательность, прояв­ленное усердие, прилежание. При этом родители долж­ны быть особенно внимательны к детям, которым что-либо трудно дается. А ведь их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше всего нуждаются в поощрении одобрением. Как поощрять детей? Поощрения в семье могут выражаться разнообразно: словесно и в виде наград и подарков. Словесное поощрение может быть выражено в виде одобрения словами: «хорошо», «правильно», «молодец» и т. п. Приветливо улыбнитесь, одобрительно взгляни­те на ребенка, погладьте по голове и он почувствует, как вы довольны его трудом или поведением. Словес­ная благодарность, признательность - важная форма поощрения. Другая форма благодарности - подарок. Это один из наиболее уяз­вимых вопросов в практике семейного воспитания. Неправильное его использование слишком часто приводит к нежелательным, а порой и безнравственным проявле­ниям у ребенка, а со временем и уже взрослеющего или взрослого человека. Подарки в обшей системе средств воспита­ния должны помогать проявлению лучших качеств и черт человека. Родители обязаны знать, что дарить вещи следует с учетом их дей­ствительных потребностей и интересов: прежде всего это книги, разнообразные игры, коньки, лыжи, инстру­менты и другие предметы, способствующие умственно­му и физическому развитию. Поощрения деньгами не дол­жны иметь место в семейном воспитании.

Памятки для родителей «Как же относиться к отметке ребенка?»

  1. Двойка - всегда наказание. Подумайте вместе, что надо сделать, как изменить ситуацию, чем помочь маленькому человечку в решении его проблемы. Вы через это уже прошли, вам все понятно, а у него это первые шаги.

  2. Четко определите время, когда учить уроки, когда играть, когда выполнять домашнее задание. Это поможет ребенку меньше уставать и все успевать.

  3. Научите своего ребенка любить книгу. Это поможет ему учиться далее самому, успешно овладевать знаниями.

  4. Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

  5. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух. Есть сомнения - идите в школу.

  6. Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.

  7. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

«Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий»

  1. Оформите рабочее место ребенка, поставьте удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке. Объясните ребенку главное правило учебной работы - учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте.

  2. Посидите со своим ребенком на первых порах при выполнении домашних заданий. Это для него очень важно.

  3. Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность.

  4. Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

  5. Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.

  6. Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.

  7. В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье ­ с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!


4


© 2010-2022