Урок литературы «Сказка за сказкой»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы 2 класс «Сказка за сказкой»

Цели урока:

  • продолжить знакомство детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра;

  • развивать мышление, речь;

  • формировать умение передавать содержание произведения;

  • воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности.

Оборудование:

выставка книг с русскими народными сказками, иллюстрации к сказкам, карточки с пословицами и поговорками; на доске - названия русских народных сказок, кроссворд, высказывание «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

I Оргмомент

II Постановка целей.

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство - Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником на веки. Потому что деревья там самые высокие, терема самые расписные, птицы - самые звонкие, а чудища - самые страшные. (Звучит мелодия «В гостях у сказки»)

Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок. Вспомним пословицы и поговорки, поучаствуем в викторине, разыграем фрагменты сказок и разгадаем сказочный кроссворд.

III Актуализация знаний.

  1. Рассказ учителя. Когда вы были маленькими, мама, папа или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя ее автора не запоминалось.

  2. Беседа.

  • Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.)

  • ? И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка - ложь, да в ней…(хором дети продолжают).

IV Литературная выставка.

Ребята, посмотрите на выставку книг. По обложкам вы узнали уже знакомые вам сказки. Какие?

  • Есть ли на обложке фамилия автора? (нет)

  • Почему? (сказки народные, автор неизвестен)

Часто под названием сказки мы можем встретить надпись: «В обработке или пересказе А.Н.Толстого, А.Н.Афанасьева, К.Д.Ушинского и др.». Это значит, что эту русскую народную сказку пересказал для нас этот писатель.

V Беседа о сказочных предметах.

Не пристало добрым молодцам по полатям валяться, да на завалинке сидеть, а красным девицам песни распевать, да семечки лузгать.

Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

Дорожка нам предстоит дальняя. Нужно котомку собрать с вещами самыми необходимыми. Перед вами раскинулась скатерть-самобранка, но на ней не яства заморские, а предметы «сказочные», которые собраны из разных русских народных сказок.

Предлагаю эти предметы поближе посмотреть и вспомнить из каких они сказок? (репка, кувшин и тарелка, золотое яблочко, гусли, лук и стрела, коровушка, петух, волк, козлик, яблоко, перо).

Дети выходят, показывают предмет и называют сказку.

VI Работа с иллюстрациями к сказкам.

На доске представлены иллюстрации к некоторым русским народным сказкам. Давайте вспомним названия сказок и назовем их главных героев (7 народных сказок).

VII Работа с заданием на доске.

Часто в сказках у главных героев есть помощники. Давайте попробуем вспомнить их. Соединить линией героя-помощника со сказкой.

Сивка-бурка

Серый волк

Щука

Петух

Лиса

Печка

Коза

«Морозко»

Василиса Премудрая

«Коза-дереза»

«По щучьему велению»

«Сивка-бурка»

«Иван царевич и серый волк»

«Гуси-лебеди»

«Морозко»

«Царевна-лягушка»

«Петушок и бобовое зернышко»

«Снегурушка и лиса»

VIII Физминутка.

Танцевальные движения под песенку из сказки «Приключения Вити и Маши».

IX Литературные сценки и подбор к ним пословиц на карточках.

  1. Долго ли, коротко ли мы путешествуем по Стране Сказок, Чудес и Волшебства, но очутились возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в нее попасть? Какие слова нужно сказать?

(Избушка, избушка, Встань к лесу задом, ко мне передом).

  • А что это за сказочные герои около избушки на курьих ножках, и из какой же они сказки? Попробуйте догадаться. (Разыгрывается фрагмент сказки «Гуси-лебеди»)

  • Какая из пословиц на карточках, подходит и подтверждает главную мысль сказки «Гуси-лебеди»:

  1. А вот перед нами яблонька, а под ней зайка сидит. И еще герои этой сказки. Послушайте фрагмент этой сказки. Вспомните ее и назовите героев. (Разыгрывается фрагмент сказки «У страха глаза велики»)

  • Выберите на карточке пословицу, которая раскрывает смысл этой сказки?

  1. А вот деревенский дом. А в нем жадная старуха. (Сценка из сказки «Каша из топора»)

  • Выберите и к этой сказке пословицу.

X Чтение поговорок из карточек.

Благодаря русским народным сказкам появились эти поговорки. Продолжи их.

Хитер как…

Голоден как… Слова для справок:

Упрям как… (рыба, волк, лиса, бык, осел, уж, сорока,

Здоров как… заяц, свинья)

Изворотлив как…

Грязный как…

Болтлив как…

Труслив как…

Нем как…

XI Литературная викторина.

А теперь, ребята, представим, что мы очутились в дремучем лесу, нехоженом. Тсс…слышите кто-то говорит? (Отгадайте, чьи это голоса, и из каких сказок эти герои).

  1. «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко- «Морозка»)

  2. «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано» (Корова - «Каврошечка»)

  3. Не пей, братец, козленочком станешь» (Аленушка - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

  4. «Как выскачу, как выпрыгну, Полетят клочки по закоулочкам» (Лиса - «Заюшкина избушка»)

  5. «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван-дурак - «Сивка-бурка»)

  6. «Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок - «Кот, петух и лиса»)

  7. «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, оторопителя, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк - «Волк и семеро козлят»)

  8. «Вижу-вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Маша - «Маша и медведь»)

  9. «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве, у Кощея Бессмертного…» (Царевна-лягушка)

XII Разгадывание кроссворда (на доске)
(в приложении)

XIII Итог урока.

Заканчивается наше путешествие по Стране Сказок, Чудес и Волшебства! Но заканчивается не на всегда, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

  • А вот какие сказки мы вспомнили сегодня, давайте повторим?

  • Молодцы! Вы сегодня все славно потрудились. А кто был самым лучшим знатоком русских народных сказок? (оценить)

  • До новых встреч в стране Сказок, Чудес и Волшебства!



© 2010-2022