Выступление на педсовете

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании. Что же следует из этого для нас, педагогов? В первую очередь, мы должны понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке), либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящий приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его способы действий Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».

Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

- учебная задача;

- учебные действия;

- действия самоконтроля и самооценки. Любая деятельность характеризуется наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Учебная деятельность может возникнуть лишь тогда, когда цель обучения личностно значима для ученика, «присвоена» им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача. Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес надо предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями. Третьим необходимым компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе. Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Уроки строю по следующей структуре.

  1. Организационный момент-включение детей в деятельность; -выделение содержательной области.
  2. Актуализация знаний - воспроизведения понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;- фиксирования затруднения в деятельности по известной норме.
  3. Постановка учебной проблемы-определения затруднения, его место, - определение необходимости нового знания.
  4. «Открытие» самооценкой учащимися нового знания- выдвижения гипотезы;- проверка гипотезы.
  5. Первичное закрепление - внешнее оформление новых алгоритмов;- фиксирование уже оформленного знания.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;- самостоятельное решение типовых задач - самостоятельная проверка учащимися своей работы.
  7. Повторение-включение нового материала в систему знаний;- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
  8. Итог занятия - рефлексия деятельности на уроке;- самооценка учащимся собственной деятельности.
На каждом уроке создаю все условия для проявления познавательной деятельности учеников. Ученики не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднения и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, с уроком оно и заканчивается. Все остальное в школе хотя и играет важную, но вспомогательную роль.На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия. Деятельностный подход в образовании - это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими особенностями.
© 2010-2022