- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект внеклассного мероприятия по краеведению на тему Зимние изменения в природе
Конспект внеклассного мероприятия по краеведению на тему Зимние изменения в природе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Романова Е.Л. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «Зимние изменения в природе».
Цель: - дать представления о том, как зимуют дикие звери, птицы;
- познакомить с зимними явлениями в неживой природе;
- учить видеть прекрасное, в обычном явлении природы;
-
формировать умение чётко, полно, широко излагать свои мысли;
-
описывать зимнюю природу;
-
воспитывать чувство любви к природе;
-
учить детей беречь и охранять родную природу, отношения к окружающему миру;
-
развивать монологическую речь учащихся, воображение, творческие способности.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Сейчас у нас урок краеведения. И начну я его с загадки. Снег на полях,
Снег на реках,
Ветер завывает,
Когда это бывает? (зимой)
О каком зимнем месяце говорят:
Год кончает, зиму начинает. (декабрь)
Году начало, зиме середина. (январь)
Зиму замыкает, весне дорогу показывает, (февраль) Тема нашего урока «Зимние изменения в природе», и пройдёт он в форме устного журнала.
Над выпуском, которого у нас работали художники - оформители, корреспонденты, которые подготовили интересную информацию, и во время урока раскроют содержание своих страничек.
Цель: - Сегодня будем говорить об изменениях, которые произошли в природе с приходом зимы.
- узнаем и посмотрим, кто как из наших лесных жителей зиму встречает. Раскроем первую страничку нашего журнала «Изменения в неживой природе» Тихо пришла к нам зима. Посмотрите в окно! Как в сказке построила зима свой серебряный дворец, покрыв снегом крыши домов и деревья, заморозила лужи, озёра и реки. А сейчас подумаем, какие явления будут характерны для зимы. И помогут нам в этом снежинки. Вы их будете поднимать, если явление, которое я называю зимнее, если нет, они лежат на парте.
Снегопад снег дождь ледоход метель
Сугробы молния гроза наст
- О прогнозе погоды на сегодня, сообщат нам дежурные.
-
Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?
(понижается, стаёт минусовой).
Какие стали осадки зимой по сравнению с осенью?
-
Какие изменения происходят с водой в водоёмах?
-
Сделайте вывод, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы?
(солнце, небо, осадки, реки)
-
Что же происходит с наступление зимы в живой природе? Вам хочется узнать?
Тогда мы раскрываем 1 страницу журнала, читаем «Зимний лес».
Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как белый терем,
Полный сказок и чудес.
(музыка Чайковского) Закроем глаза. Перед нами волшебная дверь, перед которой мы оставим неудачи, неприятности, зло, обиду. Открываем дверь и входим в лес, как в храм. И уже на пороге лес наполняет душу радостью. Идём по зимнему тихому лесу и не налюбуемся. Высокие стоят сосны, мохнатые ели надели белые шапки, веточки берёз покрылись льдом и блестят на солнце. Тихо в спящем лесу. Нужно уметь ходить по лесу тихо, слушать и наблюдать. Только тогда откроются все чудеса зимнего леса.
- Какую картину зимнего леса вы увидели?
- Группа ребят работали над выпуском этой страницы и поместили свои рисунки. Посмотрите. (выставка детских работ)
С. Есенин.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
А вот, что пишет о наступающей зиме Иван Суриков.
Белый снег, пушистый Тёмный лес, что шапкой
В воздухе кружится Принакрылся чудной
И на землю тихо И заснул под нею
Падает, ложится. Крепко, непробудно...
И под утро снегом Божьи дни коротки,
Поле забелело, Солнце светит мало,
Точно пеленою Вот пришли морозы -
Всё его одело. И зима настала.
С. Есенин рисует зиму немного грустно. Послушайте отрывок из стихотворения
«Поёт зима - аукает»
Поёт зима - аукает
Мохнатый лес баюкает
Со звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
Спасибо, ребята!
А вот выставка книг, в которых помещены стихи о зиме. Вы можете обратиться в библиотеку, взять эти книги и почитать об этом прекрасном времени года.
Раскрываем 2 страницу нашего журнала «Птицы зимой»
Речь пойдёт о птицах, о том, как зима повлияла на их жизнь и как мы можем им помочь.
Встали. Закрыли глаза и мысленно перенеслись в лес Как хорошо в лесу! Поднимаемся на носочки, потянулись и нюхаем еловую веточку - вдохнули воздух, опускаемся - выдыхаем, посмотрели направо налево. Мы видим
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Давай те сейчас присядем, притаимся, посмотрим и послушаем, кто остался
зимовать у нас.
1. Кто там ловко и упорно,
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный.
Перед стайкою синиц,
(поползень, синицы) Поползни - птицы, которые передвигаются по стволам деревьев короткими прыжками, вверх и вниз. Весной и летом питаются пауками, жуками, гусеницами, а осенью и зимой плодами и семенами дуба, липы, клёна. Поползни приносят лесу пользу, уничтожая насекомых повреждающих деревья. 2. Красногрудый, чернокрылый.
Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять, (снегирь) На фоне снежного покрова, ярким своим оперением, выделяются снегири. Медленно перелетая, весёлыми стайками от деревца к деревцу они похожи на красные фонарики. У снегирей клюв короткий, края загнуты внутрь, что помогает им извлекать и измельчать семена. Они круглый год кормятся семенами. Летом - крапивы, лебеды, клёна. Зимой привлекают их ягоды рябины.
3. Я по дереву стучу,
Червяков добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой!
(Дятел)
Мой рассказ о дятле. В строении дятла много не обычного. Во-первых, голова с шеей - как на шарнирах. Во-вторых, твёрдый клюв. В-третьих - лапки: короткие, два пальца вперёд, два назад. Это позволяет ему надёжно уцепиться за кору. Помогает ему ещё и хвост, его перья, очень твёрдые, используются как опора. Не обычен и язык: липкий, длинный, с зубчиками-крючками на конце. Таким языком легко из щели достать муравья, жука, личинку.
Зимой дятлы питаются семенами из шишек. Кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и хорошо вам известные. Мы их встречаем возле жилья человека. - Какие? (Воробьи, галки, вороны, сороки). Весь год они живут в нашей местности. Д.З. Об этих птицах вы подготовите сообщение к следующему уроку. Сейчас послушаем разговор двух птиц Поползень: Здорово, сорока! Где бывала, куда летала? Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке. Поползень: А теперь куда? Сорока: В деревню, милок, в деревню. Поползень: Чем же плохо тебе в лесу? Сорока: Да как же, милок? Птичьи гнёзда давно пустые, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась, пусто нынче в лесу! Поползень: Чем же в деревне-то хорошо? Сорока: Да как же, милок, да как же! У собаки косточку утащу, на помойке объедочков накопаю. Я птица не гордая!
Да птицы ухитряются добывать в снежные зимы себе корм. И всё-таки очень трудно и тяжело птицам зимой, особенно во время метели, снегопадов, сильных морозов. Н: из 10 синиц выживают в морозы только 2. А ведь мы с вами можем им помочь, и обязательно должны это сделать. Подумайте! Как можно помочь им? (подкармливать)
Прочитаем обращение (на странице).
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо. - Ребята, поднимите руки, у кого возле дома висит кормушка? Кормушки могут быть самые разные и сегодня ребята расскажут о кормушках, которые они смастерили сами. 1. Я сделал кормушку из коробки. Вырезал два отверстия, куда можно насыпать корм. Сделал петельку, что бы подвешивать к дереву. Я думаю, что синицам понравиться моя кормушка. Они не боятся, что она качается на ветру. 2.
Ребята, а что нужно помнить, когда вы укрепляете кормушки? .... Приготовила для вас советы, давайте послушаем.
-
Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.
-
В кормушке не должно быть снега.
-
Не бросай возле кормушки пакеты, банки в которых приносил корм.
-
Следи, чтобы корм в кормушке был постоянно.
Переходим к третьей странице нашего журнала.
«Жизнь диких животных зимой» Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Для животных наступила суровая пора. О том, как животные зимуют в наших лесах, нам расскажут ребята, которые приготовили сообщения. Но сначала вспомним, какие дикие животные обитают в наших лесах. У вас на партах конверты, в них карточки, если вы правильно их соберёте, то вспомните всех обитателей леса. 1. Я расскажу вам о лисе: Зимой лиса, как и осенью, ярко-рыжая. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубочком и прикрывается хвостом. 2. Я расскажу вам о медведе: Медведь долгую зиму проводит в берлоге. Берлогу - яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун. - Какие звери ещё впадают в спячку? (ежи, барсуки) Если ходить по лесу тихо, наблюдать и прислушиваться, то можно узнать много интересного. Нашим корреспондентам удалось подслушать разговор между белкой и зайцем. 3: Ты чего, белка, из гнезда не выходишь?
Б: Я, зайка, тепло берегу. На воле-то нынче мороз, я вход в дупло мхом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить. 3: А чем же ты кормишься?
Б: А у меня с лета сушёные грибы припасены, орешки, желуди. А ты заяц куда бегал? 3: На деревню. Б: Для чего?
3: Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку найти. Б: И нашёл?
3: Как бы не так. Сено то под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки кусачие. Б: А теперь куда?
3: Осинку глодать.
- Кто внимательно слушал, тот сейчас скажет чем питаются зимой зайцы и белки? Вот мы и перечитали все страницы нашего журнала. Но это не всё. На следующем уроке мы продолжим разговор об изменениях живой природы с наступлением зимы. И сегодня я благодарю всех ребят, за хорошие сообщения, за помощь в подготовке урока. Спасибо! Молодцы! Как вы думаете, что я могу сегодня каждому из вас поставить за работу? (поднять карточки с отметкой) А сейчас мы проверим, кто сегодня на уроке был самым внимательным и наблюдательным.
Тест:
1. Запиши цифрами порядок зимних месяцев февраль декабрь январь
2. Кто и как готовится к зиме. Соедини стрелками.
Медведи зерно
Мыши мёд
Белки жир
Пчёлы грибы, орехи
-
Подчеркни перелётных птиц одной чертой, а зимующих двумя чертами.
Скворец, синица, воробей, ласточка, ворона, дятел, журавль.
Итог урока.