Урок по математике и шахматам во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №26

с углубленным изучением отдельных предметов»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан










План-конспект открытого урока

по математике и шахматам,

проведенного во 2 классе






Тема урока математики: "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз ". Тема занятия по шахматам: "Шахматные фигуры".






подготовила учитель начальных классов

I квалификационной категории

Муртазина Феня Салиховна









г. Нижнекамск Тема урока математики: "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз ". Тема занятия по шахматам: "Шахматные фигуры". Цель урока: закрепить знания детей в игровой форме с решением задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Задачи:

  • Закрепить навыки табличного умножения и деления.
  • Развивать умение решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз, учить обобщать, сравнивать.
  • Повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, пополнить знания об истории шахмат.
  • Воспитывать интерес к математике и игре в шахматы, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Оборудование:
  • Шахматная доска, шахматные фигуры и пешки.
  • Рисунки шахматных фигур.
  • Загадки.
Ход урока 1.Организационный момент. - Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Если вы мне поможете, наш урок будет весёлым, интересным и необычным. Итак, мы отправляемся в математическое шахматное королевство. Девиз урока: "Учимся - играем, считаем - побеждаем!"

(Слайд с девизом урока) Вся в квадратах - белых, чёрных - Деревянная доска, А ряды фигур точёных - Деревянные войска. Люди их передвигают, Коротают вечера, Люди в шахматы играют -

Интересная игра!

(Слайд «Начальное положение»)

2. Устный счёт. - Ребята, какую геометрическую фигуру представляет шахматная доска? -Сколько всего квадратиков? (64) - А как называются эти квадратики? (поля) - Ребята, а сколько белых полей? Чёрных полей? (32) - А сколько всего шахматных фигур? (32)

- Ребята, какие шахматные фигуры вы знаете?

Маленькому солдату - пешке был дан приказ:

Оставить строй и в путь отправиться одной,
Найти, узнать и показать загадочное число.

- Кто хочет помочь маленькой пешке и узнать загадочное число?

а) Минута красивого письма.

64

- Какое это число? (чётное, двузначное)

- Сколько десятков и единиц?

- Представьте в виде суммы разрядных слагаемых. (64=60+4)

- Уменьшите 64 на 6 десятков, на 4 единицы.

- На сколько 64 больше 60, на сколько 64 меньше 4.

- При умножении каких двух однозначных чисел получается 64? (8х8)

- Назовите соседей числа 64. (63,65)

-Какие числа можно составить используя цифры 6 и 4? (64,46,44,66)

- Назовите числа в виде убывания. (возрастания)


Не потеряться в шахматной стране смогут только самые внимательные дети. Пешка приготовила для вас задания, тех, кто правильно ответит она возьмёт с собой в дорогу.

б) Арифметический диктант.

  • Найдите произведение чисел 6 и 7.

  • 24 разделить на 4.

  • Найдите разность чисел 64 и 8.

  • Первое слагаемое - 45, второе- 20. Найти сумму.

  • На сколько 36 больше 4?

  • Уменьшите 18 в 3 раза.

  • Увеличьте 7 в 3 раза.

  • Найдите сумму чисел 9 и 8.

  • Во сколько раз 48 больше 8?

42 6 56 65 32 6 21 17 6

Ч а т у р а н г а

(Слайд «Чатуранга») Шахматы - древняя интеллектуальная игра, имеет свою историю. Шахматы появились в Индии в 5-6 веках. Первоначальное название шахмат - ЧАТУРАНГА. В игре в то время принимали участие четыре человека. Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные.

Зовётся шахматной страной -
двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой -
двухцветная война.

- Итак, ребята, кто готов к трудностям, путешествуя по математической шахматной стране?

- Пешка продолжает свой путь.

(Слайд «Шахматная доска»)

3. Блиц - викторина.

  • Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле)

  • Какие поля на шахматной доске больше - белые или чёрные (они равны)

  • Какая диагональ длинней: большая белая или большая чёрная? (они равной длины)

  • Сколько полей в большой белой диагонали и в большой чёрной диагонали? (по 8 полей)

  • Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)

  • В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)

  • Самая сильная шахматная фигура? (ферзь)

  • Самая главная шахматная фигура? (король)

  • Нападение на короля. (шах)

  • Нападение на короля, от которого нет защиты. (мат)

Хотела пешка крикнуть: "Эй!
Пройти-ка мне позволь!"
Да поняла пред ней король
Он всех главней, важней.
Он приготовил вам задачи
и желает всем удачи.

(Слайд «Задача»)

4. Решение задач.

а) У Маши на шахматной доске 4 фигуры, а у Наташи - в 3 раза больше. Сколько фигур у Наташи?

М. - 4 ф.

Н. - ? , в 3 раза больше

(Слайд «Краткая запись»)

Измените, вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия.

б). Шахматная задача «Кратчайший путь»

(Слайд «Кратчайший путь»)

5. Физкультминутка

Пешка устала, задачки трудны,
Привал, силы сегодня нужны.

6. Шахматно-грамматическое задание

И эти трудности прошли. Пешка приготовила другие задания.

- Какие шахматные фигуры скрываются в словах: (Слайд со словами)

ОЛАДЬИ СПЕШКА ЗАСЛОНКА КОНЬКИ

- Покажите этих фигур и расставьте их на свои места.

7. Решение примеров. «Расставь пешки»

Маленькая удаленькая пешка все поля прошла и своих сестёр нашла.

(Слайд с примерами)

1 вариант 2 вариант

Белые пешки Чёрные пешки

a 16: 4 = 4 g 24 : 3 = 8

b 18 : 9 = 2 f 24 :6 = 4

c 36 : 6 =6 h 45 : 9 = 5

d 72 :9 = 8 e 49 : 7 = 7

А теперь, ребята, давайте расставим пешки на свои места.

8. Графический диктант.

Вдруг маленькая пешка увидела, что одна фигура попала в беду, не видно её никому.

Мы поможем все вместе - начертим её.

(Одна клеточка вправо - поставьте начальную точку,1 - вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 -вправо, 3 - вниз, 1 - влево, 4 - вниз, 1 - вправо, 2 - вниз, 5 - влево, 2 - вверх, 1 - вправо, 4 - вверх, 1 - влево, 3 - вверх)

- Что за фигура получилась? (Ладья.)

- По углам шахматной доски, словно башни - ладьи.

(Слайд графического диктанта)

9. Дидактическая игра «Шахматы»

  • Стою на самом краю,

Путь откроют пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу. (ладья)

  • Не живёт в зверинце,

Не берёт гостинцы.

По косой он ходит,

Хоботом не водит. (слон)

  • Передвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят (конь)

  • Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу шагнуть. (король)

  • Маленькая, удаленькая

Все поля прошла

И фигуру нашла. (пешка)

  • Назовите фигуру - свой любит цвет,

Для белого - нет цвета белого милей.

Другого правила здесь нет:

Напротив друг друга поставим их смелей. (ферзь)

К

Ж

П

Е

Ш

К

А

Х

О

З

И

Т

Я

Ч

Л

Р

Н

В

Р

Ф

Б

Ю

А

Г

Ь

Х

С

Е

Т

О

Д

Ц

Л

К

О

Р

О

Л

Ь

В

М

Я

Ы

З

М

Ж

Я

Е

Щ

Г

Ц

Ь

К

М

А

Ы

С

Л

О

Н

У

Ъ

Ф

Р

10. Итог урока:

- Молодцы, ребята! Вы помогали пешке.

Пешка благодарит всех ребят за помощь, желает успеха в учёбе и победы в игре в шахматы.

В чудесной шахматной стране
Всё это приключилось,
Ребята помогали мне
У нас всё получилось!

Спасибо всем!!

Список использованной литературы


  1. Бурлака Е.Г. «Занимательная математика», Донецк: ПКФ «БАО»,1998

  2. Волина В. Праздник Букваря- М.:АСТ- ПРЕСС, 1997

  3. Голубь В. Т. Графические диктанты

  4. Рудницкая В. Н. Математика. 2 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана - Граф, 2010

  5. Сухин И. Г. Шахматы «Учусь и учу» . Издательство Духовное возрождение» 2006

  6. Сухин И. Г. Шахматы. Рабочая тетрадь «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Издательство Духовное возрождение» 2009


© 2010-2022