Рабочая программа по музыке с 1 по 4 класс Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Руководитель М О

__________ З.Н.Марданова

Протокол № ____

от «___»_______2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ«СОШ с. Б. Кукмор»

_______ / Хабибуллин Ф.А. /

« 31 » _августа __ 2013 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ

«СОШ с. Б. Кукмор»

_______ / Назипов Г.Г. /

Приказ № 83

от « 31» _ августа 2013 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА

ТИМЕРГАЛИЕВА ИЛЬФАТА МАРАТОВИЧА,

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МБОУ «СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ с. БОЛЬШОЙ КУКМОР»



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от « 29 » августа 2013 г.











2013-2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе: - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2012г.) - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373)- требований федерального компонента государственного образовательного стандарта; - санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189); - положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин; - учебного плана МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Большой Кукмор» (федерального и регионального компонента, компонента ОУ);

- примерной программы по искусству под редакцией Е.Д. Критской, М. «Просвещение» 2007 - Примерная программа начального общего образования по предмету «Искусство (музыка)» М., Просвещение, 2011; - Обучение осуществляется по учебнику Музыка 1 класс Е.Д. Критская М. «Просвещение», 2012 год

Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ. Занятия выстроены с учётом психофизических особенностей первоклассников, репертуар для исполнения и прослушивания подбирался доступный для понимания и воспроизведения. Общая цель уроков музыки в общеобразовательной школе - воспитание музыкальной культуры учащихся. Подразумевается, что данная цель может быть достигнута в ходе решения следующих воспитательных задач:

  • Формирование у детей специальных знаний, умений и навыков на уроках музыки (прослушивание, пение, разбор музыкальных произведений, выполнение действий метроритмики, обогащение музыкального словаря, умение пользоваться терминологией и т.д.);
  • Формирование желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока;
  • Развитие у детей музыкальных способностей;
  • поощрения творческих музыкальных проявлений;
  • развития интереса к классической музыке;
  • поощрение желания самостоятельно заниматься музыкой.

В каждый урок входят обязательные для данного возраста виды музыкальной деятельности. Сначала это пение, прослушивание коротких отрывков и пьес, ритмико-двигательные действия под музыку. Позднее - повторение знакомых песен с покуплетным художественным разбором, постепенное усложнение репертуара, возрастание доли творческих моментов, увеличение объёма музыкальных пьес для прослушивания во время занятия. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство первоклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами татарского народа 10% учебного времени.

Содержание курса


Тема 1 полугодия: «Музыка вокруг нас» 16 часов Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Выразительность и изобразительность в музыке. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре - балет. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.

Тема II полугодия: « Музыка и ты» 17 часов

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. Интонационно - образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей .Интонация - источник элементов музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Музыкальные инструменты. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальные инструменты. (волынка, фортепиано) Музыкальные инструменты. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры - драматизации. Развитие музыки в исполнении. Музыкальные инструменты. Звучащие артины. Музыкальные инструменты. Музыка в цирке Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры. Опера-сказка Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая Музыка для детей. Афиша.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Количество часов

Из них

Изучение нового материала и закрепление

Контроль

1

Музыка вокруг нас.

16

15

1

2

« Музыка и ты»

17

16

1

Итого:

33

Календарно-тематический план


п/п

Наименование раздела программы и темы урока

Дата проведения

Примеча

ние

Календ

Факт

Тема 1 полугодия: «Музыка вокруг нас» 16 часов

1 Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.




2 Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.




3 Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.




4

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).




5

Выразительность и изобразительность в музыке.




6

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационно-образная природа музыкального искусства.




7

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационно-образная природа музыкального искусства.




8

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.




9 Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.




10

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.




11

Наблюдение народного творчества. «Садко» Римский-Корсаков



12

Музыкальные инструменты



13 Народные музыкальные традиции Отечества.




14

Народное музыкальное творчество разных стран мира.




15

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре - балет.




16

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.




Тема II полугодия: « Музыка и ты» 17 часов

17

Сочинения отечественных композиторов о Родине.




18

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности.




19

Интонационно - образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.




20

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей .Интонация - источник элементов музыкальной речи.




21

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.




22

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.




23

Музыкальные инструменты.




24 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.




25

Музыкальные инструменты. (волынка, фортепиано) Музыкальные инструменты.




26 Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры - драматизации. Развитие музыки в исполнении.




27

Музыкальные инструменты. Звучащие к артины.

Музыкальные инструменты.

15.04



28

Музыка в цирке Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

22.04



29 Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.

08.05


ОГЭ татар теле,1 май

30

Опера-сказка Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая

08.05



31

«Ничего на свете лучше нету…» Музыка для детей.

13.05



32

Афиша. Программа



33

Заключительный урок-концерт: «Музыкальная азбука»



Требования к уровню подготовки учащихся

Предметные

-воспринимать музыку различных жанров;

-эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных

видах музыкально творческой деятельности;

-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных

музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

-воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения

чувства, характер и мысли человека;

-продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,

взаимосвязи ----выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной

речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

-исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация,

музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

Метапредметные

Познавательные


- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - определение наиболее эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; - формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной форме; Регулятивные - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; Коммуникативные - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Личностные


- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; - уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.


Литература Основная

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной: Дополнительная

Журнал «Начальная школа»

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина- М.: Просвещение, 2011;

Татар мәктәпләре, гимназияләр өчен музыка программасы һәм дәрес эшкәртмәләре 1-8, Казан "Мәгариф нәшрияте" 1998ел

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс





«Рассмотрено»

Руководитель М О

__________ З.Н.Марданова

Протокол № ____

от «___»_______2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ«СОШ с. Б. Кукмор»

_______ / Хабибуллин Ф.А. /

« 31 » _ августа__ 2013 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«СОШ с. Б. Кукмор»

_______ / Назипов Г.Г. /

Приказ № 83

от « 31» _ августа 2013 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 2 КЛАССА

ТИМЕРГАЛИЕВА ИЛЬФАТА МАРАТОВИЧА,

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МБОУ «СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ с. БОЛЬШОЙ КУКМОР»



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от « 29 » августа 2013 г.











2013-2014 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2012г.) - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373)- требований федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189); - положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин; - учебного плана МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Большой Кукмор» (федерального и регионального компонента, компонента ОУ); - примерной программы по искусству под редакцией Е.Д. Критской, М. «Просвещение» 2007

- Примерная программа начального общего образования по предмету «Искусство (музыка)» М., Просвещение, 2011; - Обучение осуществляется по учебнику Музыка 2 класс Е.Д. Критская М. «Просвещение», 2012 год

Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ. Занятия выстроены с учётом психофизических особенностей первоклассников, репертуар для исполнения и прослушивания подбирался доступный для понимания и воспроизведения.
В соответствии с новым ФГОС программа рассчитана на 34 часа в год (по 1 часу в неделю)

Цель:

- ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры

Задачи:

- формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия. Необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, пробуждать активное стремление к усвоению знаний, приобретению умений и навыков, желание слушать и исполнять музыку.

- формирование осознанного отношения к музыке. Школьнику важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений, уметь применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и понимать характер музыкальных образов, логику их развития.

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Базовыми разделами программы являются: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство первоклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами татарского народа 10% учебного времени.


Содержание рабочей программы

Музыка в жизни человека (17 ч )

Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека. Музыкальные образцы родного края. Гимн России. Роль музыки в духовно-нравственном развитии человека. Мир ребенка в музыкальных образах. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Природа и музыка. Творчество С.В. Рахманинова. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. Песня в борьбе за мир. Творчество М.И. Глинки. Исполнение вокально-хоровых произведений, в импровизации. Русское, татарское народное творчество. Детский музыкальный фольклор. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций. Мороз-персонаж славянского фольклора. Русский народный праздник Масленица. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края. Национальные особенности народной музыки. Между музыкой разных лет, нет непреодолимых границ. Симфоническая сказка. Сюита М.П. Мусоргского «картинки с выставки». Волшебный цветик - семицветик «И все это- И.С. Бах. Все в движении.

Основные закономерности музыкального искусства (8 ч )

Образ современной молодежи. Творчество С.В. Рахманинова. О чем рассказывает музыка? Как рассказывает музыка? Звучит нестареющий Моцарт. Звучит нестареющий Моцарт. Исполнение разученных песен. Музыка учит людей понимать друг друга. Обобщающий урок.

Музыкальная картина мира ( 9 ч )

Музыкальный инструмент. Турнир эрудитов. Урок-игротека. Русские народные инструменты.

Татарские народные инструменты. Музыка татарского народа. Музыка народов Закавказья. Картины родной природы. Творчество Э. Грига. Картины родной природы. Творчество Р. Яхина.

Знакомство с немецкой, чешской, венгерской музыкой.











ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Темы раздела

Количество часов

Из них

Изучение нового материала и закрепление

Контроль

1

Музыка в жизни человека

Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека

Роль музыки в духовно-нравственном развитии человека

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Исполнение вокально-хоровых произведений, в импровизации

17

16

1

2

Основные закономерности музыкального искусства


Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций

8

7

1


Музыкальная картина мира

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.

Основные закономерности музыкального искусства

9

8

1

Итого:

34




Тема урока

Дата

Примечания

По плану

Фактич.

Россия-Родина моя(3 ч.).

Музыка в жизни человека(3 ч )

1.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки - инструментальная. Песенность.

2.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев).

3.

Гимн России как один из основных

государственных символов страны, известных всему миру. Гимн Татарстана, как один из государственных символов республики Татарстан.

День, полный событий (8 ч.).

Музыка в жизни человека (6 )

4.

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Элементы нотной грамоты.

5.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.

6. Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

7. Маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке.

8.

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие

9.

Интонация как носитель смысла в музыке.

Музыкальная картина мира (2 ч )

10.

Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. Композитор как создатель музыки.

11.

Возможности воплощения музыкального образа.

18.11

«О России петь- что стремиться в храм…»(6 ч.).

Основные закономерности музыкального искусства (4 ч )

12.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата

13.

Специфика русской народной духовной музыкальной культуры.

14

Духовная музыка в творчестве композиторов.

15.

Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества

Музыка в жизни человека (1 ч )

16.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

Музыкальная картина мира (1 ч )

17. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(4 ч.).

Музыка в жизни человека (3 ч )

18.

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов

19. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества.

20.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации

Музыкальная картина мира (1 ч )

21.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.





В музыкальном театре (5 ч).

Музыкальная картина мира (5 ч )

22.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров

23.

Балет Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров

24 Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.

25.

Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля.

26.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

В концертном зале(4 ч).

Музыка в жизни человека (2 ч )

27.

. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

28.

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Основные закономерности музыкального искусства (2 ч )

29.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

15.04

30

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А. Моцарта.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»(4 ч.).

Музыка в жизни человека (2 ч )

31.

Интонация - источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).

06.05

32.

Выразительность и изобразительность в музыке.

06.05

Основные закономерности музыкального искусства (2 ч )

33

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках

13.05

34

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.






Требования к уровню подготовки учащихся

Предметные

-воспринимать музыку различных жанров;

-эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

-общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

-воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

-продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального;

-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

-исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение и др.).

Метапредметные

Познавательные

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

Регулятивные

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

Коммуникативные

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Личностные

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Литература

Основная

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

Дополнительная

Журнал «Начальная школа»

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.:

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2011;

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».2 класс.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»






«Рассмотрено»

Руководитель М О

__________ З.Н.Марданова

Протокол № ____

от «___»_______2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ«СОШ с. Б. Кукмор»

_______ / Хабибуллин Ф.А. /

«31 » _ августа __ 2013 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«СОШ с. Б. Кукмор»

_______ / Назипов Г.Г. /

Приказ № 83

от « 31» _ августа 2013 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 3 КЛАССА

ТИМЕРГАЛИЕВА ИЛЬФАТА МАРАТОВИЧА,

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МБОУ «СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ с. БОЛЬШОЙ КУКМОР»



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от « 29 » августа 2013 г.













2013-2014 учебный год


Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе: - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2012г.) - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373)- требований федерального компонента государственного образовательного стандарта; - санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189); - положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин; - учебного плана МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Большой Кукмор» (федерального и регионального компонента, компонента ОУ); - примерной программы по искусству под редакцией Е.Д. Критской, М. «Просвещение» 2007

- Примерная программа начального общего образования по предмету «Искусство (музыка)» М., Просвещение, 2011; - Обучение осуществляется по учебнику Музыка 3 класс Е.Д. Критская М. «Просвещение», 2012 год

Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ. Занятия выстроены с учётом психофизических особенностей первоклассников, репертуар для исполнения и прослушивания подбирался доступный для понимания и воспроизведения.

Данная программа рассчитана на 34 ч. в год (в неделю 1ч) Изучение музыки по данной рабочей программе направлено на достижение цели:

формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

и задач:

- развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений - фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;

- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;

- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;

- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель);

- развитие навыков хорового пения -широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

- совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды);

- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Базовыми разделами рабочей программы являются: «Введение в искусство», «Опыт музыкально-творческой деятельности»

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство первоклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами татарского народа 10% учебного времени.

Содержание учебной программы.

Введение в искусство ( 9 ч)

Образная природа музыкального искусства. Мелодизм - основное свойство русской музыки

Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Лирические образы русских романсов.

Музыка народная и профессиональная. Жанры русской народной песни .

Композитор-исполнитель - слушатель. П.И.Чайковский- великий русский композитор

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П. Чайковский - Э. Григ)

Интонация и развитие в музыке.В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке. Детские образы С. Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка»)

Овладение элементами нотной грамоты. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Образы вечерней природы.

Опыт музыкально-творческой деятельности(25 ч)


Накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии ее видов, жанров и форм.

Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную запись. Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.

Праздники православной церкви. Вербное воскресение (Вход Господень в Иерусалим)

Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке

Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии .Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе. Музыка на Новогоднем празднике.

Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля.

Масленица - праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с масленицей» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков

Опера «Руслан и Людмила». М. Глинка (2 ч). Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

Опера «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.

Опера «Орфей и Эвридика». К.В. Глюк. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия). Опера «Снегурочка». Н.А. Римский - Корсаков. Образ Снегурочки

Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу.

Образы природы в музыке Н. Римского-Корсакова. «Океан -море синее», вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П. Чайковского.

Р. Роджерс, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбников.

Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. П. Чайковский. Народная песня в Концерте

Музыкальные инструменты - флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение темы четверти.

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития - «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг».

«Симфония № 3» («Героическая») Л. Бетховена (1-я и 2-я части). Особенности интонационно-образного развития образов

Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировкам.

Мир композиторов: Г. Свиридов («Маленькая кантата») и С. Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композиторов.

Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ («Утро»), П. Чайковский («Мелодия»), В.-А. Моцарт («Симфония № 40)

Призыв к радости (Ода «К радости» из «Симфонии № 9 Л. Бетховена).

Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Темы раздела

Количество часов

Из них

Изучение нового материала и закрепление

Контроль

1

Введение в искусство

Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Интонация и развитие в музыке

Овладение элементами нотной грамоты. Певческие голоса: детские, женские, мужские.

9

8

1

2

Опыт музыкально-творческой деятельности

Накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии ее видов, жанров и форм.

Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную запись. Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.

П.И. Чайковский.

Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировкам.

Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.

25

24

1

Итого:

34



Тема урока

Дата

Примечания

По плану

Фактич.

Введение в искусство(9 ч)

Музыка в жизни человека(3 ч )

1.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности

2.

Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;

3.

Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

День, полный событий (8 ч.).

Музыка в жизни человека (6 )

4.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.

5.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

6.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность.

7.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее

озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

8.

Выразительность и изобразительность в музыке.

9.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Опыт музыкально-творческой деятельности (25 ч)

10.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов

11.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов

«О России петь- что стремиться в храм…»(6 ч.).

Основные закономерности музыкального искусства (4 ч )

12.

Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.

13.

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

10.12.14

14

Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Былины.

03.12.14

15.

Музыкальный и поэтический фольклор России.

Народная и профессиональная музыка.

Музыка в жизни человека (1 ч )

16.

Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка.

Музыкальная картина мира (1 ч )

17.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(4 ч.).

Музыка в жизни человека (3 ч )

18.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности.

19.

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

20.

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Музыкальная картина мира (1 ч )

21. Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.





В музыкальном театре (5 ч).

Музыкальная картина мира (5 ч )

22.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл

23. Различные виды музыки: инструментальная. Концерт.

Композитор - исполнитель - слушатель.

24 Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

25. Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

26. Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

В концертном зале(4 ч).

Музыка в жизни человека (2 ч )

27.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного

содержания произведений. Развитие музыки - движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость

28.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

Основные закономерности музыкального искусства (2 ч )

29.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

30.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей Джаз.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»(4 ч.).

Музыка в жизни человека (2 ч )

31.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

2.05

1 мая

32.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках

08.05

Соед. С уроком 31.

Основные закономерности музыкального искусства (2 ч )

33

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках

15.05

34

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках





Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);

  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

  • Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало музыки;

  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  • Определять средства музыкальной выразительности;

  • Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки; - исполнения знакомых песен; - участия в коллективном пении; - музицирования на элементарных музыкальных инструментах; - передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.



Литература:

Учебная методическая литература :

Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 кл.:М.:Дрофа,2009

Музыка . 3 класс. Поурочные планы по Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С

«.Музыка в начальной школе» для 3 класса. В 2 частях/ Сост. Е. В. Алексеева - Волгоград: Учитель - АСТ, 2004 Уроки музыки с применением информационных технологий.1-8 классы.-М.Глобус2008 Музыка что о ней должен знать современный человек. Москва 2002 Кленов А. Там, где музыка живет. - М.: Педагогика, 1985. Татар мәктәпләре, гимназияләр өчен музыка программасы һәм дәрес эшкәртмәләре 1-8 сыйныф Казан "Мәгариф нәшрияте" 1997. Мир вокалҗного искусства 1-4 классы.Волгоград 2009

Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1969. Баян өчен эшкәртелгән мәктәп җырлары.-Арча 2006





«Рассмотрено»

Руководитель М О

__________ З.Н.Марданова

Протокол № ____

от «___»_______2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ«СОШ с. Б. Кукмор»

______ / Хабибуллин Ф.А. /

« 31 » августа 2013 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«СОШ с. Б. Кукмор»

_______ / Назипов Г.Г. /

Приказ № 83

от « 31» _ августа 2013 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА

ТИМЕРГАЛИЕВА ИЛЬФАТА МАРАТОВИЧА,

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МБОУ «СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ с. БОЛЬШОЙ КУКМОР»



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от « 29 » августа 2013 г.











2013-2014 учебный год


Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2012г.) - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373)- требований федерального компонента государственного образовательного стандарта; - санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189); - положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин; - учебного плана МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Большой Кукмор» (федерального и регионального компонента, компонента ОУ); - примерной программы по искусству под редакцией Е.Д. Критской, М. «Просвещение 2007

- Примерная программа начального общего образования по предмету «Искусство (музыка)» М., Просвещение, 2011; - Обучение осуществляется по учебнику Музыка 4 класс Е.Д. Критская М. «Просвещение», 2012 год

Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Данная программа рассчитана на 34 ч. в год (в неделю 1ч) Изучение музыки по данной рабочей программе направлено на достижение цели:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников

и задач:

-развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

-воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности.

Базовыми разделами рабочей программы являются: «Введение в искусство», «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Содержание программы

Введение в искусство(11 ч)

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация и развитие в музыке.

Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш,и их разновидности; опера,

образцы симфонической музыки ,мюзикл) и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо)

Песенность, танцевальность, маршевость. Образы защитников Отечества в музыке русских

композиторов.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.

Пушкин и музыка. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп,тембр,

динамика,лад).

Различные виды музыки: сольная, хоровая, оркестровая .Сказочные образы Пушкина в музыке

Римского-Корсакова..

Овладение элементами нотной грамоты. Музыка на ярмарочном гулянии. Пушкин и Святогорский

монастырь.

Музыка народная и профессиональная. Песни разных народов мира. Музыкальные инструменты.

Оркестры: народных инструментов, духовой, симфонический. Музыкальные традиции родного

края.

Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали.

Музыка в радио- и телепередачах. Государственный музыкальный символ- Гимн России.

Опыт музыкально- творческой деятельности (23 ч)

Личностно-окрашенное эмоционально- образное общение с музыкой, разной по характеру,

содержанию, средствам музыкальной выразительности.

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей

отечественной и зарубежной музыкальной классики: С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин.

Мир музыкальных образов ван Бетховена , В.А.Моцарта.

Произведения современных композиторов для детей.

Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе

исполнения произведения, вокальной импровизации.

Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского

замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению. Индивидуально- личностное

выражение характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами в коллективной форме

деятельности при создании композиций и импровизаций, в том числе танцевальных.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка

песен, танцев.

Воплощение русских обычаев и обрядов в балетном жанре. Жанр оперетты и мюзикла.

В концертном зале.

Революционный этюд Шопена.

Композитор -исполнитель- слушатель .Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты

(гитара).

Пасха - праздник праздников. Народные музыкальные традиции родного края .Святыя земли

русской.

Кирилл и Мефодий.

Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке. Великая сила музыки.

Сочинения профессиональных композиторов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Темы раздела

Количество часов

Из них

Изучение нового материала и закрепление

Контроль

1

Введение в искусство

Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш,и их разновидности; опера,

образцы симфонической музыки ,мюзикл) и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо)

Песенность, танцевальность, маршевость.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп,тембр,

динамика,лад).

Музыка народная и

профессиональная.Музыкальные нструменты.

Оркестры: народных инструментов, духовой, симфонический. Музыкальные радиции родного края.Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали.

Музыка в радио- и телепередачах. Государственный музыкальный символ- Гимн России.

11

10

1

2

Опыт музыкально- творческой деятельности

Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского

замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению. Индивидуально- личностное

выражение характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами в коллективной форме

деятельности при создании композиций и импровизаций, в том числе танцевальных.

Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.

23

20

3

Итого:

34






Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата

Примечание

Намеч

Факт

Введение в искусство (11 ч)

1

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

2

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

3 Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация - источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

4

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

5

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

6

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

7

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность.

Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического, камерного. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

8

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

9

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

10

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

11

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре

Опыт музыкально- творческой деятельности (23 ч)

12

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно - образного содержания произведений. Вариации.

13

Различные виды музыки: инструментальная, вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

14

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

15

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.

16

Различные виды музыки: инструментальная, вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве

17

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе

18

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы.

19

Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств

20

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

21 Народная и профессиональная музыка.

22 Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - балета.

23

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперетта и мюзикл.

24

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.

25 Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности

26 Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

27 Музыкальный фольклор народов России, народные музыкальные традиции родного края.

28 Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

8.04

29

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

15.04

30

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

22.04

31 Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

06.05

ОГЭ татар теле

32

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

06.05

33

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

13.05

34 Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках


Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Знать/понимать:

  • взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство,

  • кино, театр);

  • музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

  • ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс,

  • прелюдия и т.д.);

  • тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического

  • оркестра

  • и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;

  • основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева,

  • Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, выявлять характерные особенностей русской

  • музыки

  • (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;

  • умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык

Уметь:

  • определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке,

  • звучащей

  • на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным

  • сочинениям;

  • понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное

  • звуковедение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

  • развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования - формирование

  • фонотеки,

  • библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных

  • впечатлений.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки; -исполнения знакомых песен; -участия в коллективном пении; -музицирования на элементарных музыкальных инструментах; -передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

Литература

Учебная методическая литература:

Критская Е. Д. Музыка: 1-4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,

Т. С. Шмагина. - М., 2004.
Рапацкая Л. А. Русская музыка в школе: пособие для учителей музыки и мировой

художественной

культуры / Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.,

2003.г Шмагина Т. С., Кружалова А. М. Двунадесятые праздники // Искусство в школе.

- 2000. - № 6; 2001. - № 1-6.

Баян өчен эшкәртелгән мәктәп җырлары.-Арча 2006


© 2010-2022