- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по математике и шахматам во 2 классе
Урок по математике и шахматам во 2 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Муртазина Ф.С. |
Дата | 19.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №26
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
План-конспект открытого урока
по математике и шахматам,
проведенного во 2 классе
Тема урока математики: "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз ". Тема занятия по шахматам: "Шахматные фигуры".
подготовила учитель начальных классов
I квалификационной категории
Муртазина Феня Салиховна
г. Нижнекамск Тема урока математики: "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз ". Тема занятия по шахматам: "Шахматные фигуры". Цель урока: закрепить знания детей в игровой форме с решением задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Задачи:
- Закрепить навыки табличного умножения и деления.
- Развивать умение решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз, учить обобщать, сравнивать.
- Повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, пополнить знания об истории шахмат.
- Воспитывать интерес к математике и игре в шахматы, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
Оборудование:
- Шахматная доска, шахматные фигуры и пешки.
- Рисунки шахматных фигур.
- Загадки.
(Слайд с девизом урока) Вся в квадратах - белых, чёрных - Деревянная доска, А ряды фигур точёных - Деревянные войска. Люди их передвигают, Коротают вечера, Люди в шахматы играют -
Интересная игра!
(Слайд «Начальное положение»)
2. Устный счёт. - Ребята, какую геометрическую фигуру представляет шахматная доска? -Сколько всего квадратиков? (64) - А как называются эти квадратики? (поля) - Ребята, а сколько белых полей? Чёрных полей? (32) - А сколько всего шахматных фигур? (32)
- Ребята, какие шахматные фигуры вы знаете?
Маленькому солдату - пешке был дан приказ:
Оставить строй и в путь отправиться одной,
Найти, узнать и показать загадочное число.
- Кто хочет помочь маленькой пешке и узнать загадочное число?
а) Минута красивого письма.
64
- Какое это число? (чётное, двузначное)
- Сколько десятков и единиц?
- Представьте в виде суммы разрядных слагаемых. (64=60+4)
- Уменьшите 64 на 6 десятков, на 4 единицы.
- На сколько 64 больше 60, на сколько 64 меньше 4.
- При умножении каких двух однозначных чисел получается 64? (8х8)
- Назовите соседей числа 64. (63,65)
-Какие числа можно составить используя цифры 6 и 4? (64,46,44,66)
- Назовите числа в виде убывания. (возрастания)
Не потеряться в шахматной стране смогут только самые внимательные дети. Пешка приготовила для вас задания, тех, кто правильно ответит она возьмёт с собой в дорогу.
б) Арифметический диктант.
-
Найдите произведение чисел 6 и 7.
-
24 разделить на 4.
-
Найдите разность чисел 64 и 8.
-
Первое слагаемое - 45, второе- 20. Найти сумму.
-
На сколько 36 больше 4?
-
Уменьшите 18 в 3 раза.
-
Увеличьте 7 в 3 раза.
-
Найдите сумму чисел 9 и 8.
-
Во сколько раз 48 больше 8?
42 6 56 65 32 6 21 17 6
Ч а т у р а н г а
(Слайд «Чатуранга») Шахматы - древняя интеллектуальная игра, имеет свою историю. Шахматы появились в Индии в 5-6 веках. Первоначальное название шахмат - ЧАТУРАНГА. В игре в то время принимали участие четыре человека. Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные.
Зовётся шахматной страной -
двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой -
двухцветная война.
- Итак, ребята, кто готов к трудностям, путешествуя по математической шахматной стране?
- Пешка продолжает свой путь.
(Слайд «Шахматная доска»)
3. Блиц - викторина.
-
Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле)
-
Какие поля на шахматной доске больше - белые или чёрные (они равны)
-
Какая диагональ длинней: большая белая или большая чёрная? (они равной длины)
-
Сколько полей в большой белой диагонали и в большой чёрной диагонали? (по 8 полей)
-
Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)
-
В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)
-
Самая сильная шахматная фигура? (ферзь)
-
Самая главная шахматная фигура? (король)
-
Нападение на короля. (шах)
-
Нападение на короля, от которого нет защиты. (мат)
Хотела пешка крикнуть: "Эй!
Пройти-ка мне позволь!"
Да поняла пред ней король
Он всех главней, важней.
Он приготовил вам задачи
и желает всем удачи.
(Слайд «Задача»)
4. Решение задач.
а) У Маши на шахматной доске 4 фигуры, а у Наташи - в 3 раза больше. Сколько фигур у Наташи?
М. - 4 ф.
Н. - ? , в 3 раза больше
(Слайд «Краткая запись»)
Измените, вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия.
б). Шахматная задача «Кратчайший путь»
(Слайд «Кратчайший путь»)
5. Физкультминутка
Пешка устала, задачки трудны,
Привал, силы сегодня нужны.
6. Шахматно-грамматическое задание
И эти трудности прошли. Пешка приготовила другие задания.
- Какие шахматные фигуры скрываются в словах: (Слайд со словами)
ОЛАДЬИ СПЕШКА ЗАСЛОНКА КОНЬКИ
- Покажите этих фигур и расставьте их на свои места.
7. Решение примеров. «Расставь пешки»
Маленькая удаленькая пешка все поля прошла и своих сестёр нашла.
(Слайд с примерами)
1 вариант 2 вариант
Белые пешки Чёрные пешки
a 16: 4 = 4 g 24 : 3 = 8
b 18 : 9 = 2 f 24 :6 = 4
c 36 : 6 =6 h 45 : 9 = 5
d 72 :9 = 8 e 49 : 7 = 7
А теперь, ребята, давайте расставим пешки на свои места.
8. Графический диктант.
Вдруг маленькая пешка увидела, что одна фигура попала в беду, не видно её никому.
Мы поможем все вместе - начертим её.
(Одна клеточка вправо - поставьте начальную точку,1 - вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 -вправо, 3 - вниз, 1 - влево, 4 - вниз, 1 - вправо, 2 - вниз, 5 - влево, 2 - вверх, 1 - вправо, 4 - вверх, 1 - влево, 3 - вверх)
- Что за фигура получилась? (Ладья.)
- По углам шахматной доски, словно башни - ладьи.
(Слайд графического диктанта)
9. Дидактическая игра «Шахматы»
-
Стою на самом краю,
Путь откроют пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу. (ладья)
-
Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы.
По косой он ходит,
Хоботом не водит. (слон)
-
Передвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят (конь)
-
Гладкий люблю я, расчищенный путь:
На шаг в любую сторону могу шагнуть. (король)
-
Маленькая, удаленькая
Все поля прошла
И фигуру нашла. (пешка)
-
Назовите фигуру - свой любит цвет,
Для белого - нет цвета белого милей.
Другого правила здесь нет:
Напротив друг друга поставим их смелей. (ферзь)
К
Ж
П
Е
Ш
К
А
Х
О
З
И
Т
Я
Ч
Л
Р
Н
В
Р
Ф
Б
Ю
А
Г
Ь
Х
С
Е
Т
О
Д
Ц
Л
К
О
Р
О
Л
Ь
В
М
Я
Ы
З
М
Ж
Я
Е
Щ
Г
Ц
Ь
К
М
А
Ы
С
Л
О
Н
У
Ъ
Ф
Р
10. Итог урока:
- Молодцы, ребята! Вы помогали пешке.
Пешка благодарит всех ребят за помощь, желает успеха в учёбе и победы в игре в шахматы.
В чудесной шахматной стране
Всё это приключилось,
Ребята помогали мне
У нас всё получилось!
Спасибо всем!!
Список использованной литературы
-
Бурлака Е.Г. «Занимательная математика», Донецк: ПКФ «БАО»,1998
-
Волина В. Праздник Букваря- М.:АСТ- ПРЕСС, 1997
-
Голубь В. Т. Графические диктанты
-
Рудницкая В. Н. Математика. 2 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана - Граф, 2010
-
Сухин И. Г. Шахматы «Учусь и учу» . Издательство Духовное возрождение» 2006
-
Сухин И. Г. Шахматы. Рабочая тетрадь «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Издательство Духовное возрождение» 2009