- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературы «Сказка за сказкой»
Урок литературы «Сказка за сказкой»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Корепанова И.Ю. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературы 2 класс «Сказка за сказкой»
Цели урока:
-
продолжить знакомство детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра;
-
развивать мышление, речь;
-
формировать умение передавать содержание произведения;
-
воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности.
Оборудование:
выставка книг с русскими народными сказками, иллюстрации к сказкам, карточки с пословицами и поговорками; на доске - названия русских народных сказок, кроссворд, высказывание «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
I Оргмомент
II Постановка целей.
Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство - Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником на веки. Потому что деревья там самые высокие, терема самые расписные, птицы - самые звонкие, а чудища - самые страшные. (Звучит мелодия «В гостях у сказки»)
Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок. Вспомним пословицы и поговорки, поучаствуем в викторине, разыграем фрагменты сказок и разгадаем сказочный кроссворд.
III Актуализация знаний.
-
Рассказ учителя. Когда вы были маленькими, мама, папа или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя ее автора не запоминалось.
-
Беседа.
-
Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.)
-
? И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка - ложь, да в ней…(хором дети продолжают).
IV Литературная выставка.
Ребята, посмотрите на выставку книг. По обложкам вы узнали уже знакомые вам сказки. Какие?
-
Есть ли на обложке фамилия автора? (нет)
-
Почему? (сказки народные, автор неизвестен)
Часто под названием сказки мы можем встретить надпись: «В обработке или пересказе А.Н.Толстого, А.Н.Афанасьева, К.Д.Ушинского и др.». Это значит, что эту русскую народную сказку пересказал для нас этот писатель.
V Беседа о сказочных предметах.
Не пристало добрым молодцам по полатям валяться, да на завалинке сидеть, а красным девицам песни распевать, да семечки лузгать.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.
Дорожка нам предстоит дальняя. Нужно котомку собрать с вещами самыми необходимыми. Перед вами раскинулась скатерть-самобранка, но на ней не яства заморские, а предметы «сказочные», которые собраны из разных русских народных сказок.
Предлагаю эти предметы поближе посмотреть и вспомнить из каких они сказок? (репка, кувшин и тарелка, золотое яблочко, гусли, лук и стрела, коровушка, петух, волк, козлик, яблоко, перо).
Дети выходят, показывают предмет и называют сказку.
VI Работа с иллюстрациями к сказкам.
На доске представлены иллюстрации к некоторым русским народным сказкам. Давайте вспомним названия сказок и назовем их главных героев (7 народных сказок).
VII Работа с заданием на доске.
Часто в сказках у главных героев есть помощники. Давайте попробуем вспомнить их. Соединить линией героя-помощника со сказкой.
Сивка-бурка
Серый волк
Щука
Петух
Лиса
Печка
Коза
«Морозко»
Василиса Премудрая
«Коза-дереза»
«По щучьему велению»
«Сивка-бурка»
«Иван царевич и серый волк»
«Гуси-лебеди»
«Морозко»
«Царевна-лягушка»
«Петушок и бобовое зернышко»
«Снегурушка и лиса»
VIII Физминутка.
Танцевальные движения под песенку из сказки «Приключения Вити и Маши».
IX Литературные сценки и подбор к ним пословиц на карточках.
-
Долго ли, коротко ли мы путешествуем по Стране Сказок, Чудес и Волшебства, но очутились возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в нее попасть? Какие слова нужно сказать?
(Избушка, избушка, Встань к лесу задом, ко мне передом).
-
А что это за сказочные герои около избушки на курьих ножках, и из какой же они сказки? Попробуйте догадаться. (Разыгрывается фрагмент сказки «Гуси-лебеди»)
-
Какая из пословиц на карточках, подходит и подтверждает главную мысль сказки «Гуси-лебеди»:
-
А вот перед нами яблонька, а под ней зайка сидит. И еще герои этой сказки. Послушайте фрагмент этой сказки. Вспомните ее и назовите героев. (Разыгрывается фрагмент сказки «У страха глаза велики»)
-
Выберите на карточке пословицу, которая раскрывает смысл этой сказки?
-
А вот деревенский дом. А в нем жадная старуха. (Сценка из сказки «Каша из топора»)
-
Выберите и к этой сказке пословицу.
X Чтение поговорок из карточек.
Благодаря русским народным сказкам появились эти поговорки. Продолжи их.
Хитер как…
Голоден как… Слова для справок:
Упрям как… (рыба, волк, лиса, бык, осел, уж, сорока,
Здоров как… заяц, свинья)
Изворотлив как…
Грязный как…
Болтлив как…
Труслив как…
Нем как…
XI Литературная викторина.
А теперь, ребята, представим, что мы очутились в дремучем лесу, нехоженом. Тсс…слышите кто-то говорит? (Отгадайте, чьи это голоса, и из каких сказок эти герои).
-
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко- «Морозка»)
-
«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано» (Корова - «Каврошечка»)
-
Не пей, братец, козленочком станешь» (Аленушка - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
-
«Как выскачу, как выпрыгну, Полетят клочки по закоулочкам» (Лиса - «Заюшкина избушка»)
-
«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван-дурак - «Сивка-бурка»)
-
«Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок - «Кот, петух и лиса»)
-
«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, оторопителя, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк - «Волк и семеро козлят»)
-
«Вижу-вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Маша - «Маша и медведь»)
-
«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве, у Кощея Бессмертного…» (Царевна-лягушка)
XII Разгадывание кроссворда (на доске)
(в приложении)
XIII Итог урока.
Заканчивается наше путешествие по Стране Сказок, Чудес и Волшебства! Но заканчивается не на всегда, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!
-
А вот какие сказки мы вспомнили сегодня, давайте повторим?
-
Молодцы! Вы сегодня все славно потрудились. А кто был самым лучшим знатоком русских народных сказок? (оценить)
-
До новых встреч в стране Сказок, Чудес и Волшебства!